.
Ринпоче
Сообщений 1 страница 8 из 8
Поделиться22010-12-08 00:24:27
Превращение боли в Путь (Тензин Вангьял Ринпоче)
Мы поговорим о том, как превратить боль в путь. В тибетской традиции - в Дзогчене, а также в Тантре и Сутре – есть фундаментальная вера в то, что это возможно. Пробуждение Будды началось с того, что он заметил боль, страдания самсарических существ. После этого он вступил на путь и достиг Освобождения. Так он преобразил боль и страдания. Думаю, это касается всех нас, если мы знаем, как это сделать.
Признать существование боли
Сначала я хотел бы поговорить о нескольких аспектах боли. Во-первых, очень важно признаться себе в том, что боль есть. Начав ее видеть, мы можем отдалиться от нее и что-нибудь с ней сделать.
Думаю, что самая распространенная ошибка, которую мы допускаем, в том, что мы не признаемся себе в существовании боли. И у нас всех это неплохо получается. Наверное, только на том уровне боли, когда она проявляется физически или когда она проявляется как ссора, или когда она носит взрывной характер внешне, мы признаем ее существование. Если мы ее постоянно отрицаем, то остальной мир говорит нам: «Нет, нет, здесь есть проблема». Или нам говорят об этом родные. Или близкий человек сообщает нам о том, что от нас уходит. То есть мы начинаем просыпаться только при тех или иных внешних проявлениях боли. Очень часто бывает, что уже поздно. Иногда есть возможность к чему-то вернуться, что-то исправить, а иногда – нет. И так происходит нередко.
Не следует искать причины боли вне себя
Что означает признание существования боли? Не следует всегда искать причины боли вне себя. Я иногда говорю о «кармической подушке», о том, что люди сидят на «сгнившей кармической подушке» и зачастую этого не осознают. Вы думаете, что приятно проводите время, гуляя по парку, но вместо этого вы сидите на своей болезненной «кармической подушке». Признаком этого является то, что вы, на самом деле, не видите деревьев, не слышите щебета птиц, не чувствуете запаха цветов. То есть физически вы идете, но вы подобны ходячему мертвецу. Ощущения вашего тела и ума, ваша энергия в значительной степени скованы болью. Вы думаете о ней, заняты ее эгоистическими уловками, и ваши тело, энергия и ум почти не соприкасаются с парком. Вот что я подразумеваю под сидением на «сгнившей кармической подушке».
И это может происходить не только во время прогулки по парку, но и на прекрасной вечеринке, на каком-нибудь празднике. Вы можете находиться там, но ваш ум не принимает в нем участия. Вы не имеете связи с ощущениями, которые может подарить вам жизнь, природа, другие люди. Вы слишком заняты собой.
И пока вы этого не поймете, решение не найдется. Пока вы это не осознаете и не признаетесь себе в своей боли. Иногда я думаю, что такое признание – само по себе прекрасное переживание. Вы можете быть заняты разными делами, обсуждениями, запутанными ситуациями и состояниями, и вдруг, в разгар всего этого, вы обращаетесь внутрь и проверяете, есть ли там покой. И вы удивитесь, насколько неизменно это состояние, это «место» внутри вас. Вопрос лишь в том, чтобы правильно направить внимание.
Наше внимание, как правило, направлено на что-то внешнее – особенно на то, что кто-то сделал не так, на то, что еще неправильного может произойти, и наше внимание в большой степени сковано этим. Если мы не сможем это осознать и направить внимание правильным образом, то решение не найдется. Звучит просто, как будто дело всего лишь во внимании, но для этого простого изменения могут понадобиться годы и даже вся жизнь. И так происходит у многих людей. А некоторые и вообще не способны сделать это за одну жизнь, и им требуется много жизней. Мы осознаем этот момент и при этом понимаем, что есть другое состояние, другие переживания, помимо нынешних. И мы обращаемся внутрь.
Покой, безмолвие и пространство
Особенно когда есть много движения, вы обращаетесь к покою. Особенно когда внутри говорит много «голосов», вы обращаетесь к безмолвию. Если вы чувствуете себя полностью ограниченными и обусловленными множеством мыслей, своим эго, вы обращаетесь к аспекту пространства ума. Эти три качества всегда есть, и как только вы обращаетесь к покою, безмолвию и пространству, все ваши ощущения немедленно меняются. Не потребуется много времени. Как только вы слышите безмолвие, все «голоса» внутри растворяются сами.
Но чаще всего мы не прислушиваемся к этому безмолвию. Мы прислушиваемся к шуму, принимаем в нем участие, ведем с ним переговоры, засеваем вместе с этим «голосом» то, что создаст еще больше боли. Мы хорошо умеем это делать.
Иногда мы даже говорим: «О, я не хочу с ним разговаривать». И все равно разговариваем. Вы планируете не разговаривать и обвиняете себя в том, что все равно разговариваете. И это тоже разговоры. Таким образом, есть только одно решение – умиротворить этот голос.
Итак, слушайте его, как звук, внутри которого – безмолвие. Точно так же, как вы слушали бы чей-то голос. Как только вы начинаете слышать безмолвие, голоса больше нет. Просто обратите свое внимание вовнутрь и прислушивайтесь к безмолвию.
Если вас одолевают мысли, вы беспокоитесь о чем-то, строите какие-то планы и эти мысли связаны со смятением, с болью, то не отталкивайте их, не старайтесь ими управлять, остановить или обвинить их. Позвольте им быть, потому что они все равно приходят; должна была прийти вот эта мысль в этот момент вашей жизни. Смотрите на все, что там есть, или, наверное, должно быть, как на имеющее свое назначение.
Вообще, назначение всего, что есть, - помочь вам расти.
Когда вы не отталкиваете мысль, вы ей открыты. Вы идете к ней и так близко подходите, чуть ли не проходите сквозь нее, как будто пытаясь схватить радугу. Вы проходите сквозь нее и находите только пространство. Или вы чувствуете пространство вокруг и внутри этой мысли. Вы не отталкиваете ее и не притягиваете, а просто видите, чувствуете. Как только вы почувствуете это пространство, мысль исчезнет – она не может подпитывать себя сама. Но если вы будете ее отталкивать и следить за тем, кто ее отталкивает, то это уже иная мысль. И она как бы еще хуже, потому что думает: «Я более умная мысль. Поэтому мне нужно прогнать вон ту плохую мысль. Я решение проблемы». И вы увязаете в решении проблемы. В Дзогчене говорят: «Кровь с руки не смоешь кровью». Вместо первой крови вы остаетесь со второй, но все равно это кровь. И если мы считаем, что вторая лучше, то это одно, но если вашей целью является избавление от крови, то у вас ничего не получится. Вы только обманываете себя.
Забота о боли
Итак, первое – признать, второе – позаботиться о боли. Что значит позаботиться о боли? Я думаю, что очень часто мы этого не делаем. Например, мы сильно нуждаемся в поддержке кого-то из членов нашей семьи. У нас трудности. Это могут быть любые трудности, и мы ожидаем поддержки. Как мы можем почувствовать, что тот человек нас поддерживает? Чаще всего – тогда, когда он доступен, когда он открыт, а не говорит: «Да, я помогу тебе, но ты слишком уж сильно тут начудил». Это не очень похоже на поддержку, не так ли? «Я тебе помогу, но в следующий раз будь внимательнее», «я тебе помогу, но если ты будешь меня слушать». То есть выдвигаются всевозможные условия. А бывает, что этого человека ситуация очень сильно волнует, и он испытывает еще больше страха, чем мы сами, хотя должен бы нам помочь. Мы чувствуем поддержку? Нет, мы ощущаем, что этот человек сам нуждается в помощи. У него больше страха, нет стойкости, он очень разговорчив, взволнован. Мы не чувствуем поддержки также в том случае, когда кто-то присутствует физически, но на самом деле отсутствует. Он смотрит на часы, считает минуты, кому-то звонит, строит какие-то планы… Мы знаем, что этот человек не с нами. И чувствуем ли мы поддержку? Нет.
Когда же мы чувствуем поддержку? Когда кто-то полностью присутствует, открыт, доступен, заботлив, немногословен, не осуждает. И он здесь, рядом с нами. Мы чувствуем поддержку? Да.
Это как раз пример того, как наша боль может быть поддержана нами. Если мы так будем обращаться со своей болью, то она быстро исцелится, потому что почувствует такую же поддержку, как та, которую я описывал.
И как же это? Не осуждайте свою боль, не говорите: «Ну вот, опять я вляпался. Как и в прошлом году. Что же, теперь всегда так будет?» Это как раз тот случай, когда вы не получаете поддержку в то время как ее ожидаете. Вы осуждаете себя и не позволяете себе ни минуты безмолвия для наблюдения за этой болью, для того, чтобы просто позволить ей быть, почувствовать ее, позаботиться о ней. Вместо этого – постоянное осуждение, контроль, нервы, волнения. Разве возможно ее контролировать? Но вы пытаетесь это делать. Это еще ни у кого не получалось.
Итак, вы делаете в отношении боли все, чего не нужно делать, и боль становится лишь сильнее. Одно дело – чувствовать боль, другое – быть болью. Мы очень часто отождествляемся со своей болью, и соответственно этому эго затем реагирует на мир. Вы говорите то, что сама боль не хотела бы сказать. Например, вы выходите из себя и говорите кому-нибудь ужасные вещи. Если посмотреть внимательнее, то кто это говорит? Боль? Нет, боль в каком-то смысле – чистое переживание, просто чувство. Глубокое чувство. Эго интерпретирует это: «Есть угроза. Нужно защищаться. У меня уже подготовлено письмо по электронной почте, продуман весь разговор, и давай начнем с этого». И вы нажимаете кнопку или открываете рот, и вы думаете, что пытаетесь пообщаться со своей болью, но говорит, на самом деле, эго. И в результате эго создает еще больше боли.
У эго в каком-то смысле даже нет реального контакта с этой болью. Это, наверное, самая большая его проблема. Осознание же, напротив, имеет реальную связь с болью.
Это касается признания боли не только в себе, но и в ком-либо другом. Самое эффективное исцеление, самое эффективное общение происходит, когда вы понимаете боль другого человека. Бодхичитта, сочувствие – одно из величайших средств для достижения Просветления. Бодхисаттва, занимающийся духовной практикой, йогин руководствуются именно таким настроем – стремлением понимать боль других людей. И это делает его уникальным и непохожим на других.
Представьте себе, что Бодхисаттва станет выслушивать речи эго других людей. Кому они нужны? Но если прислушаться к чьей-либо боли – независимо от того, кто этот человек, - то можно почувствовать сострадание.
Например, если посмотреть на собственную жизнь, на человека, который вас злит, – почему он вас злит? Потому что вы слушаете эго этого человека, смотрите на действия его эго, но если вы прислушаетесь к его боли, к его состоянию, то ваше сердце откроется.
Представьте себе такую ситуацию: вы ждете кого-то, кто опаздывает. И каждые пять минут ожидания вызывают у вас все больше злости. И вот этот человек появляется и говорит: «Я разбил машину». Ваша реакция? За одну секунду вся накопившаяся за несколько часов злость растворяется. Почему? Потому что вы понимаете его боль. Это наша естественная способность. А когда мы понимаем свою собственную боль, эго тает.
Работа с болью. Превращение ее в путь.
Как это делать практически? Это всегда хороший вопрос. Если вы чувствуете сильную боль, то первым делом вам нужно ее осознать: «Я чувствую ее в данный момент». Вы направляете внимание внутрь и просто смотрите на нее. Что происходит? Может быть, вам кажется: «Я смотрю, но не вижу». Или вы скажете: «Звучит очень просто, но это нелегко, я знаю». Или вы говорите: «Да, я смотрю на боль, но она никак не меняется». Или: «Да, я могу смотреть на свои переживания, но что за польза в этом, если он или она не изменится?» Во всех этих случаях вы говорите и даже не обращаете внимания на свою боль.
Как только вы начинаете чувствовать покой, аспект движения, аспект волнения в боли растворяется. Боль превращается в путь, путь к Освобождению, и вы становитесь способны полностью осознать и соединить его с повседневной жизнью. В учении Дзогчен это иногда называется «путем основы», «жинэ жи лам» по-тибетски. Основа – то, с чего вы начинаете. Этот путь вы чувствуете с позиции «двери покоя», поскольку она тесно связана с нашим телом. Ведь движение исходит от тела.
Другой аспект – «голоса» внутри. Это голоса боли, это говорите не вы. Вы свободны от боли. Боль говорит, а вы отождествляетесь с болью. Вы запутались в том, кто вы? Как только вы осознаете, что не являетесь этими голосом и болью, вы освобождаетесь. Как это сделать? По тому же самому принципу. Вы направляете свое внимание на безмолвие, поскольку движение и звук – это две разных вещи, а покой и безмолвие – два разных переживания. Вы прислушиваетесь к безмолвию, и как только начинаете слышать его, этого голоса больше нет. Нет боли. Боль стала путем. Путем безмолвия. Вы почувствовали безмолвие, и теперь вопрос в том, чтобы поддерживать его, питать его, достичь его полного осознания, соединить его с каждым голосом, звуком, музыкой. Так вы превращаете боль голоса в путь безмолвия.
То же самое с умом. В любой момент, если посмотрите на ум, вы увидите, что он мог бы быть яснее, чем сейчас. А иногда мы не знаем, ясен ум или нет. Легко посмотреть на кого-то другого и увидеть, что у этого человека плохое настроение. А вы сами при этом в каком, по-вашему, настроении?
В буддизме говорится: «Сем джи рангжин вё салва» (тиб.). Это значит, что природа ума – ясная и светлая. Ум всегда светел. И если вы хотите это почувствовать, то лучшее время для эксперимента – это худшее время в вашей жизни. Когда вы действительно в смятении, полностью охвачены болью – это лучшее время поэкспериментировать и проверить, светел ум или нет. Но если посмотреть на ум правильно, то вы увидите, что он светел. Он просто полон света, и всегда таким был. А если вы не смотрите на него, а смотрите на запутанность, порожденную эго, и неверно осознаете себя в ситуации, то вы, конечно, этого не видите.
Посмотрите на сам ум. Он ясен, и никогда не может быть неясным. Нет такой силы во Вселенной, которая могла бы омрачить природу ума или разрушить пространство. Можно разрушить гору, но не пространство. Вопрос только в том, чтобы направить внимание внутрь и увидеть это пространство. Оно есть.
Так мы превращаем боль тела, боль внутреннего голоса и боль ума в покой, а покой – в путь к Освобождению. Узнавая голоса боли внутри и прислушиваясь к безмолвию, слыша безмолвие, мы превращаем это безмолвие в путь к Освобождению. Чувствуя омрачения и блоки ума, мы соединяемся с пространством ума и превращаем эту запутанность ума в пространство ума, а пространство ума – в путь к Освобождению.
«Дзогчен так прост, что люди не знают как его понимать»
Конечно, вы можете сказать, что это звучит очень просто. Но о Дзогчене как раз говорят, что он настолько прост, что люди не знают, как его понимать.
Мы обожаем усложненные вещи. Если что-то трудно достать, то мы думаем, что это что-то хорошее. Наверное, поэтому некоторым людям всегда хочется чего-то такого, что им не достать. И это единственный способ не видеть то, что у вас есть. Я иногда советую: если хотите большего, цените то, что у вас есть сейчас. Заслуживают большего те, кто полностью ценят то, что у них есть. Неценящие не заслуживают. Для них большее бессмысленно, потому что они не знают, что у них уже есть.
Величайшее, что у нас есть, – этот момент, эта жизнь. Наверное, это наше величайшее богатство, но чаще всего мы этого не видим. И о Дзогчене говорят, что он слишком близок к нам, поэтому мы его не понимаем.
«Будьте хорошей поддержкой вашей боли»
И снова к практике. Если вы не запомнили всего, что я сказал, то просто забудьте об этом. Вкратце – когда бы вы ни чувствовали боль, просто будьте открыты ей. Ваша боль здесь (показывает руками перед собой), а здесь (показывает на свою грудь) – тот, кто обычно разговаривает, осуждает, анализирует, и вот на этот аспект нужно обратить внимание. Этот аспект должен быть хорошей поддержкой. Мы уже приводили пример того, что такое хорошая поддержка. Будьте хорошей поддержкой вашей боли. Это понятно?
Повторю еще раз. Когда вам очень нужна поддержка от близкого человека, чего вы от него ожидаете? Именно этого боль ожидает от вас. И чего? Сильного присутствия, полной открытости и, самое важное, неосуждения.
Я думаю, особенно на Западе у людей есть проблемы с покоем, безмолвием и пространством. Люди думают, что пространство – это отсутствие созидательности; если кто-то молчит, это им кажется проблемой; если кто-то не двигается, это им кажется проблемой. Если кто-то ничем не занят – с ним что-то не так, верно? Если вас спрашивают, что вы делаете, и вы отвечаете «ничего», то здесь явно что-то не так, да? Это «ненормально». Когда вы с кем-нибудь встречаетесь, с вами незамедлительно стараются заговорить. И что, действительно обязательно нужно говорить? Особенно когда не знаете, что сказать? Нет. Когда вы не знаете, что сказать, вы всегда, в конечном счете, говорите что-нибудь глупое. Так что лучше безмолвствовать. А люди думают, что это неправильно. Что другим может быть обидно, если мы молчим. Но безмолвие прекрасно.
Я нередко встречаю людей, у которых проблемы во взаимоотношениях. И они мне говорят, что «очень долго друг с другом разговаривали». Они сообщают, что прошли два курса терапии, на которых тоже пришлось разговаривать. И еще они пишут обо всем, что происходит с ними каждый день в этом – как он называется? Spacebook? А, да, Facebook. Но кому до этого есть дело? Да, Spacebook, смешно (смеется). Одним словом, есть трудности с покоем, безмолвием и пространством, умом.
Хочу подчеркнуть, что главное – чувствовать эту боль, быть открытым и просто смотреть. Как хороший друг – спокойный, открытый, не осуждающий, поддерживающий. Так и вы будьте с вашей болью спокойны, безмолвны, пространственны и открыты. Вы даже не представляете себе, какое здесь мощное средство исцеления.. Если вы хотите преобразить боль, то нет ничего лучше такого осознания. И этот инструмент – внутри вас.
Конечно, вы можете сказать: «Не думаю, что это поможет». Что ж, это голос, и с этим голосом помощь не сработает. От него очень трудно избавиться. Он будет говорить: «Ну да, я могу так посидеть, но что это изменит в моей жизни?», «Какое это может иметь отношение к моей разбитой машине?», «Как это остановит моего пьяницу-мужа?» И голос, который это говорит, – это тот голос в вас, который побуждает вашего мужа пить еще больше. Он усиливается, вибрирует, превращается в энергию, приводит к тем или иным действиям, к возбуждению, а у вас даже и нет понятия о том, что он вносит вклад в пьянство вашего мужа. И кроме того, вносит вклад в вашу собственную боль. Вы должны осознавать, что в вас говорит такой голос. Как только вы его останавливаете, то чувствуете связь с пространством. У нас нет представления о питательности пространства, питательности осознания.
Пространство рождает все
Самые замечательные события в моей работе с людьми – это когда им удается установить связь с пространством, и у них текут слезы из глаз, они радуются, они готовы прощать, они становятся сильными, у них появляется ясность относительно того, что им делать, - проявляются удивительные качества. Откуда? Из этого пространства. Когда вы ему позволяете, оно рождает все. И вы спросите: а почему это не проявлялось раньше? Именно потому, что было мало пространства. Пространство было занято и омрачено вашим эго. У вас было так много «голосов», что вы потеряли связь с безмолвием. У вас было так много волнений и движения, что вы потеряли связь с покоем. Как же что-то могло родиться из пространства? В каком-то смысле ваша боль была больше заинтересована в том, чтобы избавиться от вас, чем вы – в том, чтобы избавиться от нее. Например, когда кто-либо говорит: «Я хочу избавиться от этого человека», - что, по-вашему, думает тот человек? То же самое. Но сначала нужно признаться себе в боли, позаботиться о боли, что означает – просто открыться ей. Нет ничего сложнее. И сохранять эту открытость достаточно долго. Тогда вы познаете силу и потенциал этого пространства.
Чаще всего мы недостаточно их осознаем. Типичный пример – когда люди пытаются справиться со своей психологической путаницей или болью, они говорят: «Ну что ж, я работал все эти годы и думаю, что проблем моих больше нет». Это означает: «Все, я достиг Освобождения». Если вам удалось устранить свою боль или запутанность, то это только полпути. Вторая, и более важная, часть пути еще не началась.
Небольшой пример. У вас есть какие-то навязчивые мысли, и вы уже несколько дней ходите по кругу. Вдруг вы это осознаете и перестаете в этом участвовать, не вносите в это вклад, не оцениваете. Вы открыты. И наконец вы обнаруживаете то пространство в мысли. И мысли больше нет. И вы говорите себе: «Как прекрасно!» А потом: «Ну, что дальше? О чем мне нужно еще побеспокоиться?» То есть дело не в теме, а в том, кто находит новые темы для беспокойства. Вы можете позволить себе недельный перерыв, а на следующей неделе к вам приходит новая идея: «Ага, пора платить налоги», - хорошая причина беспокоиться. И вы опять беспокоитесь.
Эти покой, безмолвие и пространство универсальны, и у всех могут быть подобные переживания. Кто-то может говорить: «Но вы не знаете мою боль. Если я расскажу вам свою историю, вы поймете, что это совсем другое дело. Но я не стану рассказывать». Я много слышу о различных проблемах людей. Это как множество индийских фильмов. Индийский фильм достаточно посмотреть пять минут в начале, чтобы понять, как он закончится. И наши боли такие же. Достаточно послушать кого-либо пять минут, и вы уже знаете всю историю.
Однажды я получил от человека письмо на восьмидесяти страницах. И на каждой странице говорилось одно и то же. Объяснялось все и так, и эдак, но стержень всего этого, в конце концов, весьма прост. И до этого стержня можно добраться также и в отношении своих проблем. Это не так уж сложно. И вопрос всегда в том, чтобы признать это – как в себе, так и в других.
источник: http://www.garuda-bon.ru
Поделиться32010-12-16 11:06:15
Ринпоче́ (также Римпоче) — буквально означает «драгоценный» — уважительный титул для именования высших лам и перерожденцев (тулку) в тибетском буддизме и в религии Бон.
Титул Ринпоче прибавляется к имени ламы.
В Тибете и Бутане слово Ринпоче, стоящее отдельно, обозначает Падмасамбхаву, которого именуют «Гуру Ринпоче».
------------------------------------------------------------------
Поделиться42011-04-08 13:01:22
Патрул Ринпоче: Совет мне от меня.
Патрул Ринпоче (1808-1887) был бродячим мастером Дзогчен, любимец простого народа, он жил в Восточном Тибете на рубеже веков. Известен как просветленный странник.
Слова и поэмы великого мастера тибетского буддизма XIX века Патрула Ринпоче отражает сущность так называемой «Колесницы Плода» (тиб. 'bras bu'i theg pa), в которой во главу угла ставится не развитие каких-то необыкновенных способностей, а, напротив, нахождение в своём собственном теперешнем состоянии присутствия изначального естества, которое часто описывается в терминах «неискуственное» (тиб. ma bcos pa), «обыденное сознание» (тиб. tha mal gyi shes pa). Именно поэтому прогресс на этом пути подобен разочарованию, разочарованию в попытках найти просветление в чём-то необычном, натужном, где-то вне своей собственной природы просто как она есть здесь и сейчас. Но именно через такое разочарование, как показывает Патрул Ринпоче, и лежит путь к постижению собственного естественного состояния.
Совет мне от меня!
О, Ваджрасаттва, единственное божество, Учитель,
Ты, восседающий на диске полной луны лотоса белого света,
В столепестковом полноцветьи юности!
Подумай обо мне, Ваджрасаттва,
Ты, остающийся недвижным в проявленном,
Ты, который есть Махамудра, чистое блаженство-пустота.
Слушай же, старый Патрул с дурной кармой,
Ты, пребывающий в отвлечении.
Веками тебя очаровывали и отвлекали иллюзии.
Ты осознаешь это? Осознаешь ли?
В этот самый миг, когда ты
В плену ошибочного восприятия,
Тебе надо понаблюдать.
Не позволяй себе увлечься этой
Фальшивой и пустой жизнью.
Твоим умом вертит вихрь мыслей
О том, как воплотить множество бесполезных проектов.
Пустое! Сдавайся!
Думать о сотнях планов, которые желаешь исполнить,
А времени на это никогда нет,-
Только обуза для ума.
Ты полностью отвлечен
Всеми этими проектами,
Которые никогда не завершатся,
А только расходятся все шире, словно круги на воде.
Не дури,
Сей момент сиди тихо.
Слушать учения, — да, ты уже слышал сотни учений,
Но если не усвоил смысл хотя бы одного учения,
Что толку слушать остальные?
Размышлять о смысле учений, хотя их и слушал,
Но если учение не приходит на ум, когда в нем нуждаешься,
Что толку дальше размышлять о нем? Без толку.
Медитировать согласно учениям, — Если твоя медитативная практика все еще не может исцелить
Омрачения ума, — забудь о ней!
Складываешь в уме — сколько мантр начитал,
Но ты не завершил визуализацию стадии зарождения.
Может, формы божеств получаются у тебя четкими и ясными,
Но ты не положил конец субъекту и объекту.
Можешь приручать то, что кажется тебе злыми духами и призраками,
Но ты не тренируешь поток собственного ума.
Твои четыре туна практики садханы,
Столь тщательно организованные, — Забудь о них.
Когда ты в хорошем настроении,
В твоей практике много ясности,
Но ты не можешь расслабиться в ней.
А когда у тебя депрессия,
То практикуешь вполне стабильно,
Но в практике нет яркости.
Что же до осознанности,
Ты пытаешься вбить себя в подобие ригпа,
Словно тычешь колом в мишень!
Если все эти йогические позы и взгляды стабилизируют твой ум,
Лишь ограничивая его,-
Забудь про них!
Чтение высокопарных лекций
Не приноситт никакой пользы твоему потоку ума.
Путь аналитического размышления точен и тонок,
Но это — лишь еще одно отвлечение, никчемное козлиное дерьмо.
Устные наставления — чрезвычайно глубоки,
Но не тогда, когда ты не применяешь их на практике.
Все читаешь-перечитываешь тексты дхармы,
Они только занимают твой ум, да еще от них болят глаза.
Забудь о них!
Долбишь в свой маленький барабан-дамару — дрынь, дрынь,
А твои ученики думают- какой чудесный звук!
Начитываешь слова о том, что подносишь свое тело,
Но ты не перестал дорожить этим телом!
Звенишь своими маленькими цимбалами — дзынь, дзынь,
А в уме не держишь наивысшую цель.
Все эти приспособления для практики дхармы,
Кажущиеся такими привлекательными, — Забудь о них!
Сейчас эти ученики учатся с таким рвением,
Но в конце концов они не потянут.
Сегодня они, видимо, что-то поняли,
А позже от понимания не останется и следа.
Даже если один из них сумеет чему-то научиться,
Редко он применяет свои «познания» к собственному поведению.
Эти элегантные ученики дхармы, — Забудь про них!
В этом году он так заботится о тебе,
А в следующем — все не так.
Поначалу он скромен,
Потом все более экзальтирован и помпезен.
И чем больше его холишь и лелеешь,
Тем больше он отдаляется.
Эти дорогие друзья,
Которые так мило улыбаются на первых порах,-
Забудь про них!
Ee улыбка, кажется, полна радости и счастья.
Но кто знает — так ли это?
Один раз — чистое удовольствие,
А потом — девять месяцев страданий ума.
Может, месяц с ней было бы и хорошо,
Но раньше или позже возникает проблема.
Люди дразнят, твой ум запутался.
Твоя подружка,-
Забудь о ней!
Эти бесконечные разговоры по кругу,-
Лишь привязанность и отвращение,
Это еще одно ни на что не годное козлиное дерьмо.
Поначалу они кажутся восхитительным развлечением,
Но на самом деле ты просто разносишь сплетни
Об ошибках других.
Тебя выслушают из вежливости,
Но со временем ты всех достанешь.
Бесполезные разговоры, от них лишь мучит жажда, — Забудь про них!
Давать учения по текстам о медитации,
Когда сам не обрел
Подлинное переживание через практику, — Словно зачитывать вслух учебник танцев
И думать при этом — вот, я танцую.
Люди, возможно, слушают тебя с преданностью,
Но это все ненастоящее.
Рано или поздно, когда твои действия
Станут противоречить учению, ты устыдишься.
Лишь изрекать слова,
Давать разъяснения дхармы, такие убедительные,-
Забудь об этом!
Когда у тебя нет текста, он тебе так необходим,
А когда наконец текст у тебя,
Ты на него и не смотришь.
Страниц в тексте немного,
Но нелегко найти время скопировать их все,
Даже если скопируешь все тексты Дхармы на земле,
Ты не удовлетворишься.
Копировать тексты — пустая трата времени
[Если тебе за это не платят],
Так что забудь об этом!
Сегодня, они прыгают от счастья,
А завтра они в гневе.
То у них дурное настроение, то хорошее, — Люди никогда не бывают удовлетворены.
Даже если есть хорошие люди,
Когда ты в них так нуждаешься, они могут не придти.
Разочаровывая тебя еще сильнее.
Вся эта вежливость, сохранение
Куртуазности обхождения, — Забудь об этом!
Мирская и религиозная деятельность — Это удел джентльменов.
Патрул, старина, это не про тебя.
Замечал ли ты, что всегда так бывает?
Когда тебе надо одолжить на время
Старого быка-производителя,
А у него не осталось никаких желаний,
[Кроме желания еще поспать].
Будь таким же, без желаний.
Просто спи, ешь, мочись и испражняйся,
Нечего больше делать в этой жизни.
Не заботься о других делах — Дело не в них.
Будь тише воды, ниже травы,
Спи.
В тройственной вселенной,
Когда ты ниже своего окружения,
Займи место поскромнее.
А если так вышло, что ты выше,
Не заносись.
Нет абсолютно никакой нужды в близких друзьях,
Лучше держись сам себя.
Когда у тебя нет ни мирской,
Ни религиозной ответственности,
Не стремись ее обрести!
Если ты отпустишь всё,
Всё-всё,
В этом-то и есть вся суть!
— Этот совет написал практик Триме Лодрё [Патрул Ринпоче] своему ближайшему
другу Аху Шри [Патрулу Ринпоче], чтобы дать совет, скроенный впору по мерке его способностей.
Этот совет следует осуществить на практике.
Даже если ты не знаешь как практиковать, просто отпусти всё, вот что я на самом деле хотел сказать.
Даже если ты не сумел преуспеть в своей практике дхармы, не гневайся.
Да будет благо!
источник
Поделиться52011-04-10 13:54:16
Патрул Ринпоче: Гоните их прочь!!!
Гоните их прочь!
Склоняюсь к стопам моего Ламы…
Когда я, старый пёс, жил в одиночестве, то мне захотелось говорить теми же словами, которые я слышал от моего достопочтимого Учителя:
Вначале, когда я встретил своего совершенного учителя,
Мне казалось, что я купец, который добрался до Золотого Острова,
И я с усердием посвящал себя изучению различных предметов.
Позже, когда я встречал своего учителя, я чувствовал себя неуютно,
Как преступник пред ликом судьи,
И я получал от него крепкие нагоняи.
Сейчас, встречая свого совершенного учителя, я чувствую себя с ним на равных,
Как голуби спящие в храме,
И я не лезу к нему слишком близко.
Вначале, когда я слышал наставления, мне казалось, что сразу же буду их применять,
Как голодный человек набрасывается на пищу,
И я пытался их практиковать.
Позже, когда я слушал наставления, я не мог понять о чём речь,
Как будто слова эти были о чём-то мне чуждом,
И я не мог выпутаться из общепринятых представлений.
Сейчас, когда я слышу наставления, я чувствую отвращение,
Как тот, кого заставляют есть собственную рвоту,
И мне не хочется больше задавать вопросов.
В начале, когда я жил в уединении, мне казалось, что мой ум находится в покое,
Как путник, который наконец вернулся домой,
И я наслаждался пребыванием там.
Позже, будучи в уединении, я чувствовал, что не могу там усидеть,
Как красавица тяготящаяся своим одиночеством,
И я часто покидал его и снова возвращался.
Сейчас, находясь в уединении, я думаю, что это не такое плохое место, чтобы умереть,
Как старый пёс, который забрался для этого под навес,
И я готовлю своё тело к тому, что его придётся выбросить.
В начале, когда я размышлял о Взгляде, мне казалось, что чем выше он будет, тем лучше,
Как хищная птица, которая подыскивает себе гнездо,
И я раздавал всем советы.
Позже, когда я размышлял о Взгляде, я чувствовал себя в растерянности,
Как тот, кто стоит на перепутье,
И я старался не открывать рта.
Сейчас, когда я думаю о Взгляде, я чувствую, что дурачу других,
Как старик рассказывающий детям небылицы,
И я сам не очень то верю в то что говорю.
В начале, когда я думал о Медитации, мне казалось, что чувства радости и блаженства переполняют меня,
Как при встрече мужчины и женщины с одинаковыми темпераментами,
И я пытался добраться до самой её сути.
Позже, когда я думал о Медитации, я чувствовал себя обессиленным и уставшим,
Как слабый человек, который тащит непосильную ношу,
И мои медитации становились всё короче.
Сейчас, когда я думаю о Медитации, мне кажется, что я не способен оставаться в ней ни на миг,
Как иголка которую пытаются воткнуть в камень,
И у меня нет больше никакого желания медитировать.
В начале, когда я думал о Поведении, мне казалось, что я стянут путами,
Как дикий конь, на которого накинули сбрую,
И я притворялся смирным.
Позже, когда я думал о Поведении, я чувствовал что волен делать то, что захочется,
Как пёс сорвавшийся с цепи,
И я освобождался от пут.
Сейчас, когда я думаю о Поведении, оно мне кажется не имеющим никакого значения,
Как для шлюхи которой уже всё равно,
И для меня больше не осталось ни счастья ни страдания.
В начале, когда я думал о Цели, мне казалось очень важным её достичь,
Как пройдохе важно расхвалить свой товар,
И я очень сильно хотел её и надеялся.
Позже, когда я думал о Цели, мне казалось, что она где-то далеко,
Как будто на другом берегу океана,
И у меня оставалось всё меньше решимости.
Сейчас, когда я думаю о цели, то она кажется мне недостижимой,
Как вору когда ночь уже на исходе,
И я лишился последних надежд.
В начале, когда я давал учения, я казался себе умным и важным,
Как красавица прогуливающаяся по рынку,
И мне хотелось учить.
Позже, когда я давал учения, мне казалось, что я хорошо знаком с предметом,
Как старик, снова и снова рассказывающий избитые истории,
И я был словоохотлив.
Сейчас когда я даю учения, я чувствую, что выхожу за границы дозволенного,
Как демон побуждаемый заклинаниями,
И мне очень стыдно.
В начале, когда я участвовал в диспуте, мне казалось, что я улучшаю свою репутацию,
Как тот, кто хочет изобличить зло через суд,
И я давал волю праведному гневу.
Позже когда я участвовал в диспуте, мне казалось, что занимаюсь поисками истины,
Как беспристрастный судья, ищущий подлинное свидетельство,
И я напрягал все свои способности.
Сейчас, когда я участвую в диспуте, мне кажется, что можно доказать истинность всего что угодно,
Как для вруна, путешествующего по легковерным деревням,
И я соглашаюсь со всем, что бы мне ни сказали.
В начале, когда я писал, мне казалось, что слова появляются сами собой,
Как у махасиддха пишущего дохи,
И это было для меня естественным.
Позже, когда я писал, у меня было чувство, что это я складываю вместе слова,
Как искусный стихоплёт пишет свою поэму,
И я старался подбирать красивые выражения.
Сейчас, когда я пишу, я чувствую тщетность этого,
Как человек, которому надо нарисовать карту места которого он не знает,
И я не извожу зря чернила и бумагу.
В начале, когда я встречал друзей, мне хотелось помериться с ними силами,
Как будто мы были лучниками, собравшимися на состязание,
И я любил их и ненавидел.
Позже, когда я встречался с друзьями, мне казалось, что мне подходят все,
Как шлюхе, которая попала на ярмарку,
И я дружил со многими.
Сейчас, когда я встречаю друзей, мне кажется, что не вписываюсь в людские собрания,
Как прокажённый, который осмелился пробраться в толпу,
И я предпочитаю быть в одиночестве.
В начале, когда я видел богатство, я чувствовал сиюминутную радость,
Как ребёнок собирающий цветы,
И я не занимался его накоплением.
Позже, когда я видел богатство, мне казалось, что его всё-равно никогда не будет хватать,
Как воды, наливаемой в кувшин с разбитым дном,
И я особо не старался его обрести.
Сейчас, когда я вижу богатство, мне кажется, что это тяжкая ноша,
Как куча детей для старого нищего,
И я предпочитаю не иметь ничего.
В начале, когда я приглашал помощников, мне казалось, что надо обеспечить их работой,
Как рабочих собравшихся специально для этого,
И я раздавал им задания.
Позже, когда я приглашал помощников, я чувствовал, что теряю свою независимость,
Как молодой монах, прислуживающий старшим,
И я разрывал такие связи.
Сейчас, если я приглашаю помощников, мне кажется, что теряю всё, что имел,
Как если бы впустил себе в дом вороватых собак,
И я предпочитаю делать всё сам.
В начале, когда ко мне приходили ученики, меня переполняло чувство собственной значимости,
Как слугу, который уселся на место хозяина,
И я старался на совесть.
Позже, когда ко мне приходили ученики, мне казалось, что мой ум и понимание могут принести им пользу,
Как гость по праву занимающий почётное место,
И я старался им помочь.
Сейчас, когда ко мне приходят ученики, я делаю вид, что сержусь на них,
Как демон живущий в пустынной местности,
И я гоню их прочь камнями.
Поделиться62011-04-10 23:23:43
Патрул Ринпоче: Гоните их прочь!!!
Склоняюсь к стопам моего Ламы…
Когда я, старый пёс, жил в одиночестве, то мне захотелось говорить теми же словами, которые я слышал от моего достопочтимого Учителя:Вначале, когда я встретил своего совершенного учителя,
Мне казалось, что я купец, который добрался до Золотого Острова,
И я с усердием посвящал себя изучению различных предметов.
Позже, когда я встречал своего учителя, я чувствовал себя неуютно,
Как преступник пред ликом судьи,
И я получал от него крепкие нагоняи.
Сейчас, встречая свого совершенного учителя, я чувствую себя с ним на равных,
Как голуби спящие в храме,
И я не лезу к нему слишком близко.Вначале, когда я слышал наставления, мне казалось, что сразу же буду их применять,
Как голодный человек набрасывается на пищу,
И я пытался их практиковать.
Позже, когда я слушал наставления, я не мог понять о чём речь,
Как будто слова эти были о чём-то мне чуждом,
И я не мог выпутаться из общепринятых представлений.
Сейчас, когда я слышу наставления, я чувствую отвращение,
Как тот, кого заставляют есть собственную рвоту,
И мне не хочется больше задавать вопросов.В начале, когда я жил в уединении, мне казалось, что мой ум находится в покое,
Как путник, который наконец вернулся домой,
И я наслаждался пребыванием там.
Позже, будучи в уединении, я чувствовал, что не могу там усидеть,
Как красавица тяготящаяся своим одиночеством,
И я часто покидал его и снова возвращался.
Сейчас, находясь в уединении, я думаю, что это не такое плохое место, чтобы умереть,
Как старый пёс, который забрался для этого под навес,
И я готовлю своё тело к тому, что его придётся выбросить.В начале, когда я размышлял о Взгляде, мне казалось, что чем выше он будет, тем лучше,
Как хищная птица, которая подыскивает себе гнездо,
И я раздавал всем советы.
Позже, когда я размышлял о Взгляде, я чувствовал себя в растерянности,
Как тот, кто стоит на перепутье,
И я старался не открывать рта.
Сейчас, когда я думаю о Взгляде, я чувствую, что дурачу других,
Как старик рассказывающий детям небылицы,
И я сам не очень то верю в то, что говорю.В начале, когда я думал о Медитации, мне казалось, что чувства радости и блаженства переполняют меня,
Как при встрече мужчины и женщины с одинаковыми темпераментами,
И я пытался добраться до самой её сути.
Позже, когда я думал о Медитации, я чувствовал себя обессиленным и уставшим,
Как слабый человек, который тащит непосильную ношу,
И мои медитации становились всё короче.
Сейчас, когда я думаю о Медитации, мне кажется, что я не способен оставаться в ней ни на миг,
Как иголка которую пытаются воткнуть в камень,
И у меня нет больше никакого желания медитировать.В начале, когда я думал о Поведении, мне казалось, что я стянут путами,
Как дикий конь, на которого накинули сбрую,
И я притворялся смирным.
Позже, когда я думал о Поведении, я чувствовал что волен делать то, что захочется,
Как пёс сорвавшийся с цепи,
И я освобождался от пут.
Сейчас, когда я думаю о Поведении, оно мне кажется не имеющим никакого значения,
Как для шлюхи которой уже всё равно,
И для меня больше не осталось ни счастья ни страдания.В начале, когда я думал о Цели, мне казалось очень важным её достичь,
Как пройдохе важно расхвалить свой товар,
И я очень сильно хотел её и надеялся.
Позже, когда я думал о Цели, мне казалось, что она где-то далеко,
Как будто на другом берегу океана,
И у меня оставалось всё меньше решимости.
Сейчас, когда я думаю о цели, то она кажется мне недостижимой,
Как вору когда ночь уже на исходе,
И я лишился последних надежд.В начале, когда я давал учения, я казался себе умным и важным,
Как красавица прогуливающаяся по рынку,
И мне хотелось учить.
Позже, когда я давал учения, мне казалось, что я хорошо знаком с предметом,
Как старик, снова и снова рассказывающий избитые истории,
И я был словоохотлив.
Сейчас когда я даю учения, я чувствую, что выхожу за границы дозволенного,
Как демон побуждаемый заклинаниями,
И мне очень стыдно.В начале, когда я участвовал в диспуте, мне казалось, что я улучшаю свою репутацию,
Как тот, кто хочет изобличить зло через суд,
И я давал волю праведному гневу.
Позже когда я участвовал в диспуте, мне казалось, что занимаюсь поисками истины,
Как беспристрастный судья, ищущий подлинное свидетельство,
И я напрягал все свои способности.
Сейчас, когда я участвую в диспуте, мне кажется, что можно доказать истинность всего что угодно,
Как для вруна, путешествующего по легковерным деревням,
И я соглашаюсь со всем, что бы мне ни сказали.В начале, когда я писал, мне казалось, что слова появляются сами собой,
Как у махасиддха пишущего дохи,
И это было для меня естественным.
Позже, когда я писал, у меня было чувство, что это я складываю вместе слова,
Как искусный стихоплёт пишет свою поэму,
И я старался подбирать красивые выражения.
Сейчас, когда я пишу, я чувствую тщетность этого,
Как человек, которому надо нарисовать карту места которого он не знает,
И я не извожу зря чернила и бумагу.В начале, когда я встречал друзей, мне хотелось помериться с ними силами,
Как будто мы были лучниками, собравшимися на состязание,
И я любил их и ненавидел.
Позже, когда я встречался с друзьями, мне казалось, что мне подходят все,
Как шлюхе, которая попала на ярмарку,
И я дружил со многими.
Сейчас, когда я встречаю друзей, мне кажется, что не вписываюсь в людские собрания,
Как прокажённый, который осмелился пробраться в толпу,
И я предпочитаю быть в одиночестве.В начале, когда я видел богатство, я чувствовал сиюминутную радость,
Как ребёнок собирающий цветы,
И я не занимался его накоплением.
Позже, когда я видел богатство, мне казалось, что его всё-равно никогда не будет хватать,
Как воды, наливаемой в кувшин с разбитым дном,
И я особо не старался его обрести.
Сейчас, когда я вижу богатство, мне кажется, что это тяжкая ноша,
Как куча детей для старого нищего,
И я предпочитаю не иметь ничего.В начале, когда я приглашал помощников, мне казалось, что надо обеспечить их работой,
Как рабочих собравшихся специально для этого,
И я раздавал им задания.
Позже, когда я приглашал помощников, я чувствовал, что теряю свою независимость,
Как молодой монах, прислуживающий старшим,
И я разрывал такие связи.
Сейчас, если я приглашаю помощников, мне кажется, что теряю всё, что имел,
Как если бы впустил себе в дом вороватых собак,
И я предпочитаю делать всё сам.В начале, когда ко мне приходили ученики, меня переполняло чувство собственной значимости,
Как слугу, который уселся на место хозяина,
И я старался на совесть.
Позже, когда ко мне приходили ученики, мне казалось, что мой ум и понимание могут принести им пользу,
Как гость по праву занимающий почётное место,
И я старался им помочь.
Сейчас, когда ко мне приходят ученики, я делаю вид, что сержусь на них,
Как демон живущий в пустынной местности,
И я гоню их прочь камнями.
"Я учился быть ребенком, я искал себе причал. ...
Я разбил свой лоб в щебенку об начало всех начал. ..." - Б. Г.
В "Я" вся проблема, а не в чём-то ещё.
Это нужно просто один раз увидеть, что-бы понять - где "змея".
Здесь нет вопроса о том, что-бы кто-то что-то приобрёл, здесь стоит вопрос о несуществовании того, кто рассчитывает на приобретения.
Поделиться72011-06-13 12:27:01
Тулку Ургьен Ринпоче. Так как есть. (отрывки)
Сама сущность не идентифицируема. То, что нам нужно осознать или идентифицировать, так это то, что наша сущность не опознаваема, в ней нет ни вещи, которую можно отождествить, или опознать. Мы это видим мгновенно, когда смотрим на нее правильным образом. Однако этого недостаточно. Мы отвлекаемся и забываем, затем вновь начинаем думать. Разве это не так? Есть два вида неведения: совозникающее неведение и концептуальное. Как только мы увидели нашу сущность, она почти сразу ускользает. Мы отвлекаемся и сразу же начинаем думать о чем-то еще. Забываем и думаем – это и есть двойное неведение: совозникающее неведение и концептуальное неведение.
Мы действительно отвлекаемся, так происходит со всеми разумными существами. Если чувствующих существ научить, как осознавать, они увидят свою природу, без сомнений. Но она будет мгновенно ускользать от них. После этого как мы забылись, мы начинаем думать; вначале забываем, затем думаем. Наша природа присутствует всегда, однако мы не видим ее. Эти два вида неведения – совозникающее и концептуальное – образуют источник сансарного существования. Вот с чем нам нужно покончить. Несмотря на то, что мы видим свою сущность, мы все равно отвлекаемся. Отвлекаясь мы начинаем вовлекаться в мысли, и тут начинаются все наши проблемы. Нам нужно тренироваться последовательно, чтобы это двойное неведение становилось слабее и слабее до тех пор, пока полностью не исчезнет. Это двойное неведение – как раз то, что сковывает, или связывает просветленную природу в живых существах. Несмотря на то, что состояние ригпа, или недвойственное осознавание, абсолютно спокойно, вне заблуждения и освобождения, неизменно как пространство, в нем все же есть два демона неведения. Не забывайте об этом!Осознавайте природу ума. Не проецируйте ничего вовне, не сосредотачивайтесь внутри и не удерживайте никакое состояние. Не думайте ни о чем. В течение нескольких секунд вы не сможете описать ничего. Это можно назвать пустотным и пробужденным. Это и есть сущность ума. Это не действие медитации, потому что эта сущность уже присутствует естественным образом. Если вы начинаете думать, воображать, планировать, она уже забыта. Нам нужно завладеть «крепостью не-медитации».
Нигде никогда не говорилось, что для этого нам нужно завладеть крепостью медитации – неким медитативным состоянием, которое создано или произведено.
Завладейте троном не-медитации дхармакаи.Здесь нет нужды что-то воображать или выдумывать даже размером с кончик волоса; она присутствует естественно и спонтанно. В момент не-медитации объекты воспринимаются, переживаются и не блокируются. Они ясно присутствуют. Вот как это должно быть – беспрепятственно. Не вовлекайтесь в цепляния и не приклеивайте ярлыки к каждой различимой черте, позвольте своим глазам видеть, разрешите своим ушам слышать. В противном случае вы окажетесь в инертной шаматхе, в которой не будете ничего слышать и видеть. Вместо этого будьте широко пробужденными, абсолютно ясными и не держитесь ни за что.
Отпустите это цепляние. Будьте как ребенок в богато украшенном храме, который видит все, что есть. Ребенок смотрит с удивлением на окружающее его великолепие, но не цепляется ни за что и не прикрепляет ни к чему никаких названий. Учитесь быть такими.
Когда вы сомневаетесь, вспомните, что сомнение – это лишь еще одна разновидность мысли. Осознайте пустотную сущность того кто сомневается и сомнение растворится. Вам не нужно думать: «А это действительно оно? А что же это такое? Три каи должны быть чем-то другим, чем-то особенным, впечатляющим, невероятным цирковым представлением.»
По сути дела, наше основное состояние уже является умом будды, поэтому единственное, что от нас требуется, — это отпустить текущую мысль и не создавать ничего на ее месте.
Если бы этой пробужденности там не было, мы были бы трупами. Вы же можете слышать звуки, не правда ли? Их слышит ум, а не уши. У трупа есть уши, но труп не слышит звуков, не так ли? То, что переживает, — это ваше нынешнее состояние ума, а не вчерашнее, не завтрашнее, и не послезавтрашнее. Когда осознаёте, не делайте с ним ничего, не прикладывайте даже малейших усилий. Не исправляйте его. Оставьте его широко распахнутым и естественным, как пространство. Естественно – значит ТАК КАК ЕСТЬ. Это и есть настоящий Самантабхадра, который никогда не расставался с вашим умом. Этот просветленный ум не покидал вас ни на мгновение.
Осознайте же ригпа, свою сущность! Живым существам так редко это удается: они не знают, как смотреть. Даже если они и видят, они не знают что это такое. Они мгновенно начинают думать о чем-то еще, об одной вещи за другой, добавляя всё новые звенья к цепи сансары.Смотрите, в этом нынешнем мгновении мысль о прошлом уже угасла, а мысль о будущем еще не появилась. Не исправляйте свою нынешнюю пробужденность, а просто признайте ее.
Когда осознаете ее, не связывайте ее с мыслями. Эта присутствующая пробужденность не длится долго; из-за того что мы провели все прошлые жизни в отвлечении, нам нужно постепенно привыкать к ней. Вновь и вновь мы попадаем под влияние двух демонов неведения. Мы снова забываем сущность и начинаем думать.
Настоящий йогин – это тот практикующий, который осознает вновь и вновь; для него периоды осознавания начинают медленно и постепенно увеличиваться. Вовлечение в мысли автоматически ослабевает, тогда как промежуток между мыслями увеличивается все больше и больше. Когда присутствующая пробужденность не прерывается, ни днем, ни ночью, ни заблуждением, ни отвлечением, тогда вы действительно завладели крепостью дхармакаи. Это также называется «исчерпанием явлений и понятий»!
… Все живые существа постоянно занимаются тем, что добавляют еще одно звено к цепи сансарного сознания. Это та функция, которую выполняет каждая мысль в любой момент: продолжение сансарного состояния. Как мы можем остановить этот процесс? Для ищущего это действительно дилемма, как обращаться с текущим мышлением, которое основывается на предвкушениях и опасениях, принятии одного и отвержении другого.
Но в действительности это не такая уж и большая проблема. ПРОСТО ОСОЗНАВАЙТЕ СУЩНОСТЬ УМА. В этот самый миг текущая мысль лишается почвы, она не пребывает нигде, она просто растворяется и ее больше нет. В этот момент вам не нужно делать ничего, чтобы улучшить её, или довести до совершенства. Это уже сама сущность, так, как есть. Когда не нужно принимать или отвергать что-либо, этот миг и есть неподдельная естественность.
… Вот вам метод, способный растворить любую мысль. Даже самая мучительная идея — это продукт нашего мышления, не так ли? Мы называем «нечто» мучительным, а потом думаем: «У меня нет сил терпеть это, это слишком ужасно, это невыносимо, я просто не переживу этого!» Такое отношение создает одну мысль за другой; именно этот мыслительный процесс, а не сам «мучительный» объект и становится невыносимым. Просто осознайте, что эта мучительна мысль подобна любой другой мысли. Это ничто иное как мысль, идея! А с мыслями мы поступаем одинаковым образом, вне зависимости от их содержания. Просто осознайте сущность или идентичность «думающего», кто этот «думающий»? В этот момент мышление не может оставаться само по себе, оно просто исчезает. И это невыносимое чувство, возникающее при виде боли и страданий других людей, на самом деле всегда было и остаётся пустым и эфемерным, лишённым какой-либо субстанции. Просто теперь вы действительно начинаете видеть, что оно пустотно. Там нет ничего, что действительно могло ощущать его. Оно пусто.Но это длится всего лишь пару секунд. Мысль исчезает, и с ней исчезает проблема, но потом она возвращается вновь, возникает повторно. Но вы поступаете с ней точно так же, как до этого: осознаете того, кому кажется это слишком назойливым или невыносимым. И опять вы видите, что там ничего нет — пусто. Однако вы не остаетесь в пустоте, вы можете чувствовать. Тренируйтесь таким образом вновь и вновь.
Осознайте пустотное познавание сущности ума и делайте то же самое каждый раз когда вспомните об этом. Вы осознаете то же самое неограниченное пустое познавание, которое распознали перед этим. Мы еще не просветлены; и если у нас появился один проблеск сущности ума, это еще не значит, что мы достигли состояния окончательного плода. Мы по-прежнему на пути. Другими словами, мы еще не достигли полного совершенства, не привыкли полностью и не обрели внутренней устойчивости в сущности ума. Как же быть тем, кто ещё не достиг совершенства?
Просто тренируйтесь вновь и вновь! нет иного способа достичь совершенства в практике. Что бы ни создавало для вас проблему — будь то чувство, понятие, физическая форма, состояние или ощущение, — тренировка остаётся точно той же самой. Все эти совокупности неотделимы от пустотности с самого начала, просто признайте это.
С другой стороны некоторым людям очень сложно переносить боль и страдания других существ. Такой человек чувствует, что он или она не может даже сосредоточиться на практике подобающим образом. В этот момент лучше всего собраться, другими словами — ОСОЗНАТЬ СУЩНОСТЬ УМА. Иногда не очень просто вспомнить природу ума, и нас уносит прочь. В этом случае, очень полезно исследовать и более пристально взглянуть на субъект и объект этого чувства или ощущения.Например, вы чувствуете клаустрофобию или вас одолевает иное очень болезненное ощущение. Исследуйте объект и субъект. Объект это само чувство, субъект — это «я», который ощущает его. позвольте себе взглянуть поближе на это интенсивное переживание. Где оно в действительности? Где вы его впервые заметили и из какого физического места оно возникло? Где это чувство сейчас, когда оно кажется таким сильным? Исчезая, в каком направлении оно уходит? Куда оно исчезает? Найдите точное место. Также исследуйте того субъекта, который ощущает его, этот ум, который замечает и осознает. Такой подход очень помогает. Если боль и страх становятся слишком сильными, слишком эмоциональными, нам нужно проанализировать субъект и объект этого чувства.
Живые существа не могут не иметь мыслей, и иногда наши мысли становятся просто невыносимыми, они просто одолевают нас. ЭТО НЕ ОЗНАЧАЕТ ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ СДАВАТЬСЯ В ЭТОТ МОМЕНТ!
Конечно, когда мы встречаем несчастных, страдающих существ, нас могут переполнять эмоции, которые могут показаться нам вполне оправданными. Но в самом деле, должны же мы начать с чего-то! Если у вас нет благословений или сострадательной силы, чтобы спасти других или помочь им, мы можем начать, по крайней мере, с устранения своего собственного заблуждения. наше собственное заблуждение сейчас прямо перед нами. Вовлечённость в помраченные мысли не содержит в себе ничего истинного — вот почему она называется заблуждением.
Честно говоря, в природе не существует таких вещей как страдание, мысль или чувство, чьё конкретное местонахождение мы могли бы установить. Если бы они существовали, мы могли бы назвать их материальными и не применять по отношению к ним термины «иллюзия» или «состояние заблуждения». они были бы реальными. Можете ли вы найти где-либо конкретное чувство или страдание как плотную вещь, которая явилась из какого-то источника, находится в каком-то определенном месте, и указать точное направление, в котором она исчезает? Существует ли плотный, осязаемый ум, который замечает и вовлекается в эту эмоцию? После того, как вы сами обнаружите, что всего этого не существует, дальше эту тему можно не обсуждать.
Еще раз напоминаю, предположим, что в какой-то момент переживание становится невыносимым, то что вы испытываете, слишком мучительно. В этот момент постарайтесь вспомнить и спросить себя: «Где же это мучительное ощущение в данный момент? Где именно оно находится? Есть ли у этой невыносимой вещи какая-то особая форма. запах, вкус или звук, могу ли я пощупать ее?» не вовлекайтесь в этот объект. То что вы сейчас чувствуете, — это лишь ваш собственный ум, который испытывает боль, а не что-либо еще. Страдание ментально, не правда ли? Можете вы схватить или пощупать боль? Нет? ЭТО ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЧТО ОНА ПУСТА!
Для того чтобы появилось настоящее сострадание, вам необходимо переживать пустотность. Признайте тот факт, что другой человек не видит пустотность и поэтому страдает. Вот откуда проистекает подлинное сострадание. Если вы не постигаете пустотность и другой человек ее тоже не видит, то вы можете лишь пожалеть его, сказав: «Ой, бедняжка». но кому это поможет? Вам нужно тренироваться в осознавании сущности ума, если двух безруких людей уносит бурный поток, как они помогут друг другу? Обладающий видением сострадательной пустотности подобен человеку, имеющему обе руки. Если вы просто думаете: «Бедняга, какой бедняга...», то это нормально, только в этом нет никакой реальной способности помочь.
В одной молитве говорится: «Даруй благословения, чтобы мы смогли постичь пустотность, наделенную состраданием!» Именно такая, настоящая пустотность, неотделимая от сострадания, обладает способностью приносить пользу другим. Простая жалость не имеет в сравнении с этим никакой силы. сейчас нам нужно обогатить себя, насытить поток своего бытия пустотностью, наделенной состраданием. и достичь в этом мастерства. Тогда мы действительно сможем помочь другим.
Удерживая же двойственность субъекта и объекта и озадачивая свой ум разной деятельностью, вы не получите пользы в сколь-нибудь долгой перспективе. Зачем держаться за воспринимающего и воспринимаемое, субъект и объект? Что происходит, когда вас не загрязняют воспринимаемые объекты и не гложет «воспринимающий» внутри? Просто позвольте длиться этому пустотному осознаванию в его наготе. Это само по себе и есть ум всех будд.
Вначале вам необходимо понять это и ощутить вкус этого состояния. затем нужно сделать это своей действительностью. на этом пути вы вначале распознаете, затем тренируетесь, развиваете силу этого осознавания и в конце концов достигаете стабильности. Вот и всё.… Честно говоря, какими бы мирскими делами мы ни занимались, к концу жизни окажется, что это было лишь пустой тратой времени. Пользы от них никакой. любая работа которой мы себя утруждаем, бессмыслена, если только она не приносит подлинной пользы другим. Мы изо всех сил, с полной отдачей занимаемся своими делами, так что у нас не остается времени спокойно присесть и выпить чашку чая. на лбу у нас постоянно испарина от такой деятельности. И в момент смерти всё это окажется пустой тратой времени. от этого не будет никакой пользы вообще.
Поймите, что чем бы вы не занимались и чего бы вы не достигли в жизни, совершенно тщетно; такое понимание — это настоящее прозрение. Это истинное понимание. Ничто кроме Дхармы, не имеет никакой ценности, или смысла.
Только между нами: эта человеческая жизнь с полноценными восемью свободами и десятью преимуществами, это драгоценное человеческое тело, так же ценно, как нирманакая, проявляющаяся в этом мире. Во многих руководствах и наставлениях сказано, что обрести такое драгоценное человеческое тело — не просто человеческое тело, а драгоценное человеческое тело — возможно только один раз или два раза за целый эон. Но теперь, получив его, мы по-прежнему рискуем вернуться с пустыми руками с острова, полного драгоценностей. ВЫБОР ЗА ВАМИ!
Отредактировано Игорь (2011-06-13 12:30:24)
Поделиться82013-01-20 17:33:23
19.01.2013 – Дзонгсар Кхьенце Ринпоче составил «Правила пользования социальными сетями для так называемых "практиков ваджраяны"»
Дзонгсар Джамьянг Кхьенце — автор книги «Отчего вы не буддист» — разработал эти уникальные правила для пользователей социальных сетей. И хотя они составлены специально для практикующих ваджраяну, многое из того, что здесь написано, актуально для буддистов всех направлений.Если вы полагаете, что изучаете ваджраяну — так это или не так, это отдельная тема, но если вы считаете себя практикующим ваджраяну, — то защита этой глубокой традиции становится вашей обязанностью.
Важно хранить ваджраяну втайне. Ваджраяну называют «колесницей тайной мантры», потому что ее следует практиковать тайно. Ее держат в тайне не оттого, что есть, что скрывать, но чтобы защитить практикующего от опасностей и падений, которые может привнести в его практику эго. В частности, есть риск пасть жертвой «духовного материализма», когда практика превращается для вас в заявку на моду, и ее главное назначение ‒ украшать эго «практикующего» и подпитывать его чувство собственной важности или принадлежности к «классной» тусовке, а не усмирять и преобразовывать его ум. Если вы так практикуете путь ваджраяны, то ничего бесполезнее и придумать нельзя.
Кроме того, учения ваджраяны называют тайными потому, что их смысл не очевиден тому, кто не получал соответствующих учений. Она как иностранный язык. Поскольку некоторые образы и символы непосвященным могут показаться странными и даже жестокими, то, как правило, рекомендуется хранить их втайне, чтобы не отпугнуть начинающих практиков, у которых могут сложиться неправильные представления о буддийском пути в целом и о пути ваджраяны, в частности.
Когда вы размещаете свои посты в социальных сетях, пожалуйста, помните, что вы делаете это не только для собственного удовольствия, но для всего бескрайнего мира, который может совсем не разделять ни вашей увлеченности безумными фотографиями, ни странного обожания и фантазий, которые вы питаете на предмет конкретных личностей, которых именуете «своими гуру».
С учетом вышесказанного позвольте мне озвучить свои предложения так называемым «ученикам на пути ваджраяны», дабы те могли защитить себя — избавив себя от неловких ситуаций и защитив свою практику Дхармы — а также уберечь глубокую традицию ваджраяны:
1) Храните ваджраяну втайне (вы должны хранить втайне информацию, касающуюся вашего гуру, личной практики, полученных посвящений, выслушанных учений, а также тантрические изображения и т. д.).
Не выкладывайте в социальные сети тантрические изображения: если вы думаете, что выложенные вами провокационные тантрические образы (божеств с множеством рук, головами животных, божеств в сексуальном объятии или гневных божеств) придадут вам важности, то скорее всего не понимаете их значения.
Не выкладывайте мантры и семенные слоги: если вы полагаете, что мантры и слоги нужно вывешивать на фейсбук, поскольку это повышает настроение и способствует самосовершенствованию, то лучше сделайте себе новый макияж или новую прическу.
Не рассказывайте про свои посвящения: если вы думаете, что фотографии с посвящения, полученного вами на выходных, заслуживают того, чтобы их поместили на фейсбук рядом с портретом вашей кошечки, то стоит отправить свою кошку в Непал, чтоб там ее возвели на трон. Если учитель не дал вам на то разрешения, не размещайте никакие фото, видео- или аудиозаписи посвящений и учений ваджраяны, а также мантр.
Не распространяйтесь о глубоких/тайных учениях, которые вы получали: некоторые, похоже, считают, что это мода такая ‒ вешать на свой рот слова «дзогчен» или «махамудра». Если вы получили глубокие наставления, лучше следовать этим наставлениям и держать их при себе.
2) Не поддавайтесь искушениям духовного материализма и желанию поставить Дхарму на службу своему эго (не пытайтесь хвастаться своим гуру, своим пониманием, своей практикой и т. д. Также не нужно дурно отзываться о других практикующих или иных путях).
Не делитесь своими переживаниями и так называемыми «достижениями»: если думаете, что имеет смысл заявлять о том, что представляется вам «достижением», то вполне возможно, вы подпитываете собственное омрачение. Попытки своей практикой произвести на других впечатление никак не соотносятся с самой практикой. Постарайтесь быть искренним и смиренным. Никому дела нет до ваших медитативных переживаний, пусть даже вам явились будды, единороги и радуги. Если считаете, что освободились от самообмана, возможно, у вас не было времени хорошенько подумать.
Не похваляйтесь своим гуру: каким бы великим ни казался вам ваш гуру, будет куда лучше, если вы оставите свою преданность при себе. Помните, стать буддистом не значит ‒ исповедовать культ. Если считаете, что ваш гуру лучше, чем чей-то еще, то, наверное, вы думаете, что ваша равностность и чистое восприятие лучше, чем у других.
Не стоит делиться вашей так называемой «мудростью»: если думаете, что получение глубоких учений дает вам лицензию на их провозглашение, то скорее всего демонстрируете одно лишь неведение. Прежде чем вздумаете «поделиться» цитатой из учений Будды или других своих учителей, задумайтесь, а действительно ли они это говорили, и если да, то какой аудитории эти слова предназначались.
Не путайте буддизм с небуддийскими идеями: как бы ни вдохновляли вас лично радуги и ауры и как бы уверены ни были вы в конце света, постарайтесь не смешивать свои собственные фантазии/болезненные реакции с буддизмом.
Уважайте других: без фундамента тхеравады и махаяны не было бы никакой ваджраяны. Практик вадраяны непроходимо глуп, если смотрит сверху вниз на тхераваду и махаяну и демонстрирует свое пренебрежение. Если думаете, что нападки на других буддистов сделают буддизм лучше, сделайте буддизму одолжение ‒ направьте свои стрелы на собственное эго и собственную предвзятость.
Не создавайте дисгармонию: попробуйте стать тем, кто и в интренет-чате приносит гармонии в Сангху, а не разлад и раздоры.
Всегда помните о мотивации: пожалуйста, не пытайтесь привнести в интернет-общение элементы «безумной мудрости», просто помогайте другим воспитать доброе сердце. Если вы помещаете пост из сострадания, сперва убедитесь, что этим не причиняете вреда.
Если вы не в силах сдержать свой зуд повесить какой-нибудь новый пост, обязательно удостоверьтесь, что он принесет помощь всякому, кто его прочтет, и поможет Дхарме!!!