Махарадж: В зеркале вашего ума будут появляться всевозможные картины, они будут на какое-то время задерживаться в нем, а затем исчезать. Молча наблюдайте за тем, как они приходят и уходят. Сохраняйте бдительность, но не допускайте, чтобы мысли притягивали или отталкивали вас. Очень важно не вовлекаться.
Такое отношение молчаливого наблюдения принесет свои результаты, постепенно устраняя все бесполезные мысли, подобно тому, как можно избавиться от непрошенных гостей, если полностью их игнорировать.
Такое пребывание в самом себе, то есть в состоянии "я есть", наблюдение за потоком ума в качестве бесстрастного свидетеля, без вовлечения и осуждения, приведет к тому, что "глубинное" неизвестное получит импульс к выходу на поверхность сознания и высвобождению своей неиспользованной энергии, которая даст вам возможность достичь понимания тайны источника жизни".
Отрывки из книги " Я есть То"
Сообщений 91 страница 100 из 194
Поделиться912011-09-08 16:38:44
Поделиться922011-09-30 22:56:24
Общее стремление к освобождению — это только начало, найти правильные средства и использовать их — это следующий шаг.
Всё, что имеет значение, — это осознание, осознание себя или, скорее, своего ума.
Само наблюдение замедляет ум, пока он окончательно не остановится.
Когда ум затих, удерживайте его таким.
Вам не должно становиться скучно от этого покоя, будьте в нём, проникайте в него глубже.
Экспериментируйте каждый раз заново, не основывайтесь на прошлом опыте.
Наблюдайте свои мысли и наблюдайте себя, наблюдающего мысли.
Состояние свободы от всех мыслей произойдёт неожиданно, вы узнаете его по его блаженству.
Наблюдайте свои мысли, как вы наблюдаете движение на улице.
Люди приходят и уходят, вы отмечаете всё не реагируя.
Вначале это может быть нелегко, но с некоторой практикой вы обнаружите, что ваш ум может функционировать на многих уровнях одновременно, и вы можете осознавать их все.
Только когда вы чувствуете обоснованный интерес к какому-то отдельному уровню, ваше внимание ловится им, и вы теряете остальные уровни.
Не отождествляйте себя ни с какой идеей.
Лучше просто чувствовать «я есть». Сосредоточьтесь на этом терпеливо.
Здесь терпение — это мудрость, не думайте о неудаче. В этом действии не может быть никакой неудачи.
Когда я говорю: «Помните "я есть" всё время», — я имею в виду: «Постоянно возвращайтесь к нему».
Следуйте моему совету безоговорочно, и вы не разочаруетесь.
Я не могу решить вашу проблему одними словами. Вы должны упорно работать над тем, что я вам сказал. К освобождению приводит не правильный совет, а действие, которое на нём основывается.
Если вы последуете моему совету и попытаетесь удержать ум на одном понятии «я есть», вы полностью осознаете свой ум и его выходки.
Всё, что необходимо, — это очистить ум, чтобы он смог осознать свою тождественность с Я.
Следите за своим умом с огромным вниманием, потому что именно в нём ваша связанность, а также ключ к свободе.
Выйдите за пределы ваших концепций и представлений, истина обнаруживается в молчании желаний и мыслей.
Вы связаны из-за невнимательности. Внимание освобождает.
Вы затратили столько энергии на сооружение тюрьмы вокруг себя.
Теперь потратьте столько же на её разрушение.На самом деле разрушать проще, потому что ложное растворяется, когда оказывается обнаруженным.
Всё держится на концепции «я есть». Исследуйте её очень тщательно.
Она лежит в корне любой беды. Это что-то вроде кожи, которая отделяет вас от реальности. Реальное и внутри и снаружи кожи, но сама кожа нереальна!Эта концепция «я есть» родилась не с вами. Вы вполне могли бы жить и без неё. Она пришла позже вместе с вашим самоотождествлением с телом. Она создала иллюзию отделённости, которой на самом деле нет.
Вы должны поработать с чувством «я», если хотите освободиться от него.
Наблюдайте его в покое и в действии, как оно начинается и когда заканчивается, чего хочет и как добивается этого, до тех пор пока не увидите ясно и не поймёте полностью.
В конце концов, все виды йоги, независимо от происхождения и особенностей, преследуют лишь одну цель: спасти вас от бедствия отдельного существования бессмысленной точки в необъятной и прекрасной картине.
Вы страдаете, потому что отдалились от реальности и теперь пытаетесь убежать от этого отчуждения.
Вы не можете убежать от собственного наваждения. Вы можете только перестать поддерживать его.Самое вредное — это представление «я есть тело». Оно полностью скрывает от вас вашу истинную природу. Даже на мгновение не допускайте мысли, что вы есть тело. Не давайте себе ни имени, ни формы. В темноте и тишине вы найдёте реальность.
Я не прошу вас смотреть в каком-то определённом направлении. Просто отведите взгляд от всего, что происходит в вашем уме, и направьте его на чувство «я есть».
«Я есть» не является направлением. Это отрицание всех направлений.В конечном счёте даже «я есть» должно уйти, потому что вам не нужно всё время подтверждать то, что и так очевидно. Направление ума на чувство «я есть» просто помогает оторвать ум от всего остального.
Когда ум удерживается в стороне от своих занятий, он становится тихим. Если вы не вспугнёте эту тишину и останетесь в ней, вы обнаружите, что она пропитана светом и любовью, каких вы никогда не знали и, тем не менее, сразу узнаёте как свою собственную природу.
Однажды обретя этот опыт, вы уже никогда не будете прежним человеком.Непокорный ум может разбить этот покой и затуманить это видение, но оно непременно будет возвращаться, если не ослаблять усилия, пока однажды не рухнут все оковы, иллюзии и привязанности и жизнь полностью не сконцентрируется в настоящем.
В своём возбуждённом состоянии вы проецируете прошлое и будущее и принимаете их за реальность.
На самом деле вы знаете только настоящий момент.
Почему бы не исследовать, что есть сейчас, вместо того чтобы задавать вопросы о воображаемом прошлом и будущем?Ваше нынешнее состояние не безначально и не бесконечно. Оно окончится в мгновение ока.
Наблюдайте внимательно, откуда оно приходит и куда уходит. Вскоре вы обнаружите за ним безвременную реальность.Точно так же как каждая волна возвращается в океан, так и каждый миг возвращается к своему источнику.
Реализация состоит в том, чтобы найти этот источник и остаться в нём.Осознайте, что никакие концепции не являются вашими, что все они приходят к вам извне. Вы должны сами всё это обдумать, сделать себя объектом своей медитации.
Займитесь своим умом, удалите его искажения и загрязнения.
Однажды почувствовав вкус своего “я”, вы будете чувствовать его везде и всегда.
Поэтому так важно прийти к нему. Познав его однажды, вы никогда его не потеряете.Но вы должны дать себе возможность найти его через интенсивную, даже напряжённую, медитацию.
Что действительно важно — это быть свободным от противоречий: цель и путь не должны оказаться на разных уровнях, жизнь и свет не должны ссориться, поведение не должно предавать веру. Называйте это искренностью, чистотой, целостностью — вы не должны возвращаться назад, разрушать, искоренять, покидать завоёванную территорию. Стойкость цели и искренность в её достижении приведут вас к успеху.
Коллекционирование правильных представлений тоже не приведёт вас никуда.
Просто перестаньте представлять.
Не полагайтесь на свой ум в том, что касается освобождения. Ведь это именно ум привёл вас к рабству.Это ум, познавая другое, становится другим.
Однако ум есть не что иное, как Я.
Это Я становится другим, становится не Я, и в то же время остаётся собой.Сейчас ваше бытие смешано с переживанием. Вам просто нужно распутать бытие из клубка переживаний. Когда вы познаете чистое бытие, перестанете быть тем или этим, вы различите его среди переживаний и больше не запутаетесь в именах и формах.
Внутренний плод должен созреть. До тех пор обучение, жизнь в осознании, должно продолжаться. Постепенно практика становится всё более и более тонкой, пока не станет полностью бесформенной.
Поезжайте домой, займитесь делом своего отца, помогайте родителям, когда они постареют. Женитесь на девушке, которая вас ждёт, будьте преданным, будьте простым, будьте смиренным. Спрячьте свою добродетель, живите тихо.
А «я есть» — Великое Напоминание (маха-мантра). От неё вы можете научиться всему, что хотите знать. Будьте внимательным, не прекращайте самоисследования. Вот и всё.Вы можете изменить своё тело или ум, но всё, что будет меняться, — всегда нечто внешнее по отношению к вам, не вы. Зачем вообще напрягаться, пытаясь что то изменить?
Осознайте раз и навсегда, что ни ваше тело, ни ваш ум, ни даже ваше сознание не являются вами, и оставайтесь в своей истинной природе за пределом сознательного и бессознательного.
Никакие усилия не приведут вас туда, только ясность понимания.
Проследите своё непонимание до корней и отбросьте его, вот и всё.Вам нечего искать, поскольку ничто не потеряно.
Расслабьтесь и наблюдайте «я есть». Реальность прямо за ним. Храните покой, храните безмолвие, и она появится, или, скорее, вберёт вас в себя.Нет никакого второго, или высшего, «я», которое следовало бы искать.
Вы и есть высшее «я», просто отбросьте свои ошибочные представления о себе.
Отбросьте ложное, и истинное само возьмёт своё.То, что мы называем мыслями, - просто рябь в уме. Когда ум спокоен, он отражает реальность.
Когда он полностью обездвижен, он растворяется, и только реальность остаётся.
Эта реальность так прочна, так действительна, настолько более реальна, чем ум и материя, что в сравнении с ней даже алмаз мягок, как масло.Пока вы воображаете себя чем то реальным и твёрдым, вещью среди вещей, реально существующей в пространстве и времени, недолговечной и уязвимой, вы, естественно, будете беспокоиться о выживании и размножении.
Но когда вы познаете себя как нечто за пределами пространства и времени — прикасающимся к ним только в точке здесь и сейчас, а на самом деле всепроникающим и содержащим в себе всё, недостижимым, неприступным, неуязвимым — вы больше не будете бояться.
Познайте себя таким, какой вы есть, — другого лекарства от страха нет.Вы не можете увидеть истину, если в вас нет покоя. Спокойный ум необходим для правильного восприятия, которое, в свою очередь, требуется для самореализации.
Но часто у людей, которые приходят сюда, тела, мозг и умы такие запущенные, извращённые и слабые, что состояние бесформенного внимания для них недостижимо.
В таких случаях подойдёт какой нибудь более простой символ искренней устремлённости. Повторение мантры или созерцание особого символа подготовит их тело и ум для более глубокого и прямого поиска.
В конце концов, именно искренняя устремлённость является незаменимым, решающим фактором.
Садхана — это всего лишь сосуд, который до краев должен быть наполнен искренней устремлённостью, которая является не чем иным, как любовью в действии.
Люди, которые только начинают практиковать садхану , так возбуждены и беспокойны, что им надо быть очень занятыми, чтобы удерживать себя на пути.
Для них подходит всепоглощающая рутина. Через некоторое время они успокаиваются немного и перестают совершать усилия.
В покое и безмолвии кожа «я» растворяется, и внутреннее и внешнее становятся одним. Истинная садхана лишена усилий.
Значение имеет не то, что вы делаете, а то, что вы перестаёте делать. - Нисаргадатта Махарадж
Поделиться932011-10-20 00:17:00
Используйте любую возможность, чтобы напоминать себе, что вы связаны, что все происходящее с вами является следствием вашего телесного существования. Желания, страх, беспокойство, радость — они не могут появиться, если нет вас, которому они являются. Однако, что бы ни происходило, оно указывает на ваше существование как на центр восприятия. Не обращайте внимания на эти указатели и осознавайте то, на что они указывают. Это очень просто, но это нужно сделать. Значение имеет только настойчивость, с которой вы возвращаетесь к себе.
Поделиться942011-10-20 00:30:09
Махарадж: А вы есть точка восприятия, безразмерный источник всех измерений. Познайте себя как тотальность.
Вопрос: Как может точка содержать в себе вселенную?
Махарадж: В точке достаточно места для бесконечности вселенных. В ней нет недостатка потенциала.
В реальности есть только восприятие. Воспринимающий и воспринимаемое — это концепция, действителен только факт восприятия.
Абсолют — это то, где возникает восприятие. Он делает восприятие возможным.
Вы — сила восприятия и действия за пределом образа.Погрузитесь в чувство «я есть», и вы непременно обнаружите, что центр восприятия универсален, так же универсален, как свет, освещающий весь мир.
.
Махарадж: Ум нуждается в центре, вокруг которого можно начертить круг. Круг может становиться больше, и с каждым увеличением чувство «я есть» будет меняться. Человек, который может себя контролировать, йог, будет чертить спираль, но независимо от её ширины центр останется прежним.
Однажды наступит момент, когда само это занятие покажется ложным, и вы его бросите.
Центральной точки больше не будет, и вся вселенная станет центром.
Поделиться952011-10-20 00:51:33
Махарадж: Вы не являетесь чувствующей, эмоциональной и интеллектуальной личностью, зажатой между желаниями и страхами. Найдите своё реальное бытие.
«Что я такое?» — вот фундаментальный вопрос всей философии и психологии. Погрузитесь в него как можно глубже....Вопрос: Это проще сказать, чем сделать. Человек приходит к вам с болью в животе, а вы советуете ему опорожнить желудок. Конечно, без ума не будет и проблем. Но ум здесь, и очень ощутим.
М: Это ум говорит вам, что ум здесь. Не поддавайтесь на обман. Все бесконечные споры об уме создаются самим умом для его собственной защиты, продолжения и распространения. За пределы ума вас может вывести только твёрдый отказ принимать во внимание его изгибы и судороги.
В: Сэр, я смиренный ищущий, а вы есть сама Высшая Реальность. Ищущий приближается к Высшему с целью просветления. Что делает Высшее?
М: Слушайте то, что я вам говорю, и не увиливайте в сторону. Думайте всё время об этом и ни о чём другом. Добившись этого, отбросьте все мысли, не только о мире, но и о себе.
Оставайтесь вне досягаемости мыслей, в безмолвном бытии осознании. Это не прогресс, поскольку то, к чему вы придёте, уже есть в вас, оно ждёт вас.Вопрос: Значит, вы говорите, что я должен попытаться перестать думать и оставаться постоянно с идеей «я есть».
М: Да, и какие бы мысли ни приходили к вам в связи с «я есть», лишайте их всякого смысла, не обращайте на них никакого внимания....
.
Махарадж: Ум по своей природе разделяет и противопоставляет. Может ли существовать другой ум, объединяющий и гармонизирующий, который видит целое в одной части и часть – как неотделимое от целого?
Вопрос: Другой ум – где его искать?
Махарадж: За пределами ограниченного, разделяющего и противопоставляющего ума. Прекратив известные нам ментальные процессы. Когда они останавливаются, рождается тот другой ум.
Поделиться962011-10-21 15:41:46
В: Насколько я понял, вы придаёте особое значение словам «ум», «сознание» и «осознание».
М: Давайте посмотрим на это следующим образом. Ум без конца производит мысли, даже когда вы их не отслеживаете. Когда вы знаете, что происходит в вашем уме, вы называете это сознанием. Это ваше состояние бодрствования – ваше сознание переходит от ощущения к ощущению, от восприятия к восприятию, от мысли к мысли, в бесконечно чередующейся последовательности. Затем приходит осознание, прямое прозрение в единство сознания, тотальность ума. Ум подобен реке, непрерывно текущей в русле тела, вы отождествляете себя на мгновение с какой то конкретной рябью на воде и называете её «моя мысль». Всё, что вы сознаёте, – это ваш ум, осознание – это осознание сознания как целого.
В: Все сознательны, но не все осознанны.
М: Не говорите: «Все сознательны». Вы можете сказать: «Есть сознание», в котором всё появляется и исчезает. Наш ум – это просто волны в океане сознания. Подобно волнам, он приходит и уходит. Подобно океану, он бесконечен и вечен. Познайте себя как океан бытия, утробу всего существования. Это, конечно, метафоры, реальность невозможно описать словами. Вы можете познать её, только если будете ею.
В: Стоит ли мучиться и искать её?
М: Без неё всё будет мучением. Если вы хотите жить здраво, творчески и счастливо и обладать бесконечными богатствами, которыми можно делиться, ищите, чем вы являетесь.
Если ум сосредоточен в теле, а сознание – в уме, то осознание свободно. У тела есть свои нужды, у ума – боль и наслаждение. Осознание непривязано и непоколебимо. Оно ясное, тихое, спокойное, бдительное и бесстрашное, лишённое желаний и страхов. Медитируйте на него как на ваше истинное бытие, пытайтесь быть им в вашей повседневной жизни, и вы реализуете его во всей полноте.
Ум заинтересован в том, что происходит, а осознание заинтересовано в самом уме. Ребёнок занят игрушкой, но мать следит за ребёнком, а не за игрушкой.
Благодаря неустанному наблюдению я стал совершенно пустым, и с этой пустотой ко мне вернулось всё, кроме ума. Я обнаружил, что потерял ум безвозвратно.
Поделиться972011-11-24 06:17:22
М: Реализуется тот факт, что вы не являетесь личностью. Поэтому это не может быть долгом личности, чья судьба – исчезнуть. Её судьба – это долг того, кто воображает себя личностью. Выясните, кто это, и воображаемая личность исчезнет. Освобождаются всегда от чего то. От чего вам освобождаться? Очевидно, вы должны освободиться от личности, которой считаете себя, поскольку именно ваши представления о себе держат вас связанными.
В: Как изъять личность?
М: Намерением. Поймите, что она должна уйти, и пожелайте, чтобы она ушла, – и она уйдёт, если вы будете настойчивы. Кто то, кто угодно, скажет вам, что вы являетесь чистым сознанием, а не телом умом.
Примите это как возможность и исследуйте с искренней устремлённостью. Вы можете сами обнаружить, что не являетесь личностью, ограниченной в пространстве времени. Подумайте, как это всё меняет!
Поделиться982011-11-24 06:20:03
В: Почему вопрос «Кто я?» так мало меня занимает? Я предпочитаю проводить время в приятной компании святых.
М: Пребывание в своём собственном бытии – это тоже святая компания. Если вас не заботит проблема страдания и избавления от страдания, вы не найдёте энергию и настойчивость, необходимые для поиска себя. Вы не можете сфабриковать кризис. Он должен быть неподдельным.
В: Как происходит неподдельный кризис?
М: Он происходит каждый миг, но вы недостаточно бдительны. Тень на лице вашего соседа, необъятная и всепроникающая печаль существования – это постоянный фактор вашей жизни, но вы отказываетесь замечать. Вы страдаете и видите, как страдают другие, но не реагируете.
В: То, что вы говорите, правда, но что мне с этим делать? Ситуация действительно именно такая. И мои беспомощность и черствость – часть её.
М: Уже хорошо. Наблюдайте за собой пристально – этого достаточно. Дверь, запирающая вас внутри, является также дверью, выпускающей вас наружу. «Я есть» – это дверь. Стойте рядом с ней, пока она не откроется. На самом деле она открыта, только вы не рядом с ней. Вы ждёте у несуществующей нарисованной двери, которая никогда не откроется.
Поделиться992011-11-24 06:22:29
В: Когда вы спите, вы сознательны или бессознательны?
М: Я остаюсь сознательным, но не сознаю себя отдельной личностью.
В: Вы могли бы дать нам почувствовать вкус самореализации?
М: Берите всё! Оно для тех, кто попросит. Но вы не просите. Даже когда вы просите, вы не берёте. Выясните, что мешает вам взять.
В: Я знаю, что мешает. Моё эго.
М: Вот и занимайтесь своим эго, а меня оставьте в покое. Пока вы заперты внутри своего ума, моё состояние вне пределов вашей досягаемости.
В: Кажется, у меня больше нет вопросов.
М: Если бы вы действительно воевали со своим эго, вы бы задали ещё много вопросов. У вас кончились вопросы, потому что вы не заинтересованы по настоящему. В настоящее время вами движет принцип удовольствия боли, то есть эго. Вы сотрудничаете с эго, а не боретесь с ним. Вы даже не осознаёте, насколько полно находитесь во власти личных соображений. Человек должен всегда бунтовать против самого себя, поскольку эго, как кривое зеркало, ограничивает и искажает. Это наихудший из всех тиранов, оно господствует над вами абсолютно.
Поделиться1002011-11-24 06:24:01
В: Было время, когда я был сильно недоволен собой. Сейчас я встретил своего Гуру и успокоился, после того как полностью отдал ему себя.
М: Если бы вы понаблюдали за своей повседневной жизнью, вы бы увидели, что не отдали ничего. Вы просто добавили слово «отдавание» в свой словарь и сделали своего Гуру крючком, на который вешаете свои проблемы. Истинное самоотдавание означает делать только то, что говорит вам Гуру. Вы, так сказать, отходите в сторону и позволяете своему Гуру прожить вашу жизнь. Вы просто наблюдаете и восхищаетесь, как легко он решает ваши проблемы, которые казались вам неразрешимыми.
В: Вы, кажется, совсем не придаёте значения Гуру. Для вас он просто случайность среди многих.
М: Все случайности дополняют друг друга, но ни одна не является решающей. На дороге каждый шаг приближает вас к месту назначения и каждый важен, как и все остальные, поскольку каждый шаг должен быть сделан, вы не можете пропустить ни одного. Если вы откажетесь сделать хотя бы один, вы застрянете!
В: Все превозносят значение Гуру, а вы сравниваете его с вехой. Разве нам не нужен Гуру?
М: Разве нам не нужна веха? И да, и нет. Да, если мы неуверенны, нет, если мы знаем дорогу. Когда мы уверены в себе, Гуру больше не нужен, разве что только в техническом смысле. Ваш ум – это инструмент, и вам надо знать, как им пользоваться. Как вас научили пользоваться своим телом, так вы должны научиться пользоваться своим умом.