Абсолютный Брахман в своем неразделенном состоянии заполняет все, и поэтому все находится в неразделенном состоянии.
Когда это по своему собственному желанию конденсируется, рождается космический разум.
В этом разуме возникает намерение о существовании различных элементов в их тончайшем состоянии – сумма всего этого есть светлое космическое существо, которое называют создателем Брахмой.
Поэтому этот Создатель есть ничто иное, как космический разум.
Этот создатель Брахма видит все, что он желает увидеть в своем собственном разуме, потому что он по сути – сознание.
Это он, создатель Брахма, возжелал и сотворил это непонимание, являющееся разделяющим принципом во вселенной, и из-за которого я принимается за не-я, реальное за нереальное и нереальное за реальное.
Именно этим разделяющим принципом непонимания Создатель дает проявиться этой вселенной (горе, травинке, воде и т.д.), как состоящей из разнообразных существ и предметов.
Из-за этого – хоть вся вселенная является только бесконечным сознанием – здесь кажутся существующими создания, состоящие из атомных частиц и молекул.
В этой несотворенной вселенной разум создателя Брахмы воспринимает себя как эгоизм и так Брахма-космический разум становится Брахмой-создателем вселенной.
Только сила этого космического разума проявляется, как разнообразные силы в этой вселенной. Бесконечное число разнообразных созданий проявляют себя в этом космическом разуме и потом они называются разнообразными ограниченными сознаниями (душами).
Эти разнообразные индивидуальные сознания возникают в бесконечном пространстве сознания как бы созданными из элементов.
В каждое из тел сознание входит через дырочку жизненной силы и так формирует зародыши всех тел - и движущихся, и неподвижных.
Так происходит индивидуальное рождение, - каждый индивидуум случайно (как ворона садящаяся на пальму и падающий кокос) приходит в контакт с разными потенциальностями, чье выражение приводит к причинно-следственным связям и т.д., и оттуда следуют подъемы и падения в эволюции. Единственной причиной всего этого является желание.
Таков этот лес кажущегося мира, и тот, кто подрубает его самый корень топором расследования и понимания, освобождается от него. Некоторые понимают это скоро, некоторые – через весьма долгое время.
Все эти существа возникли в абсолютном Брахмане при ничтожнейшем нарушении его равновесия, как волны поднимаются на поверхности океана.
Как пространство в банке, пространство в комнате и пространство в яме являются составными частями единого космического пространства, так и все это вокруг – только бесконечное существо, в котором нет отдельных частей.
И, как они появляются из него, также они и растворяются в нем. По желанию бесконечного Брахмана, все это кажется возникающим и пропадающим в нем.
Действие и тот, кто его выполняет, возникают спонтанно и одновременно в высшем существе, как возникают одновременно цветок и его запах.
Но только в глазах непонимающего создание индивидуального сознания кажется реальным, как только непонимающий видит синеву в небе!
Для просветленного оба выражения - «индивидуальные сознания являются порождением Брахмана» и «индивидуальные сознания не являются порождением Брахмана» - бессмысленны.
Эта двойственность условно принимается только для обучения, обучение по-другому невозможно.
Установив, что индивидуальные сознания рождены от Брахмана, учитель указывает, что потому как результат имеет ту же самую природу, как и причина, индивидуальное сознание не отлично от Брахмана.
С каждым видом существ, проявляющихся во вселенной, одновременно появляется его природное поведение.
Только их собственное невежество по отношению к собственной неотъемлимой сущности или сознанию приводит к такому поведению и действиям, которые вызывают реакцию в следущем рождении.
Если ты тщательно понаблюдаешь, ты увидишь, что только когда разум вовлечен в действие, это действие приводит к своему результату.
Поэтому разум есть семя действия.
Когда космический разум проявил себя в абсолютном Брахмане, в тот же самый момент были рождены естественные тенденции разных существ и их поведение, и воплощенные существа стали считаться индивидуальными сознаниями.
Нет разделения между разумом и действием. До проекции в виде действия, оно возникает сначала в разуме, с самим разумом как своим «телом».
Поэтому действие есть ничто иное, как движение энергии в сознании, и оно обязательно приносит свои результаты.
Когда такое действие прекращается, прекращается и разум, и когда прекращается разум, более нет действия.
Разум - это только восприятие, и восприятие является движением в сознании.
Выражение этого движения есть действие, за которым следует результат.
Разум является намерением, возникающем во всемогущем и бесконечном сознании. Он как бы стоит между реальным и нереальным, но имеет склонность к пониманию.
Хоть он неотличим от бесконечного сознания, он думает, что отличается.
Хоть и ничего не делает, он думает, что делает.
Таков разум, и эти качества неотделимы от разума. Также неразделимы разум и индивидуальное сознание.
О чем бы ни подумал разум, органы действия стараются это материализовать; и тут разум является действием.
Но в то же время, разум, интеллект, эгоизм, ограниченное сознание, действие, фантазия, рождение и смерть, скрытые тенденции, знание, усилие, память, чувства, сущность, майя или иллюзия, активность и другие подобные слова – это только слова без соответствующей им реальности;
– единственной реальностью является бесконечное сознание, в котором эти концепции полагаются существующими.
Все эти концепции возникли, когда по чистой случайности бесконечное сознание на мгновение забыло себя и увидело себя как объект восприятия.
Когда, затуманенное непониманием, то же самое сознание видит разнообразие в своем возмущенном состоянии и считает объекты объектами, - это называется разумом.
То же самое, закрепившееся в убеждении об определенных восприятиях, называется интеллектом.
Когда оно по глупости и непониманию считает себя существующим отдельным индивидуумом, это называется эгоизмом.
Когда оно оставляет непрерывное познание, позволяя себе играть с бесчисленными приходящими и уходящими мыслями, это называется индивидуализированным сознанием.
Чистое движение в сознании не является кармой или действием без независимого деятеля, но когда оно преследует какой-то результат от этого действия, - то это то, что обычно считается кармой.
Когда оно поддерживает понятие «я видел это ранее» по отношению к чему-нибудь виденному или не виденному, это известно как память.
Когда результаты прошлых наслаждений продолжают оставаться в поле сознания, хотя сами эффекты невидимы, это известно как скрытая тенденция или склонность.
Когда оно сознает истину, что видение разделения является продуктом непонимания, это называется знанием.
С другой стороны, когда оно движется в неверном направлении еще большего забывания себя и еще более глубокого вовлечения в иллюзорные капризы, это называется нечистотой.
Когда оно поддерживает мысли ощущениями, это называется чувствами.
Когда оно остается непроявленным в космическом существе, оно известно как сущность.
Когда оно создает неразбериху между реальностью и внешним видом, оно известно как майя (иллюзия).
Когда оно думает «я связан», тогда оно несвободно; когда оно думает, что «я свободен», оно освобождается.
Свет сознания, затемненный твердой убежденностью в существовании разума, и есть разум.
Этот разум воплощает себя в разнообразных существах – людях, богах, демонах, полу-богах и небесных существах.
Он затем расширяется как разнообразные формы поведения – а также как города и столицы и т.д.
Такова истина, и есть ли смысл в изучении всех этих внешних иллюзий?
Только разум достоин настоящего расследования.
Потому что, когда мы всматриваемся в сущность разума, все созданные объекты или все видимости видятся как его порождения;
только бесконечное сознание не является созданием разума. Если внимательно присмотреться, разум поглощается без остатка своим собственным субстратом, и когда он поглощен таким образом, обнаруживается высшее блаженство. Когда разум распадается, наступает освобождение, и нет более рождений, потому что только разум считает, что рождается и умирает......