.........
Йогин сказал:
"Утренние и вечерние ритуалы, аскетизм,
посты и уединения, омовения и мантры,
подражание петухам, коровам, воробьям и собакам,
покаяние и принятие имени,
толкование знаков, пение текстов
и религиозные диспуты, добрые дела,
поклонения божествам и преданность, концентрация,
изготовление магических таблеток, изучение пран, нади и чакр,
визуализация себя божеством,
пранаяма и пробуждение Кундалини,
трансформация снов и медитация пустоты –
словно ручьи сливаются в Великую реку Лайя-йоги,
что даёт безошибочно прямое Освобождение
в Естественной природе бытия.
Отпусти ум, отсеки цепляния,
прими реальность в объятия созерцания,
подобного пространству.
Устойчиво созерцай не-созерцая,
день и ночь практикуй без усилий,
отбросив понятия о практикующем,
но без отвлечения.
Оставь вещи пребывать как они есть.
Разве это не истинное Просветление?"
Йогин сказал:
"Мудрость Естественного присутствия –
Сахаджа-авастха, превосходит любые ограничения
и присутствует во всех чувствах и объектах.
В практике следует опираться на Гуру.
Гуру – есть сама проявленная Сущность Ума,
которая никогда не проявляется иначе.
Когда корень ума обнаружен как Неизменный,
не остаётся другого Просветления,
которое нужно искать ещё где-то.
Ты не можешь стать ТЕМ во второй раз.
Поняв это – будь свободен!"
Йогин сказал:
"Сердце всех учений таково:
"не медитируй, а будь ТЕМ",
"не думай: я есть ТО,
посколько, ты уже есть ТО,
а будучи в ТОМ,
зачем ещё раз стремиться к ТОМУ,
так как всё есть только ТО".
Пойми, изначально твой собственный ум –
есть Великое, Полное Блаженство.
Твой обычный ум есть Изначальный Источник.
Только людям невысокого понимания
он представляется внешним.
Понимание Просветления за пределами усилий,
непрерывное отсечение "Я" –
лучшее созерцание и отречение.
Истинная медитация
превосходит медитацию и не-медитацию!
Однажды обретя в нём уверенность,
не давай больше чужим словам
смутить своё сознание!"
Йогин сказал:
"Пустота, которая не излучает,
является относительной.
Пустота излучающая является абсолютной.
Воистину, она зовётся Праджняна, Брахмататтва.
Абсолютная Пустота не пуста,
подобно относительной пустоте.
Шунья-Ашунья – это Пустота,
не являющаяся пустотой.
Есть Чистый Свет
собственного Изначального Ума, –
и нет Брахмана иного.
Изречение "Праджнянам Брахма"
следует понимать так:Брахман – это Ум.
Сущность Изначального Ума
запредельна как единству, так и разделению –
это Великая, Самосияющая, Непостижимая вечность.
Естественное присутствие возникает в уме,
значит ум никогда не отделялся,
и он сам есть Чистое Присутствие.
Тот, кто понял, ему не знакомы
страх и нечистота сансары,
он не стремится к Нирване,
всё – один нектар!
Осознавание играет,
не имея ни края, ни середины.
Как чудесно!
Повсюду – великая мандала,
а другие – божества в ней,
каждый звук – пение богов,
любое действие – лила."
Йогин сказал:
"Четыре пути тантры – это только
Непостижимый и Бесконечный Ум.
Те, кто исследуют реальность путём Джняны,
используя методы "нети-нети", "ити-ити",
находятся в иллюзии рассудочного исследования.
Изначально Нерожденная Природа "Я"
свободна от любых мысленных утверждений
и отрицаний.
Оставайся в обнаженной осознанности без выбора!
Те, кто ищет себя, концентрируясь на дыхании,
на чувстве "Я", или останавливают мысли –
находятся в иллюзии существования самобытия "Я"
и полагают себя медитирующими.
А цель медитации – вне настоящего момента,
а потому всегда упускают суть.
Оставайся в присутствии, где нет целей!
Те, кто утверждает "Я есть Брахман"
и размышляет о своём тождестве
с Всевышним Источником,
подобны детям, играющим во взрослых.
Истинная погруженность в сияние
Саморожденной Мудрости "Я"
свободна от всех умственных ярлыков.
Коль ты есть Брахман –
кому ты об этом говоришь?
Пребывай в созерцании,
отбросив иллюзию "Я"
и понятие "я созерцаю"."
Йогин сказал:
"Следующие Крийя-тантре
соблюдают предписания,
особое поведение и внешнее очищение,
заботясь о ритуальной чистоте,
упуская, что Великое блаженство
само по себе всегда чисто
и не зависит от предписаний.
"Я" всегда свободно
от "правильного" и "неправильного".
Поведение не может загрязнить его,
ритуалы не могут очистить его.
Пребывая в Естественном созерцании,
не дай запутать себя мыслям
о правильном и неправильном –
вмиг воссияет Чистейшая реальность!
Следующие путём Чарья-тантры
совершают призывания божеств
и практикуют умственное очищение
упуская, что Изначальная Сущность Ума
не может загрязниться мыслями
или быть очищена мантрами.
Не позволяй концепциям
чистого и не чистого смутить тебя –
и станешь на путь Великой Чистоты!
Следующие пути йоги усердствуют,
пробуждая Кундалини,
очищая нади и контролируя праны,
помещая ум в шакти
и растворяя элементы в чакрах.
Чем больше они прилагают усилий,
тем больше надежды и цепляний за "Я".
Забудь прошлые ошибки и планы,
оставь надежды на будущее Просветление,
отбрось сомнения.
Плод совершенного Просветления прямо сейчас
ни что другое как твоё сознание!
Совершенный Ум в основе – недвойственен.
"Я" в глубине – превосходит мысль,
недостижимо усилием
и не может быть схвачено понятием.
Созерцать – значит пребывать
в этой Обнажённой Мудрости,
не создавая понятий и не отвлекаясь!"
Йогин сказал:
"Атман, Брахмататтва, Ниранджана, Лайя,
Шунья, Сахаджа-авастха, Турья,
Чити, Праджняня – всё это синонимы.
В пустоте нет двойственности,
субъекта и объекта.
Прямое видение реальности
возникает мгновенно в момент
растворения понятий и имён.
Если не держаться определений и ярлыков –
это состояние Лайи.
Пребывание в нём – Сахаджа-самадхи!
Пребывающий в нём не смущается,
слушая чужие речи, не боится демонов
и не восхищается богами.
Подобно маслу, вливающемуся в масло,
он растворится в Брахмане!
Воистину, он – Дживанмукта!
Йогин сказал:
"Пандиты привязаны к текстам и комментариям,
не видя их источник – Великий Ум-Праджняну.
Бхакты привязаны к излюбленной форме
и имени божества, не понимая, что божества
порождаются из Пустого Ума-Осознавания.
Йогины привязаны к практикам
низших путей и концентрации,
лелея надежду на Освобождение в будущем, забыв, что Нерождённое "Я" –
всегда Самосовершенно без упражнений.
Медитирующие привязаны к медитации,
не понимая, что Ясный Ум
вне умственной активности.
Во время медитации
не медитируй на что-то конкретное,
а если возникло пристрастие
к чему-то – отбрось его!
Постигший суть йоги не-медитации
за пределами метода,
разом постигает сердце всех дхарм,
нет другого Просветления, отличного от этого!"
Йогин сказал:
"Природа ума, Атма-ништха, унмани,
Махашанти, Лайя таттва, Шунья-Ашунья,
Аманаска, Адвайта, Сахаджа, Ниранджана –
для сиддха, пьющего из Единого Источника –
это одно и тоже.
Размышления о Брахмане или о пустоте –
лишь иллюзия, вводящая в заблуждение.
Отбрось скованность суждениями!
Даже привязанность к излюбленному божеству
без понимания единства с ним –
всё равно рабство.
Даже мысли о не-уме –
всё равно обусловленность,
Даже медитация без мыслей –
это связанность медитацией.
Праджняна превосходит все понятия.
Не имея ни рождения ни смерти,
она – Высшее блаженство!"
Йогин сказал:
"Когда в созерцании субъект
един с объектом – это Лайя.
Когда созерцание не отделимо
от чувств и страстей, –
страсти и клеши видятся
как лила (игра), украшая йогина,
и освобождаются силой присутствия.
Это милость, которая приходит изнутри йога,
когда практика за пределами усилий, –
это пребывание в Естественной свободе ума,
неоделимого от Пространства.
Пока не утвердился в самадхи,
усердно очищай сознание
и не отвлекайся даже на мгновение."
Йогин сказал:
"Ум в своей глубине прямо сейчас есть Брахман.
Как велик и чист этот Нерождённый,
свободный от рождения и смерти.
Небо и пространство подобны Уму.
Быть в Истинной Мудрости –
значит никогда не отвлекаться
от присутствия, подобного небу.
О, йогин, что может быть выше?"
Йогин сказал:
"Мысли разделяют субъекта
с внешней вселенной объектов.
Истинная мудрость видит всё недвойственным.
Понимающий эту медитацию знает,
что некуда идти и нечего покидать
или достигать –
всё совершенный Брахман.
Когда возникают блаженство,
покой, безмыслие или пустота –
пусть йогин не привязывается ни к чему.
Когда всё едино с Нерождённым Умом –
возникает Великая Непривязанность.
Это основа Освобождения!"
Йогин сказал:
"Заблуждаются те, ктоговорит,
что предметы не существуют,
чувственные объекты – это Великий Ум,
который пришёл в волнение.
Также, подобно детям,
пребывают в иллюзии те,
кто думает, что объекты
сами по себе существуют.
Как горшки и черепица – всё глина,
так всё видимое – Чистая Чити-Шакти.
Средний путь мудреца – понять,
что ум пуст, великая майя
не имеет своей сущности
и все явления пусты и непостижимы,
однако же чудесно проявляются.
Цепляясь за объекты,
ты подобен голодной собаке.
Если же ты цепляешься за пустоту
и нереальность – и того хуже.
Отбросив крайние взгляды –
проникнешь суть Нерожденного "Я".
Истинный йог пребывает
ни в реальном, ни в не реальном.
Оставив всё как есть,
он пронизывает всю вселенную.
Не медитирует он, однако,
медитация не прерывается,
ничего не исследует он, однако, всюду проникает,
не пытается понять – а всё ясно,
не думает и не размышляет –
а мудрее пандитов-учёных.
Прилагая усилия в йоге,
не слишком полагайся на свою волю,
лишь позволь эгоистичным надеждам уйти,
отсекая цепляния за "я".
Обнаружь, "Я" – повсюду".
Так преодолеешь страх сансары!"
Йогин сказал:
"Поклоняющиеся пустой пустоте,
не достигают Истинного Освобождения
и перерождаются в начале новой кальпы.
Лишь та пустота, которая не пуста (Шунья-Ашунья),
а излучается – воистину, есть Высший Брахман!
Те, кто обладает малым пониманием,
не достигшие Просветления,
верят в словесные описания и логику учений, а
всё это – лишь Единый Ум.
Утвердившись в созерцании Единого,
йогин больше не нуждается в накоплении заслуг,
ритуалах, йоге, и чтении писаний.
Если словами никак не выразить его сущность,
какая нужда в трактатах и диспутах?
Если ты понял – укажи на него прямо,
погрузившись в созерцание.
Во время медитации не думай,
не сосредотачивайся на объекте,
не пребывай ни внутри, ни снаружи,
не визуализируй, не борись с мыслями,
не медитируй, не анализируй.
Ум подобен верблюду:
чем больше его связывать,
тем сильнее он беспокоится.
Позволь ему течь непринужденно,
однако, не теряй бдительности.
Тогда его поглотит Великий Источник,
который ни грубый, ни тонкий,
который не появляется, не исчезает,
который не рождается, не умирает
и пронизывает Вселенную.
В нём нет ни сансары, ни Нирваны –
это Великое Блаженство Освобождения!
Йогин сказал:
"Диспуты и составление комментариев к шастрам,
декламация Вед, служение бедным,
чтение мантр, поклонение,
призывание богов и духов,
делать это без понимания "Я" –
всё равно, что ткать одежду из паутины.
Посты и аскетизм, посещение мест паломничества,
ритуальные очищения и следование добродетели,
собюдение предписаний своей касты,
ношение тилаки или оранжевой одежды-
делать это без исследования субьекта "Я"
всё равно, что выжимать масло из камня.
Пуджи и участие в праздниках,
йога и тантрические ритуалы – делать это
без понимания собственного "Я"-субъекта –
всё равно, что доить быка.
А потому, сведи воедино все дхармы
Атма-Вичарой к пониманию "Я".
Самоисследование – всё сводить к "Я" –
таково высшее правило.
Я – это Ум, Я – это Праджняна.
Исследуя ум – поймёшь,
что нет у него ни корня, ни фундамента,
он – обманщик, он – Великая Пустота
и все проявляется только через него.
Воистину, он сам и есть Брахман, и нет иного.
Будучи пустым, он полон света.
В Чистом Свете Брахма-Джьоти
исчезают все страсти и
всякие различия двойственности,
субъекта и объекта.
Тот, кто понял единство Недвойственности
с Великим блаженством (Парамананда) – высший йог!
Даже в пралайе он не исчезает."
Йогин сказал:
Люди с узкими взглядами
держатся за мысли, полагая их истиной.
Когда они слышат учения, превосходящие ум,
они дрожат, подобно листьям в сезон дождей.
Чтобы отсечь сектанские воззрения –
изучи все доступные учения,
а затем отбрось их, словно старую кожу,
и следуй равностности
за пределами ограничений и школ,
чтобы вступить на путь Лайи.
Твоё сознание-Праджняна –
это Бхагаван, и нет иного Всевышнего.
Праджняна ни улучшаясь, ни ухудшаясь
не возникает и не исчезает.
Созерцая ум, выйди за пределы
медитации и медитирующего,
не вступая в крайности приятия или отвержения.
Созерцай недвойственность без перерыва
днём и ночью: ходишь, ешь, спишь или сидишь –
в начале будь бдителен, словно охотник,
избегая развлечений, и береги сознание.
Когда самоузнавание обрело силу,
а ум пронизывает десять сторон,
оставь сознание шести чувств свободными
и расслабься.
Наслаждайся игрой присутствия
через шесть чувств восприятия.
Всё есть только ТО,
будучи Великим ТЕМ,
зачем, мечтая, стремиться к ТОМУ?
Получив даршан от Гуру, поверь в него,
отсекая сомнения, и узнай "Я", подобным океану.
Будучи океаном, будучи небом – оставайся им!
Не медитируй, а будь!
Поддержание этого "Будь"
с пониманием его абсолютного совершенства
и есть подлинное видение.
Не думай, что "Я есть Брахман",
"Я – Пустота" или "Я Есть",
только пойми: ты уже "Есть ТО"!
Поддержание этой "Я-есмьности" –
великая практика без практики,
превосходящая всё.
Поддержание этого "Я уже есть ТО"
без тени рассудочных измышлений –
это Присутствие, подобное океану,
называемое мудрыми "Атма-Ништха",
"Сахаджа-Стхитти", "Нираламбха",
"Турья-тита", воистину –оно есть Брахман.
Войдя в Присутствие – расти его!"
Йогин сказал:
"Корень учения – наставления Гуру.
Сначала исследуй "Я",
исследуя "Я" увидишь,
что нечего видеть,
нет у него опоры.
Затем поддерживай состояние,
когда "нечего видеть и нет опоры" –
это освобождающее присутствие!
Не теряй его даже на миг,
а потеряв – снова вернись.
Это наставление – великая тайна!"
Йогин сказал:
"Полностью отбросить все взгляды,
даже этот, о том, что
их нужно полностью отбросить –
вот живое дыхание Нерожденного
Тела Мудрости (Джняна),
без намёка на привязанность к этому взгляду
или оценки его как "истинного".
Ты можешь думать всё, что угодно
или быть в безмыслии (унмани), лишь пойми –
сущность "Я" – за пределами мыслей-волн,
оно всегда чисто и безупречно,
признав это – пребывай в этой Чистоте.
Будь ни расслабленным, ни сосредоточенным.
Позволив всему течь естественно,
тем не менее, пока самадхи не достигнуто –
будь внимателен, соблюдай заповеди,
поддерживай дисциплину и садхану,
без понятий о заповедях, о садхане, о себе,
который поддерживает или не поддерживает,
соблюдает или нарушает что-либо.
Без желаний плодов, результатов и надежды,
будучи безупречно погруженный
в созерцание без отвлечений,
играй спонтанно, резвясь во Вселенной,
о Авадхута!"
Йогин сказал:
"Тот, кто поклоняется внешним идолам
и оставил сознание, существующее внутри него,
подобен тому, кто имея в руках еду –
выбросил её и отправился на поиски пищи.
Совершенно невозможно найти другое Просветление,
кроме собственного "Я"!
Тот, кто ищет Высшую реальность вовне –
подобен глупцу, который
держа под мышкой козлёнка,
ищет его, заглядывая в колодец.
Нет иного Брахмана, кроме твоего Чистого Ума!
Кто ищет Просветление вовне, тот подобен тому,
кто оставил дома своих коров
и ушёл искать их в лес.
Пойми, твой Ум –
есть корень сансары и Нирваны.
Сказано древними:
"Воистину, ты сможешь правильно
поклоняться Всевышнему
только когда сам узнаешь себя Всевышним".
Всевышний – это твой Нерождённый Ум,
изначально Свободный и Непостижимый.
Поняв это, всецело предай себя
правильной медитации
и установись в Истинном Сознавании.
Во время медитации не отбрасывай мысли,
не медитируй на что-либо как объект,
держись лишь природы своего "Я".
Упражняясь в том "Я",
что не имеет ни опоры, ни образа,
ни цвета, ни названия,
оставь желание достижения,
исходящее от цепляния за двойственность.
Не впадая в тупость, вялость и безразличие,
поддерживая яркой свою Естественную природу,
медитируй внимательно и непрерывно.
Когда ты так медитируешь,
не желай успехов в практике,
не думай о признаках Кундалини,
не слишком упорствуй в чакра-йоге и прочем.
Оставь цепляния за прошлое,
не воображай плодов в будущем,
пребывай в Невыразимом
без края, верха и низа,
середины или признаков в распахнутости "Я".
Вовремя замечай отвлечения,
и если возникнет привязанность к чему-либо –
отсеки прямо глядя в неё,
без выбора, оценок и комментариев.
Оставайся в настоящем моменте,
подобно крепко спавшему человеку
в первый момент пробуждения.
Не размышляя ни о мыслимом,
ни о немыслимом, не медитируй, а "Будь".
Продолжать это "Бывание" без границ
в состоянии Извечной Непостижимости
и Бесконечности непрерывно
и ревностно – высшая медитация!"
Йогин сказал:
"Не нужно медитировать
на Высшую реальность "Я"
днём или ночью, в лесу или на берегу реки –
пребывать в медитации необходимо всегда,
не различая ни дня, ни ночи, в лесу,
купаясь в реке, совершая подношение в храме.
Стоя, сидя, лёжа, работая, разговаривая,
во время ходьбы, еды, омовения и сна –
не теряй присутствие –
это Атма-Ништха, Великая Лайя-йога,
разрывающая круг рождения и смерти.
Подобно ребёнку, который спал
на руках у матери и видел сон,
в котором потерялся, а затем пробудившись,
внезапно почувствовал себя счастливым –
обрети Великое Счастье, узнав себя
в первый же момент созерцания
как Великую, Непостижимую Чистоту,
Безграничную и Свободную.
Узнав себя – будь подобно слону, идущему к реке,
непоколебимо свободным!"
Йогин сказал:
"Покинув сансарные заботы, отбросив желания,
не ограничивайся только сидячей медитацией.
Поддерживая ум бдительно расслабленным,
оставь все мечты о будущем,
не вспоминай прошлое,
тогда внутреннее пространство (Читакаша)
сольётся с внешним (Бхутакаша),
образуяНепостижимое, Бесконечное Махакаша,
дарующее сиддхи.
Созерцай Нечто, Непостижимое, Бесконечное,
за пределами восприятия, за пределами понимания,
за пределами вселенной, бытия и не-бытия.
Верь в него, понимая его
как нераздельность с Гуру.
Созерцая так, почувствуй: "Я есть повсюду".
Это невыразимо, но мы зовём его Лайя-таттва.
Если продолжая пребывать в этой
"Я есмьности" без отвлечений,
когда ходишь или ешь, тебе покажется,
словно ты пронизываешь собой
все направления –"Я есть Бхагаван".
Пока созерцание не устойчиво,
избегай зрелищ, женщин, богатства и суеты мира.
Когда оно укоренилось во сне –
ни принимай и ни отвергай чувства,
объединяя с ними Присутствие.
Пойми их так: Осознавание –
жертвенный костёр, объекты – дрова,
чувства – гхи и действия – процесс подношения.
Так непрестанно совершай это
Великое Подношение! (Маха Яджна)."
Йогин сказал:
"Живые существа, не понявшие природу "Я",
Ума – Бесконечного и Непостижимого –
подобны голодным собакам, кусающим сухую кость.
Мирские желания жгут их, подобно факелам,
а чувства вредят им, подобно ядовитым змеям.
Йог, покинувший страсти,
посвящает себя безопорной медитации,
считая, что пространство его "Я" –
беспредельно и вмещает в себя всё.
Идёшь, стоишь, спишь или ешь –
всегда пребывай в Нерождённом,
а если привяжешься к чему-либо – отбрось.
В начале будет много отвлечений.
При отвлечениях возвращайся назад,
подобно охотничьему соколу.
Пойми, "Я" и Брахман – неразделимы.
Такова Лайя-йога!"
Йогин сказал:
"Те, кто хотят Освобождения,
создавая что-либо в уме, подобны детям.
Мать этой видимой,
многообразной реальности – Недвойственность,
также, как курица – мать своих цыплят.
Говоря о "ТОМ", нет смысла
создавать имена и образы.
Смотри! Слушай! Не оценивай! Не комментируй!
Всё видимое – бесконечно и непостижимо,
Чисто и Совершенно.
Когда не выбираешь и не цепляешься за имена –
ум свеж и подобен ребёнку.
Отбросив погоню за плодами практики,
однако, не теряя созерцания даже на миг,
играй, находясь в этом созерцании!"
Йогин сказал:
"Вся Вселенная – большой мираж.
Есть лишь Праджняна – великое чудо.
Йог, устойчивый в Лайя-таттве,
не учится, а всё знает,
ни к чему не стремится, а всего достигает.
Праджняна – великое чудо,
сама ничем не обладает,
а всё имеет, её не сосчитать.
Понятия не имеет об Освобождении,
а ведь свободна изначально.
Великое чудо!"
....................