10. — Когда вы сказали, что мудрость является назначением, что вы имели в виду под мудростью?
— Знание того, что благодаря осознанию пустотности всех противоположностей приходит освобождение и что без этого осознания вы никогда не достигните освобождения.
Это — то, что мы называем мудростью или способностью отличать неправильное от правильного.
Другое название этому — знание назначения "сущности".
Что касается нереальности противоположностей, то именно мудрость, присущая "сущности", позволяет узнать, что осознать их пустотность означает освобождение, и что относительно этого не может быть больше никаких сомнений.
Это то, что мы подразумеваем под назначением.
Таким образом, говоря о нереальности противоположностей, мы говорим о несуществовании относительностей, таких как "есть" и "нет", добро и зло, любовь и отвращение и т.д.
— Посредством чего можно войти во врата нашей школы?
— Посредством данапарамиты.
— Согласно Будде, Путь Бодхисаттвы включает шесть парамит. Почему тогда вы упомянули одну? Пожалуйста, объясните, почему ее одной достаточно для нас, чтобы войти?
— Введенные в заблуждение люди не могут понять, что пять остальных парамит вытекают из данапарамиты и что практикуя ее, можно выполнить все остальные.
— Почему она называется данапарамита?
— Дана значит отказ.
— Отказ от чего?
— Отказ от двойственности противоположностей.
— Что это означает?
— Это означает полный отказ от идей двойственной природы хорошего и плохого, существования и не-существования, любви и отвращения, пустоты и не-пустоты, сосредоточения и отвлечения, чистого и нечистого.
Отказавшись от всего этого, мы достигаем состояния, в котором все противоположности видятся как пустота.
Настоящая практика данапарамиты ведет к достижению этого состояния без мысли о том, что "сейчас я вижу, что противоположности представляют собой пустоту" или "сейчас я отказался от них".
Мы также можем назвать его одновременным отсечением десяти тысяч видов сопутствующих причин, ибо когда они отсечены, вся Дхарма-Природа становится пустотой а это пустотность Дхармы-Природы означает не-нахождение ума где-либо.
Когда это состояние достигается, становится невозможным различение отдельной формы.
Почему? Потому что наша собственная природа нематериальна и не содержит ни одного отдельного объекта (чуждого ей самой).
То, что не содержит ни одного отдельного объекта, является истинной Реальностью, чудесной формой Татхагаты.
В Алмазной Сутре сказано: "Те, кто отказываются от всех форм, зовутся буддами (просветленными)".
— Однако Будда говорил о шести парамитах, тогда почему вы сейчас говорите, что их можно выполнить, практикуя эту одну? Пожалуйста, объясните это.
— В Сутре Вопросов Брахмы говорится: "Джалавидья, Старейший, обратился к Брахме со словами:
"Бодхисаттвы, отказавшись от всех загрязнений (клеша), можно сказать, выполнили данапарамиту, известную еще как полный отказ;
не отвлекаясь ни на что, они, можно сказать, выполнили силапарамиту, известную также как следование наставлениям;
не испытав вреда ни от чего, они, можно сказать, выполнили ксантипарамиту, известную также как упражнение в воздержании;
не цепляясь ни за что, они, можно сказать, выполнили варьяпарамиту, известную также как упражнение в усердии;
не обитая нигде, они, можно сказать, выполнили дхьянапарамиту, известную также как практикование дхьяны и самадхи;
не говоря ни о чем презрительно, они, можно сказать, выполнили праджнапарамиту, известную также как упражнение в мудрости.
Все вместе они называются шестью методами.
"То, что я сейчас скажу об этих шести методах, будет абсолютно тем же — первый (метод) ведет к отказу; второй — к не-возникновению (восприятия, ощущения и т.д.); третий — к отсутствию мышления; четвертый — к отстранению от форм; пятый — к отсутствию приверженности (ума); и шестой — к отсутствию пренебрежительной речи.
Мы даем другие названия этим шести методам, потому что они нужны для удобства, лишь на время; ибо когда мы приходим к замечательному принципу, заложенному в них всех, мы не находим абсолютно никаких различий.
Поэтому вы должны только понять, что благодаря одному-единственному акту отказа, вы отказываетесь от ВСЕГО; и что невозникновение означает невозникновение чего угодно, где угодно.
Те, кто сбился со своего пути, не понимают этого интуитивно; поэтому они говорят о методах так, как будто они отличаются друг от друга.
Глупцы, увязнувшие во множественности методов, вращаются в бесконечном цикле жизней.
Я призываю вас, изучающих, практиковать метод отказа и больше ничего, ибо он приводит к выполнению не только пяти остальных парамит, но и десяти тысяч дхарм (методов).