К вопросам о самореализации

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » К вопросам о самореализации » Священные тексты » Шива - сутра вимаршини (Разъяснение Шива-сутры)


Шива - сутра вимаршини (Разъяснение Шива-сутры)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://rewalls.com/mini/201103/27095.jpg

Шива - сутра вимаршини (Разъяснение Шива-сутры)
Кшемараджа

I. Шамбхава-упая

Первая [сутра] в противоположность учению об отличии души и Ишвары учит, что Шива [как] высшая Реальность и абсолютное Сознание — Сущность всего.

caitanyamаtmа ||1||
сознание — атман

В этом мире не существует ничего вне Сознания. Деятельность Сознания — общая для всех. [Тот, кто] сознает (четаяти), есть Сознающий (четана), самодостаточный в знании и действии.

Его природа зовется Сознанием (Чайтанья), [поскольку] оно совершенно самодостаточно в отношении знания и действия. Оно принадлежит Господу, Высшему Шиве. [Начиная] с Анашрита-Шивы(«Шива без покровов») и заканчивая [живыми существами], все зависят от Него.

Оно — то, чьей сущности присущи бесконечные качества:
вечность, вездесущность, бесформенность и т.д. Та же вечность и прочее присущи и остальным живым существам. И только в самодостаточности, которая невозможна для них, Оно являет превосходство над остальными.

Это выражено [абстрактным существительным] «Чайтанья» при помощи [суффикса] бхава пратьяя, через исключение других качеств. Это [Сознание (Чайтанья)] и есть Атман, и ничто иное, никакое деление, о котором учат дуалисты, не вносится в Его природу.

[Если индивидуальный] атман считать происходящим от разделения Сознания на абсолютное Сознание (чит) и Атман, то Он (Атман) будет неосознающим, неодушевленным (джада) не-Атманом. В Сущности Сознания невозможно утвердить двойственность по причине Его превосходства над читтой (эмпирическим «я»), местом, временем, формой, по-
скольку они воспринимаются Им. По сути, без Сознания они не реальны.

В осознающем Атмане по его природе невозможна двойственность. Утверждена невозможность разделения вечного, не обусловленного [Сознания] посредством загрязнения (мала).
Учащие о множестве атманов не могут сказать [почему] перед появлением [загрязнения] прекратилось состояние Освобождения, откуда возникло состояние загрязнения или умаления.
Если бы так было, эти «свободные Шивы» являлись бы сансаринами.
Как сказано: «Единое Сознание и есть Атман». Так утверждается несостоятельность учения о множественности атманов.

Вот разъяснение ученикам, желающим знать, что есть Атман:

«Атман — не тело, не прана, не разум, не пустота, как полагают лаукики, чарваки, ведисты, йогачары, мадхьямики и прочие, но как сказано — [Он] есть Сознание
(Чайтанья)».

Даже в положении субъекта, представляющего Его телом и прочим, несотворенное осознавание «Я» — истинная сущность этого субъекта. Как сказано в «Мритьюнджита-
[тантре]»:

«Сущность высшего Атмана — форма, лишенная всех ограничений, Сущность Сознания, [о которой] говорится во всех шастрах».

В «Виджнянабхайрава-[тантре]» [сказано]:

«Качество Сознания есть во всех телах, без различия. Поэтому переживающий все как тождественное Ему — превзошедший бытие [сансары]».

Это же объясняется двумя кариками учителем [Васугуптой] на примерах:

«Этот Принцип, из которого исходит совокупность каран [органов чувств], вместе с внутренним [чувством] и кругом творения, поддержания и разрушения, Который [может быть покрыт] невежеством, хотя Сам Он не невежествен, обретается и должен быть обнаружен благодаря старательному исследованию, поскольку Его естественная Самодостаточность повсюду».

Что же есть это Сознание? Сказано: это — Атман. [Его] собственная природа (свабхава) указывает на превосходство Шивы в форме Сущего и не-Сущего [по отношению] ко Вселенной.

Нет ничего, что не могло бы быть воспринято Им. Если существует что-то, что не может быть воспринято Им, то оно не может быть воспринято никем и никогда.

Познающий Атман есть Сознание, единосущное с самосущим Сознанием (чит). Как сказано в «Уччхушмабхайраве»:

«Пока нет постигающего, как может быть постигаемое? О Дорогая, постигающий и постигаемое — единая Сущность. Посему нет ничего нечистого».

Об этом же сказано двумя стихами [«Спанда-карики»]:

«От Которого происходит джива, содержащая в себе Вселенную и все состояния, посредством осознания Которого происходит [высшее] Отождествление.
Поэтому в слове, в объекте, в сознании нет состояния, в котором отсутствовал бы Шива. Вкушающий благодаря вкушаемому пребывает повсюду и всегда».

Поскольку Сознание есть внутренняя сущность всего, то метод, предназначенный для осознания Его теми, кто зависим от Его самопроявления, очень сложен для практикования и называется не-методом (анупая). Согласно сказанному, Он никем не может быть описан, из-за того что Сознание — извечно внутренняя сущность всех. Как сказано в «Трика-хридае»:

«Сколь ни пытайся наступить ногой на тень своей головы — там, [куда] ступает нога, головы не будет. Такова эта энергия бинду (байндави-калА)».

Но некоторые пытаются наступить. И как в месте, [куда] ступает нога, [тени] головы уже не будет, также [ускользает] эта байндави-калА.

Эта мысль [выражена в «Спанда-карике»], начиная со [слов] «В Котором пребывает....» (yatra sthitam...) и заканчивая «есть только То, высшая Реальность...» (tadаsti paramаrthataю).

«В Котором пребывает вся эта [Вселенная], исходящая из Него [как] следствие, перед Чьей сокрытой Природой нет никакого ограничения. Даже пребывая в различных состояниях, начиная с бодрствования, [принцип спанды], неотличимый от Него, скользит [сквозь них]. Он никогда не покидает Cвою изначальную природу воспринимающего Cубъекта. В сознаниях „я счастлив“, „я несчастлив“, „я привязан“ и прочих Он (спанда) пребывает. Скользя через состояния счастья и т. д., Он делает их очевидными. В высшей Реальности нет ни счастья, ни страдания, ни субъекта, ни объекта, ни даже состояния невежества, а есть только То».

Этими стихами великой книги [выражено то, что] Сознание в форме сущности спанды Шанкары является повсюду самосущей высшей Реальностью.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Комментарий О. Ерченкова.

В первой сутре раздела шамбхава-упая содержится фундаментальное для КШ утверждение онтологического тождества между Атманом и Абсолютным Сознанием (чайтанья).
Данное утверждение сходно по смыслу и структуре с «великими изречениями» упанишад. Cходная формула высшего тождества: «Этот Атман — Брахман» провозглашается в «Брихадараньяка-упанишаде». Постулирование тождества между Атманом и Абсолютным Сознанием — базовый метафизический концепт, на основе которого разворачивается
в «Шива-сутре» весь последующий философско-метафизический дискурс, в котором не существует четкого деления между онтологической, гносеологической, космологической и сотериологической проблематикой.

Подобный синтетический подход к истолкованию «Шива-сутры» как коренного философского текста КШ обусловлен характером самой сутры, являющейся не столько доктринальным изложением некой религиозно-философской системы, сколько инициатическими формулами для йогического созерцания, направленным на коренное преображение сознания адепта, а также описанием методов этого созерцания и указанием на его конечную цель. Соответственно, формула высшего онтологического тождества «Абсолютное сознание есть Атман», постулируемая первой сутрой, аксиоматически подразумевает статус Абсолютного Сознания как высшей Реальности, Источника всего бытия, первоосновы всей онтологии. Эта же формула содержит в себе указание на высшую методологию познания, в которой Абсолютное Сознание, лишенное субъектно-объектной дихотомии, является одновременно субъектом и объектом познания и его наиболее валидным методом (прамана).

Также первая сутра может являться указанием на реализацию конечной цели религиозно-мистической практики —обретение адептом реализации этого тождества. Подобная многозначность содержания сутр обусловливает использование особой терминологии и языка, несколько отличающихся от аналогичных терминов и понятий, используемых в ортодоксальных религиозно-философских системах.
В литературе КШ был выработан собственный оригинальный философско-понятийный аппарат, в значительной мере отличающийся от вокабуляра шести классических даршан, даже при использовании сходных терминов. Сложная кодификация филососфских и мистических понятий в системе трика несет в себе двойную нагрузку. Первое ее предназначение — скрыть систему передаваемого эзотерического знания от непосвященных, а второе — оригинальное прочтение тех или иных философских и технических терминов во многом обусловлено контекстом религиозно-мистической прагматики самой системы трика, в которой были выбраны свои подходы к психотехническим и ритуальным аспектам религиозной практики. Например, термином Атман в философской системе ньяя-вайшешика обозначается исключительно познающий субъект, чьими вы-
водными обозначениями, согласно «Ньяя-сутре», служат качества желания, неприязни, усилия, удовольствия, страдания и познания. В «Шива-сутре» содержание понятия Атмана не ограничивается определением его как познающего субъекта. Согласно комментарию Кшемараджи, Атман выступает здесь как источник онтологии, совпадая по своему содержанию с Абсолютным «Всем», в котором качество познающего субъекта включено как важная, значительная, но не исчерпывающая его категория. Это онтологическое «Все» постулируется как активное, неограниченное, сверхсущностное, безотносительное Абсолютное Сознание.

Грамматически термин caitanya образуется путем прибавления суффикса «SyaN» к отглагольной форме cetana «мышление, осознавание». В качестве предиката по отношению к осознаванию термин чайтанья приобретает характер атрибутивного отношения. Согласно Кшемарадже: «Его природа — Сознание (Чайтанья), [поскольку] оно совершенно самодостаточно в отношении знания и действия». Таким образом, позитивными атрибутами Абсолютного Сознания (Чайтанья), которые постулируются «Шива-сутрой» являются абсолютная свобода и самодостаточность, полнота и способность ко всякому познанию и деятельности.

На первый взгляд при таком абсолютистском подходе при описании высшей Реальности для концепции личностного божества не должно оставаться места, а сама метафизическая конструкция КШ должна представляться как один из вариантов адвайта-веданты или даже «уступкой» нетеистическим буддийским доктринам мадхьямики и читтаматры. Однако это далеко не так. Согласно комментарию Кшемараджи, концепция Абсолютного Сознания доктрины трики противостоит многообразным доктринальным представлениям о высшей Реальности других даршан. Не отрицая в принципе наличия собственной правоты за этими разнообразными метафизическими концептами, описывающими высшую Реальность, Кшемараджа, тем не менее, подчеркивает ее несводимость к каждому из них, их неполноту в качестве ее адекватного описания:

«Атман — не тело, не прана, не разум, не пустота, как считают мирские, чарваки, ведисты, йогачарины, мадхьямики и прочие, но как сказано, [Он] есть Абсолютное Сознание
(Чайтанья)».

Это абсолютное Сознание наделено качествами Воли (иччха), Знания (джняна), Действия (крия) — вполне приложимых к концепции личностного Бога в метафизических системах, носящих преимущественно теистический характер. Абсолютное Сознание в литературе КШ имеет множество синонимов:

Чит — Мыслящий; Самвит — Познающий; Чайтанья — мыслящее, живое Сознание, производное от Чит; Сварасодитапаравак — высшая Речь в своей изначальной эссенции; Сватантрья — Свобода, Самодостаточность; Параматма — Высший, или Запредельный, Атман; Мукхьямайшварья — Главное Владычество; Картритва — Активность, Способность к деятельности; Спхуратта — Мерцание, Вибрация; Сара — Сущность, эссенция; Хридая — Сердце, Сердцевина; Спанда — Вибрация, Вспышка, Дрожание, Шевеление; Парамашива — Высший Шива; Бхайрава — имя Бога Шивы, одно из значений которого «Ужасающий».

Главные свойства Абсолютного Сознания, структурирующие его имманентное и трансцендентное бытие, обозначаются терминами пракаша и вимарша. Пракаша и Вимарша — две фазы единого Абсолютного Сознания. Пракаша — Свет Сознания в его потенциальности, в самодостаточном Бытии, а вимарша — вибрация, рефлексия, самоотражение, самосознание этого изначального Абсолютного Света. Пракаша — это, условно, пассивная фаза Его потенциальности, в технической терминологии КШ называемая пралаей, или поглощением.

В ней все формы имманентного миропроявления растворены и поглощены Абсолютным Сознанием высшего Шивы. Активная фаза Сознания называется вимаршей, а также сришти, т. е. творением Вселенной. Эта фаза проявления также называется абхаса. В фонематической символике эти две фазы обозначаются символом нады и бинду, первоначальным «гудением» Сознания и последующим «всплеском», называемым «пратхама-спанда», т. е. первичной пульсацией, вызванной Его собственной Волей — Иччха-Шакти.

Вимарша представляет собой саморефлексию Абсолютного Сознания, являющуюся первоосновой всей имманентной деятельности и познания. Ключевым термином, обозначающим наличествующую в высшем Сознании совокупность потенциальных и актуальных энергий, является Шакти, персонифицированная в виде супруги Бога Шивы. Именно постулирование наличия в бытии Абсолютного Сознания вимарша-шакти, т. е. признания за высшей Реальностью воли, активности и осознавания, отличает метафизическую систему КШ от аналогичных сходных систем веданты и некоторых форм буддизма махаяны.

продолжение следует...

Отредактировано Asaban (2013-11-22 20:20:23)

2

(не) Знание — оковы

Для опровержения довода дуалистов — утверждающих, что поскольку не может возникнуть что-то превышающее Свет Сознания, то в Нем не может возникнуть что-либо подобное
разделению или загрязнению, — [приводятся] изречения, содержащиеся в «Малинивиджая» и «Сарвачара» [тантрах]:

«Незнанием сковывается мир, [которое ведет] затем к творению и разрушению».

Ограничение, которое [выражается] в виде сокрытия собственной Сущности, благодаря силе собственной самодостаточности производится махамайа-шакти в пространстве собственного Атмана, начиная от Анашрита-Шивы(сознание, обособленное от майи) и заканчивая майа-праматтой(субъектом майи). Это незнание своей Сущности, неотличимой
от Шивы, — знание, ограничивающее Атман неполным пониманием, — есть анава-мала, [или] оковы.

О невозможности [существования] малы [как чего-то] отличного [от Сознания] подробно сказано нами в «Сваччханда-удйоте» в конце пятой главы, «Исследование дикши». Смысл
этой сутры частично разъясняется карикой:

«Когда исчезает возбуждение ума, желающего действовать, но лишенного такой возможности из-за собственной нечистоты, является высшая Обитель».

Связанностью является не только знание, полагающее Атман не-Атманом, но и полагающее не-Атман — тело и т. д. — Атманом. Это корень незнания. Такое знание — связанность. Это поясняется карикой:

«Возникновение у него такого восприятия отнимает вкус высшего бессмертия и приводит к несвободе. Оно пребывает в танматрах(прим. элементах восприятия)».

То, что было названо словом «Чайтанья», — форма самодостаточности, но даже Сущность Сознания, расширяющаяся самодостаточность [пракаши], осознает Себя неполной [без действия] виджняна-калы. В своей самодостаточности она даже осознает себя в форме невежества, в не-Атмане, в теле и т. д.

В этой сутре выражено два вида анава-малы, о которой сказано в «Пратьябхиджня-хридае»:

«Осознание умаляющейся самодостаточности, неосознавание Самодостаточности — это два вида анава-малы, уводящей от [осознавания] Своей изначальной Сущности».

...............................................................................................

Комментарий О. Ерченкова.

Вторая сутра описывает характер практики шакта-упаи. В отличие от шамбхава-упаи, в которой процесс осознавания адептом высшей Реальности во многом носит естественный и спонтанный характер, основываясь исключительно на ориентации воли (иччха-шакти), практика шакта-упаи требует дополнительных усилий с использованием познавательной энергии (джняна-шакти). Обусловлено это тем, что для адепта, пригодного к практике шамбхава-упаи, не требуется прикладывать никаких внешних или внутренних усилий, поскольку его природа свободна от влияния карма-малы, т. е. он не считает себя деятелем. Его воля абсолютно едина с Волей Шивы, согласно тринадцатой сутре первого раздела:

«[Его] иччха-шакти [есть] Ума, [она же] Кумари».

Однако пока йогин находится под ограничивающим влиянием анава-, карма- и майия-малы, ему необходимо прикладывать определенные усилия для сохранения центрированного осознавания своего единства с источником бытия — Парамашивой. Без спасительной силы самообнаружения высшей Реальности (шактипат), проявляющейся через личность духовного наставника (гуру), божества и т.д., устранение главного ограничивающего фактора анава-малы невозможно. Остальные малы — карма и майия — могут отчасти быть устранены личными усилиями практикующего адепта, но и здесь ему необходима поддержка спасительного шактипата. Сила (шакти) не может быть получена человеком изнутри или снаружи без готовности самой силы раскрыться ему навстречу.

Источник абсолютной силы коренится в ней самой. В данном контексте «усилие», «усердие» (праятна) понимается как непрерывное и постоянное центрирование на единстве практикующего адепта (садхаки), мантры и обозначаемого ею божества. В данном случае божеством мантры выступает тот или иной аспект Абсолютного «Я» Парамашивы, проявленного в фонематической манифестации высшей Речи, в мышлении, в тонком теле, во внешних объектах.

...продолжение следует...

Отредактировано Asaban (2013-11-26 06:24:30)


Вы здесь » К вопросам о самореализации » Священные тексты » Шива - сутра вимаршини (Разъяснение Шива-сутры)