К вопросам о самореализации

Объявление

Форум переехал ----> http://selfrealization.info

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » К вопросам о самореализации » Теория Рун » Северные Боги и Руны


Северные Боги и Руны

Сообщений 51 страница 60 из 63

51

УРОЖАЙ ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ (В ТОМ ЧИСЛЕ И НАГРАДА ЗА ЛЮБОЙ ТРУД) - Бальдр, Тор,Сиф,Один, Гевьон, Фрейр

ИСЦЕЛЕНИЕ - Гюлльвейг,Один,Велунд,Эйр, светлые эльфы

ТРАВЫ - Фрейя, Гевьон,Сиф, светлые эльфы

ЖИВОТНЫЕ - Фрейр,Один, валькирии, Фрейя,Велунд

ОХОТА - Скади,Один, Тор,Улль,Охотница Скади, Хольда

НЕЗАВИСИМОСТЬ - Фригг, Тор, Фрейя,Один,Тир

НАЧАЛО ДЕЛ - Один, Фрейя, Скади, Тор

ВДОХНОВЕНИЕ - Один, Фрейя, светлые эльфы,гномы

ИЗОБРЕТЕНИЯ - Oдин,Велунд, светлые эльфы

ЮВЕЛИРНАЯ РАБОТА - Фрейя,Велунд,Один, Локи, светлые эльфы,гномы

ПУТЕШЕСТВИЯ - Ньерд, Тор,Один, Локи, Фрейя, Нертус

РЕШЕНИЕ/РЕШЕНИЯ - Тир,Один,Форсети, Тор

ПРАВОСУДИЕ - Форсети, Тор, Тюр,Один

ЗАКОННОСТЬ,НАКАЗАНИЕ,СПРАВЕДЛИВОСТЬ -Один,Тир,Форсети,Тор

ЖИЗНЬ,БЫТОВЫЕ ВОПРОСЫ - Один, Бальдр,Идунн

МОЛНИЯ,ЭЛЕКТРИЧЕСТВО - Тор

ПРОДЛЕНИЕ ЖИЗНИ,ОМОЛОЖЕНИЕ,ЗДОРОВЬЕ -Идунн, Фрейя,Один

ПРИВОРОТ,ЛЮБОВЬ - Фрейя, Фригг, Фрейр, Нанна,Сигун,Схофна

УДАЧА - Фрейя, Гевьон,Один, Тор, Фрейр, светлые эльфы,Гномы

МАГИЯ - Фрейя, Фригг,Один, Фрейр,Улль, Гевьон, Гюлльвейг, Тор,Велунд,светлые эльфы,гномы

ЧЕРНАЯ МАГИЯ - Скади, Гольда, Хель, Фрейю, Локи,Один

БРАК,ЗАМУЖЕСТВО - Фригг,Сигун,Сиф

МЕДИЦИНА - Гюлльвейг, Один,светлые эльфы

МИЛОСЕРДИЕ - Фрейя, Бальдр, Нертус, NEHALLENNIA

РАБОТА С МЕТАЛЛОМ - Велунд, Мимир, гномы

БЕДЫ,НЕСЧАСТЬЯ - Локи,ОДИН

РАБОТА С ЛУННОЙ И ЦИКЛАМИ - Фригг, Гольда, Фрейя, Нанна

МАТЕРИНСТВО И ДЕТИ - Фрейя, Фригг, AUDHUMLA

продолжение....

52

ГОРЫ,РАБОТА С КАМНЯМИ - Скади, гномы

МУЗЫКА- Один, Браги, Фрейя, светлые эльфы

НОЧЬ,РАБОТА В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ - Хель, Гольда, Локи,Один

ВОЗМОЖНОСТИ,ДОГОВОРА,КОНТРАКТЫ -Один, Тор, Тюр, Фрейя

ПРИКАЗ,ПРИНУЖДЕНИЕ - Тир,Форсети, Тор

СТРАСТЬ,ПРИВОРОТ - Фригг, Фрейя, Фрейр

МАТ.БЛАГА -Один, Фрейр

МИР,ПЕРЕМИРИЕ,ПРИМИРЕНИЕ - Нертус, Фрейр,Форсети, Мимир,Тир

ПОЛИТИКА,ВЛАСТЬ - Форсети

СИЛА - Один, Тор, Тюр,Велунд, Фрейя, Гольда, Скади

РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ЗАДАЧ - Один,Форсети, Тор, Тюр, Фрейя,Велунд

ПРОЦВЕТАНИЕ - NEHALLENNIA, Нертус, Ньерд, Эгир, Фрейя, Фрейр, Гевьон,Один,Сиф, Тор, светлые эльфы, гномы

ЗАЩИТА - Тор, Фрейр, Фрейя, Хеймдалль,Один,ТИр, светлые эльфы, гномы

МАГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ,ЯСНОВИДЕНИЕ,ПРОРОЧЕСТВА,СОН,- Фрейя, Фригг, Гюлльвейг,Один, Скади, светлые эльфы, гномы, Гольда, Локи,Улль.

ОЧИСТКА,ЧИСТКА - Фрейя, Фригг,Один, Фрейр, Нертус, светлые эльфы

ПОГОДА - Фрейр, Тор,Один

РАДУГА И ДОЖДЬ - Хеймдалль

СОГЛАСОВАНИЕ,ДОГОВОРЕННОСТИ -Бальдур

РАБОТА С ПРОШЛЫМ - Один,Норны,Бальдур

УСТРАНЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ - Бальдур,Один, Тор, Тюр, светлые эльфы, гномы,Велунд.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,ОБЕЩАНИЯ - Идунн, Хермод, Тор, Тюр,Форсети

ВОЗМЕЗДИЕ - Один, Тир, Тор, Гольда,Локи

продолжение...

53

МЕСТЬ - Тор, Гольда, Хель, Локи, Один, РАН, Скади, Фрейя,Велунд

РИТУАЛЫ - Фрейя, Один, светлые эльфы

РАБОТА С ВОДОЙ - NEHALLENNIA, РАН, Ньерд, Эгир, Тор, Фрейя, Фрейр, Нертус

ПРИВОРОТ/СЕКС - Фрейя, Фрейр, Фригг, Локи,Сьефн.

ОБЛИК/КРАСОТА/НАВАЖДЕНИЕ/ОМОРОЧКИ - Локи, Один, Фрейя, Фригг, Гевьон, светлые эльфы, гномы

НЕБО,РАБОТА С ВОЗДУХОМ - Фрейя,ОДИН, Тор, Тюр

ЗМЕИ - Локи

РАБОТА НА ОБЕСИЛИВАНИЕ,В ОТМЕСТКУ,ПРОТИВ КОЛДУНА/КОЛДУНЬИ - Локи, Фрейя, Гюлльвейг, Один,Улль.

ЗАКЛИНАНИЕ - Локи, Фрейя,Один, светлые эльфы, гномы

ПРОСВЕТЛЕНИЕ - Один, Фрейя, светлые эльфы

СПОРТ - Улль, Тир

ВЕСНА,РАСТЕНИЯ - Нертус

БУРЯ,СТИХИЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ - Тор,Один, Гольда, Локи, РАН

УСПЕХ - NEHALLENNIA, Нертус, Тир, Бальдр, Ньерд,Один, Тор, светлые эльфы, гномы

БИТВА,ДРАКА,БОРЬБА - Бальдр, Фрейр,Один,Тор,Тир.

ОБУЧЕНИЕ - Мимир,Один, Фрейя, светлые эльфф, Велунд

ДЛЯ ВОРОВСТВА - Локи

СОКРОВИЩЕ,КЛАДЫ - Эгир, гномы

ПРОТИВ ОБМАНА - Локи,Один, Тор

ТРОЙНОЙ ВЫЗОВ ДЛЯ УСИЛЕНИЯ РАБОТЫ -1) Фрейр, Тор,Один 2)Идунн, Фрейя,Хель (или Хольда, Скади)

ПРАВДА,ОТКРЫТИЕ ТАЙНОГО - Один,Форсети, Фрейя, светлые эльфы

НИЖНИЙ МИР - Хель

ПОБЕДА - Один, Тор, Тюр, Фрейя,Улль, Скади

ВУЛКАНЫ - Локи

ВОЙНА - валькирии,Тир, Тор,Один, Фрейя, Хенир,Локи

ВНИМАНИЕ,ОСОЗНАННОСТЬ - Хеймдалль,Один, Тор, Тюр

СВЯЩЕННАЯ ВОДА - Мимир, Нертус

ОРУЖИЕ - Тор, валькирии, Фрейр, Хенир, Один,Тир, гномы

ПОГОДА - Один, Тор, Эгир, Фрейр

ВОДОВОРОТЫ - РАН

ВЕТЕР - Эгир, Тор, Один

ЗИМА,СНЕГ - Хольда, Скади, Фрейр, Höður, Один,Улль

МУДРОСТЬ - Фригг, Один, Бальдр, Браги, Фрейя, Мимира, Ньерд, Тир, светлые эльфы, гномы

КОЛДОВСТВО ОБЩЕЕ - Хольда, Фрейя, Нертус

ЛЕС,РАБОТА С ЛЕСОМ И РАСТЕНИЯМИ - Фрейра, Нертус, Скади, Тор, светлые эльфы

НАПИСАНИЕ ЧЕГО-ЛИБО (ПИСЕМ,КНИГ И ДР.) - Браги,Один, Фрейя, Мимир

НАЛАЖИВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С РОДСТВЕННИКАМИ И ДЕТЬМИ -Идунн, Baldur

Ссылка

54

Молитва Фрейе

Фрейя, известная под многим именами, приди ко мне!
Фрейя, плачущая золотыми слезами, приди ко мне!
Фрейя, дочь Ньёрда, приди ко мне!
Фрейя, сестра Фрейра, приди ко мне!
Фрейя, хозяйка Ванов, приди ко мне!

Фрейя, хранительница кошек, услышь меня!
Фрейя, дающая чары, услышь меня!
Фрея, летящая Соколом, услышь меня!
Фрея, делящая смерть с Одином, услышь меня!
Фрея, Мать Природы, услышь меня!

Я, ( имя ) , дочь Твоя, говорю тебе - ( просьба )!

Слава тебе, Фрейя, Хозяйка Сил Жизни! Пусть будет так!

Либо по Торссону:

Вам понадобятся посох, меч или кинжал, маска и плащ с капюшоном. Если у вас нет плаща, то повяжите голову шалью или полотенцем. Не приступайте к этому ритуалу, если у вас нет всех необходимых атрибутов.

Включите инструментальную музыку, которая ассоциируется у вас с могуществом.

Наденьте маску и капюшон. Возьмите в одну руку посох, а в другую - меч или кинжал. Встаньте в центре в вашей ритуальной зоны, и девять раз сильно стукните посохом по полу. Призовите

Фрейя! Предводительница Дис!
Приди мне на помощь!
Моя сила тает,
И мне надо укрепить ее!

Поднимите меч, и произнесите

Никто не имеет права унижать меня!
Никто не имеет права забирать мои силы!
Я – твоя дочь, могущественная Фрейя!
Услышь мою просьбу!

Повернитесь лицом на Восток, и предупреждающе поднимите меч

Слушайте меня все, кто на Востоке.
Не будет больше вашей власти надо мной.
Вы слабеете, мои же силы крепнут!

Повернитесь на Юг, и поднимите меч

Слушайте меня все, кто на Юге!
Я свободна от вашего осуждения и разрушительных слов.
Вы слабеете, мои же силы крепнут!

Повернитесь лицом на Запад, и поднимите меч

Слушайте меня все, кто на Западе.
Все зло, которое вы желали мне, вернется вам.
вы слабеете, мои же силы крепнут!

И, наконец, повернитесь лицом на Север, и поднимите меч

Слушайте меня все, кто на Севере.
Я защищена Фрейей и могущественным Дизиром.
Вы слабеете, мои же силы крепнут!

Девять раз стукните посохом по полу. Девять раз произнесите

Фрейя защищает! Мои враги слабеют!

Постойте молча, пока ваша аура наполняется ярким белым светом. Наблюдайте за тем, как этот свет заливает всю комнату, как он выходит за ее пределы. Почувствуйте, как этот свет входит в ваше тело и сознание, делая их сильнее и могущественнее.

Если у вас есть талисман или драгоценность, которую вы любите носить, попросите Фрейю благословить и наполнить его силой. Надевайте его каждый раз, перед неприятной для вас встречей или разговором. Помните, вы находитесь под защитой Фрейи.

Ссылка

55

Великаны северных мифов не одинаковы: это инеистые великаны хримтурсы (hrimturs) и более поздние ётуны (jtunn), которых можно назвать существами хтоническими, и великаны огненные, воплощающие разрушительную силу огня. Видом великаны похожи на "людей-исполинов". По их милости происходят все природные явления и катаклизмы: камнепады, оползни, лавины, лесные пожары, северное сияние, морозы и т.д.

Ётуны (др.-англ. eoton), турсы, в позднейшей скандинавской традиции — тролли, в скандинавской мифологии великаны. Они представлены двойственно. С одной стороны, это древние исполины — первонасельники мира, предшествующие по времени богам и людям.
Это Имир и его прямые потомки (т. н. инеистые великаны — хримтурсы), в т. ч. Бергельмир, который, согласно «Младшей Эдде», спасся в ковчеге (вероятно, библейское влияние), когда боги убили Имира, а в его крови утопили всех инеистых великанов.

Представление об инеистых великанах включает их великую мудрость. Таковы Бёльторн — отец матери Одина, дающий ему магические руны, и Вафтруднир — с ним Один соревнуется в мудрости («Речи Вафтруднира» в «Старшей Эдде»). По-видимому, великаном является и мудрый Мимир, хозяин медового источника, откуда черпает мудрость Один, с головой которого Один советуется.

К этой же категории в какой-то мере относится и великан — строитель небесного селения богов — Асгарда.

Ётуны противопоставляются богам — асам не только во времени, но и в пространстве — как жители холодной каменистой страны на северной и восточной окраинах земли (Ётунхейм, Утгард), как представители стихийных, демонических природных сил. Они — враги асов, алчущие отнять у последних их жен — богинь Фрейю, Идунн и чудесные сокровища — атрибуты богов, например, молот Тора, молодильные яблоки Идунн.

С ётунами вечно борется Тор, защищая от них Асгард и мир людей — Мидгард. Таковы великаны: Трюм, у которого Тор и Локи хитростью отнимают похищенный им молот Тора (Трюм нисколько не мудр; его характеристика приближается к образу сказочного глупого тролля ); Хюмир, у которого Тор после сказочных испытаний добывает котел для пива; Тьяци, похищающий Идунн и ее яблоки, но в конце концов побежденный асами (его глаза, заброшенные Одином на небо, превращаются в звезды); Гейррёд, добивавшийся, чтобы Тор явился безоружным в Ётунхейм, но все равно побежденный им; Хрунгнир, соревнующийся в конной скачке с Одином и побежденный Тором и его спутниками, несмотря на каменное сердце; наконец, Скрюмир (Утгарда-Локи) — ему удается провести Тора и создать иллюзию неудачи в испытаниях, которым великаны подвергают Тора и его спутников (Тьяльви и Локи) в Утгарде . Локи вольно или невольно выступает посредником в отношениях между асами и великанами (строителем Асгарда, Трюмом, Тьяци, Гейррёдом). Один, перехитрив великанов Суттунга и Бауги, добывает мед поэзии, охраняемый дочерью Суттунга — Гуннлёд. Наряду с безобразными старухами-великаншами (сестры Трюма или Ангрбоды — матери хтонических чудовищ Хель, Ёрмунганда и Фенрира) скандинавская мифология знает красивых дочерей великанов; любовные связи и даже браки с ними — не редкость у асов. Такова, например, Скади — дочь Тьяци, на которой женится Ньёрд, или Герд, дочь Гюмира, к которой сватается Фрейр.

Имена великанов (jötnar)

Альваринн (Alfarinn); Альсварт (Alsvartr); Ам (Ámr); Аургельмир (Aurgelmir); Аургримнир (Aurgrímnir); Аурнир (Aurnir); Бауги (Baugi); Бейнвид (Beinviðr); Бергельмир (Bergelmir); Блаптвари (Blapþvari); Брандинги (Brandingi); Бьёргольв (Björgólfr); Вагнхёвди (Vagnhöfði); Вандиль (Vandill); Вафтруднир (Vafþrúðnir, «сильный в запутывании»); Вер (Verr); Вёрнир (Vörnir); Видблинди (Víðblindi); Видгрип (Víðgrípr); Видди (Viddi); Вингнир (Vingnir); Винд (Vindr, «ветер»); Виндсваль (Vindsvalr, «холодный как ветер»); Випар (Víparr); Галар (Galarr); Ганг (Gangr); Ганглати (Ganglati); Гейррёд (Geirröð); Гейтир (Geitir); Гиллинг (Gillingr); Глам (Glámr); Глаумар (Glaumarr); Гримнир (Grímnir); Грипнир (Gripnir); Гусир (Gusir); Гюллир (Gyllir); Гюмир (Gymir); Доври (Dofri); Думб (Dumbr); Дурнир (Durnir); Ётун (Jötunn, «великан»); Иди (Iði); Им (Ímr); Имир (Ymir); Кальдграни (Kaldgrani); Кётт (Köttr, «кот»); Кюрмир (Kyrmir); Лейви (Leifi); Миди (Miði, «средний»); Мидьюнг (Miðjungr); Мимир (Mímir); Нати (Nati); Огладнир (Óglaðnir, «безрадостный»); Офоти (Ófóti, «безногий»); Рангбейн (Rangbeinn); Сальфанг (Salfangr); Самендиль (Sámendill); Сваранг (Svárangr); Сварт (Svartr, «черный»); Свасуд (Svásuðr); Сёкмимир (Sökmímir); Скалли (Skalli); Скеркир (Skerkir); Скрати (Skrati); Скрюмир (Skrýmir); Скэрир (Skærir); Сом (Sómr); Спреттинг (Sprettingr); Стиганди (Stígandi); Сторверк (Stórverkr); Стуми (Stúmi); Сурт (Surtr, «черный»); Суттунг (Suttungr); Сэкарлсмули (Sækarlsmúli); Тистильбарди (Þistilbarði, «с бородой из чертополоха»); Тривальди (Þrívaldi); Тригейтир (Þrígeitir); Трудгельмир (Þrúðgelmir); Трюм (Þrymr); Тьяци (Þjazi); Фенрир (Fenrir); Флегг (Fleggr); Форньот (Fornjótr, «древний великан»); Фьёльверк (Fjölverkr); Фьялар (Fjalarr); Фюрнир (Fyrnir); Хавли (Hafli); Хардгрейп (Harðgreipr); Хастиги (Hástigi); Хваль (Hvalr, «кит»); Хведрунг (Hveðrungr); Хельрегин (Helreginn); Херкир (Herkir); Хлои (Hlói); Храдверк (Hraðverkr); Храуднир (Hrauðnir); Храудунг (Hrauðungr); Хрёкквир (Hrökkvir); Хридстод (Hriðstoðr); Хримгримнир (Hrímgrímnir); Хримир (Hrímir); Хримтурс (Hrímþurs, «инеистый великан»); Хринвёльнир (Hrinvölnir); Хроар (Hróarr); Хросстьов (Hrossþjófr, «конокрад»); Хрунгнир (Hrungnir); Хрэсвельг (Hræsvelgr, «пожиратель трупов»); Хундальв (Hundálfr); Хюмир (Hymir); Эгир (Ægir, «море»); Эймгейтир (Eimgeitir); Эльд (Eldr); Эндуд (Önduðr); Эсгруи (Ösgrúi); Эскруд (Öskruðr).

Имена великанш (tröllkonur)

Ама (Áma); Амгерд (Ámgerðr); Атла (Atla); Бакраув (Bakrauf); Брюйя (Brýja); Вардрун (Varðrún); Вигглёд (Vígglöð); Гейса (Geysa); Гейтла (Geitla); Гестилья (Gestilja); Глумра (Glumra); Гнейп (Gneip); Гнепья (Gnepja); Гнисса (Gnissa); Грид (Gríðr); Грима (Gríma); Гроттинтанна (Grottintanna); Грюла (Grýla); Гьяльп (Gjálp); Гума (Guma); Ивидья (Íviðja); Има (Íma); Имгерд (Ímgerðr); Имд (Imð); Крака (Kráka, «ворона»); Кьялланди (Kjallandi); Лейкн (Leikn); Лейрвёр (Leirvör); Лодинфингра (Loðinfingra); Льота (Ljóta); Мёрн (Mörn); Маргерд (Margerðr); Муннхарпа (Munnharpa); Мюрквида (Myrkviða); Ривингёвла (Rifingöfla); Рюги (Rýgi); Сивёр (Sívör); Симуль (Simul); Свейпинфальда (Sveipinfalda); Скрикья (Skríkja); Турбёрд (Þurbörð); Фала (Fála); Форад (Forað); Фьёльвёр (Fjölvör); Хала (Hála); Хардгрейп (Harðgreip); Хведра (Hveðra); Хенгикевта (Hengikefta); Херкья (Herkja); Хёльгабруд (Hölgabrúðr, «невеста Хёльги»); Хёрн (Hörn); Хримгерд (Hrímgerðr); Хруга (Hrúga); Хрюггда (Hryggða); Хэра (Hæra); Хюрроккин (Hyrrokkin); Эйсурфала (Eisurfála); Эфлугбарда (Öflugbarða); Ярнвидья (Járnviðja); Ярнглумра (Járnglumra); Ярнсакса (Járnsaxa).

(Перечни имен составлены по «Спискам имен» Снорри Стурлусона и другим источникам).

56

Великаны:

Ангрбода — великанша, родившая от Локи трёх чудовищ: волка Фенрира, змея Ёрмунганда и сине-белую смерть — Хель.
Бауги — сын Гиллинга, младший брат Гуттунга, помог Одину добыть «мёд поэзии».
Билейст — брат Локи.
Биллинг — отец Ринд.
Вафтруднир — великан, состязавшийся с Одином в мудрости.
Герд — супруга Фрейра.
Гиллинг — великан, убитый цвергами Фьяларом и Галаром из-за «мёда поэзии».
Гимир — великан, с которым Тор плавал на «ловлю» змеи Ёрмунганд и у которого позже забрал котёл для пиршества.
Гироккин — великанша, которая помогла асам спустить на воду погребальный корабль Бальдра.
Грид — великанша, родившая Одину сына Видара; помогала Тору.
Грунгнир — один из князей великанов, имеющий каменные голову и сердце, убит Тором на поединке.
Гуннлед — дочь Гуттунга, охранявшая «мёд поэзии».
Гуттунг — сын Гиллинга, забравший «мёд поэзии» у гномов.
Лаувейя — мать Локи
Кати — великан, отождествляемый с ветром.
Логи — великан, отождествляемый с огнём.
Локи — бог огня, ётун, принятый асами в Асгард за его ум и находчивость; плут и шутник, причина большинства бед асов, Локи вызовет Рагнарёк и гибель мира, поскольку сохранил злобу и коварство, присущее великанам-ётунам. Культурный герой с отрицательной окраской, плут-трикстер.
Мани — бог Луны, управляющий ходом звёзд.
Мимир — слепой хранитель источника мудрости у корней мирового ясеня Иггдрасиль, которому Один отдал один свой глаз за право выпить из источника.
Модгуд — великанша, служанка Хель.
Моккуркальфи — исполин, вылепленный великанами из глины в помощь Грунгниру в битве с Тором, был убит помощником Тора Тиальфи.
Мундильфёри — отец Мани и Соль, был наказан асами за гордыню.
Нарфи — отец Ночи (Nótt).
Ран — супруга Эгира, помогает мужу, собирая тела утонувших людей.
Ринд — мать Вали.
Скримир — великан, встреченный Тором во время путешествия в Утгард.
Снёр — великан, отождествляемый со снегом.
Суттунг — великан
Соль (Суль, Сунна) — солнце, сестра месяца Мани.
Токк — великанша в которую превратился Локи, что бы не допустить возвращения Бальдра из царства мёртвых.
Трим — похититель молота Тора.
Утгарда-Локи - великан из Ётунхейма (Утгарда), возможно одно из воплощений Локи.
Фарбаути — отец Локи.
Фьялар — великан, который провозгласит начало Рагнарёка.
Форньёт — отец Кари, Логи и Эгира.
Хель — порождение Локи, чудовище, олицетворяющее смерть, хозяйка царства мёртвых.
Хрод — супруга Гимира.
Хрэсвельгр (Hraesvelgr) — управляющий ветрами.

Эгир (Agir) — морской великан, владыка моря, друг асов.
Элли — великанша, которая в поединке с Тором заставила его опуститься на одно колено.
Ярнсакса — возлюбленная Тора, родила ему сына Магни.
Хримтурс - великан, который построил Асгард по заказу асов.


"Сыны Муспелля"

В современной литературе принято выделять две основные участвующие в Последней битве силы.

Первая сила — это боги (асы) и люди — сила Асгарда (небесного града богов) и Мидгарда (земного мира людей). Люди, населяющие Мидгард, были сотворены асами в начале мира и выступают в битве как их союзники. Считается, что эта сила воспринималась древними исландцами как выражение сакрального, благого начала, а также выражение мира культуры.

Противостоят Небу и Срединному миру силы Периферии и Подземного мира: живущие на краю земли великаны и хтонические чудовища.
Великаны — древнейшие жители мира, они мудры, холодны и жестоки. Они — олицетворенная стихия холода и тьмы. Хтонические чудовища — Мировой змей Ёрмунганд и Мировой волк Фенрир.

Мировой змей плавает в океане, обнимающем срединный мир. Охватывающий землю океан как символ стихии хаоса известен во многих мифологиях мира.

Наряду с хтоническими чудовищами противниками асов в Последней битве выступают и сыны Муспелля — «огненные демоны», как их называют; разрушители мироздания. Все противники асов выступают, согласно современным представлениям, как выражение злого, неупорядоченного, враждебного культуре начала. Последняя битва — Рагнарёк — рассматривается, таким образом, с позиции противопоставления Центра и Периферии мира.

Однако анализ древнеисландских текстов позволяет утверждать, что сами древние исландцы по-иному относились к мифологическим образам мировых сил, участвующих в Последней битве. Современная дуалистическая трактовка не оставляет места для силы, представленной Суртом и сынами Муспелля.

Характеристика, которую дают сынам Муспелля мифы, разительно отличается от характеристики прочих противостоящих богам сил. Описывая войска, готовящиеся к битве с богами, Младшая Эдда отмечает: «Но сыны Муспелля стоят особым войском, и на диво светло то войско».

Ни один противник асов из числа хтонических чудовищ не был объектом культа, не существовало и культа аса Локи, который выступает в Последней битве на стороне чудовищ. Однако до нас дошли свидетельства о культе Сурта, что показывает принципиальное отличие Сурта от всех прочих сил, сражающихся против богов в Последней битве. С именем Сурта связана самая большая пещера в Исландии — Surtshellir («Пещера Сурта») — так она зовется издревле. В исландской «Книге заселения страны» рассказывается, что Торвальд Волчья Пасть однажды осенью отправился в эту пещеру, чтобы исполнить там хвалебную песню, которую он сочинил в честь Сурта. Никто более из противников богов никогда не удостаивался хвалебной песни.

Есть еще одно важное отличие сынов Муспелля от всех прочих противников богов. По «Прорицанию вёльвы» мы видим, что все чудовищные порождения тьмы движутся на Последнюю Битву с востока. Восток и Север — «отрицательные» направления в северной мифологии, в отличие от Юга и Запада — «положительных», сакральных направлений.

В «Прорицании вёльвы» сказано, что Сурт едет к полю Последней битвы с юга. Про сынов Муспелля в песне «Перебранка Локи» говорится, что они поскачут в бой через лес Мюрквид. Этот лес находится на юге и противопоставлен в скандинавской мифологии «Железному лесу» Ярнвиду — расположенной на востоке обители колдунов, где был рожден Фенрир-волк. Таким образом сыны Муспелля прибудут на бой с, «позитивной», священной стороны света.

Великая сила сынов Муспелля неоднократно подчеркивается в текстах. В «Видении Гюльви» конунг Гюльви под именем Ганглери спрашивает Высокого (Одина) о радуге, которая есть мост Биврёст, ведущий с земли на небо. Высокий говорит: «Но как ни прочен этот мост, и он подломится, когда поедут по нему на своих конях сыны Муспелля, и переплывут их кони великие реки и помчатся дальше». Тогда молвил Ганглери: «Думается мне, не по совести сделали боги тот мост, если может он подломиться; ведь они могут сделать все, что ни пожелают». Отвечал Высокий: «Нельзя хулить богов за эту работу. Добрый мост Биврёст, но ничто не устоит в этом мире, когда пойдут войною сыны Муспелля». Именно Сурт и сыны Муспелля оказываются победителями в Последней битве. Боги и чудовища взаимно уничтожают друг друга. «Тогда Сурт мечет огонь на землю и сжигает весь мир».

Пониманию того, что сыны Муспелля мыслились древними исландцами как важнейшая сила, участвующая в Последней Битве, способствует тот факт, что в немецких раннесредневековых христианских поэмах «Муспилли» и «Хелианд» термин «Муспелль» употребляется в смысле Конца мира и Страшного суда.

В мифологических песнях Старшей Эдды неоднократно упоминаются те чудовища, с которыми людям и асам предстоит сразиться в Последней битве: Фенрир, Ёрмунганд, великаны. С ними связано множество историй о похождениях и приключениях богов. У них есть четкое место в структуре мира — на его окраине,в Утгарде.

Однако никогда в мифах, повествующих о жизни и деяниях асов, мы не встречаем упоминаний о Сурте или сынах Муспелля. В конце времен они являются в мир как посланцы иной, высшей реальности, что проявляет себя в полную силу только при возникновении и гибели мира.

Конфликт между Центром и Периферией с появлением сынов Муспелля переходит в новую плоскость: это уже не мировая, а надмировая битва.

Для понимания сущности силы, представленной Суртом и сынами Муспелля, необходимо обратиться к моменту возникновения мира. Сразу следует оговориться, что исландские мифы не знают термина «мир» в значении «вселенная». Древнеисландский мир — это та реальность, в которой живут люди сейчас. Она конечна во времени и пространстве. В текстах неоднократно говорится о множественности миров.

Мир, в котором живут люди, возникает от взаимодействия двух изначальных миров — Муспелльсхейма и Нифльхейма. Нифльхейм — царство холода и тьмы. Муспелльсхейм — царство света и огня. «Это светлая и жаркая страна, все в ней горит и пылает. И нет туда доступа тем, кто там не живет и не ведет оттуда род. Суртом называют того, кто сидит на краю Муспелля и его защищает. В руках у него пылающий меч, и, когда настанет конец мира, он пойдет войною на богов и всех их победит и сожжет в пламени весь мир».

Наш мир возникает от взаимодействия между этими двумя силами. Так говорится об этом в «Видении Гюльви»: «Мировая Бездна на севере вся заполнилась тяжестью льда и инея, южнее царили дожди и ветры, самая же южная часть Мировой Бездны была свободна от них, ибо туда залетали искры из Муспелльсхейма. И если из Нифльхейма шел холод и свирепая непогода, то близ Муспелльсхейма всегда царили тепло и свет. И Мировая Бездна была там тиха, словно воздух в безветренный день. Когда же повстречались иней и теплый воздух, так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир». Из тела Имира и был сотворен мир. Первопредок богов Бури также появился в Мировой Бездне, заполненной смешением двух первоначал. Небесные светила были созданы богами из искр, вырвавшихся из Муспелльсхейма.

Таким образом, в скандинавской мифологии выделяется две изначальные мировые силы, воплощающие качественно противоположные начала. Это сила тьмы и холода и сила огня и света. От взаимодействия между ними возникает наш мир. В конце времен огонь сожжет мир, но после гибели он возродится.

Грядущий мир мыслится более совершенным, чем мир нынешний. В новом мире «поднимается из моря земля, зелёная и прекрасная». Возродится человеческий род — из одной оставшейся в живых пары. Возвращаются сыновья Одина и Тора, «ибо не погубили их море и пламя Сурта». Люди, участвовавшие в битве на стороне богов, получат вечную счастливую жизнь.

Согласно общепринятым представлениям, Последняя битва в мифологии древних исландцев — это битва между силами Центра мира — асами и эйнхериями, представляющими сакральное, культурное, светлое начало в мире и хтоническими существами, к числу которых относятся великаны, чудовища и огненные демоны — сыны Муспелля, предводитель которых Сурт сожжет в пламени весь мир. Эта сила олицетворяет, согласно существующим представлениям, враждебное культуре начало хаоса.

Однако анализ древних текстов позволяет сделать вывод, что изложенная концепция не вполне соответствует пониманию Последней битвы самими древними исландцами.

Хтонические чудовища Последней битвы действительно предстают в текстах как темное и враждебное человеку начало. Однако, несмотря на то, что сыны Муспелля в битве противостоят асам, их восприятие древними исландцами в корне отличалось от восприятия других враждебных асам сил. Сыны Муспелля и Сурт — сила огня древнеисландской космогонии и эсхатологии — воспринимались как представители светлого, сакрального надмирового начала. Гибель, которую Сурт приносит миру — это очищение мира огнем, необходимое условие рождения нового мира, который будет лучше и светлее, чем мир нынешний.

Ссылка

57

Боги и богини ариев.

Главное отличие древних учений от современного христианства заключается в изначально присущей им магии: наши предки не проводили четкой грани между религией как таковой и магией как частями Священного Знания. Лично я склоняюсь к мнению, что этой грани вообще не существовало. Каждый языческий религиозный обряд состоит из набора чисто магических действий, работающих в связке с определенным состоянием сознания, направленных на достижение определенных целей, и напротив, собственно магическое действие по сути своей является обращением к силе одного из Богов или Богинь. Таким образом, каждый жрец в древности являлся магом, а каждый человек, практикующий искусство волшебства - служителем того или иного Бога. Итак, верховные боги Традиции, при всем их многообразии, принадлежат к одной из трех характерных групп:
• Боги плодородия
• Боги войны
• Боги магии и смерти

Регион                       Боги плодородия          Боги войны                          Боги магии и смерти

Русь                    Даждьбог                               Перун                                        Велес

Скандинавия      Фрейр; Фрейя                    Тор                                      Один; Фригг

Кельты                      Дагда                             Таранис                                       Луг

Индия                      Брахма                              Вишну                                      Шива; Кали

Каждый из Богов фундаментальной триады, представляет не только определенную действующую в мире Силу, но и определенный архетип.

Попробую разьяснить более подробно и полно: каждый человек, в силу закона подобия, является воплощением одного из этих архетипов. Именно такой смысл вложен в традиционное представление о людях, как о потомках Богов, и именно так следует понимать, например, знаменитый ответ одного из западнославянских князей миссионеру, приехавшему крестить "поганых язычников": «Это ваш бог вас рабами держит, а мы - дети своих Богов !» Таким образом, осознание в себе одного из божественных архетипов, одного из проявлений Силы, является началом пути к овладению этой Силой. Соответственно задачей пребывания человека на земле, является овладевание этой Силой, уже заключенной в каждом из нас.

Боги и богини существуют как субъективно ( т.е. в сознании отдельного человека ), так и объективно ( вне сознания индивида ). В объективной ( внешней реальности боги существуют :

• внутри этнической группы ( унаследованный « метагенетический » божественный образ )
• внутри вида Homo sapiens
• независимо от человечества

Не все боги существуют на всех трех объективных уровнях.

Первый уровень представляет собой наиболее сильную из всех возможных связей человека с божественным. Эта метагенетическая связь обладает наибольшей силой внутри группы, связанной тесным этническим / языковым родством, т.е. с происхождением ( хотя все, для кого, например, немецкий язык является родным, наследуют многие внутренние структуры этого народа, вне зависимости от своего этнического происхождения ).

Что же такое бог, или богиня ? В терминах Традиции северо - запада, это - живая сущность, так или иначе существующая независимо от индивидуального сознания, хотя многие боги берут свое начало именно там. Находиться она может в любой части психофизиологического комплекса; то есть возникать из инстинктивного, эмоционального, физического, ментального или духовного образа.

Бог, как многие впервые ощущают его - это тонкая тенденция души, которую затем можно подпитать психической энергией мифа, ритуала, рунической практики и т.д.

Антропоморфный образ бога - не более, чем символ, так как доля большинства людей так проще воспринимать сущности, наделенные определенными ролями, статусом, парадигмой и связанные сложными взаимоотношениями. Тем не менее, символическая антропоморфность не случайна, поскольку боги - создания великой силы сознания, данной Всеотцом ( Одином ) только человечеству. Отчасти, божество присутствует внутри подсознания каждого отдельно взятого человека и наследуется метагенетически от предков.

В конечном счете, концепций божественного столько же, сколько и людей. Не найти и двух людей, которые понимали бы сущность божества абсолютно одинаково, однако есть и общие для всех внутренние тенденции, определяемые существующими метагенетическими формами. Конечно, есть и другие методы - те, что используют разного рода проповедники официальной религии, в частности - христианства : догма и принуждение. Тем, кто хочет постигнуть внутреннюю или внешнюю реальность бога или богини, необходимо выработать способ познания внутренней формы и ее связи с ее внешними соответствиями. Этот процесс установления связи с божеством и есть основная задача религии.

Однако есть божества, не входящие в пантеон как таковой, но весьма и весьма почитаемые и абсолютно независимые. Это - прядущие нити судеб. В древнескандинавской традиции это - три Норны : Урд, Скульд, Верданди, иными словами говоря - прошлое, настоящее и будущее. Эти девы прядут волшебную пряжу, определяющую судьбы всего сущего.

Спрядаемая нить человека начинается в момент его рождения, и рвется, когда человек умирает
Пряжа доброго и великодушного человека - ровная и гладкая, злого и несчастного - драная, покрытая узлами.
У славяно-ариев функцию норн исполняет Макошь. Заметьте, что культ Макоши сохранился после насильного крещения Руси гораздо лучше культов других Богов вплоть до наших дней. Но что же за нити плетут божественные девы?

Буддийская традиция называет их нитями дхарм, нитями судьбы. Могущественные маги древности умели видеть эти нити, и даже, при необходимости, работать с ними. В настоящее время, подавляющее большинство методов работы с ними забыты. Грубо говоря, дхармы - это линии кармических программ, событий, и соответствующей этики. Множественное пересечение этих нитей является событием , тем более дисгармоничным, чем более этих нитей пересекается.
Не следует считать вышеизложенную информацию о норнах и драхмах фаталистическим. Если норны свободны запутывать наши нити дхарм, то мы способны развязывать заплетенные ими узлы. Поясню подробнее. Как "работает" узелок на нити норн?

На уровне психологии примером могут послужить типичные для людей комплексы, например - комплекс неполноценности. Оказываясь в определенных ситуациях, человек словно включает некую программу действий , отличающуюся от оптимальной. Иными словами, он попадает в глубокую, проторенную им же самим колею, выбраться из которой у него не хватает сил.
Это и есть узел - маленький, нередко почти не заметный, но работающий безотказно: вместо прямого движения вдоль нити событий , "носитель" комплекса проваливается в "навороты" заплетенного норнами (или им самим) узла. Пример на физическом (событийном) уровне - фатальное невезение, характеризуемое древним языческим термином: заколдованный круг. Круг чего? Круг дхармы - тот самый узел на нити норн... .

Но мы немного отклонились от темы. Так как доминирующей традицией, рассматриваемой в рамках этого сайта, является традиция Северо - Запада, рассмотрим нескольких главных верховных богов древних скандинавов и германцев. Сразу оговорюсь, что мифология рассматриваться подробно не будет, так как на эту тему издано достаточное количество литературы.

......................

58

Учение о богах

( Эзотерическая теология )

Один ( др.-исл. Ódhinn, др.-верхненемецкое Wuotan, др.-англ Woden, др.-сакс. Woden ; Wodin, др.-швед. Othin ) - глава пантеона богов. Этимологически общий перевод его имени звучит как « Владыка вдохновения ». Это - то состояние сознания, созвучное с ритуальным экстазом шамана когда возможно абсолютно все.

Фигура Одина возвышается над всем германо - скандинавским пантеоном, а также над руническим учением в целом. Те, кто старемится познать руны, идут по пути, впервые открытому именно им. Один по своей воле сохраняет и поддерживает весь пантеон богов - всю структуру.

Один - Alfödhr ( др.исландское ) - Всеотец, так как он - источник сознания как богов, так и людей. Его дар - расширенное человеческое сознание, в котором может возникнуть синтетическая концепция самости. Именно по этой причине последователь Одина не столько поклоняется внешнему отображению Одина, сколько старается воплотить в себе концепцию самости и сознание, дарованное богом.

В то время, как подавляющее большинство других религий обращены вовне, к объективным проявлениям того, или иного бога, культ Одина направлен вовнутрь. Последователь Одина не поклоняется своему богу - он становится своим богом самому себе.
По своей природе Один синтезирует, объединяет все вокруг себя. Он делает все сущее в мире своим и поступает с ним согласно своей воле, при этом оставаясь по сути в стороне от внешнего мира.

Сущность одинической структуры троична. Древнейшее название этой триединой сущности - Wodhanaz - Wiljon - Wohaz ( др. исл. Ódhinn - Vili - Vé ; Один - Вили - Ве ). Значения этих имен показывают, как действует эта триединая форма сознания.

Wodhanaz ( владыка вдохновения [ Wodh ] ) - распространяющаяся всеобъемлющая сила экстаза и трансформации, в основе сознания и энтузиазма.

Wiljon ( « Воля » ) - сознательное исполнение осознанного желания.

Wohaz ( « Святой, сакральный » ) - дух отделения в независимом, сакральном пространстве.

Это отделение сознания от « природы » ( того, что вне сознания ) предваряет любое преображение или действие. Все три аспекта необходимы, все три должны действовать как единое целое. Хотя Один в основном и в первую очередь - бог объединяющего сознания, эта черта позволила ему также принять на себя роли бога мертвых, бога поэзии и различных умственных занятий, включая руны. За последнее его особенно почитали наиболее просвещенные и мудрые воины и короли.

Важное значение в таинстве Одина имеет его множественность. Один - целое из множества частей. В мифологии это проявляется не только в триединости его сущности, но и в многочисленных « прозвищах » ( heiti ). В настоящее время их известно более сотни. Перечень значительной их части приводится в письменном памятнике древнескандинавского эпоса « Старшая Эдда », « Речи Гримнира » ( строфы 47 - 55 ). Список этот охватывает весь спектр качеств - от « Злодея » ( Bölverkr ) до « Всеотца » ( Alfödhr ). Одно из имен, подводит всему этому итог - Svipall, « Переменчивый » , означающее бесконечную способность этого бога к преображению. Этот божественный случай « множественности личностей » объясняет, почему сущность Одина часто понимается неверно. <BR
>Мало того, что хейти смущают непосвященных : более значительные части этой сущности - ипостаси - ставят в тупик даже знатоков.

Ипостась - это некая сторона сущности бога, которая кажется независимым божеством, но при ближайшем рассмотрении оказывается его хорошо разработанной частью, соответствующей некоей функции. Вне всякого сомнения, самая знаменитая и противоречивая ипостась Одина - это Локи, его « темная сторона ». Раса богов - Ас. « Именная » руна Одина - Ansuz

Фрейя. Основная ее ипостась - "Госпожа" (буквальное значение ее имени).

Раса богов - Ван. Как и у Одина, у Фрейи много имен, некоторые из них: Vanadis (Богиня Ванов), Hörn (Хозяйка льна), Gullveig (Сила золота). Во многом Фрейя - женский двойник Одина. Среди Ванов она наделена исключительным значением и властью, и во многом стоит выше своего брата - Фрейра. Напрямую связана с процветанием, изобилием и ростом. Приносит людям дары - материальные и духовные.

Другая сторона ее сущности связана с Солнцем - через образ золотой свиньи. Кабан и свинья - животные, посвященные соответственно Фрейру и Фрейе. Даже сегодня, в Германии, когда солнце особенно припечет, говорят: "Die gelbe Sau brennt ("Желтая свинья горит"). Считается, что именно она научила Одина той разновидности магии, что была известна в Древней Скандинавии под названием seidhr (шаманские техники, связанные с вхождением в транс). Она - архетип женщины, занимающейся магией, также как Один - архетип мага - мужчины.

Как и у Одина, у Фрейи много имен. Причем она совмещает функции богини магии с функциями богини плодородия, домашнего очага, любви и процветания. т.е. материальных благ, в частности - золота. К ней всегда обращались, если нужно было отыскать сокровища, распутать тайну межчеловеческих отношений. Некогда с этой богиней был связан огромный объем мифологических и религиозных сведений, но из - за откровенно эротического характера ее таинств и мифов, христианские монахи - миссионеры Севера вынесли им особо суровый приговор. Следует помнить что она единственная среди ванов имеет отношение в первую очередь к сверхъестественному. Сама ее сущность глубинно близка Одину во всех аспектах.
« Именная » руна Фрейи - Fehu. Фригг - одна из ее ипостасей.

Фрейр - "Господин". Раса богов - Ван. Брат Фрейи, и так же как и она, обеспечивает земную славу, успех, мир, изобилие и удовольствия. Фрейр - это не истинное имя этого бога, а его титул. Настоящее же его имя звучит как "Ингви". В праздник летнего Солнцестояния, древние скандинавы приносили ему жертвы, чтобы обеспечить хороший урожай и мир.
« Именная » руна Фрейра - Ingwaz.

Тор - сын Одина, древний бог войны. Раса богов - Ас. Позднее, когда эта функция частично перешла к Одину, Тор перестал восприниматься в этом значении среди людей, но в мире богов его статус полностью сохраняется. Он - защитник богов, грубя реактивная сила и мощь сопротивления и агрессии, направленная против сил бессознательного, обитателей Йотунхейма - Турсов и Етунов (великанов), сил хаоса. Обладатель волшебного молота Мьёлльнир, выкованному жителями Дваргальвхейма - гномами, который всегда возвращается к своему хозяину.
« Именная » руна Тора - Thurisaz.

Тюр - бог справедливости, закона, порядка и самопожертвования. В религиозной практике, особенно в той части, что имеет отношение к закону, он был и остается богом первостепенной важности.
« Именная » руна Тюра - Tiwaz.

Кроме рассмотренных здесь божеств, существуют еще различные сверхъестественные существа, обитатели миров Иггдрассиля.

.........................

59

  Соответствия дней недели богам и богиням пантеона 

Каждый день недели нордических ариев был посвящен определенному богу или богине и, соответственно, каждому дню недели соответствовала определенная руна. Примечательно то, что названия дней недели в некоторых языках германской группы сохранили в себе имена богов и богинь в практически неизмененном виде.

Понедельник, Monday (совр.англ.), Montag (совр.нем.). Английское существительное Monday (понедельник) произошло где-то после 1000 и до 1200 года из древнеанглийского языка, буквальное его значение - "день Луны".
Название дня родствено другим германским языкам, включая старофризское mōnadeig, средненижненемецкое и среднеголландское mānendach (современный голландский Maandag), старовысоконемецкое mānetag (современный немецкий нем. Mon(d)tag), и древнеисландский mánadagr.
У скандинавов этот день был посвящен Фригг, одной из ипостасей Фрейи. Нам известно, что Фригг была "лунной" богиней, хранительницей домашнего очага. У древних германцев этот день был посвящен Манну, прародителю всех германцев, сыну древнего бога Туиско.

Вторник, Tuesday (совр.англ.), Dienstag (совр.нем.) , буквально - "день Тюра" или "день Тиу". Английское имя получено из древнеанглийского Tiwesdæg и среднеанглийского Tewesday. У скандинавов этот день был посвящен богу справедливости, закона и войны Тюру, у германцев - богу Тиу, аналогу Тюра.

Среда, Wednesday (совр.англ.), Mittwoch (совр.нем.), буквально - "день Одина (Водана)". Современное английское название среды Wednesday унаследовано от среднеанглийского Wednesdei, на древнеанглийском среда — wōdnesdæg. В современном немецком языке слово Mittwoch (буквально: «середина недели») в X веке заменило прежнее имя среды Wodanstag («день Водана»). У скандинавов этот день был посвящен Одину, верховному богу пантеона, как и у германцев - Водану.

Четверг, Thursday (совр.англ.), Donnerstag (совр.нем.), буквально - "день Тора" или "день Донара". У скандинавов этот день был посвящен богу-воину Тору, у германцев - богу Донару, аналогу Тора.

Пятница, Friday (совр.англ.), Freitag (совр.нем.), буквально - "день Фрейи". Английское название пятницы, Friday, происходит от древнеанглийского Frīġedæġ, означая «день Фригг» (местного варианта имени богини Фрейи). От имени Фрейи происходят названия пятницы в других германских языках: Freitag в современном немецком, Vrijdag в голландском, frjá-dagr в древнеисландском Современная форма слова в шведском, норвежском и датском языках — fredag. И у скандинавов и у германцев этот день был посвящен богине Фрейе в ее ипостаси богини любви.

Суббота, Saturday (совр.англ), Samstag (совр.нем), буквально - "день Сатурна". (древнеангл. Saeternesdaeg). Второе имя субботы в Германии — Sonnabend, которое происходит от древневерхненемецкого sunnunaband, и тесно связано с древнеанглийским sunnanæfen. Это слово буквально означает «Канун (дня) солнца», то есть, «День перед воскресеньем». Наименование Sonnabend используется в северной и восточной Германии. В германских диалектах Вестфалии, Нижней Саксонии, и в восточнофризском языке, где было сильным латинское влияние, суббота именуется Satertag, что также родственно голландскому Zaterdag. Кельтские языки также называют этот день в честь Сатурна: ирландский — Satharn или dia Sathuirn, шотландский гэльский язык — Disathairne, валлийский — dydd Sadwrn, бретонский — Sadorn или disadorn.

В скандинавских странах суббота называется lördag, lørdag, или laurdag, имя происходит от староскандинавского слова laugr/laug — «купание», таким образом Lördag — двусоставное слово, означающее «банный день». Это название, вероятно, появилось из-за традиции викингов купаться по субботам. Суббота официально именуется Samstag во всех немецкоговорящих странах: исключительно в этом варианте используется в Австрии, Лихтенштейне, в немецкоязычной части Швейцарии, в южной и западной Германии. Слово происходит от древневерхненемецкого sambaztac. Единственный день недели, в названии которого не сохранилось упоминания богов-управителей. У скандинавов этот день был посвящен трем норнам: Урд, Скульд, Верданди.

Воскресенье, Sunday (совр.англ), Sonntag (совр.нем), бкувально - "день Солнца". Английское наименование воскресенья Sunday возникло до 1250 года из слова sunedai, которое в свою очередь происходит от древнеанглийского (до 700 года) Sunnandæg (буквальное значение «день солнца»). Название родственно другим германским языкам, включая древнефризское sunnandei, древнесаксонское sunnundag, средневековое голландское sonnendach (на современном голландском — zondag), древневерхненемецкое sunnun tag (на современном немецком Sonntag), древнеисландское sunnudagr (в современных датском и норвежском — søndag, в шведском — söndag).
У скандинавов этот день был посвящен богу Бальдру, одной из ипостасей Одина, древние германцы в этот день почитали солнце как источник света, тепла и всего живого на Земле.

Ссылка

---------------------

Я люблю разглядывать последовательность и связи в форме круга, так как для северной недели типична следующая картина:

воскресенье управляет неделей и усиливает внутреннюю установку и пожелания на предстоящие дни.

Понедельник приобразует установку космических законов.

Вторник ориентирует их на справедливость и передает

среде, которая решает некоторые проблемы, ме¬шающие вам, или, наоборот, еще более усложняет жизнь.

Затем приходит четверг, когда, в зависимо¬сти от того, как прошла среда, вы благодарите зем¬лю или разговариваете с ней, чтобы

очиститься, и в пятницу, освободившись, смотреть навстречу кон¬цу недели.

Суббота завершает неделю и энергию начала. Если вы осознанно пройдете этот круг, в ва¬шей жизни что-то изменится.

Теперь мы знаем, что в определенные дни мож¬но соединиться с определенными божествами.

Игор Варнек

60

Загробный мир.

В ранний период считалось, что все люди и смертные боги (Бальдр) после кончины уходят в Хель, находящийся под одним из корней Иггдрасиля; его сторожит чудовищный пес Гарм; чтобы попасть в него, нужно преодолеть мост через реку Гьелль («ужасная»), охраняемый девой Модгуд. Владычица загробного мира обитает во дворце, носящем имя «Мокрая морось». Прибывшие в Хель обречены на медленное мучительное исчезновение; они либо голодают, либо едят и пьют нечистоты; их тела терзают орел, дракон и волк. В эпоху викингов родилось представление о втором царстве мертвых, во всем противоположном Хель, – небесной Вальхалле, куда после гибели в бою валькирии переносят доблестных воинов, минуя реку Тунд и врата Вальгринд. В огромном чертоге Вальхаллы пятьсот сорок дверей; стропила ее сделаны из копий, крыша – из шлемов и щитов, скамьи покрыты кольчугами. От восхода до захода солнца эйнхерии под началом Одина сражаются, как и на земле, а после битвы участвуют в пире воскрешения, вкушая неиссякаемое медовое молоко от козы Хейдрун и мясо постоянно оживающего вепря Сэхримнира; и этот цикл возрождения и смерти бесконечен.

В скандинавской мифологии особое значение имеет тема возникновения мира (космогония) и его грядущей гибели (эсхатология).


Космогония.

Первоначально существовала лишь бездна, пустое неорганизованное пространство – Гинунгагап. Затем на севере образовался Нифльхейм («темный мир»), страна тумана и холода, а на юге – Муспелльсхейм («огненный мир»), страна жары и света. В Нифльхейме бил родник Хвергельмир («кипящий котел»), из которого вытекали двенадцать подземных рек (Эливагар); чем дальше они отдалялись от своего истока, тем больше покрывались льдом; от него образовался ядовитый иней, заполнивший всю северную часть Гинунгагапа. Под воздействием теплого воздуха из Муспелльсхейма иней стал таять и превратился в инеистого великана (хримтурса) – гермофродита Имира, первое человекообразное существо; из подмышек Имира и от трения его ног родились другие хримтурсы. Из растаявшего инея возникла также корова Аудумла, выкормившая Имира своим молоком. Она лизала соленые ледяные глыбы; в первый день из них появились волосы, на второй – голова, на третий – тело Бури, предка богов. Бури произвел на свет великана Бора, от которого родились три первых бога-аса Один, Вили и Ве. Они убили Имира, в потоках крови которого погибли все хримтурсы, кроме его внука Бергельмира. Из тела Имира асы сотворили мир: из плоти – землю, из крови – море, из костей – горы, из зубов – камни, из черепа – небо, из волос – деревья, из мозга – облака. Из земли, словно черви, выползли цверги. Залетевшие из Муспелльсхейма искры огня асы поместили на небесную твердь в качестве солнца, луны и звезд; они повелели богине Соль править колесницей солнца, а ее брату Мани – колесницей луны. На морском берегу Один вместе с Вили и Ве (по другой версии, с Лодуром и Хениром) нашли два дерева и сделали из них людей: Один вдохнул в них жизнь и душу, Вили одарил их разумом и движением, Ве же наделил их человеческим обликом, речью, слухом и зрением (по другой версии, разум дал Хенир, а облик и кровь – Лодур). Так появились первый мужчина Аск («ясень») и первая женщина Эмбля («ива»). Для них асы огородили середину землю, выстроив из ресниц Имира стены Мидгарда, новому поколению великанов (етунам) отвели окраины, а для себя возвели на небе Асгард, соединив его с землей радужным мостом Биврест.

Эсхатология.

Вслед за сотворением мира и после того как асы обуздали хтонических чудовищ (Фенрира, Хель), воцаряется золотой век; боги и люди наслаждаются покоем и благополучием. Конец ему кладет война асов и ванов – первая война в мире, которая завершается включением ванов в небесную общину асов. Те века наполнены беспрестанной борьбой богов и великанов за обладание чудесными атрибутами (молот Тора, копье и кольцо Одина, ожерелье Фрейи и пр.) и священными элексирами (мед поэзии и пр.), изготовленными цвергами.

Этому миру, однако, суждено погибнуть. После убийства юного бога Бальдра наступят «сумерки богов». Вселенная погрузится в хаос, на земле будут ниспровергнуты законы и моральные нормы, умножатся распри; один волк проглотит солнце, а другой – луну; кровью будет залито все небо; настанет трехлетняя стужа (Фимбульветр); на свободу вырвутся хтонические чудовища (Фенрир, Гарм и др.); змей Ермунганд выползет на берег, и море хлынет на сушу; из Хель приплывет Нагльфар, корабль мертвецов; явятся полчища «сыновей Муспелля» (огненных духов). В последней битве (Рагнарек) боги, великаны и чудовища взаимно уничтожат друг друга; огненный великан Сурт испепелит мир своим огненным мечом; в пожаре и наводнении погибнут почти все люди. Однако вселенная возродится: возникнут новое небо, новая земля и новый Хель; выживут и заселят восстановленный Асгард младшие боги (Видар, Вали, Магни, Моди, воскресший Бальдр); останутся в живых и два человека – мужчина Ливтрасир и женщина Лив, которые дадут начало новому человечеству.

Скандинавская мифология оказала большое влияние на скандинавскую, особенно норвежскую и исландскую, литературу – героическую поэзию (песни Старшей Эдды), сагическую прозу (первый раздел Младшей Эдды, Сага о Тидреке, Сага о Вельсунгах, Круг Земной), средневековые народные баллады; она стала богатейшим источником образности для скандинавских писателей-романтиков 19 в.

Иван Кривушин


Вы здесь » К вопросам о самореализации » Теория Рун » Северные Боги и Руны