К вопросам о самореализации

Объявление

Форум переехал ----> http://selfrealization.info

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » К вопросам о самореализации » Теория Рун » Северные Боги и Руны


Северные Боги и Руны

Сообщений 11 страница 20 из 63

11

http://s2.uploads.ru/t/R1YUf.jpg


Один

Отец богов и людей

Один, Вотан или Водан был самым главным богом народов Северной Европы.

Он являлся уникальным духом вселенной, олицетворением воздуха, богом мудрости и победы, лидером и защитником конунгов и героев.

Поскольку предполагалось, что все боги произошли от него, Один был прозван Всеотцом и, как старейший и главнейший среди богов, занял самый высокий престол в Асгарде, названный Хлидскьяльв, откуда можно было обозреть все мироздание.

Единым взглядом Один замечал все, что происходило среди богов, великанов, альвов, карликов и людей.

    С собрания богов уехав,
    воссел на свой престол он в Хлидскьяльве
    и взором стал окидывать весь мир:
    Ни в Мидгарде, ни в Нифльхейме
    Ничто не скроется от глаз его блестящих.

                                                        Мэтью Арнолд. Смерть Бальдра

Внешний облик Одина

Никто, кроме Одина и его жены богини Фригг, не имел право восседать на этом престоле.

Сидя на нем, вдвоем они пристально глядели на юг и запад — стороны света, куда в походы отправлялись древние скандинавы, место осуществления их чаяний и надежд.

Внешне Один предстает высоким и сильным человеком, ему около пятидесяти лет, у него либо темные вьющиеся волосы, либо длинная седая борода и лысина.

Одет он в серую мантию с синим капюшоном. На нем широкий синий плащ с серыми вкраплениями — символ неба и облаков.

В руке он держит священное копье Гунгнир, никогда не дающее промаха, причем клятва, данная на его наконечнике, никогда не может быть нарушена.

На пальце или на руке он носит чудесное кольцо Драупнир, символ плодородия, ценность которого никто не мог оспорить.

Когда он восседает на престоле или облачается в доспехи перед сражением, когда спускается на землю, чтобы оказаться среди людей, то надевает шлем с изображением орлиной головы, когда же он мирно странствует по земле в человеческом облике, чтобы увидеть то, что делают люди, то носит широкополую шляпу, низко надвинутую на лоб, чтобы скрыть то, что у него только один глаз.

Каждое утро Один посылал в мир двух воронов, носивших имена Хугин (думающий) и Мунин (помнящий), к вечеру он с тревогой ожидал их возвращения.

Затем, сидя на плечах Одина, они нашептывали ему все то, что видели и слышали. Таким образом, он узнавал обо всем, что происходило на земле.

    Хугин и Мунин
    над миром все время
    летают без устали;
    мне за Хугина страшно,
    страшней за Мунина, —
    вернутся ли вороны!

    Старшая Эдда. Речи Гримнира.
    Перевод А. Корсуна

У ног его находились два священных волка или диких пса, Гери (жадный) и Фреки (прожорливый), встреча с которыми была для людей хорошим знаком.

Один всегда кормил своих волков с рук, мясом из миски, стоявшей рядом с ним.

Для себя он не требовал вообще никакой пищи и редко пробовал что-нибудь, кроме священного меда.

    Гери и Фреки
    кормит воинственный
    Ратей Отец;
    но вкушает он сам
    только вино,
    доспехами блещущий.

    Старшая Эдда. Речи Гримнира.
    Перевод А. Корсуна

Сидя на троне, Один ставил ноги на изготовленную богами низкую скамейку из золота.

Вся мебель и принадлежавшая богам утварь были сделаны либо из этого драгоценного металла, либо из серебра.

Помимо великолепного чертога Глядсхейма, где на двенадцати креслах, встречаясь на совете, восседали боги, и чертога Валаскьяльв, где находился престол Одина Хлидскьяльв, у верховного бога был третий чертог в Асгарде, расположенный посередине изумительной рощи Глазир, где на деревьях переливались золотые листья.

12

http://s2.uploads.ru/t/iBA1Z.jpg


Вальхалла

Чертог, названный Вальхаллой (палаты мертвых), имел пятьсот сорок дверей, таких широких, что через каждую из них в одну шеренгу могли пройти восемьсот воинов, а над главными воротами располагалась голова вепря и орел, глядевший в самые удаленные уголки вселенной. Стены этого изумительного здания были сделаны из блестящих копий, так отполированных, что они освещали весь чертог. Крыша состояла из золотых щитов, а скамьи были украшены прекрасным оружием — дарами бога его гостям. За длинными столами было достаточно места для эйнхериев — воинов, павших в сражениях, особенно почитаемых Одином.

    Легко отгадать,
    где Одина дом,
    посмотрев на палаты:
    стропила там — копья,
    а кровля — щиты
    и доспехи на скамьях.

    Старшая Эдда. Речи Гримнира.
    Перевод А. Корсуна

Древние скандинавы, считавшие войну самым благородным из всех занятий и почитавшие храбрость как самую большую добродетель, поклонялись Одину как богу войны и победы.

Они полагали, что всякий раз, когда надвигалась война, он отсылал на поле брани своих помощниц: дев со щитами, дев-воительниц, прозванных валькириями (выбирающими мертвых), для того, чтобы, выбрав достойных из павших, на быстрых конях по дрожащему мосту-радуге Биврёсту доставить их в Вальхаллу.

Сопровождаемые сыновьями Одина, Хермодом и Браги, герои подходили к подножию престола Одина, где получали похвалу за свою доблесть.

Порой, когда одного из избранников приносили в Асгард, Вальфёдр (отец убитых), так называли Одина, в его ипостаси покровителя воинов, поднимался со своего трона и приветствовал того, стоя у больших ворот.

13

http://s3.uploads.ru/t/MBCUZ.jpg

Слейпнир

Участвуя в войне, Один ездил верхом на восьминогом сером коне Слейпнире, держа в руках белый щит.

Его сверкающее копье взметалось над головами воинов, являясь знаком начала атаки. Он устремлялся в середину войска с кличем: «Один с вами!»

    Надев доспехи золотые
    и шлем сверкающий,
    верхом он скачет на коне —
    Слейпнире быстроногом.
                                            Мэтью Арнолд. Смерть Бальдра

Иногда он пользовался магическим луком, из которого выпускал десять стрел за раз, каждая стрела при этом поражала по одному врагу.

Предполагалось, что Один вдохновлял любимых воинов знаменитой «яростью берсеркера», которая позволяла им раздетым, безоружным и израненным бросаться в бой и совершать неслыханные подвиги.

Они ярились, как волки, и были сильными, как медведи, и при этом ни огонь, ни железо не причиняли им вреда.

Одину были присущи различные качества, он многолик и носит множество имен, по подсчетам, не меньше двухсот, каждое из которых характеризует одну из сторон его деятельности.

Одина считают покровителем моряков и богов ветра.

    Могущественный Один,
    Сердца скандинавов отданы тебе!
    Направляешь ты наши суда, всемогущий Водан,
    По бушующему Балтийскому морю.

    Вейль

14

http://s3.uploads.ru/t/1vnuO.jpg


Колодец Мимира

Чтобы обрести мудрость, Один посетил колодец Мимира — источник ума и мудрости, в водах которого было видно будущее, и стал просить старого великана, охранявшего его, позволить ему испить из источника.

Но Мимир, хорошо знавший цену такой услуге (источник был кладезем памяти), сказал, что разрешит Одину сделать это только в том случае, если бог отдаст свой глаз.

Один так желал мудрости, что, не колеблясь, отдал глаз Мимиру. В качестве залога тот положил его на дно колодца, оттуда он и сверкал.

Один же остался с одним глазом, который стали считать символом солнца.

    Всю нашу жизнь стремимся мы к солнцу.
    И это сверкающее светило и есть Одина глаз,
    Второй же глаз, луна, не светит так ярко,
    Так как он помещен на дно колодца Мимира,
    Где каждое утро омывается он
    целебными водами, которые и
    утраивают его силу.

                                                             А.Г. Эленшлегер

Сделав большой глоток из источника Мимира, Один обрел знания, которых так страстно желал, и никогда не жалел о принесенной жертве, но в память об этом дне сломил ветвь священного дерева Иггдрасиля, под корнями которого и находился колодец, и сделал из нее свое любимое копье Гунгнир.

    Неустрашимый Один испил воды,
    и стал колодец светиться.
    Отдал бог большую цену —
    свой глаз в обмен за это.
    С древа жизни — Иггдрасиля
    обломил Вотан ветвь,
    содрал кору и сделал он свое копье.
                                                 Вагнер. Гибель богов

И хотя Один стал мудрее, чем прежде, он был подавлен и печален, так как получил способность угадывать будущее и понял, что все в мире изменчиво, даже судьба богов, которые обречены на смерть.

Чтобы проверить, правда ли он стал наимудрейшим, Всеотец решил навестить Вафтруднира, самого мудрого великана, и посостязаться с ним в мудрости.

Ставка была высока — проигравший пари должен был лишиться головы.

    «В путь я собрался
    к Вафтрудниру в гости!
    В древних познаньях
    помериться силой
    хочу я с мудрейшим.
    Я странствовал много,
    беседовал много
    с благими богами;
    видеть хотел бы,
    как Вафтруднир в доме
    живет у себя».
    Отправился в путь
    Один, чтоб мудрость
    турса изведать;
    Игг прибыл к владеньям
    Има отца
    и в палату вошел.

    Старшая Эдда. Речи Вафтруднира.
    Перевод А. Корсуна

15

Один и Вафтруднир

По этому случаю Один по совету Фригг переоделся в странника и, когда его попросили назвать имя, он представился Ганградом (победный).

Затем началось соревнование в мудрости. Вафтруднир спрашивал, как именуют коней, приносящих день и ночь, а также про реку Ивинг, разделяющую земли богов (Асгард) от земли ётунов (Ётунхейм), и также о Вигриде (бранное поле) — месте последней битвы богов и Сурта.

На все эти вопросы Один дал подробные ответы, и когда Вафтруднир закончил, то в свою очередь начал задавать вопросы, на что получал ответы о происхождении неба и земли, о создании богов, их ссоре с ванами, о том, чем занимаются герои в Вальхалле, о норнах и о том, какие правители придут на смену асам, когда те исчезнут вместе с созданным ими миром.

Но, когда в заключение Один склонился над великаном и спросил его о том, какие слова произнес Всеотец своему умершему сыну Бальдру, лежащему на погребальном костре, Вафтруднир вдруг узнал своего высокого гостя и заявил, что никто, кроме самого Одина, не сможет ответить на этот вопрос: он понял, что проиграл состязание в мудрости и заслуживает за это наказания — смерти.

    Один сказал:
    «Я странствовал много,
    беседовал много
    с благими богами;
    что сыну Один
    поведал, когда
    сын лежал на костре?»
    Вафтруднир сказал:
    «Никто не узнает,
    что потаенно
    ты сыну сказал!
    О кончине богов
    я, обреченный,
    преданья поведал!
    С Одином тщился
    в споре тягаться:
    ты в мире мудрейший!»

    Старшая Эдда. Речи Вафтруднира.
    Перевод А. Корсуна

Как почти всегда в случае с мифами народов Северной Европы, фрагментарными и туманными, этот миф оканчивается этими словами, и никто из поэтов не сообщает, убил ли Один своего соперника или нет. Однако мифологи высказывают предположение, что последнем словом, которое шепнул Один на ухо Бальдру, чтобы утешить его, было слово: «Воскресни».

16

http://s2.uploads.ru/t/RNVOy.jpg

Изобретение рун

Кроме того, что Один был богом мудрости, он был также изобретателем рун, первого алфавита народов Северной Европы, чьи идеограммы сначала использовались в магических целях, а затем, в более поздние времена, стали использовать более широко.

Так как мудрость может быть обретена ценой жертвы, Один, как говорит он, сам девять дней и ночей провисел на ясене Иггдрасиле, смотря вниз в неизмеримые глубины Нифльхейма, погруженный в свои мысли, пронзив самого себя копьем, прежде чем он добыл те знания, которых искал.

    Знаю, висел я
    в ветвях на ветру
    девять долгих ночей,
    пронзенный копьем,
    посвященный Одину,
    в жертву себе же, на дереве том,
    чьи корни сокрыты
    в недрах неведомых.

    Старшая Эдда. Речи Высокого.
    Перевод А. Корсуна

После того как Один овладел этими знаниями, он вырезал магические руны на своем копье Гунгнир, на зубах своего коня Слейпнира, на когтях медведя и на бесчисленных одушевленных и неодушевленных предметах.

И вследствие того, что он так долго провисел над бездной, он стал покровителем тех, кто был осужден на повешение или повесился сам.

После обретения дара мудрости и рун, которые дали Одину силу над многим в мире, он также пожелал обрести дар красноречия и поэзии, которые он добыл...

17

http://s3.uploads.ru/t/gBtML.jpg

Фригг

Королева богов

Фригга, или Фригг (Фрия), по мнению одних мифологов, дочь Фьергюна и сестра Ёрд, считается другими дочерью Ёрд и Одина, вышедшей замуж за своего отца. Эта свадьба вызвала всеобщую радость в Асгарде, где эту богиню все очень любили, так что в последующие годы стало обычаем отмечать годовщину свадьбы пиром и песнями, и богиню провозгласили покровительницей брака. За ее здравие, так же как за здравие Одина и Тора, всегда провозглашался тост во время свадебных пиров.

Фригг была богиней атмосферы или облаков, и поэтому ее в соответствии с переменчивым настроением представляли либо в белоснежной, либо в темной одежде.

Она была королевой богов и единственная имела право сидеть на престоле Хлидскьяльв рядом со своим августейшим супругом.

Отсюда она могла смотреть на мир и видеть все, что там происходило.

В соответствии с верованиями наших предков, у нее был дар предвидеть будущее, но никто и ничто не могло заставить ее раскрывать свое видение другим.

Последнее должно было указывать на то, что женщины Северной Европы могут держать секреты в тайне.

    Я — мать всех богов,
    И знаю их я будущее, но спрятан сей
    Секрет в груди моей навеки.
                             Мэтью Арнолд. Смерть Бальдра

Ее обычно представляют высокой, красивой и статной женщиной, украшенной убором из перьев цапли, символом молчания или забывчивости.

Она облачена в белоснежные одежды, на талии носит золотой пояс, с которого свисает связка ключей, отличительная черта древнескандинавской домохозяйки, чей особой покровительницей и являлась Фригг.

Часто являясь рядом со своим мужем, Фригг предпочитает жить в своем собственном чертоге — Фенсалир, дворце тумана или моря, в котором она усердно вращает колесо прядильного станка, откуда появлялась золотая нить или длинные полотна ярко окрашенных облаков.

Для выполнения этой работы она использует украшенный драгоценными камнями прядильный станок, ярко сверкающий созвездием в ночи, известным жителям Северной Европы как Прялка Фригг, а жителям юга как пояс Ориона.

В свой чертог эта богиня приглашала только тех мужей и жен, которые вели добродетельную жизнь на земле, чтобы после смерти они могли наслаждаться обществом друг друга и никогда больше не разлучались.

    Здесь, в горной долине, стоит Фенсалир,
    дом Фрии, священной матери богов,
    и светятся окна и открыты там двери.
                         Мэтью Арнолд. Смерть Бальдра

Фригг была богиней супружеской и материнской любви, и ей в первую очередь поклонялись влюбленные супружеские пары и любящие, нежные родители.

Уединение не являлось ее единственной целью, она любила одеваться и появлялась перед собравшимися богами в пышном наряде с богатыми украшениями.

Один, хотя был богом ума и мудрости, иногда не мог сравняться со своей женой Фригг, которая, пользуясь своими женскими хитростями, могла добиться своего своими средствами.

18

http://s2.uploads.ru/t/OCrvL.jpg

Top

Громовержец

Согласно мнению некоторых мифологов, Тор, или Донар, сын Ёрд и Одина, однако другие утверждают, что его матерью была Фригг, богиня богинь.

Еще ребенком он был знаменит своими огромными размерами и силой и вскоре после рождения удивил собрание богов, играючи перекидывая из стороны в сторону кучу медвежьих шкур.

Обычно пребывая в хорошем настроении, Тор впадал иногда в неистовое буйство и бывал в это время очень опасен.

Его мать, неспособная справиться с ним, отправила Тора на попечение Вингнира (крылатый) и Хлоры (жара).

Эти приемные родители были также олицетворением молнии. Вскоре им удалось обуздать своего подопечного и мудро воспитать его.

Сам Тор, осознавая, чем он им обязан, взял себе также имена Вингтор и Хлориди, под которыми был также известен.

    Кричи же, Вингтор,
    Когда танцуют кольчуги и бьются щиты войны.
                                   Уильям Моррис. Сигурд — один из Вёльсунгов

Достигнув совершеннолетия, Тор был принят в Асгард, где занял почетное место среди двенадцати богов в огромном зале совета.

Во владение он получил Трудвангар (Трудхейм), где построил чертог Бильскирнир (сверкающий, как молния), самый просторный во всем Асгарде.

В нем было пятьсот палат и еще сорок палат для проживания рабов, попадавших сюда после смерти.

Они всегда были желанны в его доме, здесь их ждал такой же теплый прием, как и их хозяев в Вальхалле, так как Тор был покровителем крестьян и низших сословий.

    Горниц пять сотен
    И сорок, как помню, —
    В обители Бильскирнир есть:
    Домом под кровлей,
    Знаю, владеет
    Чадо мое величайшим.

    Старшая Эдда. Речи Гримнира.
    Перевод В. Корсуна

Так как он был богом грома и молнии (громовержцем), Тору не позволялось переезжать чудесный мост Биврёст, чтобы он не поджег его жаром, исходившим от его тела.

Чтобы присоединиться к другим богам у источника мудрости Урд в тени священного дерева Иггдрасиля, он должен был идти пешком, переходя вброд реки Кормт и Ормт и два ручья Керлоуг.

В Норвегии Тора считали верховным божеством.

Он был вторым в пантеоне богов других стран, его называли «старый Тор» не в силу возраста, а потому, что, по мнению некоторых, он принадлежал к старейшей династии богов.

В мифах он описывается как богатырь, находящийся в расцвете сил, высокий и хорошо сложенный, со всклокоченными рыжими волосами и рыжей бородой.

Когда он тряс волосами, особенно в моменты гнева, искры слетали с них потоками, вызывая гром и молнию.

    Сначала Тор, изогнув бровь,
    Шептал что-то в рыжую бороду,
    Метая глазами, полными гнева,
    Молнии в разные стороны.
    Его колесница, скрипя колесами,
    Посылала раскаты грома,
    А земля и небо сотрясались
    Под ударами его молота.

    Док. Джонс. Вальхалла

Народы Северной Европы в дальнейшем украшали его короной, на оконечностях которой была либо сверкающая звезда, либо огонь, так что голова его была окружена ореолом из огня — его собственного символа.

19

Молот Тора
http://s3.uploads.ru/t/GboqD.jpg

Тор был также обладателем волшебного молота Мьёлльнира (молнии), который он с сокрушающей силой бросал в своих врагов, инеистых великанов, и который обладал чудесным свойством возвращаться к нему в руки, как бы далеко он ни метнул бы его.

    Я — громовержец,
    Здесь в моей северной земле
    Моя сила и крепость
    И вечная власть.
    Среди айсбергов
    Правлю народами.
    Мой молот — Мьёлльнир всемогущий —
    Никому не подвластен:
    Ни великанам, ни колдунам.
                          Лонгфелло. Сага о короле Олаве

Так как этот огромный молот, символ удара молнии, всегда оставался раскаленно-красным, то для того, чтобы держать его в руках, у бога были железные рукавицы — Ярнгрипер. Он мог метнуть Мьёлльнир на огромное расстояние, а его сила, и без того огромная, удваивалась, если он надевал волшебный пояс Мегингьерд (пояс силы).

    Вот мой пояс,
    Надену его —
    и стану в два раза сильнее.

    Лонгфелло. Сага о короле Олаве

Древние народы Северной Европы считали молот Тора священным и имели обыкновение носить обереги в виде молоточков Тора, чтобы оградить себя от злых духов и добиться благословения богов. Впоследствии с приходом христианства они стали носить крестики.

Амулет в форме молоточка надевали на новорожденных младенцев, поливая их головки водой и нарекая при этом именем.

Молот забивался в столбы, обозначавшие границы владений, и считалось святотатством вытаскивать его оттуда. Им освящали порог только что построенного дома, он использовался в брачной церемонии, а также в освящении погребального костра, на котором сжигались тела героев вместе с оружием и конями, а подчас вместе с женами и слугами.

В Швеции полагали, что Тор, как и Один, носил широкополую шляпу, и поэтому грозовые тучи в этой стране называли шляпой Тора.
Этим же именем была названа одна из главных горных вершин в Норвегии.

Считалось, что раскаты грома — это грохот колес колесницы Тора, так как он единственный среди богов никогда не ездил верхом, а либо ходил пешком, либо ехал на бронзовой колеснице, запряженной двумя козлами: Тангниостром (скрежещущий зубами) и Тангрисниром (скрипящий зубами), от рогов и зубов которых постоянно летели искры.

    О, великий Тор,
    Взвалив волшебный меч на плечи,
    На колеснице где-то рядом едешь,
    Священные козлы влекут твою упряжку —
    Слушаясь серебряных вожжей.
                            Мэтью Арнолд. Смерть Бальдра

Когда бог разъезжал на колеснице, его также именовали Эку-Тором, или Тором-Колесничим, а в Южной Германии полагали, что для громовых раскатов недостаточно одной колесницы, потому утверждали, что она нагружена медными чайниками, издававшими шум во время езды, и поэтому фамильярно называли его торговцем чайниками.

Несмотря на грозный молот, народы Северной Европы не считали Тора вредоносным богом бури, способным разрушать их родные дома и губить урожай внезапно выпавшим градом или сильной грозой. Они полагали, что он метал молот в инеистых великанов или в скалы, чтобы превратить их в пепел для последующего удобрения почвы с тем, чтобы земледельцы получили богатый урожай.

20

Тор (Тунар)

Имя Тунар (Thunar, нем. Donar, дp.-сканд. Thorr) означает "громовержец".

Тунар, бог непоколебимой верности и тpота, - надежный защитник богов и человечества. Тор - сын Одина и Эрды (Ерды, Арды, Эрд), Богини Земли.

После Всеобщего Отца наиболее любимый и почитаемый Бог в Асатру.

В эпоху Викингов он возможно почитался как главный Бог и часто назывался "Богом простых людей".

Тор больше известен своими не прекращающимися битвами против Йотунов- Гримтурсов-Великанов. Он защитник Асгарда и Мидгарда.

Тор - единственный Бог, который внушает страх и уважение Локи - Богу Огня.

Хотя Тор иногда изображается тугодумом в сравнении с Одином и Локи, он опытный Бог, чьи решения проблем быстры и эффективны, а чувства просты и незатейливы, чего часто недостает другим Богам.

Оружие Тора - молот Мьелльнир, волшебное оружие, выкованное братьями-двергами (гномами) Синдри и Броком, которое всегда возвращается к владельцу после броска.

Обычно Тор путешествует на повозке, влекомой двумя козлами Тангризниром и Тангиостом.

Жена Тора - Сиф, Богиня с золотыми волосами. Его дочь зовут Труд, а также у него два сына, рожденные великаншей, их зовут Магни и Моди.

Говорят что "Если твоя молитва искренняя, Тор поможет тебе, потому что первый услышит тебя".

================================

День Тора — четверг. Его магическое снаряжение: молот Мьёльнир, железные рукавицы, без которых нельзя было удержать рукоять раскаленного докрасна орудия, и пояс, удваивающий силу. С раскаленным молотом и поясом силы Тор был практически непобедим. Молот Мьёлльнир, выкованный для бога братьями-карликами (цвергами), символ созидательных и разрушительных сил, источник плодородия и удачи, имел массивный боёк, короткую ручку и всегда попадал в цель. Молот служил богам защитой от великанов и обладал многими волшебными свойствами: влиял на плодородие и смерть, мог возвращать к жизни животных, благословлял браки. Все мифы с участием Тора свидетельствуют о неограниченных разрушительных возможностях его молота; подобно индийскому богу грома и молнии Индре, Тор был сокрушителем зла, а в скандинавской мифологии мировое зло олицетворяли великаны-ётуны.

В Раганарёк Тор побеждает мирового змея Ёрмунганда ценой собственной жизни. Громовник сносит уродливую голову чудовища и, отойдя от него всего на девять шагов, тонет в потоке яда, изрыгающегося из разверстой пасти мертвой твари.


Вы здесь » К вопросам о самореализации » Теория Рун » Северные Боги и Руны