Понимание всеобщей связи
автор Энмеркар
«Тис снаружи
грубое дерево,
тверд и крепок в земле,
хранитель огня,
корнями крепится,
радость поместья.»
Тринадцатой Руной Старшего футарка является Руна, соединяющая в своей нейтральности жизнь и смерть как единое целое.
Руна Эйваз (Тис) воплощает непрерывность мироздания как единого потока, включающего соединение верха и низа, актуального и потенциального бытия.
Мифологически эта Руна соответствуем Мировому Древу — Ясеню Иггдрасилю в его аспекте утверждения единства миров.
Это та ось, которая соединяет небеса, землю и преисподнюю (Хель).
Кроме того, Эйваз рассматривает эту Ось скорее как путь Сверху вниз, то есть как переход от жизни к смерти, из верхнего мира — в нижний, однако она относится и к времени вообще, особенно в его аспекте движения от рождения к смерти.
Мудрость Иггдрасиля в понимании всеобщей связи, но не в смысле причин и следствий (как у Йеры), а в смысле со-существования, отражения всего во всем.
Еще одним аспектом Руны Эйваз является понятие Охоты (из Тиса получаются лучшие луки) в самом широком смысле — и как добывания пропитания, и как отслеживания проблем, недостатков и врагов (внешних и внутренних), а также как Охоты за силой. В этом аспекте Эйваз отвечает бог-охотник Улль (и охотница Скади), который, фактически, является соответствием Хёниру (и Хеймдаллю).
Мы уже говорили, что языческое мировоззрение рассматривает Путь мага не как путь к «самосовершенствованию» или «истинному Я», а как путь к гармонии своего состава. Именно это аспект охоты за силой и обозначает Мировое Древо (недаром Иггдрасиль означает «Скакун Ужасного», то есть конь Одина, Мировое древо — это еще и Мировое Путешествие).
Представление о смерти в аспекте Эйваз включает идею о покидании устаревшего, ненужного (хотя о возрождении речь пока не идет). В частности, к ее смысловому полю относится так называемая «социальная смерть мага» — маг покидает социальный план, умирает для мира.
Магическое применение Руны Эйваз включает, конечно, ее защитное влияние, а также проникновение в тайны времени, жизни и смерти. Кроме того, Эйваз (по словам Сигрдривы) украсил «кровавые крылья» (то есть лук), поэтому применение этой Руны как помощника охотника (опять-таки в самом широком смысле) также полезно. В связи с этим, Эйваз также можно отнести к «Повивальным» Рунам, поскольку она облегчает переход между мирами.
Графически Эйваз связана не только с Йера (фактически, Эйваз — это замкнутая Йера, то есть Йера, в которй ее полярности соприкоснулись), но и с Тейваз (в аспекте Охоты), и с Ансуз (в аспекте путешествия между мирами).
Вместе с тем, неумелое использование Эйваз приводит к замене перехода уходом, разрушением, а путешествия по Мировому Древу — растворением в нем. Кроме того, она может, вместо того, чтобы открыть дорогу, закрыть ее.
В этом аспекте Эйвазу соответствует Вёльва Хейд, колдунья, которая, хотя и знает все о мироздании, спит в Хель мертвым сном.