Вселенная, в скандинавском мировоззрении состоит из 9 миров. Это более широкая концепция, в сравнении с троичным мировоззрением (христианство, РОДноверие), что, скорей всего обусловлено тягой варягов к путешествиям.
Начну с описания миров:
Мидгард - собственно наш мир, Явь. Мир, который простерся вокруг ствола Иггдрасиля (Мирового Ясеня), и который, как понятно из названия (Средний Мир) лежит посередине "между" другими мирами.
Асгард - обитель Богов-Асов, что также понятно из названия - Мир Асов. (Следует разделять Асов и Ванов, многие именуют и тех и других Богами, но Асы - практически все Боги Воинов, а Ваны - покровители крестьян). Верхний мир, Рай, Правь, где живут, пируют Боги, а так же воины, погибшие в боях.
Хель, Хельхейм - обитель самой смерти - Хель. Нижний мир, ад, Навь. Мир в который попадают все умершие, за исключением воинов.
Льоссальвхейм, Альвхейм - мир светлых духов, альвов-эльфов, как видно из картинки, предоставленной Лисой - находится "выше" Мидгарда, на вертикальной линии.
Свартальвхейм - мир темных духов, "черных эльфов" (цвергов-дварфов, гномов). Находится, как Льоссальвхейм, на вертикальной линии ниже Мидгарда.
Нифельхейм - мир холода. Многие ошибочно путают Нифльхейм и Хельхейм, ошибочно называя его "Нифельхель". Один из изначальных миров, которые были до сотворения Мидгарда, Асгарда и Хельхейма. Как уже было сказано до этого - мир вечного холода и льда, его населяют ледяные великаны.
Муспельхейм - мир огня. Также как Нифельхейм, существовал до сотворения остальных миров. Его населяют огненные великаны, вместе со своим повелителем - Суртом. Говорят что звезды - это искры пламени Муспельхейма.
Ванахейм - мир Ванов - покровителей крестьян и ремесел, добродушных Богов, чье основное призвание - созидание.
Йотунхейм - мир великанов-йотунов, вечных противников Асов и Ванов. Они олицетворяют разрушение.
Далее, захочу отметить символизм в числе 9. Как известно, руны открылись Одину, когда он увидел 9 лежащих на земле палочек.
Миры можно условно разделить на группы по 3 и по 5 миров.
"Вертикальная" группа состоит из Асгарда, Льоссальвхейма, Мидгарда, Свартальвхейма и Хельхейма.
"Горизонтальная" - из Мидгарда, Йотунхейма, Ванахейма, Муспельхейма и Нифельхейма.
И несколько групп по смыслу:
"Стихии" - Муспельхейм, Мидгард, Нифельхейм. (Огонь-Лед)
"Силы" - Йотунхейм, Мидгард, Ванахейм. (Разрушение-Созидание)
"Цвет" - Льоссальвхейм, Мидгард, Свартальвхейм (Свет-Тьма)
И последняя группа - Асгард, Мидгард, Хельхейм (Вечная жизнь-Смерть)
Дополню, что 9ти мирам Северной традиции соответствуют 9 необратимых рун (кому не ясно о чём речь, со временем будет ясно)
Итак, кроме всего прочего - 9 миров это 9 планов бытия).
Асгард
Обитель богов, Духа, но и наиболее сокровенная часть человеческой сущности. Ключевая руна - Гебо.
Лайтальфхейм (Альфхейм)
Место просветления, где властвует Разум. Это царство интеллекта и воображения. Это наша ментальная Вселенная. Царство эльфов. Ключевая руна- Соуло, потенциал солнечной энергии, позволяющий воспринимать скрытое.
Мидгард
Срединная земля. Это наша повседневная реальность, где все аспекты нашего целостного бытия- физический, духовный, ментальный и энергетический- находятся в динамическом равновесии, воздействуя друг на друга. это царство рассудка, эмоций, где властвует Время и обитает временное "я" человеческой личности. Здесь в равных количествах присутствуют такие сила как "добро" и "зло" и каждый поступок совершается в результате выбора или молчаливого согласия. Мидгард- место обитания человечества. Ключевой руной Мидгарда является - Йера, связанная со стихией земли. Ее основное свойство заключается во "вращении" времени, поскольку эта сила управляет сменой времен года. Она выражается в постепенных переменах и развитии. ясно указывая на истинную цель нащей земной жизни-это период для развития всех аспектов нашего целостного существа ради совершенства Духа
Муспельхейм
Обитель огня, царство страсти. Мифические существа, ассоциирующиеся с этим царством - турсы. Они имеют огромный возраст и владеют как преображающей, так и разрушающей силой. Ключевая руна - Дагаз - сила преображения и трансформации.
Ванахейм
Обитель ванов-разумных сил, управляющих органическими процессами и природным изобилием, поэтому Ванахейм иногда назывался "местом мира и изобилия". Его ключевая руна - Ингуз - энергия зачатия и органического роста, плодородие.
Йотунхейм
Обитель гигантов- Йотунов, наделенных исполинской силой. Это царство интеллекта и воображения- и то и другое обладает устрашающей мощью. Ключевая руна- Наутиз - руна нужды и необходимых перемен..
Нифельхейм
Обитель льда, снегов и туманов. Место иллюзий, где внешние формы находятся в соответствии с внутреннй сущностью наблюдателя. Оно обладает магнетической силой, втягивающей в себя, как "черная дыра" во Вселенной. Утверждалось, что в Нифельхейме рождается вода. Туман- это вода в парообразном состоянии, а вода обладает способностью затвердевать в виде льда, поэтому здесь подразумевается состояние между осязаемым и неосязаемым. Ключевая руна- Иса - руна льда.
Свартальфхейм
Царство гномов (карликов, цвергов). В северной мифологии гномы- своеобразные двойники эльфов, но СОЗИДАЮЩИЕ. Гномы олицетворяют творческое начало Нижнего Мира. Свартальфхейм- царство становления, где будущее формируется из мыслеобразов настоящего; оно ассоциируется с подсознательной активностью. Это царство представляет уровень сознания, соответствующий подсознательному аспекту Разума, слуги сознательного "Я". Ключевая руна- Эйваз - символ центральной оси.
Хель
Обитель умерших. Царство покоя, неподвижности и инерции. Обитель импульсов и инстинктов, где нахожится сущность физического тела- телесное "я". В дохристианской северной религии Хел имел двойственную природу. Его олицетворением была богиня Хель, которая, с обной стороны изображалась как труп, а с другой- как прекрасная, желанная женщина. Один аспект божества указывал на вход в гробницу, а другой- на вход в женское чрево. Все умершее возраждается в следующем цикле бытия. Ключевая руна - Хагалаз - преображающая сила, сила разрушения.
Ссылка