15. — В сутрах говорится не только о Самьяк-Самбодхи (Полном Просветлении), но также и о непостижимом Просветлении, находящемся даже за его пределами. Пожалуйста, разъясните эти понятия.
— Самьяк-Самбодхи — это осознание идентичности формы и пустотности.
Непостижимое Просветление — это осознание отсутствия противоположностей, или, можно сказать, что оно не подразумевает состояние ни Просветления, ни Не-Просветления.
— Действительно ли различаются эти два вида Просветления или нет?
— Эти понятия используются соответственно в нужном контексте, что упрощает временно их понимание, но, по существу, они являются одним и тем же, будучи ни двойственными, ни различными. Это единство и тождество характеризует ВСЕ явления любого типа.
16. — Что означает то место в Алмазной Сутре, которое утверждает, что "обладание тем, что абсолютно невозможно описать словами, называется проповедованием Дхармы"?
— Праджна (мудрость) — это субстанция абсолютной чистоты, которая не содержит ни единого объекта, за который можно ухватиться.
Это означает "то, что невозможно описать словами".
Однако нематериальная и недвижущаяся Праджна обладает любыми возможностями, многочисленными, как песчинки Ганга; поэтому не существует ничего такого, что она не охватывает; и это то, что подразумевается под словами "проповедование Дхармы".
Поэтому написано: "Обладание тем, что абсолютно невозможно описать словами, называется проповедованием Дхармы".
— (В Алмазной Сутре также говорится): "Если добродетельный мужчина или добродетельная женщина придерживается, учит и повторяет эту сутру и выносит презрение других, этот человек, который вынужден испытать злую судьбу как возмездие за его прошлые грехи, и чьи кармические грехи уничтожаются теперь презрением других, достигнет ануттары-Самьяк-Самбодхи". Объясните это, пожалуйста.
— Их случай похож на случай с человеком, который не встретив просветленного Учителя, продолжает не создавать ничего, кроме вредной кармы, так что его чистый подлинный ум, помраченный (благодаря) трем отравам , происходящим от изначального невежества, не может проявиться.
Это является причиной, по которой мы называем его презираемым.
Далее, как раз потому что он презираем в этой жизни, он решается на поиск Пути Будд безотлагательно; и таким образом побеждает свое невежество, что останавливает порождение трех отрав, после чего его подлинный ум начинает ярко сиять.
Смятение его мыслей с этого времени прекращается; ибо все зло в нем уже уничтожено.
То, что он был презираем, привело его к победе над невежеством, прекращению смятения ума и — как естественный результат этого — к (его) освобождению.
Поэтому написано, что Бодхи достижимо в тот самый момент, когда мы решились его достигнуть — то есть В ЭТОЙ ЖИЗНИ, а не в каких-то других, которые придут.
— Также написано, что Татхагата имеет пять видов видения. Каковы эти виды?
— Восприятие всех явлений чистыми (т.е. реальными) называется Земным Видением.
Восприятие их сущности чистой (реальной) называется Небесным Видением.
Способность видеть мельчайшие различия в окружающих нас явлениях, а также самые незначительные оттенки добра и зла, и, тем не менее, совершенно не попадать под их влияние, оставаясь среди них совершенно свободными, называется Мудрым Видением.
Восприятие того, что нет ничего, что следует воспринимать, называется Дхарма-видением.
Когда нет восприятия, но при этом нет ничего, что бы не было воспринятым, называется Видением Будды.
— Также написано, что существует Великое Средство Передачи (Махаяна) и Высшее Средство Передачи. Каковы они?
— Первое — это Средство Передачи Бодхисаттв, второе — Будд.
— Каковы способы их достижения?
— Способы достижения Средства Передачи Бодхисаттв — способы Махаяны.
Достижение его и пребывание в состоянии освобождения от логически искусного мышления, так что даже понятия "способов" для вас больше не существует, — такое полное спокойствие, что к нему нечего прибавить и нечего убавить, называется достижением Высшего средства Передачи, которое является Средством Передачи Будд!