Драгоценная Сокровищница Дхармадхату ЛОНГЧЕН РАБДЖАМ (выборочно)
Основа всего возникающего из сферы спонтанного присутствия пустотна в своей сущности и непрерывна по природе, она не является чем-либо вообще, выражаясь в чем угодно.
Воспринимая несуществующее существующим, вы именуете вещи в заблуждении. В то время как природа самсары и нирваны не имеет опоры и подобна сновидению.
Ни широты и долготы, - небесно чистое осознавание и есть то самое пространство, лишённое мысленных проекций и ориентиров.
Все иллюзорные вещи, происходящие из нерождённого пространства абсолютно не определены и ничем не ограничены.
Их невозможно определить как «нечто такое», ибо у них нет ни субстанции, ни характерных признаков. Их нерождённая природа, необъятная как небо, спонтанно присутствует без начала и конца, вне прошлого и будущего времени.
Не приходя и не уходя куда-либо, пространство пробуждённого ума, неделимое на прошлое и будущее, распространяется на всё, не возникая и не исчезая.
Её всеобъемлющая природа, чистая как небо, находится за пределами прошлого и будущего, начала и завершения. Она лишена субстанции и характеристик, рождения и прекращения. Она не приходит и не уходит, и не может быть обозначена как «нечто такое». Она не нуждается в достижении, усилиях и каких-либо действиях.
В основе таковости нет центра, сторон и измерений. Эта сфера равностности непрерывна и лишена ориентации. Нет ничего, что бы не находилось в сфере её равностности.
Природа ума, а именно пробуждённого ума, чиста как небо и не ведает ни рождения и смерти, ни счастья и страдания. В ней нет различимой субстанции, - она свободна как от самсары, так и от нирваны.
Поскольку эту абсолютно распахнутую сферу пространства невозможно обозначить как «нечто такое», то она присутствует спонтанно, необусловленно, неизменно и неподвижно.
Всеобъемлющий пробуждённый ум содержит в себе всё.
Поскольку нет ничего, что бы он не включал, все явления обладают природой пробуждённого ума.
Если пробуждённый ум и может быть показан на примере, то он аналогичен пространству.
Так как ум не является чем-то производным и не имеет причины, его небытиё запредельно сфере воображения и выражения. То, что мы называем «небесным пространством», - это лишь попытка метафорического обозначения.
Если даже эта аналогия не имеет под собой ничего конкретного, то как вообще можно выразить обозначаемый ею смысл? Это следует понимать как пример естественной чистоты.
Он спонтанно и беспрепятственно присутствует, не имея омрачений. Это неконцептуальное состояние явлений лишено мысленных сложностей.
Нет таких вещей, как самсара и нирвана,"нет внешнего (мира) и (жизнеформ) внутри него, однако природные импульсы его энергии возникают в разнообразных проявлениях кажущегося и существующего в самсаре и нирване.
Хотя все они возникают, ни одно из них не имеет обособленной природы.
Они лишь преходящие, беспочвенные и необоснованные явления, которые ясно кажутся, но не существуют как таковые; подобно миражу воды, сновидению, эху, волшебству, отражению, городу гандхарвов или галлюцинации. Их следует понимать как временные и случайные явления.
Спонтанно присутствующая природа пробуждённого ума обнаруживает себя в непрерывном проявлении иллюзий самсары и нирваны. Так как все эти иллюзии полностью собраны в основном пространстве, Вы должны знать, что они не покидают изначального состояния.
Просто возникая, вещи являются пустотными формами по своей природе. Кажется, что они рождаются из нерождённого пространства, но на самом деле ничего не рождается, даже когда вам это кажется.
Кажется, что они исчезают в непрерывном состоянии, но ничего на самом деле не исчезает, - это лишь обманчивая игра пустоты.
Когда они пребывают, отсутствует сам факт такого бытия, в состоянии, где ничего не уходит и не приходит, всякое пребывание беспочвенно.
Они не существуют в той же степени, в какой они проявляются, поэтому нам ничего не остаётся, как назвать их «лишёнными независимой природы».
Так как явления естественно возникают из энергии (осознавания), их природа чисто символически называется «взаимозависимым происхождением».
Когда кажется, что они возникают из этой энергии, у них невозможно различить возникновения или невозникновения, и даже эта «энергия» лишь символ, не имеющий сущности.
Поэтому всё вовеки находится в неизменном состоянии, не покидая пробуждённый ум ни на миг.
Природа всеохватывающего пробуждённого ума в том, что он не проявлен, ибо запределен проявлениям, но и не пуст, так как находится за пределами пустоты.
Он не существует, так как не имеет субстанции и характеристик, но и не отсутствует, ибо пронизывает всю самсару и нирвану.
Спонтанно равностное изначальное пространство не ведает существования и несуществования, в нём нет ни крайностей, ни разделений, ни субстанции, ни основания.
Непрерывное осознавание - это сфера просветления. Это изначально всеобъемлющее небесное пространство не подвержено изменениям и трансформациям.
Самосуществующая пробуждённость, которая не имеет себе подобных, содержится в едином бинду вне рождения и исчезновения. Неопределённая и всеохватывающая, она полностью лишена всяких крайностей и ограничений.
Нет ни малейшей частицы, обретаемой откуда-то извне. Все явления очевидны в этом великом пространстве природы ума, Не покидая равностной реальности ни на миг.
В отсутствии беспокойного появления и исчезновения (мыслей), разделения на внешнее и внутреннее Пробуждённый ум в корне устраняет мрак крайних понятий. Когда нечего отвергать, потенциальные ошибки устраняются самопроизвольно.
Благодаря реализации вы получаете чистое видение, а из-за отсутствия реализации вам мерещатся разнообразные переживания, обусловленные неведением и тенденциями двойственного восприятия, которые тем не менее не покидают основного пространства.
Пробуждённый ум - это реальная основа всего сущего. Его непрерывное свойство проявляется в возникающем разнообразии. В нём нет исключений и разделений, - такова «поступь» неограниченного осознавания.
В сущности пробуждённого ума нет ни воззрения, над которым надо медитировать, ни поведения, которому надо следовать; ни плода, которого надо достигать, ни путей, которые надо проходить; ни мандалы, которую надо визуализировать, ни рецитации и стадии завершения; ни посвящения, которое надо получать, ни самай, которые надо соблюдать.
Чистая природа явлений, спонтанно присутствующая испокон веков, находится за пределами причинно-следственной связи, временных и последовательных усилий.
В наши дни некоторые «слоны», претендующие на мастерство в Ати, считают пробуждённым умом мысленные движения и проекции.
Все эти идиоты, блуждающие во тьме невежества, Далеки от смысла естественного великого совершенства. Они даже не имеют понятия о разнице между энергией и тем, что из неё возникает, не говоря уже о сущности пробуждённого ума.
Что касается настоящего пробуждённого ума, чистого испокон веков, то его абсолютная истина природы явлений основного пространства запредельна словам и мыслям, - это праджняпарамита. Его светоносная природа естественно неподвижна и изначально свободна от сложностей мысленных проекций и движений, называясь «сущностью» в том смысле, что схожа с плазмой солнца.
Энергия, возникающая из осознавания, становится закомплексованным рассудком, производящим разнообразные двойственные тенденции.
Воспринимая объекты в их отсутствии, он материализует пять объектов чувств; цепляясь за «Я» в его отсутствии, он облачается в пять эмоций И предаётся всевозможным заблуждённым переживаниям внешнего мира и существ внутри.
Самсарное проявление однозначно происходит из энергии (осознавания), но из-за отсутствия реализации оно воспринимается ошибочным образом.
Природа явлений ниоткуда не приходит, никуда не уходит и нигде не обитает. Постижение её таким образом в великом пространстве именуется «реализацией абсолютной свободы трёх миров (самсары)».
В сущности полностью чистого пробуждённого ума Нет такого понятия, как «воззрение», ибо там не на что взирать, Нет ни малейшего объекта созерцания или самого созерцателя.
Там нет ни медитирующего рассудка, ни объекта медитации. Поскольку в спонтанном присутствии нет двойственного разделения на действия и поведение, То нет ни малейшего результата, которого надо было бы достигать.
В свете такого несуществования отсутствуют пути, которые надо проходить, а раз так, то никогда не было и путей практики, по которым надо продвигаться.
В силу того, что ясный свет уже совершенно присутствует в виде великого бинду бытия, нет ни мантр, ни рецитации, ни посвящений, ни самай, ни мандал, которые надо визуализировать, проецируя и концентрируя свои мысли, ни неконцептуальной стадии завершения с постепенным растворением и прочим.
Просветлённые Каи и мудрости, существующие совершенно испокон веков, лишены причинно-следственной связи, обусловленной временными образованиями. Если бы они имели место, то эта пробуждённость уже не была бы самосуществующей, потому что всё сформированное подлежит разрушению. И тогда какой был бы смысл называть её «несотворённой и спонтанно присутствующей»?
Реальный смысл природы ума лишён усилий и достижений. Как бы я хотел, чтобы вы поняли это и избавились от всех комплексов существования и несуществования!
Ссылка