До "Я есть."
Сатсанг с Робетом Адамсом
Роберт: Позвольте мне задать вам вопрос. Где по-вашему вы были или кем вы были до сознания? Чем по-вашему вы были? Кто может сказать? До того как вы вошли в это тело, до того как вы стали сознательны, чем вы были?
Слушатель: Вы имеете ввиду до появления индивидуального сознания..?
Роберт: Да.
Слушатель: … отличного от сознания как такового?
Роберт: И того и другого.
Слушатель: Есть ли что-нибудь что предшествует сознанию?
Роберт: Да.
Слушатель: Что, свидетель? Свидетельствование, которое я осознаю во сне иногда?
Роберт: Нет, на самом деле.
Слушатель: До сознания. Может быть это сознание в покое — без содержания?
Роберт: Да. Чем вы были до этого.
Слушатель: Нет ничего предшествующего этому.
Роберт: Вы уверены?
Слушатель: Да.
Роберт: Есть ли у кого-нибудь ещё интересные ответы?
Слушатель: Такого не может быть! Это абсурд!
Слушатель: Почему не может быть, почему вы полностью исключаете это?
Слушатель: Потому что сознание фундаментально. Сознание это всё. Это всё что есть. Что может предшествовать тотальности, всему что есть?
Роберт: Скажите мне.
Слушатель: Потенциальность?
Роберт: Ещё интересные ответы?
Слушатель: Всё что может быть сказано будет лишь концепцией в феноменальности. Это будет полностью не то.
Роберт: Вот это ответ. Вы уловили это. Покуда вы можете описать это, это не то. Это тайна. Это за пределами описаний. Конечное никогда не поймёт бесконечное. Таким образом, покуда вы можете описывать это и говорить об этом, это не то. И это то о чём вам следует всегда помнить.
Таким образом ответ — тишина. Это правильный ответ. Вы пространство, и сейчас возникаете как образ наложенный на пространство. И почему сейчас вы отождествляетесь с образом, ведь до сознания вы на самом деле не были и не пространством и не образом? Причина по которой я говорю что вы не пространство, потому что мы можем говорить об этом. У вас есть концепция пространства и опять же, пока у вас есть концепция пространства, это не то.
Единственный способ узнать, это не говорить ничего, уловить себя в промежутке между мыслями. Когда у вас есть мысль и вы пытаетесь выяснить что это, и мысль прекращается, и до того как следующая мысль появится, это оно. Пространство между мыслями, вот о чём идет речь. Итак, запомните эту вещь, покуда вы можете говорить об этом, покуда вы можете описать это, покуда вы спорите об этом, покуда вы отстаиваете свою правоту и говорите это так, а вот это так, вы неправы.
Это выходит за пределы двойственных концепций.
Поэтому я говорю вам проводить побольше времени в одиночестве, когда вы не смотрите телевизор, не слышите телефонных звонков, где вы можете избавить себя от радио. Просто сядьте и будьте собой. Тогда вы будете переживать чистое бытие. Пока вы будете искать это, вы никогда это не найдёте. В конце-концов, спросите себя, что вы ищете. Вы ищете что-то чем вы уже являетесь. Поэтому вы никогда не сможете это найти. Если бы вы не были этим, тогда бы вам следовало искать, но вы уже это, таким образом поиск становится бесполезным.
И что же это? Это пространство между вашими атомами. Каждая чувствующая вещь состоит из триллионов атомов, но пространство между ними это сознание. Опять же, мы используем слово сознание за неимением лучшего слова.
Но мы должны функционировать в мире, поэтому не нужно обдумывать тактики поведения, пытаясь быть умным. Вместо этого мы просто функционируем в мире будучи самими собой. Будьте собой. Когда вы остаетесь самими собой, вы в безопасности. Другими словами, вы не пытаетесь быть чем-либо еще. Просто будьте собой.
Что это значит, быть самим собой? Жить спонтанно. Большинство из нас живут оглядываясь на прошлое, как вы знаете, и затем мы беспокоимся о том что будем делать в будущем. Если вы научитесь забывать о прошлом и будущем, вы в безопасности. Когда вы живёте спонтанно у вас нет времени на раздумья, и вот тогда вы становитесь свидетелем. Потому что мысли это всегда о прошлом или о будущем. Правда? Вы хотите действовать в моменте сейчас. Когда вы действуете в моменте вы не можете думать, потому что вы действуете. Таким образом ваши мысли сосредоточены только на том что вы делаете и это останавливает все остальные мысли. А затем вы переходите к следующей вещи. Но вам вообще не следует анализировать эту вещь, будет ли всё происходить как надо, хорошо это или плохо, справитесь вы с этим или нет, в ваших ли это интересах или против вас, всё это должно уйти.
Недавно мне позвонила одна леди из Санта Круз и начала рассказывать мне о своих брачных проблемах и я остановил её. Я сказал ей что у меня нет желания выслушивать проблемы её брака. Знает ли она о том кто она такая? Это всё что меня волнует. Если она знает кто она есть, то она выходит за пределы своих брачных проблем. Она выходит за рамки концепций, желаний, потребностей, вожделений. Она будет в безопасности. Стоит однажды вознести себя над всем этим и ничто не сможет затронуть вас вновь. Мир больше не имеет власти над вами. Мир имеет власть над вами только когда вы отождествлены с телом. Если вы отождествляетесь с телом, тогда мир становится реальным, объекты становятся реальными, ситуации становятся реальными, вселенная становится реальной, Бог становится реальным, всё становится реальным и вы живёте в двойственности. И в один день вы страдаете, на следующий день вы счатливы. Счастье ведёт к страданиям, страдания ведут к счастью.
Конечно, я говорю о человеческом несчастии и страданиях. Но как только вы научитесь выходить за пределы этого, а это случается в процессе спонтанной жизни, все страдания прекратятся. В конце-концов, для кого существуют страдания? Для того кто отождествляет себя с мыслями.
Например, кто-то увольняется с работы. Они начинают беспокоиться об этом и это приводит к беспокойству о будущем, потому что когда вы переживаете о прошлом, об увольнении, вы начинаете беспокоиться и думать “Как я оплачу аренду в следующем месяце? На что я буду покупать еду?” И вашему уму это нравится. Это начинает подогревать вас еще больше. И вот вы уже начинаете представлять себя выселенным из своего дома и видите себя в очереди за пособием для безработных, видите себя бездомным бродягой, и вполне вероятно что так и произойдёт, потому что вы верите в это. Это то к чему ведёт вас ваш ум.
Как только вы чувствуете что знаете ум он становится очень, очень могущественным. Тогда вы можете видеть что мысли это вещи, потому что ваши мысли будут материализовываться в этом мире эффектов, таким образом какой вы считаете реальным. Следовательно, если вы начинаете беспокоиться о работе, об увольнении, начинаете беспокоиться о пище, начинаете волноваться по поводу выселения и подобных вещах, вы на самом деле говорите себе ментально, “Я хочу чтобы это произошло”, а вы всегда получаете то чего вы хотите. Вы должны следить за собой.
Секрет не в том чтобы изменить ваши мысли, а в том чтобы полностью избавится от них. Мы не пытаемся заменить наши негативные мысли на позитивные, потому что наши позитивные мысли приводят к негативным, а негативные к позитивным, это двойственность. Мы пытаемся полностью выбраться из этого, выйти за пределы, именно это и происходит когда вы живёте спонтанно. Это происходит само по себе.
Спонтанная жизнь это медитация. Не зацикливайтесь на плодах ваших усилий. Всё само позаботится о вас, о себе. Другими словами, что я имею ввиду говоря это, если вы работаете на работе уже двадцать четыре года, не зацикливайтесь, не беспокойтесь о том уволят вас или нет. Это не имеет значения. Что имеет значение так это то что вы думаете о том кто вы есть? Верите ли вы что являетесь хрупким и ограниченным человеческим существом, или хрупким человеческим существом у которого много семейных проблем, или уязвимым человеческим существом которое не знает будет оно жить или умрёт? Забудьте о всех этих вещах, идите за пределы этого. Отождествитесь с абсолютным осознаванием. Отождествитесь с тотальной реальностью, которой вы в действительности и являетесь. Вы не отождествляетесь с этими вещами просто утверждая это. Как же вы отождествляетесь с этим? Через тишину. Вы понимаете отличие? Есть множество школ в которых вам говорят сменить негативное на позитивное, но это всё основывается на мире относительности. Вы должны переживать и то и другое, и конца этому нет. Но когда в уме тишина это означает что вы избавились от концепций, от всех страстей, от всех желаний, от всех нужд, от всего что причиняло боль. Вы перестаёте обращать внимание на что бы то ни было. Тогда начинает проявляться истинная суть, которой вы являетесь, и вы автоматически попадаете или притягиваетесь в то место где вы и должны быть. Это всё произойдёт само по себе, но не думайте об этом. Не думайте ни о чём. Учитесь тому как успокоить ваш ум. Учитесь тому как сделать ваш ум спокойным как неподвижная гладь озера. Неподвижное озеро может привлекать, или отображать, отражать солнце, звёзды, луну, деревья, траву. Озеро с рябью на поверхности не может ничего отражать.
Итак, когда вы учитесь успокаивать свой ум вы отражаете самого себя, и вы это всегда гармония, всегда благодать, всегда сат-чит-ананда, всегда абсолютная реальность, всегда абсолютное единство. Это ваша истинная суть. Это то чем вы в реальности являетесь. Это всё соответствует вам.
Что вы делаете со своей жизнью каждый день? Как вы проживаете свою жизнь? Это не означает что вы должны сесть дома и медитировать день напролёт. Это означает что вы можете заняться своим бизнесом. Вы можете работать. Вы можете не работать. Вы можете идти в кино. Вы можете смотреть телевизор. Вы можете делать всё что вам заблагорассудится, но никогда не отождествляйтесь с объектом! Никогда не отождествляйтесь с тем что делает тело. Предоставьте телу делать то что оно пришло сюда делать, но храните ум и себя в своём сердце, в свете, в сознании. Успокаивайте свой ум как хотите, любым подходящим для вас методом. Станьте свидетелем ваших мыслей. Используйте атма-вичару, самоисследование, но какой бы метод вы не использовали, делайте это на протяжении всего дня. В этом секрет. Не только тогда когда вы приходите сюда, не час в день, но на протяжении всего дня.
Итак, как же вам справиться с этим, если вы приходите на работу и вас увольняют? Вместо того чтобы переживать задайте себе вопрос, “С кем это происходит? Кто переживает этот опыт? Я.” Держитесь этого “я” настолько сильно, как только сможете. Проследуйте за “я” к источнику. Рассматривайте “я” как нить, которая связывает источник с тем о чём вы думаете. И все ваши мысли присоединены к этой нити, к я-нити. Все ваши страхи, все ваши разочарования, все ваши страстные желания, всё присоединено к я-нити, и если вы крепко держитесь её, вы последуете за ней, последуете за ней в сердечный центр. И затем как кажется она исчезнет. Причина по которой я говорю “кажется исчезнет” в том что она никогда и не существовала. Таким образом, кажется что она исчезает.
Но как только это произойдёт, вы свободны и вы не будете больше обеспокоены никакими неумолимыми обстоятельствами, и вы будете счастливы. Но когда я говорю что вы будете счастливы я не указываю на человеческое счастье. Я имею ввиду счастливы-пресчастливы, действительно счастливы, без причины, потому что ваша истинная природа это счастье, ваша истинная природа это блаженство. Когда вы избавитесь от всего этого, ваша истинная природа засияет во всю силу без усилий.
Поэтому мы называем это путь без пути, потому что в действительности пути нет. Есть только безмолвие ума, следование за ‘я’ к истонику. И затем вы внезапно становитесь вездесущим, вы становитесь всеведающим, вы становитесь всемогущим. Тогда вы можете сказать, ‘Я есть то что Я есть’, но на самом деле не останется никого кто может сказать что-либо. Вы будете просто купаться в сиянии вашей любви, вашего счастья, вашего блаженства.
Кто-то уже звонил и просил меня объяснить, и я уже объяснял, но хочу объяснить еще раз разницу между ищущим, учеником и преданным. Мы говорили об этом пару раз, но некоторые из вас звонят и спрашивают об этом, поэтому я затрону эту тему снова.
Ищущий это благословенный человек, кому благодаря опыту предыдущих жизней, выпала удача начать поиск истины. Ищущий провёл много лет, возможно много перевоплощений, в поиске истины. Но ошибка, которую они делают в том что они ходят от учителя к учителю, от Хатха йоги к Карма йоге, от Бхакти йоги к Кундалини йоге. Они переходят от Христианства к Индуизму, от Индуизма к Буддизму, от Буддизма к Дзен, от Дзен к Дао. И ищущий продолжает переходить от одного к другому, от одного к другому, от одного к другому. Ищущие пока еще ничего не практикуют. Они просто слушают на разных встречах. Они читают книгу за книгой на различную тематику. Они становятся очень интеллектуальными во всём что имеет отношение к учениям истины, и способны рассуждать обо всём на свете. Они могут разговаривать обо всём. Они владеют всеми нюансами ораторского искусства. Они знают все виды духовных дисциплин, хотя у них никогда не было духовных опытов. И это может быть опасным, если они не найдут квалифицированного учителя, который будет объяснять им что они делают, так как они могут продолжать это все свои жизни и переходить из одной жизни в следеющую, из одной в следующую, из одной в следующую. Они будут оставаться ищущими, потому что путь становится интересным.
Вы знаете на что это похоже? Это как-будто король пригласил вас в королевство, чтобы разделить королевство с ним. И он живёт на двухстах акрах земли. Земля прекрасна. Итак, вы заезжаете в главные ворота. И вот вы на пути к королевскому дворцу, но вы замечаете прекрасные цветы и вы очаровываетесь ими. Вы забываете о короле и начинаете заниматься агрономией, садить новые цветы и вовлекаетесь в разведение цветов.
Но затем вы вспоминаете короля и продолжаете движение. В этот раз вы видите прекрасные пещеры и скальные образования. Вы очаровываетесь, снова останавливаетесь и вовлекаетесь во все эти пещеры и скальные образования. Проходят годы. Вы снова вспоминаете короля. И продолжаете двигаться дальше. В этот раз вы видите девушек, танцующих среди травы, цветов и кустарника. Вы очаровываетесь и проводите годы в этой теме. И так далее и далее. Вам никогда не добраться до короля. Если бы вы доберетесь до короля, он поделится царством. Вот так поступают ищущие. Ищущие очаровываются различными учениями и покупают все книги о том или ином учении, и усердно читают, но никогда не переживают духовных опытов.
Теперь переходим к ученикам. Ученик это ищущий, которого затронуло учение. Ученик открывает для себя Дзен и просто любит это. Но, вместо того чтобы оставаться с одним учителем он переходит от одного учителя Дзен к другому и к следующему. Не так как ищущий, который меняет учения. По крайней мере ученик остепеняется и остается с удителем до поры, затем он идет к другому учителю Дзен и к следующему учителю Дзен. И они продолжают это из воплощения в воплощение.
Ну а преданные это совсем другое. Преданные находят путь, который они искали и учителя которого они хотели. Таким образом они становятся путем. Они становятся учением и они становятся учителем. Они заботятся об этом конкретном пути на котором они находятся. Это становится взаимообязывающей вещью. Преданные понимают что учитель их пути Дзен оставил всё чтобы учить пути, поэтому они заботятся о нуждах учителя, они убеждены что путь верный для всех и преданные сами полностью находятся на этом конкретном пути. Что же происходит с такими преданными? Довольно скоро они сливаются с сознанием учителя и они становятся одним. Они становятся реализованными. И это основное отличие ищущих, учеников и преданных.
Есть ли какие-либо вопросы о чём-либо?
Слушатель: Есть ли хоть какой-то выбор для ищущего быть учеником, или ученику быть преданным?
Роберт: Нет, на самом деле нет. Вы правы. Вы будете делать то что вы пришли сюда делать. Но единственный выбор который есть у вас в этой жизни это не отождествляться с телом. Таким образом, если вы не отождествлены с телом, вы на самом деле будете притянуты туда где вы должны быть, и всё случится. Но вы правы, выбора у нас нет.
Слушатель: Нет меня.
Роберт: Именно. Поэтому я говорю что те из нас которые пришли сюда, пришли сюда не в следствие выбора, и это не случайность. Вы здесь потому что вы должны быть здесь, это то как есть, и я здесь потому что я должен быть здесь. Так что же мы можем поделать с этим? Зачем сожалеть?
Слушатель: Если выбора нет, то мы также не выбираем отождествляться нам с телом или нет.
Роберт: Это единственная свобода которая у вас есть.
Слушатель: У вас есть эта свобода?
Роберт: У вас есть эта свобода.
Слушатель: Но это просто-напросто вне выбора.
Роберт: Это единственный выбор который у вас есть.
Слушатель: У меня было впечатление что выбора не существует совсем. И точка!
Роберт: Выбора нет совсем, точка, за исключением нереагирования на обстоятельства и неотождествления с телом. Если бы это было не так мы были бы автоматами, но мы не автоматы. Но осознавание реальности в нас позволяет нам иметь этот выбор, не отождествляться с телом и не реагировать на любые обстоятельства. Всё остальное предопределено.
Слушатель: В случае если я не верю в это, тогда у меня есть “я”.
Роберт: Нет.
Слушатель: Или я думаю что у меня есть “я”.
Роберт: Покуда вы верите что у вас есть “я”, у вас есть выбор. В реальности у вас нет “я”. Но если бы вы говорили из реальности, вопрос был бы излишним. Не было бы необходимости в вопросе.
Слушатель: Я не совсем понимаю.
Роберт: Пока вы верите что у вас есть “я”, у вас есть выбор.
Слушатель: Выбор в том ищущий я или ученик?
Роберт: Нет. Опять же, выбор отождествляться с телом или нет.
Слушатель: Это ясно, я понял.
Роберт: Это единственный выбор который у вас есть.
Слушатель: Хотя я и не верю в это.
Роберт: У вас есть выбор потому что у вас есть “я”. Вы верите что вы “я”. Когда вы не верите что вы это “я”, а вы не это “я”, тогда ничего, вот и всё. Некому поговорить о выборе.
Слушатель: Вопрос в том что, поскольку я думаю что я это “я”, и я не верю что всё предопределено..., другими словами, я кажется думаю или чувствую что у меня есть выбор быть учеником или преданным, или пойти куда-то или не пойти куда-то.
Роберт: Так это кажется, но опять же, вы говорите с позиции эго.
Слушатель: Хорошо, и это “я” блокирует понимание того, правдиво или нет то что вы говорите?
Роберт: Если бы вы не были этим “я”, не было бы никого чтобы задать этот вопрос. Вопрос даже и не возник бы. Но пока вы есть это “я”, вы размышляете о том есть у вас выбор или нет. Просто сам факт думания об этом говорит о том что вы есть это “я”. Улавливаете? Так что это адресуется этим “я”.
Слушатель: Я думаю, что возникает с вами, вероятно с вами, и беспокоит меня пока, это то что как учит Рамеш всё что мы должны делать это верить что мы не “я”. Учение само по себе будет делать свою работу даже несмотря на то что мы всё еще чувствуем себя как “я”. Другими словами он отбрасыввает практику и говорит что практика не необходимма. Но мне думается что это такая себе концептуальная Адвайта, когда он говорит что в практике нет необходимости, просто слушание учений и никакой практики, и мне кажется не слишком много просветлённости в такой точке зрения. Иными словамии он говорит что нам следует верить что мы Кришна и перестать считать что мы Арджуна, хотя в повседневной жизнни мы в действительности являемся Арджуной.
Роберт: Он прав, в определенной степени. Это как лезвие бритвы. Мне не нравится говорить это, потому что для новых людей это звучит как лицензия делать всё что они захотят, становиться надменными и воинственными, они говорят, “Я чистая осознанность, не важно что я делаю. Я могу убивать животных, я могу делать всё что захочу, ничто не имеет значения.” Я видел много людей с такими закидонами, которые только начинающие, поэтому вы должны быть осторожны.
Поэтому Рамана Махарши был настолько мудр что учил двум путям, пути бхакты или самоотречения, и пути атма-вичары. И оба эти пути верны.
Слушатель: Если у вас преобладают тамасические тенденции, как сказал Рамеш, если у вас преобладают тенденции стать надменным то не имеет значения слушаете вы учение или нет, вы станете надменным. Нет никакого выбора. Эти тенденции сделают вас таким всеравно.
Роберт: Это правда, поэтому секрет в том чтобы не отождествляться с тенденциями тела, а отождествляться с истинной сутью, и это само по себе позаботится обо всём. Но отождествляться с истинной сутью иногда не так просто, поэтому вы должны практиковать определённые дисциплины, определённые медитации, отдавание себя Богу и подобные веши. Это сделает вас скромным, даст вам смирение. И это автоматически подведёт вас к атма-вичаре, самоисследованию. И затем всё случится само собой. Вы должны быть очень внимательн, особенно с западными людьми, не принимать на веру что я есть сознание, я есть Бог, и я есть неделимое единое. Мы осознаем что это окончательная правда о нас. Но затем посмотрите на себя, посмотрите за своими действиями, посмотрите на то что движет вами. Не используйте истину для прикрывания ваших слабостей.
Например, если вы принимаете наркотики, это правда если вы приходите на сатсанг, и если вы понимаете реальность, вы в конце концов перестаните этим заниматься. Но, в это время, вы делаете лучшее из того что вы можете, физически, ментально и иными способами чтобы бросить привычку. И всё это предопределено в любом случае, но вы делаете лучшее из возможного. И если вы следуете учению, всё разрешится само собой. Что вы думаете по этому поводу?
Слушатель: Может ли это привести к неврозу? Вы пытаетесь сделать лучшее из возможного, но этому не предопределено случиться, а вы всё пытаетесь и пытаетесь…
Роберт: Единственный невроз который у вас есть это вера в то что вы тело. Это невроз. Когда вы отведете свой ум от тела, тогда вы будете знать что делать чтобы бросить наркоманить.
Слушатель: Ну а если это не предопределено, чтобы бросить наркоманить?
Роберт: Тогда вы это не сделаете. Но если вы осознаете свой выбор не отождествляться с привычкой наркоманить, не отождествляться с телом, не реагировать на это, это чувство само по себе послужит причиной того что случится нечто позитивное.
Слушатель: Как, возможно уход наркотиков из вашей жизни.
Роберт: Именно.
Слушатель: Понятно. Исчерпывающий ответ получен.
Роберт: Как скажете.
Слушатель: Я имею ввиду это предопределение не как какой-то механизм?
Роберт: Я ненавижу говорить эти вещи иногда, потому что вы можете сказать себе, “Ну если это предопределено тогда наверное мне следует продолжать принимать героин,” и мы продолжаем остаток жизни принимать героин, потому что мы говорим, “ Это предопределено. Я могу по крайней мере покайфовать.” Поэтому вы должны быть осторожны. Это предопределено в случае если вы отождествлены с ситуацией. Это предопределено. Таким образом как только вы начнете отождествляться с истинной сутью, с тотальной осознанностью, тогда вещи начинают изменяться. Изменения произойдут. Они должны произойти.
Слушатель: Это абсолютно понятно.
Слушатель: И это случится когда случится. Нет никакого тебя который может сделать это.
Роберт: Да, именно. Всё предопределено, предрешено. Это ясно?
Слушатель: Но как можно помешать чему-либо если всё это предопределено? Отдельный я, отдельный вы в видимости становимся на пути и замедляем процесс, притормаживаем его.
Роберт: Конечно.
Слушатель: Это видимость.
Роберт: Это видимость.
Слушатель: Но на самом то деле это не так, вещи происходят как они должны происходить.
Роберт: Да, но не отождествляйтесь с этим. Отождествляйтесь с истинной сутью. И всё само о себе позаботится. Тогда у вас не будет времени думать о том насколько медленно или быстро происходят вещи. Как я уже отмечал ранее, если вы работаете спонтанно, если вы остаетесь в сейчас, тогда не будет времени чтобы пожалеть себя или думать о своих привычках, и если вы не думаете о своих привычках, тогда имеет место чистая медитация. Они останавливаются сами по себе.
Слушатель: Никто не остановит их, они остановятся автоматически, спонтанно.
Роберт: Потому что в реальности у вас их никогда и небыло.
Слушатель: Но в видимости они есть.
Роберт: Вы их и останавливаете также в видимости.
Слушатель: Нет, я ничего не делаю.
Роберт: Именно так.
Слушатель: Я просто наблюдаю шоу.
Роберт: Нечего делать и нет никого чтобы наблюдать.
Слушатель: Но есть само видение.
Роберт: Кто видит?
Слушатель: Никого. Только видение…
Роберт: Видение даже и не существует.
Слушатель:… которое есть осознанность.
Роберт: Видение не существует. Осознанность не существует. Помните, мы говорили об этом в воскресенье? Это просто понятия, концепции, о которых могут поболтать аджняни. Чистая осознанность…
Слушатель: Тогда мы приходим к тишине, потому что какое бы поятие мы не озвучивали, вы тут же нивелируете его.
Роберт: Да. Теперь вы уловили.
Слушатель: Замечательно. Это снова же приводит к уму, который должен заткнуться, остановиться.
Роберт: Вот и спросите себя, “Кто должен заткнуться?” Некому. Никого нет дома.
Слушатель: Хммм, звучит хорошо, пахнет свободой, совершенной свободой.
Слушатель: В практике вичары, каждая мысль которая начинается, (помехи на записи)
Роберт: (помехи на записи)… Сущее, которым вы всегда были, сияет мощно. Поэтому вам нет необходимости быть слишком техничным. То что мы называем простотой и реализация это синонимы. Вы не желаете читать объёмные труды и вовлекаться в различные виды концепций и медитаций, и вещей которые мы должны делать. Мы хотим просто, спокойно осознать что реализовывать нечего, и быть свободным от всего.
…
Слушатель: Я заметил различие. Два года назад я столкнулся с учением Нисаргадатты и я обнаружил пустоту внутри. Теперь, находясь с вами уже месяц или два, я чувствую определенное ощущение Я-йности в этой области, и это как-бы болезненно и блаженно и любовь и в тоже самое время, но это определённо там, пустоты там больше нет. И я чувствую что это связано с природой и стилем учения. Вы делаете больший уклон на практику и на концентрацию на Я. Но Нисаргадатта говорил с абсолютной точки зрения и была лишь пустота. Я чувствую что от встречи с вами произошло смещение фокуса моей осознанности.
Роберт: Определенные люди притягивают определённых учителей. Вот и всё.
Слушатель: Кажется также есть отличие между концептуальной практикой и этой практикой. Мне кажется что много людей которых я видел на беседах Рамеша были больше в концептуальном понимании. Проступала та же природа. Может быть не столько как лицензия делать что-либо, но они думали что достигли чего-то. Они думали что достигли чего-то существенного, какой-то существенной реализации, когда они просто концептуально понимали то какой опыт они должны бы были иметь. Таким образом своё концептуальное понимание они воспринимали за сам опыт, и вероятно заблуждались.
Роберт: Кто знает? Я не сравниваю учителей. Я не знаю даже что я делаю. У меня нет учения. Я просто здесь. Никаких планов насчет того какой метод мне использовать. Никакого формата. Это даже не учение. Это ничто, пустота. Можете называть это как хотите.
Слушатель: Вы можете поделиться этим?
Роберт: С кем?
Слушатель: Со мной.
Роберт: Но вы не существуете.
Слушатель: Теоретически говоря. С нами, с теми кто пришел чтобы сидеть у ваших ног.
Роберт: Это насущно для вас, уловить это. Я просто здесь. Для меня нет никого с кем я могу поделиться, потому что я вижу вас как себя. Есть только один.
Слушатель: Мы все видимся подобным образом, повсюду?
Роберт: Опять же, это как зеркало и отражение в нём. Я отождествлён с зеркалом но я также вижу и отражения. Но я осознаю что отражение это зеркало.
Слушатель: Зеркало разыгрывающее само себя?
Роберт: Зеркало создает образы, отражения.
Слушатель: Зеркало создает ошибочные концепции, ошибочные образы?
Роберт: Но они в реальности не существуют.
Слушатель: Довольно странные веши делает это зеркало, оно когда-нибудь устанет от этой ерунды?
Роберт: Зеркало на самом деле не делает это. Кажется что оно делает это.
Слушатель: Тогда что делает это?
Роберт: Ничто.
Слушатель: Ничто делает это?
Роберт: Деланья не происходит. Ничто не сделано.
Слушатель: И поэтому всё в покое?
Роберт: Поэтому, когда ваш ум спокоен вы обнаруживаете блаженство.
Слушатель: Я не понимаю, почему он чувствует Я в своей груди, несмотря на то что вы говорите о ничто?
Роберт: Конечно, пока вы придете к ничто вы можете ощущать это в своей груди. Это случается со многими людьми. Мы разговариваем о ничто, но переживаете ли вы ничто? Говорить об этом и испытывать это это две разные вещи.
Слушатель: И есть различные уровни этого также? Он чувствовал что там нет ничего, он был на определенном уровне, но видимо это не был самый глубокий уровень, потому что сейчас чувство Я вернулось.
Роберт: Для некоторых людей кажется уровни существуют.
Слушатель: Это еще одна иллюзия, понятно. Иллюзии конечно видятся как будто они действительно существуют. Вы знаете что они преходящи, но пока они продолжаются они выглядят существующими.
Роберт: Поэтому я всегда говорю что синева неба это иллюзия. Всегда вспоминайте об этом когда вы в замешательстве, нет неба и нет синевы. Есть только пространство. Но мы думаем что небо синее. И змея это верёвка, или верёвка это змея. Мы в темноте принимаем веревку за змею но исследуя мы обнаруживаем что это веревка, и однажды обнаружив что это верёвка мы больше никогда не попадёмся на это.
Таким образом однажды обнаружив свою реальность, вы никогда больше не будете одурачены. Как мираж в пустыне, когда вы видите воду, но с исследованием выясняется что воды нет, только песок. Итак мы видим вещи, видим образы. Наши чувства говорят нам что вокруг полно образов, но путём исследования вы выясните что никаких образов нет совсем. Они не существуют. Есть лишь пространство. И образы наложены на пространство. Но сами по себе образы не существуют. Если бы Сущее не существовало то небыло бы и образов.
Слушатель: Значит Сущее производит образы?
Роберт: По-видомому…
Слушатель: По-видимому или действительно?
Роберт: По-видимому. Потому что Сущее не производит ничего в реальности. Но кажется что производит.
Слушатель: Оно вызывает их косвенно?
Роберт: Сущее содержится в себе. Сущее самовмещающее. Оно не делает вообще ничего. Но покуда мы образы или мы верим что мы тело, Сущее кажется проэцирует образы. Но когда вы осознаёте что вы не тело, всё это останавливается.
Слушатель: Это и есть майя?
Роберт: Это майя, лила.
Слушатель: Слишком много лилы.
Роберт: Ну множеству людей нравится играть, потому что они желают продолжать. Они продолжают отождествляться со своими обстоятельствами, с ситуацией, с проблемой с их домом, с их банковскими счетами, с их женами, с их мужьями. Они продолжают отождествляться с этими вещами, но до тех пор пока вы привязаны к чему-либо вы не можете обрести свободу. Это не значит что вам не следует иметь ничего. Обладайте чем хотите, но никогда не будьте владением ваших владений.
Слушатель: Или чьих либо еще владений.
Слушатель: Я разговаривал с одной женщиной которая видела вас, и порекомендовал ей прийти сюда, и она сказала, “Роберт слишком продвинутый для меня. Мне нравится майя, я просто хочу большего комфорта.”
Роберт: Это состояние большинства людей. Поэтому мир в такой опасной ситуации. Потому что каждый вовлечен в свою собственную игру, так сказать.
Слушатель: Именно поэтому путь подобен острому лезвию бритвы.
Роберт: Это может разрезать вас.
Слушатель: Хорошо если никто не вмешивается в мою игру, тогда я могу абсолютно проводить свою игру в жизнь, и продолжать без проблем, но моя игра в конфликте с играми остальных.
Роберт: Именно. И в этом ирония.
Слушатель: Есть ли люди которые могут иметь пирог и есть его тоже?
Роберт: Покуда вы называете это пирогом, похоже что для вас что-то существует. Что такое пирог?
Слушатель: Пирог это жизнь и наслаждение миром, а глазурь это реализация.
Роберт: Когда вы осознаете истину, наслаждаться миром практически невозможно, потому что мир меняется, меняется, меняется…
Слушатель: В действительности нет способа иметь пирог и также глазурь, верно?
Роберт: Мир это не пирог.
Слушатель: Это фуфло.
Роберт: Рамана Махарши сказал что единственная проблема которая у нас есть это то что мы думаем что были рождены.
Слушатель: Это был ваш ключевой вопрос сегодня, “Чем мы были до того как родились?”
Роберт: До сознания.
Слушатель: Которое связано с временем рождения, не так ли? Сознание?
Роберт: Во время рождения сознание имеет место, да. Но предшествует сознанию ничто — пространство.
Слушатель: Отсутствует даже потенциальное сознание.
Роберт: Абсолютный ноль.
Слушатель: Но было же нечто что было концептом, до этого.
Роберт: Покуда есть какие-то вещи, это не то. Нет ничего вообще. Это за пределами слов и мыслей.
Слушатель: Но что-то есть.
Роберт: Что это? Что?
Слушатель: Если мы никогда не были рождены это означает что было нечто до того как мы думаем мы родились.
Роберт: Что это быто? Кто думает?
Слушатель: О, прошу прощения. Я использовал это слово.
Роберт: Нет, но что это было? Что было это нечто?
Слушатель: Нет, это я вас спрашиваю.
Роберт: Это тайна. Никто не знает.
Слушатель: Мы не знаем что, но что-то было.
Роберт: Ничего нет. Но ничто за пределами чувств, поэтому это звучит глупо. Когда ваш ум тих и спокоен, вы сидите в тишине, тогда вы становитесь тем на что вы ссылаетесь. И это никто иной как вы сами. Но не пытайтесь объяснить Сущее. Как только вы попытаетесь объяснить это, это не оно. Это то что я говорю вам всегда, просто будьте своей истинной сутью, будьте собой и вы будете в безопасности. Не будьте тем или этим но будьте собой. Не будьте мужчиной, не будьте женщиной, не будьте ничем. Просто будьте собой.
Слушатель: Тогда Сущее это просто слово указывающее на нечто невыразимое, неописуемое и необъяснимое.
Роберт: Да.
Слушатель: Но оно указывает, как указующий перст.
Роберт: Как стрела, палец указывающий на луну.
…
Роберт: Много раз я говорил новичкам на встречах, “Пожалуйста, не верьте ничему что я скажу.” Почему вы должны это делать? Но экспериментируйте на себе и посмотрите что произойдёт. Но только не принимайте слепо то что я говорю. Узнайте все сами.
Пускай ни один день не проходит для вас без практики чего-либо на себе, задавание вопросов, пребывание свидетелем, использование мантры Кто Я. Кто Я не мантра, помните, но метод который мы учим, если вы хотите мантру, для использования с дыханием. “Кто я?” на вдохе, “Я Брахман”, между вдохом и выдохом и “Я не тело” на выдохе. Если вы будете практиковать эти вещи, они будут отвлекать вас от думания. Это единственная цель. Сделать вас однонаправленным, чтобы вы смогли прекратить думать слишком много. Также многие люди приходят ко мне и говорят,”Прямой путь слишком сложен для меня, потому что я не могу прекратить думать. Я все время о чем-то думаю. Мысли просто приходят ко мне и даже когда я спрашиваю ”Кому они приходят?” я не могу остановить их.” И я даю им мантру, и у них есть заменитель до поры. И по мере того как они заменяют мышление мантрой они становятся сильнее а ум слабее. Они становятся сильнее а ум слабее, пока процесс думания не остановится.
Конечно, другой путь это тотальная сдача Богу или истинному себе. Даже когда я говорю тотальная сдача Богу, некоторые люди всё еще верят что должны сдаться какому-то внешнему божеству, но нет никаких внешних божеств. Тотальная сдача Богу обозначает тотальную сдачу своей истинной природе, оставить все желания, все ваши нужды, все ваши страсти, все ваши вопросы и просто сказать “Да будет воля Твоя.” Вот и всё и позвольте Богу или себе позаботится обо всём. Не тревожьтесь ни о чём. И если вы действительно сдались Богу всё будет хорошо. О вас позаботятся. Какой бы метод вы не использовали он будет вести вас вверх.
Слушатель: Иногда я обнаруживаю что мой ум тихий. В другое время вереница мыслей. Это как стрельба по тарелкам, а мысли летят как из пулемёта.
Роберт: Да.
Слушатель: Затем я обнаруживаю что когда ум тихий, вдруг начинается какое-то движение мысли, невербальное и, опа, появляется мысль, как большая рыба под поверхностью океана.
Роберт: Сначала понаблюдайте за ней, ничего не делайте и затем спросите “Кому явилась эта мысль?” Сделайте и то и другое, понаблюдайте и спросите.
Слушатель: Это на самом деле забавная игра.
Роберт: Да.
(подан прасад)
Роберт: Хорошо. Это за сознание.(тост)
Слушатель: Ничего не выйдет.
Слушатель: Это за ничто.
Роберт: Ничто это то что вы есть. Вы хороши для ничего. Разве вы не счастливы что я говорю вам это?
Слушатель: О, я не верю в это.
Роберт: Вы хороши для ничто! Ничто это всё.
Слушатель: Ох, хорошо, я соглашусь с этим.
Роберт: Не забывайте любить себя, почитать себя, молиться себе, находить радость в себе, потому что Бог пребывает в вас как вы. Мир. Спасибо что пришли, я люблю вас всех. Живите счастливо.