Спрашивающий написал(а):Скажите пожалуйста, где находится тот, кто наблюдает?! И если нет того, кто наблюдает, то что тогда остается?
Наблюдает Субъект, а вопросы "где?" или "когда?" применимы только к объектам!
Проблема непонимания - в самом слове "Субъект", потому-что слово - это концепция. А концептуальзация - это то же самое, что объективизация.
Вот и получается, что сказав "субъект" вы, даже не замечая этого, превращаете его в объект.
После чего вы ищите субъекта как объект.
А это в корне ошибочно, потому-что говорим о субъекте, а подразумеваем объект!
Субъект восприятия не может быть ничем объективно-воспринимаемым,
потому-что он субъект, а не объект!
Что-бы вы ни предположили в качестве субъекта восприятия - это по-любому будет объектом восприятия, в противном случае вы не могли-бы указать на него.
Но и отрицать вы его не можете, не будете же вы отрицать собственное существование.
Никто и ни при каких обстоятельствах не докажет вам, что вас нет! Ведь даже что-бы услышать подобное доказательство (или самому его придумать)
вы должны уже быть!
Поэтому, конечно, субъект восприятия есть (это вы сами и есть), но вы не являетесь ничем объективно воспринимаемым!
С другой стороны, разве вам нужно воспринимать себя объективно, что-бы знать, что вы есть?
Понять субъекта можно на примере вашего "я"-ощущения: вы знаете, что вы есть. Это неоспоримый факт не нуждающийся в доказательствах. Вам даже думать не нужно "я есть", что-бы знать это!
Вам нужны мысли, что-бы знать, кем вы являетесь (человек, мужчина, инженер, отец...),
но что-бы знать сам факт того, что вы есть, вам не нужны мысли!
Например, вы присутствуете на сатсанге известного и авторитетного для вас гуру, ваш ум затих, вы весь превратились в слух, и в этот период не думаете о себе.
В отсутствии мыслей о себе ваша личность (эго) исчезает, потому-что она состоит из мыслей, и вы переживаете опыт целостности.
Личность исчезла, а знание, что вы есть, осталось; только теперь оно не ассоциировано ни с чем объективным, и поэтому недвойственно ничему объективному. Вы переживаете сома расу - "единый вкус".
Причиной такого переживания является временное отсутствие мыслей о себе, потому-что личность, состоящая из мыслей, исчезла;
в этот момент вы становитесь истинным субъектом, недвойственным ничему объективно-воспринимаемому! Отсюда сома раса.
Но ищущие ошибочно увязывают этот опыт целостности с гуру
или с его "мощной энергией" и... попадают в зависимость от сатсангов!
В действительности же опыт случился, потому-что в этот момент вы стали истинным субъектом, вы не думали о себе, ведь о субъекте ничего нельзя подумать! В этот момент не было эго - причины двойственности.
Когда отсутствует причина двойственности, вы переживаете целостность.
Но это не связано с гуру, или можно сказать, что он невольно обусловил остановку ваших мыслей о себе; но обусловленное ненадёжно!
Потому-что условия всё время меняются, и такой ищущий, уйдя с сатсанга, теряет свой опыт.
Такой ищущий впадает в зависимость от гуру, а однажды присутствие в обществе гуру попросту перестает быть "раздражителем", останавливающим мысли, и ищущий ищет нового гуру. Ищущий становится искателем гур.
Поэтому от гуру ждите только указателей, а не "мощной энергетики"!
И этот указатель должен быть направлен на ваше "я"-ощущение или знание, что вы есть. Тогда это верный указатель!
Единственно верное утверждение, которое вы можете иметь
на свой счёт, - это "я есть".
"Я есть" очевидно и не нуждается в доказательствах!
А вот "я есть тот-то и такой-то" - сомнительно, потому-что это постоянно менятся!
На протяжении всей "вашей жизни" менялось всё, кроме этого "я"-ощущения.
Вы осознавали себя по-разному - то ребёнком, то подростком, то юношей, то мужчиной..., то дураком, то умным, то счастливым, то несчастным, то слабым, то бодрым, то влюблённым, то ненавидящим....
но само ваше "я"-ощущение (или безмолвное знание, что вы есть) всегда оставалось одним и тем-же!
Вот это самосознание или знание, что вы есть, которое не нуждается даже в мысли "я есть", вот это и есть Субъект! Непереходящая реальность!
Посмотрите внимательно: нужно ли вам видеть или помнить, кем вы являетесь, что-бы знать (ощущать) сам факт того, что вы есть?
Нужно ли вам зеркало, что-бы знать, что вы есть?
Вам нужно зеркало, что-бы видеть свой образ (который, к слову сказать непостоянный), или память ("ментальное зеркало"), что-бы знать свои истории (которые тоже постоянно меняются), но что-бы знать сам факт того, что вы есть, вам не нужна ни память, ни зеркало!
Это безусловное знание, т.е. не нуждающееся в словах и подтверждениях. Вас не нужно убеждать, что вы есть, вы это и так знаете.
Вы можете ничего не помнить про себя, но вот это знание или ощущение своего бытия-присутствия не нуждается ни в чём, оно есть само. Это абсолютно безусловное знание, его ещё называют "нерожденным".
Это - то, что не меняется и не отсутствует никогда! Это Субъект!
Его нельзя познать как объект, но на него можно указать вопросом: как я знаю, что я есть?
Не кем я являюсь, не как я себя ощущаю, а как я знаю сам факт того, что я есть?
Что мне нужно, что-бы знать, что я есть?
Понимаете? Прежде чем что-то возникнет, это ощущение себя должно уже быть, что-бы воспринять возникшее.
То есть, прежде чем узнать, кем вы являетесь, или что вы ощущаете, вы дожны знать, что вы есть!
Не подумать "я есть", а знать без мыслей. Именно так вы и знаете себя прямо сейчас!
Только пока это знание себя (или самосознание) у вас ложно ассоциированно с личностью - ментальной конструкцией на базе тела.
Отнеситесь к этому безмолвному знанию себя очень серьёзно, ибо оно Бог!
Вычтите из него все объективные качества, и вы узнаете Своё Истинное Я.
Не думайте о себе в терминах объективного, вы не являетесь ничем объективным, вы чистый субъект!
Это знание Себя не является ничем объективным, ни концепцией, ни мыслью, ни образом. Это субъективное знание себя! Разве прямо сейчас вы не знаете, что вы есть. Вот это и есть истинное знание себя. Его нужно только высвободить из ложных отождествлений.
Заметьте, что оно присутствует прямо в этот момент, но оно ложно ассоциировано с личностью, которая представляет собой ментальное конструирование; именно поэтому она отсутствует в глубоком сне, где мышление приостановлено.
Но это знание не отсутствует, оно свидетельствует отсутствие мира и вашей персоны в глубоком сне; и проснувшись (читай при возвращении мышления) вы говорите: там ничего не было, даже меня. Но кто-же тогда свидетельстьвовал отсутствие мира и личности?
На самом деле вы там были, но под собой вы ошибочно полагаете персону (физическое лицо), а вы не персона, а субъект чистой воды! Без следа объективности!
Некоторые ищущие разочаровываются узнав, что они не являются ничем, им кажется, что это слишком мало для них, что быть ничем равносильно смерти. Вот и вы спрашиваете: что-же остаётся?
Вы остаётесь, субъект остаётся!
Субъект - это безвременная реальность. Вы никогда ниоткуда не приходили и никогда никуда не уйдёте. Вы есть всегда!
К тому, что не является ничем объективным, неприменимы понятия времени или локальности!
А ваша личность - это просто один из объективно воспринимаемых феноменов в сознании (ментальный феномен), ничуть не лучше и не хуже остальных феноменов.
Личность имела начало ("рождение"), поэтому будет иметь и конец, как и ваше тело.
Ваша цель - узнать себя до "рождения" личности, то есть чистое самосознание без следа объективности, то, на что указывает концепция "я есть".
Ухватитесь за эту концепцию - прямо за ней реальность (чистая субъективность).
Не думайте о себе в терминах объективного, не думайте о себе ничего, о субъекте ничего нельзя подумать! Думать можно только о чём-то объективном, субъектом можно только быть! А ВЫ И ТАК ЕСТЬ!
Истинное Знание Себя - это так знать, как быть, а не как думать "я есть".
Но в вашем распоряжении есть только эта первичная концепция ("я"), поэтому держитесь за неё, что-бы выйти за её пределы.
Не описывайте себя никак, не давайте себе ни образа ни определений, и какие-бы идеи не возникали в связи с вашим "я"-ощущением, лишайте их всякого смысла, игнориуйте их, это не про вас, не про субъекта! Про субъекта ничего нельзя подумать, кроме "я есть".
Когда вы избавитесь от привычки давать себе определения, когда вы увидите, что не можете сказать про себя ничего кроме "я есть", тогда необходимость в концепци "я есть" отпадёт, потому-что нет смысла словесно подтверждать то, что и так самоочевидно!
Фиксация на этой первичной концепции нужна только для того, что-бы избавиться от привычки давать себе образы и описания.
Фиксация означает, что ничего, кроме "я есть" не может относится к вам! Знайте себя только как это знание "я есть".
И какие-бы идеи по привычке не возникали на вас счёт, лишайте их смысла, игнорируйте их как глупость, это не про вас! Вы субъект восприятия, поэтому не можете быть ничем объективно воспринимаемым! В этом состоит практика!
Помните всё время, что вы - субъект восприятия, у вас не может быть образа, все образы являются объектами восприятия; поэтому отбрасывайте все идеи и представления на свой счёт и знайте только то, что вы есть.
Эта простая практика выведет вас за пределы всех концепций в чистое бытиё.
Не путайте себя ни с чем объективным! Тогда вы вне времени и локальности, и тогда вы недвойственны ничему объективно воспринимаемому!
Только объекты могут быть двойственны по отношению друг к другу, но не субъект!
Как субъект может быть двойственен чему-либо, если он не является ничем объективным?
Рамана Махарши: Только субъект суть Реальность. Не путайте себя с объектом, т. е. с телом.
Оставьте все попытки узнать себя объективно! Избавтесь от этой привычки! Только это должно быть сделано, больше ничего!
И тогда вы увидите, что ничто объективное не двойственно вам, что мир есть ни что иное как ваши превращения.
Вы есть сознание, явленное самому себе и зрящее самоё себя.
Как говорит Махарадж, - "Вселенная — это просто частичное проявление вашей неограниченной способности превращаться".
Это превращения Субъекта, а не что-то иное, поэтому, как говорит Рамана Махарши, - "Только Субъект суть реальность".
Но это не личность, которую можно наблюдать объективно!