17. Человек, который практиковал медитацию, однажды спросил: "Есть некоторые люди, которые на вопрос о Будде отвечают просто: "Будда!" На вопрос о Дхарме отвечает просто: "Дхарма!" Это называется методом одного слова. Я не знаю, правильно это или нет".
— "Подобно попугаям, подражающим человеческой речи, эти люди не могут ничего сказать самим себе, потому что у них нет мудрости. Их метод похож на метод использования воды для мытья воды или использования огня, чтобы сжечь огонь — все это бесполезно!"
18. Кто-то спросил, являются ли слова и речь одним и тем же.
— "Одним и тем же. Речь означает слова, выстроенные в предложения. Напыщенная диалектика, похожая на непрерывный поток, настолько многословна и величественна, что наводит на мысль о сосуде, изливающем жемчуга;
такова речь — она рассеивает бесчисленные внешние явления, изливает бесконечные потоки красноречия и искусно толкует океан значений.
Что касается слов, единичный звук выявляет ум, который внутри таинственен и глубок, в то время как снаружи он показывает чудесные стороны, среди бесчисленных сил, нарушающих спокойствие, он остается невозмутимым;
и он всегда остается отстраненным среди мешанины чистого и нечистого.
Все это, возможно, походит на слова министра, которые заставили покраснеть Принца Чи/, или на немую проповедь Вималакирти, которую превознес Манчжушри — как сегодня обычные люди могут надеяться понять такие вещи?"
19. Винайский Мастер Юань однажды сказал: "Вы, Чаньские Мастера, всегда нелепо заявляете, что Ум — это Будда.
Вы не правы, ибо даже Бодхисаттвы на первой стадии пути развития в Будд могут появляться в телесных формах в ста различных Будда-Сферах, а Бодхисаттвы на второй стадии могут множить свои формы и в десять раз больше этого.
Так как Ум — это Будда, не попробует ли Мастер свои сверхъестественные силы и не продемонстрирует ли тоже самое мне?"
— "Почтенный Ачарья, вы сами — обычный или святой монах?"
— "Обычный".
— "Так как вы только обычный монах, как вы можете задавать такие вопросы?
Как раз об этом сказано в сутре: "Ум Добродетельного Человека перевернут вверх ногами и не согласуется с Мудростью Будды".
— "Вы, Чаньские Мастера, всегда говорите, что если мы пробуждены для Пути, который прямо перед нами, мы достигнем освобождения в нашей теперешней телесной форме. Вы не правы".
— "Допустим, человек, проведя всю жизнь добродетельно, неожиданно дает волю своим рукам и что-то крадет. Является ли этот человек вором в его настоящей телесной форме?"
— "Очевидно, да".
— "Тогда, если в этот момент кто-то внезапно осознал свою собственную природу, скажите мне, почему он не может освободиться?"
— "В этот момент? Невозможно!" В соответствии с сутрами, три вечности неисчислимой длинны (асамкхейякальпас) должны пройти, прежде чем мы достигнем этого".
— "Можно ли сосчитать вечности неисчислимой длинны?"
На это Юань с негодованием закричал: "Может ли тот, кто проводит аналогию между воровством и освобождением, заявлять, что он рассуждает правильно?"
— "Ачарья, вы не понимаете Пути, но вы не должны мешать другим понять его. Ваши глаза закрыты, поэтому вы сердитесь, когда видят другие".
Покраснев, Юань начал отступать, но крикнул через плечо: "Чей путь, старый тупица, мгновенно достигает цели?"
— "Тот, который выражается в отступлении, является только твоим Путем".