К вопросам о самореализации

Объявление

Форум переехал ----> https://selfrealization.info

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Хуэй Хай

Сообщений 11 страница 20 из 51

11

http://s2.uploads.ru/t/51BQ3.png

13.    — Это усилие мы должны прилагать только когда сидим в медитации, или когда прогуливаемся — тоже?

          — Когда я только что говорил о том, что надо прилагать усилия, я не имел в виду усилия только во время сидения в медитации; ибо прогуливаетесь ли вы, стоите, сидите, лежите или делаете все, что угодно, вы должны непрерывно прилагать усилия.
Это то, что мы называем постоянно удерживаться в этом состоянии.


14.    — В Вайпула Сутре говорится: "Из пяти видов Дхармакайи, первый — это Дхармакайя Абсолюта: второй — Дхармакайя Дхарма-Природы; четвертый — Дхармакайя Бесчисленных Проявлений; и пятый — Дхармакайя Пустоты". Которая из них является нашим собственным телом?

          — Чтобы понять то, что ум вечен, необходимо овладеть Дхармакайей Дхармы-Природы.

Чтобы понять, что все бесчисленные формы находятся в уме, необходимо овладеть Дхармакайей Заслуги.

Чтобы понять, что ум не является умом, необходимо овладеть Дхармакайей Истинной Природы Всего.

Чтобы научить живущих людей в соответствии с их индивидуальными способностями к изменению, необходимо овладеть Дхармакайей Бесчисленных Проявлений.

Чтобы понять, что ум бесформен и неощутим, необходимо овладеть Дхармакайей Пустоты.

Если вы поймете смысл всего этого, это будет означать, что вы узнали, что нет ничего, что надо достигать.

Осознание того, что нет ничего ощутимого, ничего достигаемого — это достижение Дхармакайи Дхармы Будды.

Тот, кто полагает, что может достичь этого, держась или хватаясь за что-то, полон самомнения, — высокомерный человек с извращенными взглядами, человек еретических убеждений.

В Вималакирти Нирдеша Сутре говорится: "Шарипутра спрашивает Деваканайю: "Что вы завоевали? Какое достижение дало вам такую силу речи?"

На что Деваканайя ответил: "Это мое завоевание и достижение ничто позволило мне прийти к этому состоянию.

Согласно Дхарме Будды, тот, кто побеждает и добивается чего-то, является человеком, полным самомнения".

12

http://s2.uploads.ru/t/51BQ3.png

15.      — В сутрах говорится не только о Самьяк-Самбодхи (Полном Просветлении), но также и о непостижимом Просветлении, находящемся даже за его пределами. Пожалуйста, разъясните эти понятия.

          — Самьяк-Самбодхи — это осознание идентичности формы и пустотности.

Непостижимое Просветление — это осознание отсутствия противоположностей, или, можно сказать, что оно не подразумевает состояние ни Просветления, ни Не-Просветления.

          — Действительно ли различаются эти два вида Просветления или нет?

          — Эти понятия используются соответственно в нужном контексте, что упрощает временно их понимание, но, по существу, они являются одним и тем же, будучи ни двойственными, ни различными. Это единство и тождество характеризует ВСЕ явления любого типа.

16.     — Что означает то место в Алмазной Сутре, которое утверждает, что "обладание тем, что абсолютно невозможно описать словами, называется проповедованием Дхармы"?

          — Праджна (мудрость) — это субстанция абсолютной чистоты, которая не содержит ни единого объекта, за который можно ухватиться.

Это означает "то, что невозможно описать словами".

Однако нематериальная и недвижущаяся Праджна обладает любыми возможностями, многочисленными, как песчинки Ганга; поэтому не существует ничего такого, что она не охватывает; и это то, что подразумевается под словами "проповедование Дхармы".

Поэтому написано: "Обладание тем, что абсолютно невозможно описать словами, называется проповедованием Дхармы".

          — (В Алмазной Сутре также говорится): "Если добродетельный мужчина или добродетельная женщина придерживается, учит и повторяет эту сутру и выносит презрение других, этот человек, который вынужден испытать злую судьбу как возмездие за его прошлые грехи, и чьи кармические грехи уничтожаются теперь презрением других, достигнет ануттары-Самьяк-Самбодхи". Объясните это, пожалуйста.

          — Их случай похож на случай с человеком, который не встретив просветленного Учителя, продолжает не создавать ничего, кроме вредной кармы, так что его чистый подлинный ум, помраченный (благодаря) трем отравам , происходящим от изначального невежества, не может проявиться.

Это является причиной, по которой мы называем его презираемым.

Далее, как раз потому что он презираем в этой жизни, он решается на поиск Пути Будд безотлагательно; и таким образом побеждает свое невежество, что останавливает порождение трех отрав, после чего его подлинный ум начинает ярко сиять.

Смятение его мыслей с этого времени прекращается; ибо все зло в нем уже уничтожено.

То, что он был презираем, привело его к победе над невежеством, прекращению смятения ума и — как естественный результат этого — к (его) освобождению.

Поэтому написано, что Бодхи достижимо в тот самый момент, когда мы решились его достигнуть — то есть В ЭТОЙ ЖИЗНИ, а не в каких-то других, которые придут.

          — Также написано, что Татхагата имеет пять видов видения. Каковы эти виды?
   

     
         — Восприятие всех явлений чистыми (т.е. реальными) называется Земным Видением.

Восприятие их сущности чистой (реальной) называется Небесным Видением.

Способность видеть мельчайшие различия в окружающих нас явлениях, а также самые незначительные оттенки добра и зла, и, тем не менее, совершенно не попадать под их влияние, оставаясь среди них совершенно свободными, называется Мудрым Видением.

Восприятие того, что нет ничего, что следует воспринимать, называется Дхарма-видением.

Когда нет восприятия, но при этом нет ничего, что бы не было воспринятым, называется Видением Будды.

          — Также написано, что существует Великое Средство Передачи (Махаяна) и Высшее Средство Передачи. Каковы они?

          — Первое — это Средство Передачи Бодхисаттв, второе — Будд.

          — Каковы способы их достижения?

          — Способы достижения Средства Передачи Бодхисаттв — способы Махаяны.

Достижение его и пребывание  в состоянии освобождения от логически искусного мышления, так что даже понятия "способов" для вас больше не существует, — такое полное спокойствие, что к нему нечего прибавить и нечего убавить, называется достижением Высшего средства Передачи, которое является Средством Передачи Будд!

13

http://s2.uploads.ru/t/51BQ3.png

17.    — В Махапаринирвана Сутре говорится: "Переизбыток дхьяны по отношению к мудрости не дает никакой возможности уйти от изначального невежества (авидья), тогда как переизбыток мудрости по отношению к дхьяне ведет к накоплению ложных взглядов; но когда дхьяна и мудрость одинаковы, мы называем это освобождением". Что это все значит?

          — Мудрость означает способность различать все виды добра и зла; дхьяна означает, что хотя вы проводите эти отличия, вы остаетесь совершенно не затронутыми любовью или отвращением к ним, — таким является объяснение — дхьяны и мудрости, проявляющихся в равной мере.

18.   — Эта сутра также говорит: "Отсутствие слов, ничего, что бы следовало говорить, — это называется дхьяной". Но можем ли мы говорить о пребывании в дхьяне тогда, когда мы разговариваем?

          — Только что данное мною определение дхьяны относится к той вечной дхьяне, на которую не влияет речь или молчание.

Почему? Потому что Природа дхьяны проявляется даже тогда, когда мы разговариваем, занимаемся, наша речь и те отличия тоже принадлежат дхьяне.

Точно также, когда мы созерцаем формы умом в состоянии пустоты, пустота (пустотность) продолжает сохраняться во время этого разглядывания тех форм, также как и тогда, когда мы не разговариваем и не занимаемся каким-либо видом мыслительной деятельности.

То же самое относится к нашему видению, слышанию, чувствованию и сознаванию.

Почему? Потому что раз наша собственная Природа есть пустота, она остается такою во всех ситуациях; будучи пустою, она является свободной от привязанности, и эта беспристрастность делает возможным одновременное функционирование дхьяны и мудрости на одном уровне.

Все Бодхисаттвы используют этот метод общей по отношению ко всему пустоты, которая позволяет им достичь окончательной Цели.

Поэтому написано: "Когда дхьяна и мудрость проявляются одинаково, это —  то, что мы называем освобождением".

Сейчас я приведу вам следующий пример, поясняющий это, с тем, чтобы пробудить ваше понимание и успокоить (ваши) сомнения.

Возьмем зеркало с отражающей поверхностью. Когда оно что-то отражает, колеблется ли его отражающая поверхность? Нет.

А когда оно ничего не отражает, колеблется ли тогда его отражающая поверхность? Нет.
Но почему так происходит? Оно не колеблется, независимо от того, присутствует объект, или нет, потому что оно обладает свойством отражать, не испытывая каких-либо ощущений.

И что же? Где нет ощущения, там не может быть ни движения, ни отсутствия движения.

Или возьмем пример с солнечным светом. Колеблются ли солнечные лучи, когда они падают на землю?

Нет! Или колеблются ли они, когда не сталкиваются с землей? Нет.

Почему? Потому что они лишены ощущения. То, что они не колеблются независимо от того, сталкиваются они с чем-то или нет, обусловлено их свойством сиять, не испытывая ощущений.

Качество обладания способностью отражать (или сиять) принадлежит мудрости, тогда как качество абсолютной устойчивости принадлежит дхьяне.

Использование бодхисаттвами этого метода уравновешивания дхьяны и мудрости позволяет им достичь Самбодхи (Высшего Просветления).

Поэтому написано: "Когда дхьяна и мудрость находятся на одном уровне, это образует то, что мы называем освобождением".

Однако, когда я только что говорил об отсутствии ощущения, я имел в виду свободу от обычных ощущений, но не от святого ощущения.

          — Чем они отличаются?

          — Обычные ощущения — это ощущения, предполагающие двойственность чувствования; святое ощущение принадлежит осознанию пустоты противоположностей.

14

http://s2.uploads.ru/t/51BQ3.png

19.     — Сутра говорит: "Путь слов и речи отрезан; деятельность ума прекращена". Что это значит?

          — Слова и речь должны раскрыть смысл Дхармы; но когда этот (смысл) понят, речь отбрасывается.

Смысл нематериален; то, что нематериально, является Дао (Истиной), а Дао невозможно выразить. Отсюда "путь слов и речи отрезан".

Под тем, что "деятельность ума прекращена" подразумевается то, что для истинного осознания смысла Дхармы не требуется дальнейшего созерцания.

То, что находится за пределами нашего созерцания, является Извечно Существующим.
Существуя извечно, природа всех явлений является (пустотой).

Так как их природа (видится) пустою, все сопутствующие им причины искореняются, и это искоренение подразумевает прекращение деятельности ума.

20.   — Что такое Таковость?

          — Таковость означает неизменность.

Так как ум неизменен (абсолютен), мы называем его Таковостью.

Отсюда можно понять, что все Будды прошлого достигали Просветления, управляя собою в согласии с этой неизменностью. И современные Будды тоже; поэтому то же самое будет и с Буддами будущего.

Так как результатом практики, будь то в прошлом, настоящем или будущем, является просветление, она называется достижением Таковости.

В Вималакирти Нирдеша Сутре говорится: "Так это было со всеми буддами; так это будет с Майтрейей  и с любым другим чувствующим существом тоже". Почему? Потому что Природа Будды имеет вечное и беспрерывное само-существование.

21.    — Учение о тождественности материального и нематериального (пустого) и тождественности обычного и святого принадлежит доктрине внезапного Озарения?

          — Да.

          — Что вы имеете в виду под тождественностью материального и пустого и обычного и святого?

          — Когда ум запятнан привязанностью, присутствует вещественность; когда он свободен от пятен, присутствует невещественность.

Запятнанный ум обычен, а незапятнанный ум свят.

Абсолют имеет само-существование, которое подразумевает тождественность нематериального и материи; но, так как последнее необнаруживаемо, оно фактически нематериально.

Здесь мы используем слово "нематериальное" в смысле пустой природы формы, но не в значении  пустоты, которая являлась бы результатом уничтожения формы .

Точно так же, мы используем слово "материальное" в смысле природы нематериального, которая существует сама по себе, но не в том смысле, что материальное может быть материей (как обычно понимают).

15

http://s2.uploads.ru/t/51BQ3.png

22.   — Что такое истощимое и неистощимое, упомянутые в этой сутре?

          — Из-за пустой природы всех двойственностей, когда видение и слышание больше не имеют места, то наступает истощение, означающее конец страстям (асраваксайя).

Неистощимое имеет значение несотворенной сущности, обладающей чудесными способностями, многочисленными, как песчинки Ганга.

Эти способности отвечают всем потребностям чувствующих существ без всякого уменьшения сущности. Таковы истощимости и неистощимости, упомянутые в сутрах .

          — Истощимости и неистощимости, в действительно, являются тождественными или разными вещами?

          — Сущность у них одна, но говорят о них как о самостоятельных вещах.

          — Но, если у них одна сущность, то почему о них говорят, как о разных вещах?

          — "Одна" означает сущность речи, а речь является функцией этой сущности; эту единую субстанцию используют по-разному, в зависимости от обстоятельств.

Поэтому говорится, что они имеют одну сущность, но говорят о них, как о самостоятельных вещах.

Мы можем сравнить это с таким явлением: хотя в небе одно солнце, его отражения улавливаются водой, имеющей множество различных вместилищ, так что каждое из вместилищ "содержит солнце", и каждое "солнце" полноценно и; кроме того, идентично солнцу в небе.

Поэтому, несмотря на то, что солнца имеют одну сущность, о них говорят как о самостоятельных солнцах, имея в виду разные вместилища.

Отсюда (о том, что имеет) одну субстанцию, говорят по-разному.

Более того, хотя каждое из солнц, видимых внизу, является совершенным и целым, то солнце, которое в небе, нисколько не уменьшается из-за них — отсюда выражение "неистощимое".

          — В сутре упомянуто "невозникновение и непрекращение существования". К какому виду дхарм (явлений) относятся эти слова?

          — Здесь имеется в виду невозникновение вредных явлений и непрекращение никогда полезных.

          — Что такое полезные и вредные явления?

          — Ум, запятнанный привязанностями и утечкой , является вредным; ум, свободный от этих качеств, является полезным.

Только тогда, когда не случается пятен и утечки, не возникает и вредности; а когда достигается свобода от пятен и утечки, возникает чистота, совершенство и блеск — глубокое, вечное и непоколебимое спокойствие.

Это имеется в виду, когда говорят, что полезные явления не прекращаются; это объясняет выражение "невозникновение или непрекращение существования".

23.   —  В Наставлениях Бодхисаттв говорится: "Когда чувствующие существа следуют Наставлению Будды, они входят в состояние Буддовости — состояние, идентичное Полному Просветлению — и таким образом они становятся истинными сынами Будд". Что это значит?

          — Наставление Будд означает совершенную чистоту ума.

Если кто-то выполняет практику чистоты и таким образом достигает ума, который не изменяется под влиянием чувственных восприятий, мы говорим о нем как о человеке, который следует Наставлению Будды.

Все Будды, вплоть до нынешнего дня, практиковали чистоту, которая не подвержена влиянию чувственных восприятий, и благодаря этому они достигали Буддовости.

В наши дни, если кто-то выполняет эту практику, его заслуга приравнивается и ни чем не отличается от заслуги Будд; поэтому про него говорят, что он вошел в состояние Буддовости.

Озарение, достигнутое таким образом, является тем же Озарением Будды, поэтому говорят, что такое состояние человека тождественно Полному Просветлению.

Он действительно является сыном Будды, и его чистый ум порождает мудрость. Тот, чья мудрость чиста, зовется сыном Будд, или "этим сыном Будды".

16

http://s2.uploads.ru/t/51BQ3.png

24.   — Что касается Будд и Дхармы, кто из них предшествовал друг другу? Если Дхарма была первой, то как Будда мог ее проповедовать; но если Будда пришел первым, тогда с помощью какого учения он достиг?

          — Будды предшествовали Дхарме в определенном смысле, но пришли после нее — в другом.

          — Как это возможно?

          — Если вы имеете в виду непоколебимую Дхарму, тогда Дхарма предшествовала Буддам; но если вы имеете в виду написанную или произнесенную Дхарму, тогда первыми пришли Будды, а Дхарма следовала за ними.

Каким образом? Таким, что каждый из Будд достиг Буддовости через непоколебимую Дхарму в том смысле, что Дхарма им предшествовала.

"Учитель всех Будд", о котором было упомянуто в сутре, — это Дхарма; пока они не достигли Буддовости, они вначале вбирали в себя детальное объяснение из Двенадцати Разделов Сутр, имеющее целью изменить чувствующих существ.

Следование и практикование Дхармы, которую проповедовали предыдущие Будды, этими чувствующими существами, достигающими таким образом Буддовости, также является тем случаем, когда Дхарма предшествует Будде.

25.    — Что значит "умение в Обучении, но не в Передаче?

          — Это относится к тем, чьи слова расходятся с делами.

          — А что значит "умение в Передаче и в Обучении тоже"?

          — Это относится к людям, чьи слова подтверждаются их делами.

26.   — Что значит "достижимое не достигнуто" и "недостижимое достигнуто"?

          — Под тем, что "достижимое не достигнуто" подразумевается речь, неподкрепленная делами; под тем, что "недостижимое достигнуто" подразумеваются дела, доводящие до конца то, что не смогла сделать речь; а когда вместе и речь и дела достигают Цели, это называется "полным достижением", или "двойным достижением".

27.   — Пожалуйста, объясните два утверждения: "Дхарма Будды ни уничтожает мирское, ни погрязает в запредельном.

          — Первое означает то, что Будда никогда не опровергал никакие явления и вещи, с того момента, когда он впервые решился на поиски и до того времени, когда он достиг Просветления под Деревом Бодхи, и начиная с этого времени, до его вступления в Паринирвану под парой деревьев sala .

Это и есть "неуничтожение мирского".

Другое утверждение означает то, что, хотя он достиг отсутствия мысли, он никогда не смотрел на это как на достижение; хотя он достиг невещественных и не-деятельных Бодхи и Нирваны, он никогда не считал, что эти состояния характеризуют достижение.

Это то, что имеется в виду под "не погрязает в запредельном".

17

http://s2.uploads.ru/t/51BQ3.png

28.   — Существует ли в действительности ад?

          — И да, и нет.

          — Каким образом?

          — То, что наши умы создали много видов вредной кармы, является адом; но так как собственная природа Каждого человека — это пустота, то для тех, чей ум освободился от пятен привязанности, ад невозможен.

          — Владеют ли те, кто творит зло. Природой Будды?

          — Да, они имеют ее тоже.

          — Тогда, если они тоже имеют эту Природу, попадает ли она вместе с ними в ад, или нет?

          — Нет, она не попадает вместе с ними.

          — Но, если они попадают в ад, где остается их Природа Будды?

          — Она тоже попадает в ад.

          — Раз она находится там, то, когда они подвергаются наказанию, разделяет ли наказание их Природа Будды?

          — Нет. Хотя Природа Будды остается с этими людьми, пока они находятся в аду, страдают сами люди. Природа Будды, по сути, вне наказания.

          — Тем не менее, если они вместе попадают в ад, почему Природа Будды не страдает?

          — Чувствующие люди имеют форму, а все, что имеет форму, является объектом создания и разрушения ; тогда как Природа Будды бесформенна, и, будучи бесформенной, она является невещественной по той причине, что сама она — природа пустоты и не может быть разрушена.

Если бы кто-то разжигал в вакууме огонь, горению бы это повредило, но не вакууму.

В этой аналогии вакуум символизирует Природу Будды, а горение — чувствующих существ. Поэтому написано: "Они входят (попадают) вместе, но не страдают вместе".

18

http://s2.uploads.ru/t/51BQ3.png

29.   — Относительно цитаты "Трансформируй восемь состоянии сознания в четыре Мудрости Будды и соедини четыре Мудрости Будды, чтобы образовать Трикайю", какие из восьми состояний сознания надо соединить, чтобы образовать одну Мудрость Будды, и которое из них станет Мудростью Будды само по себе?

          — Видение, слышание, обоняние, вкус и осязание — пять состояний сознания, которые вместе образуют Совершенствующую Мудрость.

Интеллект, или шестое состояние сознания, сам становится Глубинной Наблюдающей Мудростью.

Отличающее сознавание, или седьмое состояние сознания, само становится Универсальной Мудростью.

Сокровищница сознания, или восьмое его состояние, сама становится Великой Отражающей Мудростью.

          — Эти четыре Мудрости действительно разные?

          — Сущность у них одна, но называются они по-разному.

          — Однако, если у них одна сущность, то почему у них разные названия? Или, если допустить, что названия им даются в зависимости от обстоятельств, чем является имеющая единую (вместе с остальными) сущность (тем не менее названная) Великая Отражающая Мудрость?

          — То, что, без сомнения, пусто и спокойно, сияюще и невозмутимо, является Великой Отражающей Мудростью.

То, что может встретиться с загрязнениями без того, чтобы возникла любовь или отвращение, и что доказывает таким образом не-существующую природу всех таких двойственностей, является Универсальной Мудростью.

То, что может установить порядок в области чувств с непревзойденной способностью различать вещи, не вызывая при этом волнующих мыслей, оставаясь абсолютно независимой и свободной, является Глубинной Наблюдающей Мудростью.

То, что может изменить все чувства с их функциями, в зависимости от обстоятельств, для правильного восприятия, свободного от двойственности, является Совершенствующей Мудростью.

(вот примитивный пример, объясняющий освобождение чувств: вы видите на прилавке в китайской булочной части человческих тел, и это вызывает в вас чувство отвращения, но оказывается, что это не реальные части тел, а хлеб выпеченный в их форме, узнав об этом вы меняете свои чувства с их функциями, то есть, освобождаетесь от отвращения.

В случае нашей практики вы меняете чувства через понимание, что все вещи - суть игра сознания, а не реальные объекты. Это и есть "практика наблюдающей мудрости"- Лакшми)

.

— Что касается "Соединения четырех Мудростей Будды для образования Трикайи", какие из них нужно соединить, чтобы образовать одно Тело, и какие из них становятся Телом сами собой?

          — Великая Отражающая Мудрость самостоятельно образует Дхармакайю. Универсальная Мудрость самостоятельно образует Самбхогакайю. Глубинная Наблюдающая Мудрость и Совершенствующая Мудрость вместе образуют Нирманакайю.

Эти Три Тела имеют разные названия только, для того, чтобы помочь непросветленным людям увидеть более ясно.

Если принцип однажды понят, то Трех Тел с функциями, отвечающими разным потребностям, больше не будет.

Почему? Бесформенные в своей сущности и по природе, они создаются в непостоянном в своей основе, которое вообще не является их собственной природой (истинной основой).

19

http://s2.uploads.ru/t/51BQ3.png

30.   —  Что означает восприятие реальной Буддакайи?

          — Это означает не восприятие больше чего-либо как существующего или не существующего.

           — Но каково истинное значение этого понятия?

          — Понятие "существование" используется как противоположность понятию "не-существование", тогда как последнее используется в противовес первому.

Пока вы не воспринимаете первое понятие как действительное, вы не воспринимаете таким же образом и второе.

Точно так же без понятия не-существования какое значение может иметь понятие существования?

Эти два понятия обязаны своим появлением взаимной зависимости друг от друга и относятся к сфере рождения и смерти.

Только избегая такого двойственного восприятия, мы можем заметить реальную Буддакайю (Природу Будды).

          — Если даже понятие существования и не-существования не верны, то почему понятие реальной Буддакайи может быть верным?

          — Только потому, что вы спрашиваете об этом! Когда такие вопросы не задают, понятие Буддакайи неверно.

Почему? Возьмите пример зеркала; если напротив него есть объекты, оно отражает их, если напротив нет ничего, оно ничего не отражает.

31.   —  Что значит "никогда не отдаляться от Будды"?

          — Иметь ум, свободный от понятий, которые приходят и уходят, и спокойствие ума, ненарушаемое окружающими формами, так что он остается неизменно пустым и невозмутимым, — это и означает "никогда не отдаляться от Будды".

20

http://s2.uploads.ru/t/51BQ3.png

32.   — Что значит запредельное (у вей, необусловленное)?

          — Это значит мирское (ю вей, обусловленное).

          — Я спросил о запредельном. Почему вы сказали, что это мирское?

          — Выражение "мирское" верно только в противопоставлении "запредельному".

Значение последнего происходит от первого. Если вы не воспринимаете одно как верное понятие, другое не может оставаться.

Но, если вы говорите о Реальном (Истинном) Запредельном, оно не относится ни к мирскому, ни к запредельному.

Да, (Истинное) Запредельное выглядит так! Почему?

В Алмазной Сутре говорится: "Если ваши умы хватаются за Дхарму, они все еще будут цепляться за понятие эго (существо и жизнь); если ваши умы хватаются за НеДхарму, они все еще будут цепляться за понятие эго (существо и жизнь).

Поэтому мы не должны хвататься и держаться ни понятия Дхармы, ни понятия Не-Дхармы".

Это значит придерживаться истинной Дхармы.

Если вы поймете это учение, которое является истинным освобождением, то оно действительно достигнет врат не-двойственности.

33.   — Что значит выражение "срединный путь"?

          — Оно означает крайности.

          — Я спросил о срединном пути; почему вы говорите, что он означает крайности?

          — Крайности верны только в противопоставлении срединному пути.

Если вы сначала не постулируете крайностей, откуда вы можете взять понятие срединного пути?

Этот срединный путь, о котором вы говорите, сначала использовался по отношению к крайностям.

Поэтому мы должны понять, что срединный и крайности обязаны своим существованием зависимости друг от друга, и что все они преходящи.

То же самое правило относится в равной степени к 5 скандхам — форме, ощущению, восприятиям, побуждениям (или волевым актам) и сознанию.