К вопросам о самореализации

Объявление

Форум переехал ----> http://selfrealization.info

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » К вопросам о самореализации » Теория Рун » Северные Боги и Руны


Северные Боги и Руны

Сообщений 1 страница 10 из 63

1

Северная традиция в истинном свете

Для того, чтобы проникнуть в истинный смысл рунической системы, необходимо сначала составить представление об эзотерических, мифологических и религиозных традициях Северной Европы — коренных традициях Британских островов, Скандинавии, Германии и моей родной страны, Голландии.

Руны — это неотъемлемая часть северной мифологии, и вне её контекста правильно понимать и интерпретировать их невозможно. В наши дни многие пренебрегают этой традиционной сокровищницей эзотерической мудрости, отдавая предпочтение разнообразным экзотическим заимствованиям, которые, однако, оказываются на поверку далеко не столь уместными в нашей культурной среде.

======================================

Что такое боги?

Северная традиция весьма своеобразна и обладает особой магической структурой, уникальной как по составу, так и в плане мистических числовых соответствий. Отождествить скандинавских богов, к примеру, с греческими невозможно. Черты сходства между двумя этими пантеонами имеются, но прямых соответствий нет. В сущности, скандинавские божества стоят гораздо ближе к вудуистским лоа или к сантерийским ориша, очищенным от католических наслоений. И тем не менее, при необходимости я буду проводить соответствия между атрибутами скандинавских и греческих богов.

Предположим, что в некий момент времени и в некой точке пространстве из энергии сформировалось сознание и было положено начало творению. В соответствии с космическими законами сознание претерпевало процессы дифференциации. На каком-то этапе появились различные классы существ — боги, природные духи, люди и, вероятно, иные, неизвестные нам формы жизни. Каким же образом выделился и развился класс богов в целом?

Все естественно сложившиеся религии рождались из коллективного народного сознания. Отправной точкой их развития становились два понятия: Мать-Земля и Отец-Небо. Постепенно каждое из этих первоначал обзаводилось вспомогательными ипостасями, которые с течением времени превращались в более или менее независимые сущности. Так возникал пантеон, берущий начало из двух первозданных сил Природы и состоящий из сущностей, чьи личные атрибуты символизировали такие природные явления, как, например, гром или дождь. Две эти первозданные силы, изначально представлявшие собой всего лишь два типа энергии, мало-помалу «обрастали» личными особенностями и отличительными характеристиками.

Как же это происходило? Давайте представим на мгновение, что эти энергии суть не что иное, как космические силы, не имеющие никаких атрибутов, кроме бытия и потенциала к развитию. Кто — или что — придаёт определённую форму этим энергетическим структурам? Разумеется, человеческое сознание. Разум человека наделил их формой, а со временем — и именами. В рамках больших сообществ, состоящих из людей со схожим происхождением и схожими условиями жизни, развиваются общие представления о богах, или демонах, или каких угодно иных персонификациях этих первозданных сил. Все формы жизни во вселенной — вариации этих энергий, развившиеся на различных уровнях сознания. Боги — это высшие их формы, сложившиеся при посредстве человеческого разума и, в свою очередь, «очеловечившиеся», приобретшие человеческие личности и недостатки. Они выглядят и ведут себя по подобию людей.

Боги могущественней людей, но не всегда превосходят их в совершенстве. Они нуждаются в нас не меньше, чем мы — в них. В естественно развивающейся религии нет места концепции совершенства. По мере того, как человеческое сознание развивалось, постигая окружающий мир, образы богов эволюционировали и усложнялись. Каждое человеческое сообщество, привязанное к определённым природным условиям, создавало свои божественные формы. Подчеркнём — именно «формы», а не «сущности». Сущность космической энергии неизменна и универсальна, но интерпретация её варьируется в зависимости от среды, что совершенно естественно. Концепция единой и универсальной божественной формы мужского пола нанесла немалый ущерб не только северным народам, но и многим другим традиционным культурам.

Таким образом, то, что мы называем «богами», — это силы, сотворившие нас и, в свою очередь, сотворённые нами. Это не означает, что боги нереальны и просто-напросто порождены человеческой фантазией. С равным успехом можно заявить, что люди нереальны и порождены фантазией богов. Кто же кого выдумал? Очевидно, перед нами — взаимовыгодный симбиоз сознаний. Я твёрдо убеждена, что на отличном от нашего уровне реальности боги совершенно реальны, наделены разумом и способны принимать решения независимо от человеческого сознания (уж во всяком случае — от сознания одного, отдельно взятого человека). Теоретически, можно предположить, что они в той или иной мере исполняют волю коллективного человеческого сознания, действуя в пределах сформировавшей их среды. Боги управляют коллективной волей, но в то же время выполняют решения, принятые этой волей. Это — двунаправленный процесс. По всей вероятности, боги способны принимать решения независимо от индивидуального человеческого сознания, но принять решение, противоречащее интересам коллективной воли соответствующего народа, они, скорее всего, не в состоянии. Это правило работает применительно ко всем богам, по всему миру, включая и богов монотеистических религий. Настаивать на том, что существует только «наш бог» и никаких других богов нет, — явная нелепость. Взаимосотворение богов и людей — это процесс взаимовыгодного энергообмена. Из этого можно сделать вывод, что бог прекращает своё существование, когда не остаётся ни одного человека, верящего в этого бога. Энергия, из которой он состоял, возвращается к своему источнику, и в дальнейшем из неё могут возникнуть другие божественные формы.

Эта теория позволяет представить в новом свете миф о Рагнарёк — гибели богов. Боги реальны, но это не значит, что они статичны и неизменны. По мере того, как развивается сознание народа и люди обретают всё более глубокое и полное знание об окружающем мире, эволюционируют и божественные формы, созданные этим народом. С течением времени божественные формы видоизменяются в согласии с переменами, которые претерпевает коллективное сознание народа....

Фрейя Асвинн "Руны и мистерии северных народов"

2


Кто такие «боги»?

Образы древних языческих богов были во многом очернены религиозной нетерпимостью и историческим невежеством. Им редко поклонялись; скорее, их чтили и уважали как эманации Великого Духа, берущие начало от одного источника. Хотя их могущество неизмеримо превосходило человеческое, они вели себя во многом подобно людям. Таким образом, это были не грозные божества, к которым можно обращаться лишь опосредованно, а скорее, дружественные сущности, готовые дать совет, предоставить защиту или покровительство.

Есть предположение, что «боги» на самом деле были внеземными существами, прилетевшими из другой галактики. Они населили Землю живыми существами и оплодотворили их семенем своего бессмертия, поселив божественное в человеческом. Из подобной предпосылки можно сделать вывод, что наши «боги» на самом деле не более, чем «божественные формы»: динамические мысленные образы, основанные на расовой памяти космических странников, посетивших Землю в доисторические времена и наложивших свой отпечаток на Коллективное Бессознательное человечества.

«Божественные формы» создаются коллективным разумом племени или культуры, который приписывает им сверхчеловеческие силы и атрибуты. Их существование зависит от поклонения и жертв, приносимых в их честь адептами религии, поскольку «божественные формы» лишь отражают коллективное Эго людей, поддерживающих их бытие своей верой. Без этой веры и поклонения «божественные формы», созданные из ментальной субстанции, попросту исчезнут и будут преданы забвению.

Будь то «божественные формы» или внеземные существа — «боги» северной традиции являлись могущественными центрами силы. Обращение к «богу» было практическим актом, просьбой о помощи из источника сверхчеловеческой силы, способной к состраданию. Взывание к божеству, или инвокация, была способом пробуждения специфических качеств и способностей в целях личного развития. К примеру, если руническому шаману требовалось вдохновение для нового начинания, он взывал к Одину, поскольку вдохновение является одним из основных атрибутов Одина. Если ему требовались сила и мужество, шаман обращался к Тиру. Женщина, озабоченная своими отношениями с мужчиной, взывала к Фрейе, богине плотской любви. Такие призывы были средством извлечения энергии из внешнего источника для укрепления какого-либо качества или способности, уже присущей человеку на подсознательном уровне. Чародеи и оккультисты шли иным путем, пользуясь ритуальными методами для одержимости духом, которого они призывали. Они желали не только уподобиться божеству, но и фактически слиться с ним.

Я категорически рекомендую этого не делать. Следует опасаться любого учения или метода, сколь угодно привлекательного, в котором содержится призыв отказаться от нашей индивидуальности и позволить внешней силе завладеть нашим физическим телом. Далеко не все сущности благожелательно относятся к людям, в каком бы обличье они не появлялись Если вас мучают сомнения, просите о том, чтобы ваше сердце наполнилось Любовью и Светом Враждебные сущности не выносят всепроникающей силы Света и сияния Любви.

Согласно мифам, северные «боги» обитали в Асгарде. В переводе это слово означает «обитель богов». Асгард можно описать как царство безвременного бытия, где нет смерти и возрождения, подобное нагвалю в традиции коренных народов Центральной Америки. В северной традиции существовала определенная классификация богов. Некоторые из них имели отношение к Силам разума и Души, другие участвовали в органическом процессе роста и развития. вместе они способствовали совершенствованию и возвышению Духа.

«Богов» лучше считать не «божественными формами» или «небесными существами», а центрами высшей энергии. Это не лишает их атрибутов могущества, но открывает путь к пониманию их истинной природы через расширение нашего осознанного восприятия.

Давайте вкратце рассмотрим некоторых из этих древних «богов» и те их качества, которые ассоциировались с рунами.

Верховным божеством был Один, также известный как Водин в Англии и Вотан в Германии. Один считался «скрытым» источником мудрости и могущества — Всеобщим Отцом, давшим начало Творению. Это понятие сходно скорее с «Великой Тайной» в космологии северных американцев, чем с идеей Высшего Разума; находящегося вне Творения и отдельно от него.

Шаманический опыт Одина, висевшего на дереве, является одновременно аллегорией и историческим событием. Один продемонстрировал готовность отказаться от своего «я» ради получения сокровенной мудрости. Это указывает не только на самопожертвование, но и на способность меньшего «я» расширить границы восприятия и осознать целостность своего бытия Намерение, заключенное в этом поступке, служит моделью для всей эволюции. В ней происходит не только процесс интеграции в единое целое, но и процесс совершенствования каждой отдельной личности. Руны играют в этом жизненно важную роль, поскольку позволяют внутреннему выражаться через внешнее и расширяют границы восприятия. Этот дар человечеству выделяет людей среди других существ, обитающих на Земле.

Согласно легенде, чтобы преодолеть смерть, Один пожертвовал своим глазом. Некоторые исследователи утверждали, что это был левый глаз, но подобные предположения делались под влиянием христианских фундаменталистов, чьи религиозные предрассудки приписывали «левой стороне» атрибуты зла (вспомним, в средние века левшей считали одержимыми дьяволом!) Левое полушарие мозга управляет аналитическими процессами, в то время как правое полушарие связано с интуитивными способностями. Однако, как определила современная медицина, в лобных долях мозга за глазами существует «точка пересечения», поэтому левый глаз связан с правым полушарием, а правый — с левым. Итак, Одину пришлось выбирать между аналитическими и интуитивными способностями. Он решил пожертвовать правым глазом, что привело к ускоренному развитию левого глаза, а также интуитивных способностей.

Один выразил готовность поступиться чем-то необычайно важным ради высшей цели.

Глубины Неявленного, которые он созерцал, вися на дереве вниз головой, были глубинами его собственного бытия; в одно мгновение он обрел знание, которое искал, озаренное светом Духа.

Одина также изображали в виде странствующего шамана, знахаря и учителя. Иными словами, в нем видели проводника к следующей стадии эволюционного развития; проводника, который сам испытал опыт духовного преображения и получил мудрость из первых рук. Поэтому Одина иногда называли «богом вдохновения»: он вдохновлял людей личным примером и вел их по бесконечному пути поисков истины Одина представляли как мастера иносказаний и смены обличий. Это означает, что истинная духовность не всегда легко угадывается в повседневной жизни. Она вокруг нас, но скрыта в обычных вещах, которые мы часто воспринимаем как должное.

Один как «бог» — это сила вдохновения, творчества и внутренней мудрости. Его эмблемой служит руна АСС.

Хеймдал — это сила, наделяющая способностью слышать невысказанное и получать безмолвное знание. Согласно мифу, Хеймдал совершил акт самопожертвования. Он потерял ухо, но получил дар необыкновенно острого слуха — точно так же, как Один, потерявший глаз, стал всевидящим. Хеймдал считался посредником между Асгардом и Мидгардом (Небом и Землей) и учителем тайного знания. С ним ассоциируется руна МАДР.

Тир — мифическая фигура, олицетворявшая правосудие и благополучие общества.

Считалось, что он надзирает за ходом вещей и поддерживает надлежащий порядок во всех царствах бытия. Тир дополнял творческую активность Всеобщего Отца созданием упорядоченных форм. Тир — это сила рационального мышления, способность рассуждать и сравнивать. С этим «богом» ассоциируется руна ТИР.

Тор считался богом войны, его символом служил огромный молот. В действительности он воплощал силу, противостоявшую Хаосу. Тор повелевал громами и молниями — природными явлениями, уничтожавшими все старое и отжившее и расчищавшими путь для новых свершений. Молот был не столько орудием агрессии, сколько символом мужественной, порождающей силы, способности добиваться своего, невзирая на препятствия. С Тором ассоциируется руна ТЕРС.

Фрей (имя означает «повелитель») олицетворял мир, изобилие, удовольствие и плотскую любовь. Его называли «мирским богом», поскольку он управлял силами природы, ответственными за рост и плодородие. С Фреем ассоциируется руна ИНГ О.

Бальдур (имя означает «принц») был богом света, воплощавшим радость и красноречие. Ему присущи качества примирения и мягкого убеждения. Бальдур был супругом Сол — «сияющей богини», символизировавшей солнце, которое в дохристианские времена считалось женственной сущностью. Его эмблемой служит руна СОЛ.

Фрейя (имя означает «повелительница») олицетворяла женскую привлекательность и, таким образом, являлась богиней любви и сексуального удовольствия. С Фрейей ассоциируется руна ГИФУ.

Фритта (имя означает «возлюбленная») — богиня, которую иногда путают с Фрейей. Она символизировала семью, супружество, воспитание детей и согласие — необходимый атрибут в домашних делах. С Фриггой ассоциируется руна ПЕТРА.

Мани обозначал Луну, которая в норвежской мифологии имеет мужские атрибуты и связана с измерением времени и регулированием естественных процессов. Его эмблемой служит руна НИИД, указывающая на необходимость перемен в жизненном цикле.

Норны являлись олицетворением процесса эволюционных перемен и изображались в женском облике. Считалось, что они прядут нити Судьбы, но не создают ее, поскольку каждое существо несет ответственность за свою жизнь. Хотя во Вселенной присутствует фактор случайности, именно индивидуальная реакция на неожиданные события определяет конечный результат.

Старейшая из трех Норн именовалась Урд. Слово «урд» означает «то, что произошло» и подразумевает результат поступков, совершенных в прошлом. Имя второй Норны, Верданди, означает «то, что есть» и подразумевает управление процессами, происходящими в настоящем. Младшую Норну звали Скальд, что означает «то, чему суждено быть». Считалось, что она сплетает будущее из нитей прошлого и настоящего. В рунической традиции три Норны ассоциируются с пустой 25-й руной — руной Судьбы.

Троица богов — Один и двое его «братьев», Вили и Be, — сформировали Вселенную и создали людей из земной субстанции, вложив в них семя своей божественности. Человек стал микрокосмом Вселенной и получил внутреннее знание о происхождении своей божественности, поэтому «царство богов» и человечество неразрывно связаны между собой. Мы разделяем одинаковую судьбу, ибо наши выбор и действия создают мир, в котором мы живем, — точно так же, как «боги» созидали Вселенную.

Человеческое общество состоит из индивидуальных личностей, участвующих в процессе рождения, жизни, смерти и возрождения. Человек появляется на Земле, чтобы совершить цикл своего личного развития и сделать шаг к бессмертию через совершенствование своего Духа. «Боги» также считались духовными сущностями, хотя и не нуждавшимися в физическом воплощении.

Таким образом, «боги» и «божественные формы» помогают нам связаться с вечными аспектами Вселенной. Вступая в общение с высшими энергиями, мы можем расширить границы своего осознания.

Вышеперечисленный список является всего лишь выборкой из нескольких ключевых фигур северной мифологии, с их основными атрибутами и ассоциациями с той или иной руной. Он не претендует на полноту.

Установление взаимоотношений с высшими энергиями не было актом веры или самопожертвования. Скорее, оно было выражением намерения связаться с центром силы, способным «зарядить» личность своей энергией, наделить ее определенными качествами для достижения цели. Божество призывалось для образования прочного звена с вечными атрибутами и для дальнейшего укрепления намерения. Другими словами, обращение к божеству служило способом накачки энергии, вроде нажатия на педаль газа в автомобиле: в двигатель впрыскивается больше топлива, машина получает заряд энергии и движется с большей скоростью. Акт нажатия на педаль газа совпадает с вашим желанием ехать быстрее. Если выразиться словами из рекламного объявления на бензозаправочной станции, вы «будите тигра под капотом» вашего автомобиля!

Кеннет Медоуз

3

Мифы Северной Европы
Хелен Гербер

http://s3.uploads.ru/t/E5Qj0.jpg

Мифы о создании земли

Когда ставят вопрос о сотворении мира, северные скальды, или поэты, чьи песни сохранены в эддах и сагах, отвечают, что вначале, когда не было еще ни Земли, ни моря, ни воздуха, когда все было покрыто тьмой, существовала могущественная сила — Альфёдр (Всеотец) — отец всего живого, которого они представляли невидимым и вечно существующим, могущим осуществить любое свое желание.

Вначале в центре мироздания существовала огромная бездна под названием Гинунгагап, бездна бездн, зияющая пропасть, чью глубину нельзя было измерить глазом, так как она была окутана вечным мраком.

К северу от нее находился мир или пространство, известное как Нифльхейм, холодный и туманный мир, в центре которого бьет ключом неиссякаемый колодец Хвергельмир, похожий на кипящий котел, из которого берут свое начало двенадцать крупных рек, например Эливагар.

Так как воды этих рек быстро покидают свой источник и встречаются с холодными порывами ветра из упомянутой холодной бездны, они затвердевают, превращаясь в огромные глыбы льда, скатывающиеся вниз в бездну на неизмеримую глубину с постоянным ревом, похожим на гром.

К югу от этой темной бездны, прямо напротив Нифльхейма, царства тьмы, находился другой мир — Муспелльсхейм, стихия огня, где царили тепло и свет и чьи границы постоянно охранялись Суртом, огненным великаном.

Он яростно размахивал сверкающим мечом, от которого отлетал целый дождь искр (огненный дождь), с шипением падающих на ледяные глыбы на дне бездны. От тепла, исходившего от искр, таяли льдины.

    Великий Сурт, держа свой меч,
    Сверкающий огнем,
    стоит на страже Муспелльсхейма.
    И искры пламени божественного,
    что из огня выходят,
    дают всем жизнь.

    Док. Джонс. Вальхалла

4

http://s2.uploads.ru/t/JmUcK.jpg

Имир и Аудумла

Так как клубившийся пар поднимался вверх, то он снова встречался с царившим повсюду холодом и превращался в иней или изморозь, которые слой за слоем заполняли огромный срединный мир.

И таким образом, вследствие постоянного взаимодействия холода и жара, а также, вероятно, по воле Невидимого и Вечно Существующего, среди ледяных глыб бездны возник великан по имени Имир или Аургельмир (бурлящая масса), олицетворявший замерзший океан.

Так как он возник из инея, он был наречен Хримтурс, или инеистый великан.

    В начале не было
    (был только Имир)
    ни берега моря,
    ни волн студеных,
    ни тверди внизу,
    ни неба сверху,
    ни трав зеленых —
    только бездна зевала.
                                          Старшая Эдда. Прорицание вёльвы.
                                                           Перевод В. Тихомирова

С трудом пробираясь во мраке в поисках еды, Имир нашел чудесную корову по имени Аудумла (кормилица), сотворенную тем же творцом, что и Имир, и из того же самого вещества.

Поспешив к ней, Имир с радостью заметил, что из ее вымени текут четыре огромных молочных реки, которые могли бы дать ему хорошее пропитание.

Таким образом, его желания были удовлетворены, но корова, тоже искавшая еду, начала слизывать соль с расположенной поблизости ледяной глыбы своим шершавым языком.

Она лизала до тех пор, пока на свет не появился первый волосок, затем вся голова и, наконец, из-под ледяного панциря на свободу не вышел бог Бури (родитель).

Пока корова занималась этим, великан Имир заснул, и под мышками у него родились сын и дочь, а от трения его ступней появился шестиголовый великан Трудгельмир, который вскоре дал жизнь великану Бергельмиру, от которого произошли все инеистые великаны (хримтурсы).

    Слышно, подмышки
    льдистого турса
    сына и дочь родили,
    нога с ногою
    зачали йотуна
    шестиголового сына.

    Старшая Эдда. Речи Вафруднира.
    Перевод В. Тихомирова

5

Один, Вили и Be

Когда эти великаны узнали о существовании бога Бури и его сына Бора, которого Бури тотчас же произвел на свет, они начали войну против них.
Боги и великаны представляли противоположные друг другу силы добра и зла, а это значило, что они никогда не будут жить в мире.

Война продолжалась века, и за это время ни одна из сторон не добилась успеха. Все изменилось, когда Бор женился на великанше Бестле, дочери Болторна (источник зла), которая родила ему трех могущественных сыновей Одина (дух), Вили (воля) и Be (святой).

Все три сына присоединились к отцу в его борьбе с враждебными инеистыми великанами и в конце концов убили своего заклятого врага — Великого Имира. Кровь из его ран хлынула таким потоком, что случился огромный потоп, уничтоживший весь его род, за исключением Бергельмира, который спасся от этого потопа в ковчеге вместе со своей женой, уплыв на край мира.

    Из всего рода Имира
    лишь не утонул и спасся Бергельмир:
    он ускользнул в ковчеге в тот потоп,
    родителем он стал всех инеистых великанов.
                                                Мэтью Арнолд. Смерть Бальдра

Поселившись, он назвал это место Ётунхеймом (обитель великанов), где начался новый род великанов — инеистые великаны унаследовали неприязнь Бергельмира к богам и продолжили войну с ними. Они всегда были готовы покинуть свою пустынную неплодородную землю, чтобы совершить набег на места обитания богов.

Боги древнескандинавской мифологии, называвшиеся асами (колонны, державшие на себе мир), одержали победу над своими врагами. А так как им уже не с кем было воевать, они стали думать о том, как бы улучшить этот пустынный мир и сделать его обитаемым.

После недолгого размышления сыновья Бора выкатили огромное тело Имира в Мировую бездну и стали создавать мир из различных частей его тела.

6

http://s2.uploads.ru/t/EqkIt.jpg

Создание земли

Из плоти Имира они создали Мидгард («средняя обитель», или срединный мир), то есть землю.

Она была помещена в самый центр этого огромного пространства и ограждена бровями Имира, словно крепостным валом.
Твердая часть Мидгарда была окружена кровью или потом великана, которые сформировали океан, из костей были созданы горы, из зубов — скалы, а кудрявые волосы стали деревьями и остальной растительностью.

Удовлетворенные плодами своих трудов создания земли, боги взяли огромный череп великана, мастерски поместили его над землей и морем, и он стал небосводом. Затем боги разбросали мозги Имира по всему пространству ниже небосвода, и они стали кудрявыми облаками.

    Из плоти Имира
    Была создана земля,
    Из крови его — море,
    Из костей — горы,
    Из волос — деревья и растительность,
    Из черепа — купол небесный,
    А из бровей боги создали Мидгард для людей,
    А мозг, разбросанный над землей,
    Стал тяжелыми облаками.
                                                   И.Б. Андерсен. Северная мифология

Для поддержания небосвода боги поместили под ним могучих карликов — Нордри (северный), Судри (южный), Аустри (восточный) и Вестри (западный) (по четырем сторонам света), приказав им поддерживать небосвод, от их имен и произошли названия сторон света (север, юг, восток и запад).

Чтобы дать свет только что созданному миру, боги усыпали небесный купол искрами из Муспелльсхейма. Сверкавшие во мраке искры стали звездами. Из них самые яркие — Солнце и Луна, посаженные на красивых золотых колесницах.

    И из пылающего мира, где правит Муспелль,
    посылавший и высекавший огонь,
    сыпались искры, образовав Солнце, Луну и звезды.
    Они повисли в небе,
    Разделив пути дня и ночи.
                                                          Мэтью Арнолд. Смерть Бальдра

Когда же были закончены эти приготовления, коней Арварка (ранний) и Алсвина (проворный) впрягли в солнечную колесницу. Боги, опасаясь, что животные будут с трудом переносить близость к палящему небесному светилу, поместили у них под холкой огромные шкуры, заполненные воздухом или охлаждающей субстанцией. Они также создали щит Свалин (охладитель) и поместили его впереди колесницы, чтобы защитить ее от прямых солнечных лучей, которые могли бы испепелить как ее, так и землю. В лунную колесницу был впряжен резвый конь Алсвидер (быстроногий), но он не был прикрыт щитом от мягкого лунного света.

7

..............

http://s2.uploads.ru/t/Kwhq6.jpg

Карлики и альвы

Пока боги были заняты созданием земли и заботились о том, чтобы получше осветить ее, целый сонм причудливых существ — червей — появился в плоти Имира. Эти странные существа привлекли божественное внимание. Призвав их предстать перед ними, боги сначала придали им облик людей и наделили их сверхчеловеческим умом, разделив на два типа.

Темные, вероломные и хитрые по природе своей были изгнаны в Свартальвхейм, обитель темных альвов, располагавшуюся под землей, откуда им не разрешалось выходить в течение дня под страхом быть превращенным в камень. Их называли карликами, троллями, гномами или кобольдами, все свое свободное время они проводили исследуя тайные глубины вселенной. Они собирали золото, серебро и драгоценные камни, которые складывали в тайных расселинах, откуда при желании могли достать их.

Остальных подобных маленьких существ, включая всех тех, которые были честными, добропорядочными и приносили пользу, боги называли феями или эльфами (альвами), они отправили их на поселение в Альвхейм (обитель светлых альвов), расположенный между небом и землей, откуда, когда им захочется, они могли слетать вниз, чтобы позаботиться о растениях и цветах или потанцевать на зеленых лужайках при серебристом свете луны.

Один, который был вдохновителем всех этих действий, теперь приглашал других богов, своих потомков, последовать за ним на большое поле Идавель, высоко над землей, на другой стороне огромной реки Ивинг, чьи воды никогда не замерзали.

    Ивинг — река,
    где проходит рубеж
    меж богами и турсами;
    воды ее
    не застынут вовек,
    льдом не оденутся.
                                   Старшая Эдда. Речи Вафтруднира.
                                   Перевод В. Тихомирова

В центре этого святого места, нареченного Асгард (небесное селение, крепость богов), с самого начала мира предназначавшегося для жилища богов, по приглашению Одина собрались двенадцать асов (богов) и двадцать четыре асиньи (богини).

На большом совете, состоявшемся здесь, постановили, что в пределах небесного селения не должно пролиться ни капли крови и этот мир и согласие должны были длиться вечно.

Затем боги решили создать кузницу, где будет коваться все оружие и инструменты, необходимые для строительства величественных чертогов из драгоценных металлов, в которых они будут жить долгие годы в состоянии полного блаженства, — этот период получил название золотого века.

8

Создание человека

Хотя боги с самого начала предназначили Мидгард, или Манахейм, для жилища человека, люди сначала не населяли его.

Однажды, согласно одним источникам, Один, Вили и Be, согласно другим — Один, Хенир (яркий) и Лодур, или Локи (огонь), отправились в путь вдоль берега моря, где увидели то ли два дерева, ясень (Аск) и иву (Эмбля), то ли два бревна, по форме отдаленно напоминавшие фигуру человека.

В изумлении они стали смотреть на неодушевленные изваяния, а затем, поняв, что с ними делать, вдохнули в них душу (Один), наделили возможностью двигаться и чувствовать (Хенир), а также кровью и румянцем (Лодур).

Одаренные речью и мыслями, возможностью любить, надеяться и работать, а также жизнью и смертью, только что созданные мужчина и женщина были оставлены в Мидгарде, чтобы управлять им по своим желаниям.

Постепенно они заселили его своими потомками, в то время как боги, помня, что вдохнули в них жизнь, проявляли особый интерес к тому, что делали люди, наблюдая за ними, а часто удостаивая их своей помощью и оказывая им покровительство.

9

http://s3.uploads.ru/t/I7KYx.jpg

Дерево Иггдрасиль

Отец всего живого (Всеотец) создал огромный ясень, названный Иггдрасиль, Мировое дерево или Дерево вселенной, Дерево времени или жизни, которое заполнило весь мир.

Оно уходило корнями не только в самые отдаленные глубины Нифльхейма, где бурлил поток Хвергельмир, но также и в Мидгард, где около его корней находился источник мудрости, хозяин которого был Мимир (океан), и в Асгард, рядом с источником Урд.

Из трех своих корней дерево так сильно разрослось, что под покровом самого верхнего сука, прозванного Лерад (дающий мир), находился чертог Одина, в то время как под другими разросшимися ветвями располагались другие миры.

На самой верхней ветке Лерада поселился орел, между глазами которого сидел ястреб Ведрфельнир, окидывая взором небо, землю, Нифльхейм и сообщая обо всем, что видит.

Так как дерево Иггдрасиль было вечнозеленым, а листья его никогда не сохли, оно служило пастбищем для козы Хейдрун, принадлежавшей Одину.

Коза давала медвяное молоко, пищу богов. Также там паслись олени Даин, Двалин, Дунейр и Дуратрор, с рогов которых на землю капала медвяная роса, снабжая водой все реки в мире.

В бурлящем потоке Хвергельмир (кипящий котел), находившемся под одним из корней дерева, жил ужасный дракон Нидхёгг, постоянно грызший корни, и ему в его деле помогала бесчисленная армия змей, целью которых было уничтожение дерева, потому что они знали, что гибель дерева явится началом низвержения богов.

Всю жизнь сопровождает нас коварный злобный искуситель — Нидхёгг жестокий, житель мира нижнего.
Он ненавидит свет божественный, который милостиво освещает героев-викингов, заставляя их мечи ярче сверкать.
       Р.Б. Андерсен. Сказания викингов Севера

По ветвям и стволу дерева резво скачет белка Рататоск (ломающая ветки).
Это существо, сующее нос не в свои дела, и ужасная сплетница, коротало время, передавая вниз дракону слова орла, живущего наверху, и наоборот, в надежде посеять вражду между ними.

http://s3.uploads.ru/t/tiTMx.jpg

10

http://s3.uploads.ru/t/gHP5Y.jpg

Мост Биврёст

Конечно же было важно, чтобы Мировое древо Иггдрасиль было здоровым, и эта обязанность была возложена на норн (сестер судьбы), которые ежедневно поливали его корни влагой из источника мудрости Урд. Эта вода стекала на землю сквозь ветви и листья, обеспечивая пчел медом.

Соединяя оба края Нифльхейма, высоко возвышаясь над Мидгардом к Асгарду, располагается священный мост Биврёст (Асабру, радуга или радужный мост), состоящий из огня, воды и воздуха. Он сохраняет их переменчивые, переливающиеся цвета.

По мосту боги-асы переходят на землю или к источнику Урд, расположенному у корней ясеня Иггдрасиля, где ежедневно собирались на совет.

    Встали боги, сели на коней и через мост Биврёст,
    хранимый верным стражником Хеймдаллем,
    спустились вниз — к Иггдрасилю.
    Лишь Тор ходил через него пешком,
    другие же ездили верхом.

                                     Мэтью Арнолд. Смерть Бальдра

Из всех богов только Тор, бог грома и молнии, никогда не ходил по мосту, из страха, что своей тяжелой поступью разрушит его или сожжет исходящим от него огнем.

Бог Хеймдалль стоял на страже и оберегал мост днем и ночью. Он был вооружен острым мечом и носил с собой рог, именуемый Гьяллархорн.

Когда боги приезжали или отъезжали из Асгарда, Хеймдалль трубил в него, и тогда рог издавал нежный звук.

Лишь один раз рог зазвучит громко: когда настанет Рагнарёк — конец света, и инеистые великаны и Сурт явятся вместе, чтобы разрушить мир.

    Сурт едет с юга
    с губящим ветви,
    солнце блестит
    на мечах богов;
    рушатся горы,
    мрут великанши;
    в Хель идут люди,
    расколото небо.

    Старшая Эдда. Прорицание вёльвы.
    Перевод А. Корсуна


Вы здесь » К вопросам о самореализации » Теория Рун » Северные Боги и Руны