Спрашивающий написал(а):Откровенное нежелание думать и моменты полного наплевательства на всё и вся (как будто все достало), плюс к этому отвращение из-за "знания всего" - это нормальный ход на "духовном пути персонажа" ?
Это "нормальный" ход для любого эго, даже не духовного.
Это можно назвать индульгированием эго, так оно выживает, лишь бы не быть под прицелом исследования.
Автопилотом внимание переключается на психические явления. Появляется интерес понять и определить, является ли это явление подтверждением моей духовности и продвинутости.
Это, так же, можно назвать васанами, т.е. тенденциями ума выступать в роли персоны, имеющей такой-то и такой-то образ себя, с которой происходят какие-то желательные или нежелательные события и переживания, причём по определённой сложившейся в течение жизни схеме-образу.
Проще говоря, это привычки, прописанные в сознании, а поскольку они не осознаются (не распознаются), то говорят, что они в подсознании.
Вивека - означает различение, распознавание. Это как раз метод для прояснения ума (сознания), метод "вытаскивания" васан из подсознания в "поле" сознания и их идентификация; проще говоря, различение, что это только привычный образ, а не что-то, что есть в действительности.
Как это осуществляется?
Через понимание и наблюдение за умом!
Первое, с чего начинается вивека - это исследование на предмет наличия хоть чего-то истинного в моём понимании, знании.
Научные познания (о мире вообще) всё время меняются и нет способа проверить их достоверность - значит, это не истинные знания.
Знание себя как человека, образ себя, всё время меняется на протяжении жизни - значит, это не истинное знание.
И так нужно проверить все знания, претендующие на правильность, истинность, неизменность.
В итоге окажется, что ни в чём нельзя быть уверенным. Кроме одного - это именно Я знаю об истинности и неистинности.
Какое бы знание (истинное или неистинное) ни появилось, Я знаю о нём. Т.е. обязательное условие любого знания - наличие меня, знающего.
Это самое неоспоримое, несомненное, очевидное, поэтому самое ценное знание из всей совокупности человеческих знаний - Я ЕСТЬ и Я ЗНАЮ или ОСОЗНАЮ.
Следующий этап вивеки - исследование того, чем является то самое Я, которое ЕСТЬ и которое осознаёт.
Или, для начала, определение всего того, чем я не являюсь.
Для этого нужно исследовать всю совокупность того, что обычно считается мною.
Тело осознаётся, чувства осознаются, эмоции осознаются, мысли осознаются, вкус осознаётся, телесные ощущения осознаются. В итоге, всё, что обычно считается собой оказывается наблюдаемым, - наблюдаемым мною!
Всё, что остаётся в нашем распоряжении - это неопределённое чувство себя как наблюдателя, как "хозяина", как "автора" действий. Я есть, но я не знаю что я есть.
Вот это чувство себя исследуется в "тёмной" медитации.
И, как естественное продолжение предыдущего исследования, вивека, направленная на последовательное отделение всех "не-я" от "я".
Это каждодневная практика, направленная на избавление от ложных тенденций ума, от привычки считать себя тем, чем на самом деле не являешься.
Для осуществления этой практики нужно постоянное внимание к уму. Потому что, чтобы отбросить ложное, его нужно знать "в лицо".
Таким образом, подытожу.
Нас не интересуют индульгирования ума. Нас интересует только тот кто знает о них, т.е. чувство себя.
Но для того, чтобы вплотную исследовать "я", необходимо знать все "не-я".
Знать все "не-я" - это не значит иметь полный список (потенциал бесконечен),
знать все "не-я" - это значит различать в каждый момент времени что есть что и отбрасывать ненужное.
Искренняя заинтересованность поможет совершить мужественный поступок - пойти наперекор всем привычкам, отвлекающим внимание от основного вопроса.