Спрашивающий написал(а):Вчера стало понятно, где в самоисследовании все время допускалась ошибка.
С одной стороны - было ясно видно, как мыслеобразы себя творят личность, и понятно, что нужно просто перестать делать это. Постепенно бросить, как вредную привычку.
Но с другой - оставалась незатронутой базисная концепция, что где-то все-таки есть какое-то "Настоящее Я", которое должно быть обнаружено. Это действительно смешно - так долго говорить и слушать об этом, и до сих пор по-настоящему не понимать.
"Я"-концепция с самого детства, как призрак, витает над каждым, кажется разумной и реально существующей - но сама по себе она полная тщеславия чушь, постоянно рождающая состояние разделенности и вечного поиска чего-то. Никакой отдельной "меня" не существует. Вот эти ощущения, мысли и чувства, которые есть прямо сейчас, это пресловутое "здесь и сейчас" - вот это и есть я!
Это понимание не было каким-то особым опытом. Абсолютная обыденность, повседневность. Ум тут же, не отходя от кассы, привычно строил личность и говорил: "Это МОЕ понимание!"
Но это не было и обычными "раздумьями на заданную тему". Это понимание вспыхнуло ярко, как бывает, когда вдруг решается задача, которую долго не мог решить. Надеюсь, теперь оно поможет быстрее прекратиться мыслям о себе.
В темной медитации последние несколько раз не было покоя, осознанности или блаженства, а было просто "я"-ощущение. Но мысли явно не остановлены, т.к. пока присутствует понимание, что это именно "я"-ощущение. А ведь если не будет мыслей, то не будет и знания, что это "я"-ощущение, т.е.не будет такой концепции.
Да, это очень трудно для понимания.
Но не потому, что это "высшая математика", а потому, что у ищущего изначально есть ожидание,
что он может избавиться от страданий и страхов, а вместо них получить вечное блаженство.
И это, с одной стороны, совершенно естественное ожидание, ведь без него ищущий даже не начал-бы свой "духовный поиск", а с другой стороны, именно это ожидание является преградой, потому-что оно удерживает идею личного обладания ("я хочу достичь, вернуть себе это состояние свободы").
Таким образом, идея "индивидуального я", скрывающая реальность, остаётся.
Но как только вот в этом "месте" понята ошибка, так дальше практика осуществляется легко.
Почему? Потому-что никакого "практикующего" нет, это ум выступает в роли практикующего, таковым не являясь!
Но ум так плотно самоидентифицирован с "действующим лицом", что просто обрубить эту самоидентификацию он не может.
Он может только стать тихим, неактивным "действующим лицом", постепенно "сбавляя обороты".
Поэтому так важно проинспектировать ежедневную активность ума и отказаться от всего, что не является действительно необходимым.
Махарадж: : То, что вы отбросили, не имеет значения. Важно то, от чего вы не отказались. Выясните, что это, и отбросьте это. Садхана — это поиск того, что следует отбросить.
Опустошите себя полностью.
Полностью пустой ум вам понадобится для распознавания чистого осознания за пределами восприятия.
Но ощущение целостности придёт гораздо раньше, когда ум опустошит себя хотя-бы на 60%.
Если вы готовы отказаться от своей иллюзорной жизни, то сбавляйте активность ума!
Пусть ум работает только тогда, когда это действительно необходимо. Даже ваша профессиональная деятельность станет намного эффективнее, если во время работы вы не будете размышлять ни о чем другом, кроме самой работы.
Ну, а кто не готов, тому ещё рано практиковать.
Пусть сначала наберёт "шишек" в своей иллюзорной жизни, и вот когда она покажется ему величиной с овчинку, тогда вопрос о готовности для него уже не будет стоять.
Самореализация - это не для всех, а только для тех, кто больше не может выносить боль индивидуальной жизни, кто уже вдоволь настрадался от неё, и не ждёт от неё ничего хорошего.
Кто ещё что-то ждет от жизни, тому бессмысленно заниматься этой практикой, потому-что он ничего не получит от неё, потому-что практика предполагает его исчезновение, не говоря уж о исчезновении "его жизни".
Практика - это поиск того, что следует отбросить. Выявите всё, что не является действительно необходимым, и отбросьте это.
А ищущий никак не может понять (поверить), что именно это и есть практика!
Он хочет осуществлять какой-то "духовный поиск"!
Рамана Махарши: Голодание должно быть умственным [воздержание от мыслей].
Думать: - "Я ещё не реализован", - не является воздержанием от мыслей!
Думать: - "У меня был опыт савикальпа-самадхи", - не является воздержанием от мыслей!
Думать: - "Как же мне достичь этого", - не является воздержанием от мыслей!
Не нужно препятствовать мыслям! Просто не вовлекайтесь в размышления.
Если вы не вовлекаетесь, то мысль уходит.
_______________
Ваше ощущение себя не родилось с телом, оно появилось позже, когда интелект вступил в свои права.
Тогда-же память начала свой отсчёт (чаще всего это происходит в возрасте 1-2 лет).
Вот, собственно, с этого момента и началась ваша сознательная жизнь как индивидуума, появилось самосознание индивидуума (концепция "я есть кто-то").
Но что фактически появилось? Интелектуальная активность появилась! Её появление и есть появление концепции "я есть".
И с тех пор она возникает по утрам и исчезает в глубоком сне (обмороке, коме).
И это всё, что фактически "родилось" и "умрёт". Оно и так "умирает" каждую ночь!
Остановите активность интелекта, и вы увидите, что кроме неё больше никто не "рождается" и не "умирает".
Здесь нечего пугаться, потому-что вы ежедневно переживаете периоды таких "скоротечных самадхи" много раз - в общей сложности до 40 минут, это установленно эксперементально (см. фильмы проф. Черниговской).
Просто эти периоды очень короткие, и вы не успеваете осознать их, как свою истинную природу.
Поэтому вам нужно их просто удлиннить!
В самадхи нет никакого "духовного поиска", самадхи - это неиспользование ума!
Неподвижный ум тождественен чистому осознанию.
Именно это практикуется, а не "духовный поиск" (если, конечно, неиспользование ума можно назвать "практикой")
Поиск источника мыслей - это просто способ остановить ум!
Страдания "я такой несчастный, у меня не получается" - не практикуются! Неиспользование ума практикуется!
Ум сам и есть абсолютная реальность, а распознает он себя в неподвижности!
Вопрос: В чем же различие между умом и Атманом?
Рамана Махарши: Нет разницы. Ум, обращенный вовнутрь, есть Атман, а повернутый вовне, он становится эго и всем этим миром.
Обращённый вовнутрь ум - это ум, ищущий источник мыслей. Поиск источника мыслей останавливает ум.
___________
Теперь смотрите: почему вам трудно избавиться от привычки думать себя индивидуумом?
Васаны (закоренелые привычки ума) - это понятно!
Но на самом деле проблема не в них, а в вашем желании жить индивидуальной жизнью.
Ведь если вам какая-то привычка становится невыносимой, если она приносит вам боль и страдания, то вы без раздумий бросаете её.
А ваша индивидуальная жизнь не приносит вам таких-уж страданий, поэтому вы просто хотите её улучшить, но не прекратить!
99% ищущих ошибаются, надеясь практикой улучшить свою жизнь.
Для возможности реализации своей истинной природы "ваша индивидуальная жизнь" должна стать для вас невыносимой.
Прекращение "вашей индивидуальной жизни" должно стать для вас неотложной необходимостью, единственным выходом из страданий!
Но вы не можете это симулировать!
Махарадж: Вы не можете сфабриковать кризис. Он должен быть неподдельным.
Вам должна по настоящему надоесть личность, которой вы себя считаете, в вас должна возникнуть неотложная необходимость избавиться от этого самоотождествления с пучком воспоминаний и привычек. Это постоянное сопротивление тому, что не является необходимым, и есть секрет успеха.
Что значит "сопротивление тому, что не является необходимым"?
Это значит сопротивление касанию "я", то есть всего того, что связано со своим "я".
И это не борьба, а невозможность, невозможность касания того, что связано со своим "я" из-за боли.
Вспомните Э. Толле. Мы уже как-то рассматривали его случай...
Когда боль не даёт касаться всего, что связано со своим "я", тогда это "я" остается в неопределённости, теряет индивидуальность и из ограниченнного становится безграничным. Тогда сама концепция "я" теряет смысл.
______________
Но есть шанс, возможность не вынужденного страданием отказа от всего, что связано со своим "я", а намеренного, сознательного отказа; вам вовсе нет необходимости ждать страданий и боли,
достаточно ясно осознать и помнить, что они существуют, и что вы не застрахованы от них.