У Свободы нет предыстории.
- "Иллюзия" зачастую является более стойкой, плотной и неистребимой, нежели "Реальность".
1. Всеохватывающая страсть
Вопрос: Что может полностью разрушить неверие?
Ответ: Ясное намерение. Намерение достичь окончательного Освобождения в этой жизни, имея для этого самые чистые побуждения, какие только возможно.
Когда наше намерение становится чистым, наша устремленность к Освобождению превосходит все личностные мотивы, нам больше не нужно Освобождения для себя.
Так что же может разрушить стену неведения, отделяющую нас? Непротиворечивость, цельность, безоговорочность нашего решения достичь Освобождения в этой жизни, отказ от любых компромиссов в этих вопросах.
Большинство идущих по духовному пути готово удовлетвориться меньшим, чем-то более умеренным, чем окончательная смерть эго.
Ничтожное число людей во всем мире стремится к этому - стать никем.
Даже в духовных достижениях можно крепко держаться за свою особость, за свое своеобразие.
Дух конкуренции, состязания между человеческими существами пронизывает собой все уровни.
Многие находят в себе достаточно решимости, чтобы соприкоснуться с Неведомым, выйдя за границы обыденного человеческого опыта. Но очень мало тех, кому хватит решимости, чтобы пройти весь духовный путь до конца.
Если вы хотите полностью разрушить неведение, вы должны быть готовы расширить свое сердце настолько, чтобы оно распахнулось, - и ваше маленькое я исчезло из вида.
Если же в вас остается малейшая привязанность к особости, своеобразию, индивидуальности, - истинное Освобождение останется недостижимым.
Жизнь не предназначена для того, чтобы доставлять лично нам наслаждение или страдание.
Происходит нечто непостижимое, огромное и важное, бесконечно более великое и более важное, чем наши личные несчастья и достижения.
Эта реальность начинает нам открываться в тот момент, когда мы впервые ощутим в себе чистоту намерения.
Что же открывается нам?
Жизнь как таковая в ее цельности и полноте. Нам открывается то, что мы не существуем как нечто особое, обособленное, индивидуальное, - и в этом отккровении ключ к подлинному Освобождению. Вся полнота Совершенства заключена в этом знании - Единое есть единственное, что важно.
Опытное постижение этого открывает в нас источник сострадания, о котором мы прежде не могли и помыслить.
Помимо нашего желания, вне нашей воли, мы охвачены сопереживанием за всех, заботой обо всем бытии. Эта великая устремлённость и великая страсть, ее чистота полностью разрушает наше личностное, своекорыстное отношение к жизни.
Если мы хотим уничтожить неведение, все остальное в нас, кроме этой страсти, должно умереть, - в этом весь путь.
2. Единое - без иного.
Большинство идущих по духовному пути хотят оставаться последователями. Ничтожно мало тех, кто готов принести в жертву все ради свободы.
Если мы всерьез посмотрим на человеческое состояние - состояние, в котором пребываем мы все - мы увидим, что это одно и тоже состояние, и мы все являемся частью его. Существует лишь один человек, и мы являемся этим человеком. Одно и то же тело, один и тот же ум. Один единственный свидетель, и этот свидетель - вы.
Многие учения провозглашают: "Есть лишь Единое".
Некое неопределенное "Единое", которое есть всё, вся и повсюду.
В эту идею нетрудно уверовать, но есть ли у нас то бесстрашие, чтобы отнестись к ней со всей серьёзностью?
Ведь если есть лишь Единое - это значит, есть лишь я, я один. Тех, кто готов принять это со всей серьёзностью, очень мало.
Когда подобное размышление начнет проявлять себя в вас, вы внезапно почувствуете, что все становится очень реальным.
Тогда возникает вопрос: если я один, что мне делать с теми противоречиями, с той борьбой, в которой я пребываю?
Позволить себе вновь "отойти ко сну", забыться, махнуть на все рукой? Отделаться формулой "все равно"?
Или прийти к пониманию, что в познании "я один, нет иного" таится возможность все изменить, просто приняв на себя ответственность, ибо нет никого иного, на кого ее можно было бы возложить. Если какое-то принципиальное изменение вообще возможно - его осуществление зависит только от тебя.
В своей жизни я дошел до той точки, где я понял: я не могу опереться ни на кого иного, кроме самого себя.
Я не мог больше довольствоваться чужими речами, - мне было очевидно: если я хочу достичь цели, мне придется сделать это, полагаясь лишь на самого себя.
Когда я принял это, когда я не пытался от этого спрятаться, но пришел к окончательному принятию этого, - это решение принесло с собой глубокий покой, ведь я больше не озирался по сторонам, ища чужих откровений.
Мне больше не нужно было нигде прятаться в поисках подтверждений и безопасности. Я знал без тени сомнения, что все зависит от меня самого.
Дойдя до этого рубежа на духовном пути, вы начинаете относиться к себе с гораздо большей серьёзностью. Вы начинаете серьёзно рассматривать возможности того, что вы можете познать Истину, можете найти путь к конечной цели.
Поняв, что нет никого другого, вы открываете источник невероятной силы и устремленности внутри себя, в своем существе. Вы просто прекратите искать вовне, увидев, что сила и устремленность бьют ключом изнутри.
Поняв, что нет никого иного, вы пробуждаетесь от грез индивидуальности.
Вы пробуждаетесь от кошмаров собственной важности.
Вы обнаруживаете, что существуете лишь как часть безграничного Единого, и всё, что вы делаете, непременно отражается на всем Едином, всегда затрагивает всё.
Большинство людей не хотят даже слышать ни о чем подобном, соприкосновение с этим поверхностно для них.
Но, осознав глубочайший смысл и значение Пробуждения, вы увидите, что вопрос выбора уже не стоит перед вами. В опыте Пробуждения отбрасывается сама возможность выбрать нечто иное, нечто меньшее, чем это.
Отнестись серьёзно к самому себе - это рассмотреть все свое состояние, всю свою ситуацию с максимальной серьёзностью.
Это означает выглянуть за пределы личностного, обособленного, отдельного - вне грез индивидуальности - с абсолютной серьёзностью приняв то, что ты - один и нет иного.
Вы оказываетесь перед лицом великой загадки: вы такой же человек, как и миллиарды других людей, и - в это же самое мгновение - вы один, единственный, и больше никого нет. Ничтожно мало тех, кто решится зайти так далеко.
Поймите весь духовный путь - совершенствование, преображение, пробуждение - никогда не является чем-то индивидуальным, личностным, это всегда дело единой эволюции - всеобщей, безжалостной.
Когда эволюционный скачок произошел в одном человеке, это означает эволюционное движение во всем человечестве.
Вопрос только в том, происходит ли этот скачок, это движение на самом деле.
Если мы не относимся к этому с величайшей серьёзностью, то скачка не произойдет.
Мы будем лишь беспорядочно болтаться и скользить в разные стороны, кувыркаясь вместе со всеми в едином человеческом супе, где все слепо и бессознательно тянутся за кем-то другим.
Вся суть состоит в том, что чтобы отнестись к самому себе и к своему духовному пути с величайшей - абсолютной - серьёзностью.
Если действительно есть лишь одно - Единое - и нет иного, то ты есть это Единое, ты - один, совершенно одинокий, без кого-либо или чего-либо еще.
3. Камень под ногами
Быть абсолютно серьёзным в том, чтобы достичь Освобождения в этой жизни, - значит стать непоколебимым.
Намерение освободиться от страха и неведения побуждает нас стать безупречными по отношению к потокам мыслей.
Мы должны быть свободны, чисты, сильны и, главное, лишены сомнений во всём том, что существенно, что поистине важно.
Если мы искренни, то наша устремленность к Освобождению станет для нас важнее всего.
Если обстоятельства и люди, окружающие нас, способствуют этому, мы можем довольно легко ощутить мир, радость, благодать - пусть коротко и мимолетно.
В эти моменты мы узнаем, что значит выйти из-под власти ума, столь необычайно, сколь невероятна и невыразима реальность.
Но беда в том, что большинство вкусивших этой благодати очень скоро отпадают от нее, возвращаясь в свое обычное состояние.
Можно вновь и вновь соприкасаться с ней, но почти всегда она вновь и вновь ускользает от нас. Поэтому столь необходимо для стремящегося к истинной свободе найти это "место непоколебимости" и пребывать в нем всегда и в любых обстоятельствах.
Жизнь полна бесконечных искушений, испытаний, отвлечений. Сбиться с пути - проще простого.
Может пройти 5, 10, 20 лет, - и вдруг, внезапно, мы вспомним: "Как я мог забыть это?"
Но потеряв столько лет, мы, скорее всего, ушли очень далеко от нашей первоначальной устремленности, и если мы очень хотим вновь обрести былую решимость достичь Освобождения, нам предстоит тяжелейшая борьба со всей массой накопленных разочарований, безверия, сомнений.
Мы будем чувствовать себя безнадежными, мы будем сомневаться в том, что истинное Освобождение вообще достижимо. Лучше всего, чтобы наше устремление было непоколебимо с самого начала, чтобы оно было сильнее, чем ум, сильнее, чем любой иной импульс, желание, побуждение. Лишь тогда у нас может появиться реальный шанс достичь успеха.
Одно дело - вступить на духовный путь: на духовный путь вступают многие.
Но совсем другое дело - на самом глубоком уровне освободиться от страха и заблуждений. Немногие достигают этого, и причина этого в том, что немногие относятся к самой возможности такого освобождения серьезно.
Одна лишь готовность и серьезность намерений меняет нашу жизнь кардинально, - ведь наш интерес, все наше внимание искренне направлены к тому, что составляет смысл жизни.
Мы предельно серьёзно размышляем о том, что такое жизнь, что такое смерть, что такое любовь.
Мы больше не позволяем себе прежней расхлябанности в отношении сущностных вопросов.
Чтобы освободиться от страха и заблуждений, необходимо посвятить себя этому Освобождению полностью и до конца.
Это означает готовность идти на любые жертвы, предпринимать любые усилия, чтобы не поколебаться и не свернуть с пути.
Когда в вашем исследовании вы проникаете вглубь, миновав поверхностный уровень духовного опыта, когда вам открывается не только природа вашего собственного ума, но и реальность бытия как таковая, сам характер вашего опыта меняется.
Неведомое перестает быть романтическим образом, словом, но становится для вас очевидной реальностью.
Именно в этот момент в вас восстанет все то, что отвергает Свободу, что страшится ее, и приступит к вам с искушением отступить, повернуть назад. Оно может предстать перед вами в любом обличии, обратиться к вам через лучшего друга, через любимого человека или через ваше собственное изображение в зеркале, и оно скажет: "Поверни назад, перестань стремиться, перестань хотеть этого". "Оставь это безумие, - скажут вам все, - вернись к тому, как ты жил раньше, стань снова нормальным человеком".
Сможете ли вы понять, что происходит? Будет ли ваша решимость достичь Освобождения достаточной, чтобы опознать все личины вашего собственного эго?
Единственный способ безопасно пройти через все колебания и смятения ума - это убедиться в том, что нет ничего важнее того, чтобы стать свободным. Это открытие дает нам решимость достичь полной и окончательной ясности относительно смысла жизни и духовного пути. И чем скорее мы достигнем этой ясности, тем проще нам будет стать цельными и непоколебимыми. Цельность и непоколебимость противостоит любой буре, любому смятению, любому удару судьбы. Без цельности и непоколебимости невозможна подлинная свобода.
4. Оставить будущее
Вопрос: Много лет назад я обнаружил в себе нечто, что испытывает страх перед Освобождением. С тех пор я жду того момента, когда этот страх исчезнет. Что я могу сделать для того, чтобы моё устремление к Освобождению стало сильнее, чем мой страх перед ним?
Ответ: Вы должны решиться сделать выбор.
Большинство людей, идущих по духовному пути ждут, пока страх и противодействие исчезнут сами собой. Но если вы серьёзно стремитесь к цели, у вас просто нет времени на ожидание.
Вам должно стать все равно, насколько труден путь. Вам должно стать неважно, какую пучину страха или сомнения вам необходимо превозмочь. Не предъявляйте Богу требований, не ставьте ему условий!
Идущие по духовному пути часто говорят, что они хотят достичь Единства с Истиной, единства с Богом.
Но при этом у них есть длинный список условий: "Я никогда не должен испытывать страха, сомнения, растерянности, разочарований. Если я буду избавлен от них, я готов стать Твоим навеки".
Поймите, не Бог насылает на вас демонов страха, сомнения, растерянности, разочарований, но вы сами холите и лелеете их.
Уверенность, убежденность, которой вы ищете, - это результат готовности к любым жертвам и испытаниям, готовность к страданию.
Чтобы обрести такую убежденность, вы должны терпеливо нести бремя колебаний и сомнений, которые обрушиваются на вас, - а их будет несравнимо больше, чем в вашей прошлой, "обычной" жизни. Но большинство желает лишь той уверенности, которая не требует от человека ни борьбы, ни жертв.
Истинная убежденность никогда не дается "даром": за нее нужно платить высокую цену.
Она останется недоступной, пока мы продолжаем взвешивать, оценивать и торговаться.
Мы должны быть готовы принять на себя любые страдания ради нее.
"Готовый умереть за Истину - получит её", - Нисаргадатта Махарадж.
Мы должны прийти к окончательному решению, что совершенная Любовь, совершенная Свобода бесконечно важнее любого страдания, любого неудобства, которые могут нам встретиться на пути.
Придя к такому решению, вы перестанете ждать. Вы будете готовы. К чему? К тому, чтобы навсегда оставить будущее.
В этом истинное отречение. Воистину, оставив будущее, мы отказываемся от всякой надежды на будущее. Именно тогда мы выходим из состояния бесконечного ожидания. Мы понимаем, что наш наилучший, быть может, единственный, шанс достичь Цели - это "сейчас".
Обычное состояние - это бесконечное ожидание подходящего момента. э
Мы непрерывно ждем тех обстоятельств, когда мы можем всем нашим существом, оставив всякое сомнение, отбросив всё и вся, погрузиться навеки в Единое, Бесконечное.
Но само наше ожидание, оттягивание, откладывание делает для нас невозможным отказаться от себя, когда бы этот идеальный момент не настал.
Но когда мы находим в себе то мужество, ту убежденность, которые необходимы, чтобы оставить будущее раз и навсегда, увидим вокруг себя бесконечный простор, и посреди этого простора наша Свобода станет нам очевидной.
При этом исчезает цепляние, исчезает привязанность. Но это не значит, что нам становится "всё равно".
В нас появляется чувство заботы и сострадания, которые были прежде неведомы нам.
В чем причина этого? В том, что теперь нас не преследует больше неотвязное беспокойство о самом себе. Избавившись от него, мы обнаруживаем заботу и сострадание гораздо большие, чем всё, что испытывает человек в "обыденной жизни".
Пока мы ожидаем, оттягиваем и откладываем на будущее, мы никогда не сможем испытать истинной любви. Всё, что мы будем считать истиной любовью, будет всегда основано на эгоизме, на личностном, во всякой "любви" мы будем всегда искать нечто для себя. Но когда мы прекратим ждать, у нас больше нет времени на эти глупости.
Речь идет о совершенно ином способе жить, об ином отношении к жизни. "Оставить будущее" - это не значит "жить в настоящем", это означает оставить всё и вся. Оставив будущее, мы выбираемся из ада болезненно-эгоистического бытия, где живут только личностным, где стремятся к чему-то лишь для себя, где всегда хочется чего-то еще, где во всем должна быть некая личная выгода.
Допустим, мы летим в космическом корабле, двигаясь по круговой орбите вокруг земли. Временами мы покидаем наш корабль и выходим в открытый космос. Но, находясь вне корабля, мы остаемся привязаны к нему неким тросом, некоей линией связи. В открытом космосе мы погружаемся в невыразимое состояние свободы, мы окунаемся в океан бесконечности, в безбрежность Неведомого. Но мы всегда знаем, что можем вернуться в уют и безопасность нашего космического корабля. Оставить будущее --это выйти в открытый космос и перерубить связующий трос.
Лишь перерубив этот трос, мы ощутим истинное величие и безграничность бытия и поймем нашу ответственность и смысл нашей жизни перед лицом этого величия и этой бесконечности.
Бремя такой ответственности много больше, чем то, что готово взять на себя большинство людей, которые хотят лишь ощутить "вкус трансцендентного" и затем вернуться.
Но речь идет о том, чтобы не возвращаться, чтобы пройти в этой жизни весь путь до конца.
И для этого нам необходимо перерезать страховочные тросы, которые удерживают нас.
5. Цинизм
В сердцах и умах большинства из нас прочно укоренился беспросветный цинизм. Мы - плоть от плоти этого мира, который полон страданий и несправедливости, и у каждого из нас есть множество доводов, свидетельствующих о невозможности Освобождения, Совершенства.
Но если мы со всей серьёзностью выбираем Освобождение и Совершенство своей целью, мы должны любой ценой открыть себя, сделать себя доступными Невероятному.
Пока мы закрыты и недоступны для него, мы - "в безопасности". Нетрудно почувствовать как наше неверие, наш скептицизм и цинизм - то, что мы, часто не ведая того, пестуем в себе, "защищает", "экранирует" нас, "предохраняет" нас от встречи с Истиной.
И когда искатели все же испытывают состояния пробужденности, освобожденности, безграничной открытости и свободы сердца от привычного оцепенения, - эта открытость часто оказывается нестерпимым, невыносимым переживанием. Глубина видения, безграничность понимания, которые открываются при этом, выбивают у нас почву из-под ног, превращают в ничто все наши мнения, построения, идеи о самом себе.
Цинизм - это неверие в реальную возможность достичь Освобождения, достичь Божественного Совершенства. Цинизм - это недоверие к жизни, это боязнь Любви.
Циник отвергает саму возможность той Любви, которая ничего не ищет для себя, Он отказывается верить в то, что Божественное Совершенство достижимо для человека. И если мы избрали Совершенство своей целью, мы должны увидеть, что наш цинизм скрывает, блокирует глубочайшую, наиболее подлинную и искреннюю часть нас самих. Он "предохраняет" нас от той Божественной Тайны, которая пребывает внутри нас.
Убежденность в том, что жизнь жалка, презренна, недостойна доверия, избавляет нас от необходимости искренне вникать в ее сложности и противоречия.
Окопавшись в своем цинизме, мы свободны от необходимости разрешать возникающие жизненные ситуации ответственно и мудро. Мы - на каникулах, мы никому не подотчетны.
Главное, наш цинизм лишает нас возможности у видеть в окружающей жизни важное, подлинное, сущностное, полное безграничного смысла.
Если мы хотим достичь Освобождения в этой жизни, мы должны уничтожить этот цинизм в самих себе, иначе мы так и останемся не слишком открытыми, не очень прозревшими, не всё понимающими. Если мы стремимся к Освобождению, мы должны быть абсолютно открытыми.
Достигший Освобождения не знает больше, кто он такой. Если его зовут по имени, он откликается, - он слышит, что было названо его имя. Но он не знает, кто есть откликающийся. Достигший Освобождения не имеет твердой идеи "я" в общепринятом смысле.
http://www.atma-vidya.narod.ru/HTML/Koen3.htm