К вопросам о самореализации

Объявление

Форум переехал ----> https://selfrealization.info

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Рамеш Балсекар

Сообщений 11 страница 20 из 22

11

http://s2.uploads.ru/O8jWx.jpg   http://s2.uploads.ru/FfkJv.jpg

Самопознание и жизненные проблемы

Одна из утренних бесед Махараджа была оживлена посещением хорошо известного общественного и политического деятеля, индийского дипломата в отставке, чье присутствие обычно способствует возникновению непринужденной и окрашенной юмором дискуссии. Тема этого утра была такова: могут ли совмещаться знание о своем "я" и практическая жизнь? До-полняют они друг друга или, напротив, плохо совместимы друг с другом?
Этот посетитель не только был знаком с учением Махараджа, он очень искренне впитал его в себя, хотя время от времени казалось, что его природная склонность к общественному и политическому катарсису давала ему ощущение духовной нестабильности, тем самым под-черкивая необходимость "краткосрочных курсов усовершенствования". Кроме того, этот че-ловек очень любит Махараджа, и ему ничего не стоит проехать расстояние в 100 миль до Бомбея, чтобы увидеть его. Его главный вопрос звучал так: может ли человек с чистой сове-стью позволить себе все время быть поглощенным медитацией на своем "я", исключив из своей жизни многочисленные социальные и политические проблемы страны и мира?
Самая интересная часть бесед Махараджа – это его уникальный подход к проблемам. Он говорит, что мы должны забыть о концептуальных джунглях, быстро разрастающихся во-круг любой темы, а также о тех директивах, которые содержатся в традиционных писаниях, и должны добраться до основного. Махарадж разбирал вопрос этого высокопоставленного по-сетителя со свойственным ему блеском и силой.
"Давайте, – сказал он, – рассмотрим этот вопрос прямо сейчас. В мире было множество великих личностей и Аватаров за период последних двух-трех тысячелетий. Каждый из них оставил свой собственный список того, что следует и что не следует делать, в зависимости от своей собственной концепции добра и зла, а также нужд своего времени, как он их видел. Хорошо. Давайте сейчас также спросим себя: чего достигли все эти великие мужи и Аватары? Смогли ли они привнести хоть малейшее изменение в поведение человека или природы? Должна была быть какая-то причина – какая-то основополагающая причина, – по которой они не добились успеха. Может быть, все дело в том, что сама проблема было понята невер-но? Может быть, попытки непосредственно разрешить эту проблему были подобны сражению с головами гидры, которые, будучи отсеченными, тут же заменяются другими? Может быть, единственным путем обезглавить гидру было обнаружение местонахождение ее сердца и на-несение удара именно туда?"
"Каковы основные составляющие, – продолжал Махарадж, – любой социальной, поли-тической, экономической или любой другой проблемы? Если мы сведем проблему к ее основ-ным элементам, что мы обнаружим? Основные элементы – это: я, ты (которое представляет миллионы людей) и физический мир. Проанализировав эти основные элементы, что мы обна-руживаем? Все эти "я" и "ты", а также земля, небо, луна и звезды – не является ли все это концептуальными образами в сознании? Все существование является объективным. Все "я" и "ты" существуют как концепции в познающим их сознании. Что же касается "мира", или "все-ленной", отлична ли она по своей сути от того мира, которые вы создаете в своем сновиде-нии (или точнее, от того мира, который создается в вашем сознании-сновидении) и который состоит из тех же составляющих и населен такими же людьми, включая вас самих, как и тот мир, который вы называете "реальным"? Вы можете сказать, что ваш "реальный" мир сущест-вовал задолго до того, как вы были рождены. Но в вашем мире-сновидении также есть моря и горы, здания и люди, которые по всей видимости существовали долгое, долгое время. Со-бираетесь ли вы разрешать многочисленные социальные и политические проблемы людей в своем личном сне?
Поэтому, не является ли сердцем гидры – корень проблемы – сознанием, в котором возникает проявленная вселенная? Разве сознание – это не сама гидра? И разве не на созна-ние должно быть направлено все внимание? На его природу, источник его возникновения, и другие связанные с этим факторы? Поскольку весь феноменальный мир возникает именно в сознании, из этого неизменно следует, что весь проявленный мир воспринимаем чувствами только в том случае, если он растянут в пространстве и времени. Поэтому необходимо при-нять чисто концептуальное существование физического механизма пространства-времени как условие для восприятия проявленной вселенной.
Это приводит нас к следующим заключениям:
1. Без концепции пространства-времени проявленная вселенная не могла бы быть вос-принимаема чувствами, и, следовательно, все события, основанные на причине и следствии и растянутые в пространстве-времени, также должны быть всего лишь концептуальными.
2. Если проявленная вселенная – это лишь видимость (при отсутствии сознания все-ленная не может существовать сама по себе), тогда эта проявленная вселенная представляет собой отражение чего-то, что присутствует само по себе.
3. Тогда феноменальные объекты представляют собой объективный аспект ноумена, тотального потенциала – тотальность известного в бесконечности неизвестного. Сознание не может быть использовано для выхода за пределы сознания, и, следовательно, ноумен пред-ставляет внешний параметр познания.
4. Ноумен – то-что-есть – может только быть, и он может быть только сейчас. При от-сутствии концептуального пространства-времени не может быть абсолютно никакого "где" или "когда", для того чтобы "что-то" было. Теперь, когда мы видим, что "мир" (в котором нужно решать проблемы) является лишь видимостью, давайте вернемся ко всем "я" и "ты", которые якобы должны решать проблемы мира. Прежде чем мы поймем проблемы и присту-пим к их разрешению, не должны ли мы понять самих себя?
Мы в относительном смысле являемся чувствующими существами, и мы желаем "де-лать" что-то для того, что бы разрешить существующие в мире проблемы. Возможно ли, что-бы живое существо, которое само по себе концептуально, делало что-либо, что неконцепту-ально? Что мы делаем с утра до вечера и в течение всей ночи (кроме периода глубокого сна), если не постоянно объективизируем? И способно ли человеческое тело, которое в действи-тельности представляет собой не что иное как психосоматический механизм, "делать" что-либо, кроме постоянного создания иллюзорных образов и интерпретаций? Что бы мы ни ду-мали о себе (а это представление постоянно меняется и не является неизменным), "мы" мо-жем быть лишь составной частью тотального проявления функционирования и никоим обра-зом не можем быть отдельны от него. Мы можем лучше понять это на примере личного сно-видения, которое можем вспомнить после пробуждения. То, что во сне кажется нам нашим "я" с независимым существованием, после пробуждения ясно видится как нечто, полностью лишенное какой-либо независимой субстанции, как простая марионетка, которой манипули-руют. Отличается ли это каким-то образом от того мира, который мы считаем "реальным"? Поразмышляйте над этим. Не может ли быть так, что нам снится, что мы проснулись, нам снится, что мы спим, а жизнь все это время проживается, и все это является продуктом сно-видящего ума (объективизация в сознании)? А что представляет собой само сознание как не концепцию, которая, подобно затмению, на определенное время находит на ноумен?
Если это положение дел воспринимается непосредственно, интуитивно, тогда мы по-стигаем, что мы есть сознательное присутствие, оживляющее сознание, а не феноменальный объект, которому оно дает способность чувствовать. Когда мы видим ложное как ложное, проблема разрешается сама по себе. Мы есть содержание этой жизни-сновидения, актеры в этой жизни-драме. А актеры могут лишь играть свои роли, и ничего больше".
Высокопоставленный посетитель слушал Махараджа молча, в полном замешательстве. У него не было слов, чтобы выразить то, что он думал и чувствовал.

ЗНАКИ НА ПУТИ ОТ НИСАРГАДАТТЫ МАХАРАДЖА
(Просветленного учителя Рамеша С. Балсекара)

12

http://s3.uploads.ru/t/npBUx.jpg

продолжение....

Анализ мыслей

Махарадж настаивает, чтобы во время беседы посетители задавали ему вопросы, но чтобы эти вопросы задавались не с уровня отождествления с телом-умом. "Такие вопросы и проблемы, – говорит он, – касаются поведения и деятельности человека в мире, о чем были написаны сотни книг и что многочисленные гуру с гордостью берутся обсуждать".
Однажды один из посетителей задал вопрос, который тут же вызвал теплую улыбку Махараджа, означавшую, что вопрос уместен и ему понравился. Посетитель сказал: "Маха-радж, вы часто говорите, что тот, кто хочет "пробудиться", должен избегать мыслей. И все же, несомненно, не все мысли могут означать концептуализацию, которой, как человек счи-тает, он должен избегать. Например, ваши ответы на вопросы обычно настолько точны и в то же время настолько спонтанны, что может показаться, что в их основе нет никаких мыслей, и все же какая-то мысли должна стоять за этими ответами".
Ответ Махараджа был таков: "Действительно, существуют огромная разница между одними мыслями и другими. Мысли, из которых сплетаются грезы, или мысли сожаления о событиях, имевших место в прошлом, или же мысли страха и беспокойства, а также ожидания будущего, несомненно, очень сильно отличаются от мыслей, возникающих спонтанно из самой глубины, от тех, которые можно назвать мыслями, не требующими ни аргументации, ни интерпретации со стороны ума. Первый тип мыслей следует игнорировать и избегать, мысли же второго типа невозможно игнорировать или избежать, поскольку они по своей сути спонтанны и непосредственны, и в основе своей не концептуальны".
Затем Махарадж продолжил: "Самая первая мысль, "я есть", несомненно, является мыслью, но нам не нужна какая-либо аргументация или подтверждение этого со стороны ума. В действительности, как основа всех последующих мыслей, эта мысль предконцептуальна, это сам источник ума. Большинство людей живет в соответствии с косвенными или опосредо-ванными мыслями, в разделенном, дуалистическом уме, поскольку они отождествили себя с псевдосущностью, считающей себя субъектом всех действий. Прямая же, или абсолютная, мысль – это тот процесс, посредством которого Абсолютное непроявленное проявляет себя. Такая мысль спонтанна, мгновенна и, следовательно, лишена элемента продолжительности, который является аспектом расщепления ума. При наличии продолжительности мысли обяза-тельно должна быть мыслью вторично, подвергшейся феноменально и дуалистической ин-терпретации.
Спонтанная, интуитивная, свободная от дуальности мысль не может возникнуть, если буря концептуального мышления не улеглась, и ум не пребывает в состоянии "поста", и такая мысль не подвержена связанности. Результатом мгновенной, чистой мысли является чистое действие без малейшего следа связанности, поскольку нет никакой сущности, которая была бы вовлечена в этот процесс".
Махарадж завершил свой ответ замечанием, что большинство религий изначально бы-ли основаны на чистых непосредственных мыслях, но со временем опустились до уровня кон-цепций. И постепенно на этих концепциях была воздвигнута громадная аморфная структура, достаточно привлекательная, чтобы притягивать и вводить в заблуждение миллионы людей.

Осознавание и сознание
Отличительной чертой бесед Махараджа с посетителями было глубокое ощущение их полной спонтанности. Темы никогда не выбирались заранее, но высказывания Махараджа обладали уникальным качеством некой гибкости, каждый раз придающей им удивительную свежесть. Еще больше удивляешься, когда вспоминаешь, что он говорил таким образом, без какой-либо предварительной подготовки, по два раза в день, кроме воскресений, в течение многих последних лет своей жизни. И вот, дойдя до кульминации беседы, Махарадж произно-сит, довольно улыбаясь: "О чем это я говорю? Тема всегда одна и та же – вы и я, внешний мир и Бог".
Обычно Махарадж не утруждает себя ожиданиями, пока соберутся слушатели, прежде чем начать обсуждать ту или иную тему, возникающую в его уме. Иногда его маленькая ком-ната на чердаке в течении пятнадцати минут заполняется до отказа. А иногда, когда он начи-нает говорить, – или, можно сказать, размышлять вслух – присутствуют всего три или четыре человека. Но для него это не имеет никакой разницы. Он может говорить и с одним единст-венным ищущим, если у него есть такое желание, и он с жаром излагает ему основы своего учения, проводя между ними связь и помогая увидеть их в истинной перспективе. Его ум – это целостный ум, выходящий за рамки прагматизма. И его мышление – это мышление, отли-чающееся тотальностью.
Однажды утром, выразив Махараджу свое почтение и заняв свое место, я обнаружил, что кроме меня в комнате находятся два человека. Внезапно Махарадж произнес: "Какая раз-ница между "осознаванием" и "сознанием", если таковая есть?" В такие моменты не знаешь – то ли он ожидает ответа от присутствующих, то ли просто думает вслух, и не решаешься от-ветить, боясь нарушить поток его мыслей. Но затем он может сказать: "Почему вы не отве-чаете? Значит, вы просто заставляли меня попусту тратить время, слушая мои беседы все эти дни?" Однако в то утро он продолжал говорить, не ожидая ответа.
Он отметил, что осознавание относится к Абсолюту и поэтому находится вне пределов трех гун (Гунатита); в то время как сознание – это нечто поддерживаемое и ограниченное состоящим из пищи телом. Когда тело разрушается, сознание также исчезает. Имейте в виду, никто не умирает – состоящее из пяти элементов тело, становясь безжизненным, смешивает-ся с элементами окружающей среды; сознание же, подверженное воздействию трех гун, ос-вобождается от них. Осознавание – это изначальное первичное состояние, существующее до возникновения концепции "пространство-время" и не нуждающееся ни в каком источнике и ни в какой опоре. Оно просто есть. Однако в тот момент, когда в этом изначальном состоянии единства возникает концепция сознания, возникает и ощущение "я есть", приводящее к воз-никновению состояния дуальности. Сознание обладает формой, и является отражением осоз-навания от поверхности материи. Невозможно рассматривать сознание в отрыве от осознава-ния; не может быть отражения солнца без самого солнца. Но осознавание без сознания мо-жет существовать. Например, в глубоком сне сознания нет (оно находится в покое), но осоз-навание несомненно присутствует, ибо, проснувшись, человек осознает, что спал, – но лишь проснувшись.
Махарадж никогда не позволяет нам забывать, что лишь сознание является нашим по-стоянным спутником и что именно постоянное внимание к потоку своего сознания ведет к Абсолюту – основе существования, тому, что является жизнью-любовью-радостью. Согласно Махараджу, само сознание того, что сознаешь, уже является движением к Абсолюту. Ум по своей природе направлен наружу, он всегда пытается отыскать источник вещей в самих этих вещах. Когда же он оказывается направленным на источник, находящийся внутри, это стано-вится почти началом новой жизни. Осознавание сменяет сознание. "Я есть", то есть мысль в сознании, исчезает. В осознавании нет никаких мыслей. Осознавание представляет собой ис-точник сознания.
Махарадж предлагает в качестве прекрасного духовного упражнения просто молча сидеть и наблюдать за тем, что происходит на поверхности ума. То, что мы называем мыслями, подобно ряби на поверхности воды. Мысли всегда ведут к отождествлению или осуждению; они являются результатом концептуализации и препятствуют истинному пониманию. Подобно тому как вода, свободная от ряби, абсолютно спокойна, спокоен и ум, когда он свободен от мыслей, когда он пассивен и в полной мере восприимчив.
"В зеркале вашего ума, – говорит Махарадж, – будут появляться всевозможные картины, они будут на какое-то время задерживаться в нем, а затем исчезать. Молча наблюдайте за тем, как они приходят и уходят. Сохраняйте бдительность, но не допускайте, чтобы мысли притягивали или отталкивали вас. Очень важно не вовлекаться. Такое отношение молчаливо-го наблюдения принесет свои результаты, постепенно устраняя все бесполезные мысли, по-добно тому как можно избавиться от не прошенных гостей, если полностью их игнорировать. Такое пребывание в самом себе, то есть в состоянии "я есть", наблюдение за потоком ума в качестве бесстрастного свидетеля, без вовлечения и осуждения, приведет к тому, что "глу-бинное" неизвестное получит импульс к выходу на поверхность сознания и высвобождению своей неиспользованной энергии, которая даст вам возможность достичь понимания тайны источника жизни".

13

http://s2.uploads.ru/t/lIZfD.jpg

Рамеш Балсекар

СПЛЕТЕНИЕ САМОЦВЕТОВ


Для медитации тебе не нужна никакая цель, и это значит, что у тебя нет никаких ожиданий. В эти мгновения не ты находишь Реальность, а Реальность находит тебя. Просто посиди мгновение в тишине.
Просветление - это полная пустота ума. Нет ничего, что ты можешь сделать, чтобы заполучить его. Любое усилие, которое ты совершаешь, может быть лишь препятствием к нему.

Стоит тебе лишь прекратить бесполезное концептуализирование, ты будешь тем, чем являешься и чем ты всегда был.
Состояние не-ума - это не пустота идиотизма, а высшая степень бдительности разума, не отвлекающегося ни на какие внешние мысли.
Когда концептуализация прекращается, ложное внешнее видение также останавливается, и остается лишь внутренне видение – не видение, направленное вовнутрь, а видение изнутри, в качестве источника всего видения.

Истинное видение - не просто изменение направления видения, но изменение самого его центра, в котором сам видящий исчезает.

Единственное истинное понимание заключается в том, что ничего не существует, что нет даже того, кто понимает.

Концепции в лучшем случае могут служить лишь отрицанию друг друга, подобно тому, как одна колючка используется для того, чтобы извлечь другую. После извлечения обе должны быть отброшены. Лишь в глубоком молчании мы оставляем концепции. Слова и язык только описывают концепции и, таким образом, не могут приблизиться к Реальности.

Между чистым Осознанием и Осознанием, отраженным в виде сознания, существует пропасть, которую ум не в состоянии преодолеть. Отражение солнца в капле росы не есть само солнце.

Лишь то, что было до возникновения этого тела-ума, является вашей истинной природой. Это - Реальность. Она есть здесь и сейчас, и никакого вопроса о том, чтобы кто-либо мог стремиться к ней или ухватить ее, быть не может.
Когда ощущение "я" полностью исчезает, дуальность растворяется в экстазе.

Весь феноменальный проявленный мир основан на принципе дуальности, который берет начало в ощущении "Я Есть".

Любое переживание никогда не бывает фактическим, оно может быть только концептуальным. Каким бы ни было то или иное переживание, это лишь нечто, происшедшее в сознании.

Абсолютное Присутствие есть вездесущий глаз размером со вселенную. Оно представляет собой центр бесконечности, который видит все и в то же время не видит ничего, ибо является самим видением.

Единственное условие для постижения Истины заключается в том, что желание этого знания должно быть всепоглощающим.

Сама первая мысль "Я Есть" является основой дальнейших мыслей и воистину самим источником ума.

Основной ошибкой поиска человека является то, что вместо того, чтобы БЫТЬ вселенским Сознанием или Абсолютным Принципом, которым он ноуменально ЯВЛЯЕТСЯ, он пытается достичь воображаемое идеальное счастье в своем существовании как существовании феноменального объекта, стараясь стать чем-то другим.

Личное "я" считает себя обособленным и ограниченным рамками конкретного тела. Самоисследование занимается поиском источника этого иллюзорного "я", фокусируя на нем луч внимания или осознания - в котором это "я" исчезает, ибо оно не имеет какого-либо независимого существования. Оно видится просто как некая иллюзия. Остается лишь все то же вселенское Сознание, которое всегда уже было там как истинная природа или само БЫТИЕ .

Связь с осознанием Абсолюта может произойти только в том случае, когда ум постится, когда процесс концептуализации полностью прекращен. Когда ум пирует, Реальность исчезает. Когда ум постится, Реальность выходит на сцену.

Изначальное состояние ноумена - это то состояние, в котором мы даже не знаем о своем существовании.

В начале требуется определенное количество терпения для того, чтобы сидеть в молчании, без определенной цели и позволить своему "я" уйти на задний план вместе с основанным на нем мыслительным процессом. Но когда это происходит, постепенно всплывает внутреннее переживание единства со всем, и ты ЗНАЕШЬ, что ты есть всё, что ты видишь и всё, что ты не видишь.

Состояние не-ума - это не пустота идиотизма, а высшая степень бдительности разума, не отвлекающегося ни на какие внешние мысли.

На определенной стадии интеллект должен увидеть, что то, что он пытается понять, находится вне пределов его понимания, что оно относится к абсолютно другому измерению.

Проявленная вселенная никогда не откроет своей секрет, пока присутствует идея индивидуальности.

Покой и тишина существуют до тех пор, пока не происходит вмешательство ума.

Самоисследование – прямой путь к самореализации или просветлению. Единственный путь заставить ум прекратить свою внешнюю деятельность – это направить его вовнутрь. Посредством неуклонного и постоянного исследования природы ума сам ум преобразуется в То, чему он обязан собственным существованием.

Понимание Природы – это не интеллектуальное занятие, а прямое переживание в ментальной тишине.

То, что является естественным состоянием, можно ощутить в молчаливом уме. 

Слова должны использоваться как камешки для перехода через водное препятствие: с легкостью и гибкостью, ибо если вы наступите на них всей своей тяжестью, вам грозит опасность падения в интеллектуальную трясину логики и рассудка.

Если нет мысли, то нет и "меня", а если нет "меня", то нет ни мысли, ни желания, ни страха. Весь смысл и вся цель Самоисследования заключается в постоянной и интенсивной концентрации внимания на ощущении "Я" - с тем, чтобы фиктивное, самозванное "я" и его отождествления были выявлены и изобличены как несуществующие.

Гуру не делает ничего кроме отрицания ученика как сущности, одновременно с этим отрицая самого себя как гуру.

Истина заключается в осознании того, ЧТО ЕСТЬ, без размышления об этом.

На интеллектуальном уровне не может быть конца вопросам. Вместо этого лучше неотступно следи за тем, кто вопрошает. Это все, что тебе нужно делать. В действительности нет больше ничего, что ты мог бы делать.

Истина заключается в том, что ты не являешься ни тем, чем ты кажешься, ни тем, чем ты себя считаешь. Это все лишь ментальное воображение. Ты сам есть ничто, и это ничто, которым ты являешься, есть Сознание, объективным телом которого является вся вселенная.

Не существует такой сущности как реализованный человек. Человек не остается больше человеком после Самореализации.

Пребывай в своем изначальном состоянии целостности, состоянии, в котором ты находился до того, как родился, когда не было знания "я есть" и, следовательно, не было никаких потребностей или желаний. Как только ты окажешься в чистом Осознании, всем страданиям придет конец.

Это естественно, что эго боится неизбежности смерти, ведь она означает его собственное уничтожение. Однако глубоко внутри человек всегда знает с интуитивной убежденностью, что на самом деле он бессмертен, и именно по этой причине он всегда – сознательно или бессознательно - находится в поиске своей истинной природы.

Шутка заключается в том, что просветления желает эго, "я", и в то же время просветление не может произойти, пока "я" не разрушено.

Поиск источника "я" означает не замену одного набора мыслей другим, а избавление от всех мыслей путем направления внимания на то Я, которое представляет собой постоянное присутствие за пределами ума.

Если какой-то индивидуум считает себя просветленным, значит, он таковым не является. Непременным условием просветления является уничтожение отождествленного индивидуального "я". Никакое личностное "я" или индивидуальный феномен никогда не был просветленным. Личность исчезает вместе со всеми другими феноменами, когда она пробуждается от этого сна существования.

В истинном принятии воли Бога нет никого, кто бы принимал. Высшее понимание может быть лишь чистым безмолвием. Нет вопроса о "ком-либо", кто бы понимал или принимал что-либо.

С самого начала ничего не существовало. В действительности никогда не было никакого начала, как и нет никакого конца. Вселенная – это сновидение. Так же, как и тот, кто должен понять это! Вера в себя, на самом деле, является единственным препятствием к пробуждению от заблуждения.

Спонтанное, настоящее [истинное - true] действие происходит естественно, когда нет никакого "тебя", проверяющего, соответствуют ли это действие твоему собственному представлению о том, что является для тебя наилучшим.

Чрезмерное словесное общение стало настолько навязчивым и распространенным, что оно принимается как само собой разумеющееся, как единственный способ достижения понимания чего-либо. Но настоящее Понимание относится совсем к другому измерению.

Когда вы слышите не поверхностное значение слов Истины, а слушаете таким образом, что слушатель в вас исчезает вместе с говорящим, тогда реальное значение слов может проникнуть глубоко, и ваше ошибочное понимание исчезнет само по себе. Больше нет ничего, что нужно было бы делать.

Когда есть только наблюдение и нет наблюдателя, расщепленный ум превращается в цельный ум, в котором эго исчезает вместе со своей болезнью волеизъявления. Ум растворяет это отсутствие, и то, что остается, есть наша истинная природа во всем своем первозданном сиянии. Слова могут лишь указать на него и превратиться в молчание.

Истинное знание может прийти только тогда, когда есть полная пустота.

До тех пор пока буря концептуального мышления не уляжется, и ум не научится пребывать в состоянии поста, истинная природа человека будет оставаться неизвестной и недоступной [недосягаемой - inaccessible].

Когда качества ума отбрасываются, возникает сущность Бесконечного. Когда ум опустошается, остается чистое, бесконечное Сознание.

Непосредственное переживание высшего Я известно как Самореализация. Часто ошибочно считают, что этот термин означает, будто есть некий обособленный индивидуум, который обладает знанием о высшем Я. Состояние Самоосознания не наступит до тех пор, пока идея отдельной индивидуальности не будет полностью уничтожена [букв. стерта – erased] и отношения субъект-объект не перестанут существовать в непосредственном субъективном осознании единой неделимой Реальности.

Если вы отбросите отождествление с телом, если вы останетесь безмолвным, поглощенным в ощущение Тотальности, в ощущение Я ЕСТЬ без привязанности, вы познаете все, что должно быть познано.

Прекратить создавать объекты в уме – значит прекратить воспринимать то, чем мы не являемся и постичь то, что мы ЕСТЬ.

Когда вопрошающий ум, интеллектуально создающий проблемы, постепенно приходит к пониманию, что чем больше проблем он создает, тем плотнее завеса между Я и пониманием, тогда наступает безмолвие.

Никакая истина не остается истиной в тот момент, когда она получает выражение. Она становится лишь концепцией! Удивительно ли, в таком случае, что вы обнаруживаете, что завязли в трясине идей и концепций, из которой невозможно освободиться?

Этот настоящий момент - вечный момент. Нет никакой вечности, есть только СЕЙЧАС, бывшее еще до существования времени.

Истинное счастье не может возникнуть, пока отождествление с аппаратом тела-ума не разрушено.

Единственное заключение, к которому мы можем прийти диалектически, это то, что концептуально невозможно достичь понимания того, чем мы являемся, ибо ум не может выйти за пределы самого себя.

Там, где нет "других", там нет страха, а там, где нет страха, там - свобода.

Как индивидуальная сущность вы просто не существуете. Вы есть или ничто или все, и в любом случае неизбежным является поразительное заключение: вы есть ни то, чем вы кажетесь, ни то, чем вы себя считаете, а вы есть Высшее Я, чье феноменальное отсутствие являет собой присутствие всего феноменального проявления.

Истина, выраженная посредством концепций и озвученная, более не является Истиной. Суть Истины никоим образом не может быть постигнута, она может быть лишь пережита.

Все, что можно сказать, это то, что понимание не может произойти до тех пор, пока есть "я", ожидающее и желающее его.

Все, что воспринимаемо, является бренным, но ваша истинная природа – это то, что ни воспринимаемо, ни подвержено разрушению.

Иллюзорный индивидуум, исчезает в своем Источнике, вместе с остальным феноменальным проявлением, как только прекращается процесс концептуализации.

Как только вы увидите ложное как ложное, больше нет необходимости искать Истину.

Довольно любопытный факт заключается в том, что каждый человек стремится к уверенности и надежности, как к неотъемлемой части счастья, которого он желает для себя, но без какого-либо четкого представления о том, что представляет собой это "себя".

Когда вы обнаружите свой источник, семя своего бытия, вы познаете семя всей вселенной.

Мы уже являемся ноуменальным Абсолютом, и нам не нужно никакое относительное знание для постижения того, ЧТО ЕСТЬ. Познание - такое же бремя, как неведение. Когда оба отброшены, Знание начинает сиять в своем изначальном чистом великолепии.

Обычный человек испытывает переживания, в то время как Самореализованный человек Есть само это переживание.

Слова, являясь продуктом временной концептуализации, полезны лишь в ограниченной степени. Они могут указать на манго, или описать его, но они не могут ни даровать его вкус, ни утолить чей-либо голод.

Не что иное, как персонализация безличностного Сознания в виде индивидуальной сущности и составляет печально известное "неведение", освобождение от которого ищется. А освобождение, или истинное знание, представляет собой осознание того, что эта индивидуальность есть лишь иллюзия, временное отклонение, подобное тени проплывающего облака.

Вы можете подготовить себя к принятию тезиса, что все во вселенной представляет собой иллюзию, однако более чем вероятно, что вы не включите в эту иллюзию самый существенный фактор - "себя".

Подразумеваемый смысл любого вопроса - "Как насчет МЕНЯ?" - но никогда никакого "меня" не было и быть не может.

Истинное обучение на самом деле представляет собой БЕЗМОЛВИЕ БЕЗМОЛВИЯ, в котором нет ни говорения, ни отсутствия говорения. Это подобно рисованию фигурки палкой на поверхности воды.

Самый первый шаг на пути понимания - это отбрасывание ошибочной концепции "я" как обособленной сущности. Это также является и последним шагом.

Все концепции возникают из Высшего Я, и если за ними не следовать, они отступают и вновь исчезают в Я.

Вы обнаружите, что почти невозможно обособиться от своего имени и своей формы как сущности. Это может произойти лишь тогда, когда то, что размышляет о себе, само исчезает.

Должно быть глубокое и интуитивное постижение того, что ищущий ЕСТЬ искомое. Это происходит тогда, когда сам ищущий исчезает.

Связанность или препятствие на пути к Реализации составляет не деятельность и даже не усилие, а ощущение себя исполнителем.

Знание о вашем истинном состоянии, к которому вы стремитесь, недостижимо, поскольку понимание на уровне ума является лишь концептуальным и, следовательно, полностью иллюзорным. То, что вы ищите - это то, что вы УЖЕ ЕСТЬ.

Мы ни существуем, ни не существуем. Наша истинная природа – ни присутствие, ни отсутствие, а уничтожение их обоих.

Поиск должен продолжаться до тех пор, пока окончательное разочарование не приведет к само-отдаванию и исчезновению самого ищущего.

Индивидуальная личность и просветление никак не сочетаются. В действительности нет таких вещей как индивидуальная личность или просветление, и постижение этого факта само по себе есть просветление.

Когда ум оставляют в покое, он пребывает в единстве с пространством - так, что ментальное пространство становится единым с физическим пространством - тогда все, что остается внутри и снаружи - это Сознание Высшего "Я", полнота чистого БЫТИЯ.

Очевидно, что целью любой медитации является прекращение мышления или концептуализации, но это никогда не может быть достигнуто некой сущностью, ибо любая сущность - это и есть мыслительный процесс. Глубокое понимание этой истины может само по себе привести к спонтанному безмолвию ума, когда мысли прекращаются без усилий, сами по себе, подобно тому, как останавливаются часы, когда завод заканчивается.

Пока вы наблюдаете за умом и обнаруживаете себя как наблюдающего его, ничего более не может проецироваться на экран сознания. Причина этого в том, что две вещи не могут быть объектом внимания одновременно. Поэтому нырни внутрь себя и обнаружь откуда возникают мысли. Ищите источник всех мыслей и обретите знание о своем Я, являющееся пробуждением Истины.

Пробуждение не может произойти до тех пор, пока сохраняется идея того, что "я" являюсь ищущим. Сущность, которой вы себя считаете, является фикцией. Вы ЕСТЬ Реальность!

Ошибочно полагать, что существует некое индивидуальное "я", функционирующее через тело и ум. Индивидуальное "я" - это лишь ментальная модификация, и в отдельности от мысли нет такой вещи, как ум. Если источник мыслей постоянно исследуется по мере их возникновения, обнаруживается, что нет ни такой вещи, как ум, ни стоящего за ним индивидуума.

Вы могли бы видеть всю вселенную как сновидение, но пока есть "вы", видящие этот сон, вы будете продолжать оставаться в замешательстве.

Не-пребывание в эго является пребыванием в Я.

В вечном, настоящем моменте нет никакого "я", так же как и нет длительности - ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. А когда нет ни "я", ни ощущения длительности, все, что есть - безмолвие, в котором никакая концептуализация не может иметь места.

Присутствие "я" в любом действии, включая духовную практику, является гарантией продления желания и увековечивания бесплодных усилий.

Пребывание в Я не может быть достигнуто. Это - нечто, что возникает спонтанно, когда ум свободен от концепции достижения.

Рамеш Балсекар.
СПЛЕТЕНИЕ САМОЦВЕТОВ

Важно размышлять над тем, что вы слышите, но бесконечно более важно размышлять над тем, кто слышит это.

Окончательная истина заключается в том окончательном понимании, в котором нет того, кто бы достиг понимания этой окончательной истины.

То, что я хочу сказать вам, является поразительно простым – если только слушающий полностью отсутствует.


__________________________

Рамеш Балсекар
СПЛЕТЕНИЕ САМОЦВЕТОВ

14

http://mir45.narod.ru/balsekarnewbook.files/image003.jpg

Рамеш Балсекар «Сознание говорит» :

Отрывки:

«...Все, что есть – это Сознание. Если есть полное, глубокое, интуитивное понимание этого, то вам нет надобности читать дальше. Отложите эту книгу и продолжайте весело и расслаблено шагать по жизни.

Если, однако, вы принадлежите к той неизмеримо большей группе людей, которые считают себя людьми, тогда здесь может быть кое-что для вас.

Как редактор, могу вас заверить, что это действительно очень хорошая книга. Я прочел ее. Некоторым может показаться, что в ней мало неприкрытого секса, насилия и подобных развлекательных моментов, но все равно это хорошая книга.

В самом деле, если вы являетесь одним из тех несчастных существ, которых лишили всякой определенности относительно того, кем или чем они являются в действительности, тогда то, что вы найдете ниже, может оказать помощь.

В этой книге не воплощена Истина. Истину нельзя уместить в переплет книги. Здесь лишь указатели, знаки, подсказки; все они описывают слегка различными словами слегка различные пути, но все указывают в одном направлении… Прямо Здесь, Прямо Сейчас.

Простое наступление просветления не обязательно наделяет способностью передавать сопутствующее ему понимание. Однако в случае Рамеша эта способность достигла необычайной глубины...

- Откуда берется эго?

- Эго возникает лишь из одного места, из одной лишь вещи, существующей все время, и это – Сознание.

Поэтому Рамана Махариши говорит: «Найдите источник эго. Кто делает это? Кто желает знать?»   Ум не может найти ответ.

Цель этих вопросов не в нахождении ответа. Но когда ответа нет, ум успокаивается.

Эго – не нечто, чего нужно стыдиться или бояться. Эго – это лишь отражение все того же безличностного Сознания. Такое понимание отбрасывает эго обратно к его источнику.

Проблемой является главным образом боязнь эго. Примите его вместе со всем остальным как часть функционирования Тотальности и просто наблюдайте за тем, что происходит. Тогда никаких проблем не будет.

- Как принять эго?

- Обычный человек, который не является ищущим, не переживает насчет эго. Ищущему же говорили на протяжении многих лет: «Вся проблема в эго. Ты должен убить эго, ты должен сделать это, ты должен сделать то.»

Таким образом, ищущему с самого начала говорят, что эго – это бяка. «Ты должен от него избавиться».

Кто должен от него избавиться? Эго не готово к совершению харакири. Оно будет сопротивляться.

Поэтому-то в моменты медитации и покоя эго пугается и говорит: «Не трать время попусту, это смешно. Займись делом, делай что-нибудь».

- Исчезнет ли полностью эго, когда наступит просветление?

- Эго исчезает полностью после того, как просветление становится полным, в том смысле, что исчезает ощущение того, что «я – исполнитель». Тогда эго исчезает.

- Именно эго препятствует выражению чистого Сознания?

- Эго – это отождествленное Сознание. Когда безличностное Сознание отождествляет себя с личностным организмом, возникает эго.

Само эго не имеет независимого существования. Это просто отражение Сознания, создавшего эго через отождествление себя. Поэтому говорить: «Убей эго, борись с эго» – полнейшая чепуха.

Что такое эго? Это индивидуальное выражение все того же безличностного Сознания. Безличностное Сознание создало эго, которое затем начинает обращаться к своему источнику.

Зачем бороться с эго? Просто наблюдайте его выходки. Когда эго делает нечто, тот же самый ум-эго говорит: «Этого делать нельзя».

Как только вы поймете, что не нужно бороться с эго, нужно только наблюдать за ним в качестве свидетеля – эго перестает быть препятствием, врагом. Эго – это всего лишь фикция. Зачем воевать с фикцией?

Благодаря интеллекту мы считаем то, что мы постоянно оказываемся лично вовлеченными, своим обычным нормальным состоянием. Это - ненормальное состояние.

Поэтому Рамана Махариши говорил, что размышление, в смысле создания концепций, не является истинной природой человека. Понимание состоит в том, что природа ума концептуальная.

Бороться с эго, с умом – это как раз то, чего желает эго... .

- Часто кажется, что эго сопротивляется медитации.

- Да, действительно. Истинная медитация означает устранение эго. Эго не желает этого. Когда медитация случается, ум быстро вмешивается и заявляет: «Перестань тратить время напрасно, делай что-нибудь полезное».

- Существует ли астральный план, соотносимый с физическим, где можно по ошибке вновь принять себя за обособленную сущность?

Астральный план, конечно, может существовать, точно так же как и физический, но все находится в Сознании. Все, что есть, это Сознание. И сколько планов может быть в этом Сознании – это вопрос относительный.

- Значит, можно сказать, что эти планы не существуют?

- Эти планы существуют настолько же, насколько существует и тот план, в котором мы находимся.

Подобный вопрос был задан Рамане Махариши. Его спросили, реальны или нет боги и богини индуистский мифологии. Рамана Махариши ответил, что «они реальны так же, как и вы». (Смех.)...»

Сознание! Сознание поставило всю эту пьесу. Сознание написало сценарий. Сознание играет всех персонажей.

И Сознание же наблюдает эту игру. Это шоу одного актера. Это игра Сознания.

Вы можете «устранить» человека, и все, что останется – это Единое, которое является Единственностью. Так что все это является игрой Единственности... " .

Ученик: В книге «Я Есть То» Махарадж все время говорит: «Нет ничего, что вы могли бы сделать, просто будьте в покое, вернитесь к Источнику и пребывайте в «Я есть»». Но я не могу сделать и этого.

Балсекар:  Как я уже говорил, в течении шести месяцев та же проблема почти довела меня до безумия! Вы говорите о том, что Махарадж предлагает вам делать нечто, что вы не можете.

Ученик: Он говорит, что это единственное, что можно сделать. Я же говорю: «А я не могу сделать и этого, так что я в ужасном отчаянии».

Балсекар: Поэтому я должен был прийти к пониманию, что Махарадж не просил «кого-либо» делать что-либо.
Часто его спрашивали: «Какое состояние предшествует просветлению или по крайней мере началу этого процесса?» Он отвечал: «Искренность». И во время беседы он использовал эту фразу: «Вы должны быть искренни».

Ученик: А вы спросите: «Как мне стать искренним?»

Балсекар: Но на самом деле он имел в виду, что этот процесс начинается только тогда, когда есть искренность. Приходится использовать слова.

Ученик: И что же вы делали или не делали?

Балсекар: Просто ждал, пребывая с этим страданием, пока не наступило понимание того, что Махарадж никому не говорил делать что-либо. И затем: «Конечно!» Но это должно было произойти в данном организме. Должно было наступить понимание, что то, о чем говорил Махарадж, было описанием, а не предписанием.

Ученик: Я считаю, что если ты настоящий ищущий, ты должен искать. Ты должен искать это везде. Ты должен замечать книги, и ты должен читать.

Балсекар: Верно.

Ученик: И тебя как бы тащит этот поиск.

Балсекар: Все это является частью функционирования Тотальности. А насчет «тащит» хорошо сказано. (Смех.) Это очень точно, ибо это именно то, что происходит.

Ученик: Относительно того, чтобы действовать «как будто». Пока я считаю себя индивидуумом, веря в то, что я имею контроль и свободу выбора в своей жизни, эта концепция «как будто» является несколько туманной.

Балсекар: Видите, вы не можете ничего больше сделать. Что же вам делать? Продолжайте делать в точности то, что вы до этого делали. Все, что должно произойти, произойдет в любом случае. Если необходимы какие-либо перемены, как я уже сказал, они произойдут. Если ничего не изменится, значит никакого изменения в функционировании Тотальности в данный момент не нужно.

Так что продолжайте вести себя так, «как будто» у вас есть выбор и «как будто» вы имеете контроль над своей жизнью.


Рамеш Балсекар «Сознание говорит» :

http://book.ariom.ru/txt17.html

15

http://s2.uploads.ru/Vw8td.jpg

*В случае полного постижения Истины, каждая воспринимаемая вещь, включая тело, рассматривается как не что иное, как продукт ума. Поэтому ничто не видится как имеющее какое-либо обособленное существование. Нет ни "меня", ни других, а есть лишь беспристрастное тотальное проявление.

*Все переживания, от обычных повседневных событий до так называемых "переживаний на пороге смерти" являются лишь движениями в сознании и, следовательно, имеют природу сновидений. Переживание может произойти лишь с эго, и нельзя отрицать, что эго – это лишь концепция, иллюзия, не имеющая действительного существования. Лишь когда это ложное отождествление с эго полностью уничтожено, наступает осознание истинного БЫТИЯ.

.

*Просветление – это полная пустота ума. Нет ничего, что ты можешь сделать, чтобы его заполучить. Любое усилие, которое ты совершаешь, может быть лишь препятствием к Просветлению.

*Стоит тебе лишь прекратить бесполезное концептуализирование, - и ты будешь тем, чем являешься и чем всегда был.

.

*Истинное видение – не просто изменение направления видения, но изменение самого его центра, в котором сам видящий исчезает.

*Единственное истинное понимание заключается в том, что ничего не существует, что нет даже того, кто понимает.

*Концепции в лучшем случае могут служить лишь отрицанию друг друга, подобно тому, как одна колючка используется для того, чтобы извлечь другую. После извлечения обе должны быть отброшены. Лишь в глубоком молчании мы оставляем концепции.

.

*Между чистым Осознанием и Осознанием, отражённым в виде сознания, существует пропасть, которую ум не в состоянии преодолеть. Отражение солнца в капле росы не есть само солнце.

*Настоящее блаженство представляет собой отсутствие желания блаженства. Состояние просветления – это отсутствие желания, как блаженства, так и чего-либо ещё.

*Просветление – это просто понимание, в котором нет понимающего. Это полное отречение, в котором нет никого, кто отрекался бы от чего бы то ни было.

*Лишь то, что было до возникновения этого тела-сознания, является вашей истинной природой. Это – Реальность. Она есть здесь и сейчас, и никакого вопроса о том, чтобы кто-либо мог стремиться к ней или её ухватить, быть не может.

*Когда ощущение "я" полностью исчезает, дуальность растворяется в экстазе.

.

*Для любой концептуальной проблемы не может быть никакого действенного решения, кроме одного: увидеть эту проблему в перспективе как некую пустую мысль. Не существует такой вещи, как "проблема", которая была бы чем-то иным, нежели просто концепцией.

*Для медитации тебе не нужна никакая цель, и это значит, что у тебя нет никаких ожиданий. В эти мгновения не ты находишь Реальность, а Реальность находит тебя. Просто посиди мгновение в тишине.

*Весь феноменальный проявленный мир основан на принципе дуальности, который берет начало в ощущении "Я Есть".

.

*Истинная медитация означает уничтожение эго. Но эго этого не желает. Как только случается медитация, ум тут же говорит: "Прекрати тратить время впустую, займись чем-нибудь полезным".

*Любое переживание никогда не бывает фактическим, оно может быть только концептуальным. Каким бы ни было то или иное переживание, это лишь нечто, происшедшее в сознании.

*Молчание ума, являющееся результатом глубокого понимания, представляет собой естественную, спонтанную медитацию, которая просто происходит.

*Единственное условие для постижения Истины – желание этого знания должно быть всепоглощающим. Ты не можешь видеть Её, ты не можешь чувствовать Её – лишь по той причине, что на самом деле ты Её не хочешь – ты слишком занят удовольствиями и печалями своего конечного существования.

*Ощущение себя живым и присутствующим является таким опьяняющим, что человек оказывается зачарованным проявленным миром и настолько вовлекается в него, что ему уже не до выяснения того, существует ли он на самом деле или просто является галлюцинацией, сновидением, миражом.

.

*Пространство и время, мужское и женское, субъект и объект, бытие и небытие – всё теряется в потоке Реализации.

*Ощущение страха создается интеллектом, ибо именно интеллект отвергает изменения и желает стабильности.

*Сама первая мысль "Я Есть" является основой дальнейших мыслей и воистину самим источником ума.

*Как вода спокойна, когда на ней нет ряби, так и ум спокоен, когда он свободен от мыслей, пассивен и полностью восприимчив. Когда он спокоен, он отражает Реальность. Когда он абсолютно неподвижен, он растворяется и остается только Реальность.

.

*Ты не можешь бороться с эго. Прими его и отпусти. Это понимание постепенно отодвинет эго на задний план.

*Основной ошибкой поиска человека является то, что вместо того, чтобы БЫТЬ вселенским Сознанием или Абсолютным Принципом, которым он ноуменально ЯВЛЯЕТСЯ, он пытается достичь воображаемое идеальное счастье в своём существовании как существовании феноменального объекта, стараясь стать чем-то другим.

*Мир сновидений содержит все относительные черты "действительного" мира. Но постоянное появление какой-либо вещи не является доказательством её реальности, независимо от того, видится она сновидящему уму или бодрствующим органам чувств. Лишь с растворением всех видимых проявлений человек пробуждается к высшей Реальности своего истинного Я.

.

*Связь с осознанием Абсолюта может произойти только в том случае, когда ум постится, когда процесс концептуализации полностью прекращен. Когда ум пирует, Реальность исчезает. Когда ум постится, Реальность выходит на сцену.

*Изначальное состояние ноумена – это состояние, в котором мы даже не знаем о своём существовании.

*Там, где присутствует субъективное переживание чувства "Я", там неизменно отсутствует ощущение "я", обособленного существования, изолированности, ненадёжности. Сначала требуется определённое количество терпения, чтобы сидеть в молчании, без определённой цели и позволить своему "я" уйти на задний план – вместе с основанным на нём мыслительным процессом. Но когда это происходит, постепенно всплывает внутреннее переживание единства с окружающим миром и ты ЗНАЕШЬ, что ты есть всё, что ты видишь и всё, что не видишь.

*Эффективность слов можно ясно увидеть в случае проявленной вселенной – именно они заставляют её казаться реальной, в то время как на самом деле она является иллюзий. Затем, опять же, именно посредством слов индивидуум в конечном итоге приходит к осознанию своей истинной природы, когда в непосредственном постижении Абсолюта слова и мысли в конечном итоге отбрасываются.

.

*Поиск – это не вопрос понимания, это вопрос интуитивного постижения. Но к нему нужно прийти через интеллект.

*Состояние не-ума – это не пустота идиотизма, а высшая степень бдительности разума, не отвлекающегося ни на какие внешние мысли.

*Время – лишь концепция. Будущее движется в прошлое, не оставляя времени для настоящего. Когда достигается понимание относительности времени как простой концепции для измерения видимых изменений, остаётся лишь настоящий момент, являющий собой саму вечность.

*На определённой стадии интеллект должен увидеть, что то, что он пытается понять, находится вне пределов его понимания, что оно относится к абсолютно другому измерению.

*Чрезвычайно важно осознать тот факт, что ПОНИМАНИЕ ЕСТЬ ВСЁ, что не может быть и речи о том, чтобы изменять или исправлять ТО, ЧТО ЕСТЬ, и что, следовательно, сам вопрос о каком-либо методе или технике "достижения" просветления является совершенно неуместным.

*Выход за пределы ума происходит не через подавление, а посредством естественного отсутствия желания, вызванного признанием своей собственной истинной природы.

*Интеллект необходим для приведения чувствующего существа к точке взлета в самореализацию – и именно в этой точке интеллект приходит к осознанию того, что он не в состоянии познать свой источник.

.

*Освобождение – это лишь избавление от идеи того, что есть некто, кто нуждается в освобождении.

*Лишь когда интуитивное постижение своей истинной природы становится полным, различие между знанием и неведением теряет смысл. Ничего, что могло бы быть либо неведением, либо знанием, не остаётся, и сама индивидуальность действительно исчезает в бесформенности.

.

*Наше существование зажато между желанием и страхом в контексте времени. Корень наших проблем – в мысли, являющейся творцом времени.

*Все головоломки, кажущиеся загадки, парадоксы и противоречия существуют в расщепленном уме, основанном на отношениях субъект-объект. Они растворяются сами по себе, когда видятся с точки зрения Тотальности.

*Покой и тишина существуют до тех пор, пока не вмешивается ум.

*Само знание того, что вмешательство ума является естественным процессом, что оно должно происходить, вернёт вас к наблюдению.

*Самоисследование – прямой путь к самореализации или просветлению. Единственный путь заставить ум прекратить свою внешнюю деятельность – это направить его вовнутрь. Посредством неуклонного и постоянного исследования природы ума сам ум преобразуется в То, чему он обязан собственным существованием.

.

*Понимание Природы – не интеллектуальное занятие, а прямое переживание в ментальной тишине. Действительно, свободное от словесного выражения созерцание может существовать одновременно с размышлением, когда такое размышление наблюдается без осуждения и, следовательно, без вовлечения.

*В интуитивном видении вещей мысль отсутствует. Когда ты воспринимаешь непосредственно, размышления нет.

*То, что имеет начало, должно закончиться. То, что появляется, должно исчезнуть. Длительность пребывания того, что появилось, относительна, но нерушимый принцип заключается в том, что всё, что подвержено времени и длительности, должно закончиться и, следовательно, не является реальным.

*То, что является нормальным состоянием, можно ощутить в молчаливом уме. Когда мысль истощена, индивидуум больше не является обособленным существом, а сливается с безмолвным Сознанием как его внутренняя сущность.

.

*Слова должны использоваться как камни для перехода через водное препятствие: с лёгкостью и гибкостью, ибо если вы наступите на них всей своей тяжестью, вам грозит опасность падения в интеллектуальную трясину логики и рассудка.

*Чтобы найти жизнь, её нужно уничтожить: тот, кто ищет настоящую ЖИЗНЬ, должен сам умереть.

*АБСОЛЮТНОЕ состояние не может быть описано, ибо оно само является источником всех мыслей. Тень не может познать субстанцию, которая её отбрасывает. Ум может только указать на ТО, и ирония заключается в том, что любое направление, на которое он указывает, обязательно находится в стороне от ТОГО.

*Без сознания тело представляет собой не что иное, как мясную тушу, и ум-интеллект, являющийся содержанием сознания, должен обладать достаточной остротой, чтобы осознать свою глубокую ограниченность. К уму нужно относиться как к слуге, а не как к хозяину.

*Если человек постигает тотальное проявление целостным умом, а не разделённым умом индивидуума, то он недалёк от Великого Пробуждения. И тогда, что бы он ни делал, не имеет никакой важности.

.

*Если нет мысли, то нет и "меня", а если нет "меня", то нет ни мысли, ни желания, ни страха. Весь смысл и вся цель Самоисследования заключается в постоянной и интенсивной концентрации внимания на ощущении "Я" – с тем, чтобы фиктивное, самозванное "я" и его отождествления были выявлены и изобличены как несуществующие.

*Существенный момент насчёт любого чувственного восприятия, каким бы невероятно быстрым ни казался этот процесс, заключается в том, что оно всё же происходит в длительности. Таким образом, непреложным фактом является то, что наше настоящее – к тому моменту, как мы его пережили – уже является прошлым.

*Мысли, просто наблюдаемые, прерываются по той простой причине, что нет ни сравнивания, ни оценивания, ни принятия решений.

*Ты задаёшь вопросы: "С кем это происходит? К кому это имеет отношение? Кто желает знать?" Цель самоисследования – помешать уму развивать сам вопрос дальше. Именно это и подразумевается под наблюдением.

*На интеллектуальном уровне не может быть конца вопросам. Вместо этого лучше неотступно следи за тем, кто вопрошает. Это всё, что тебе нужно делать. В действительности нет больше ничего, что ты мог бы делать. Если ты можешь это сделать, не позволяя "я" ускользнуть от твоего внимания, ты в конечном итоге обнаружишь, что ищущий – это не что иное, как сознание, стремящееся найти свой собственный источник, и что сам ищущий – это и поиск и искомое – и ЭТО ЕСТЬ ТЫ.

.

*Мышление – это пагубная приобретённая привычка. Оно не является истинной природой человека. Всё, что является его результатом, представляет собой чистую чепуху, укрепляющую ложное ощущение эго.

*Если хочешь избежать боли и преодолеть страх, тогда создание образов умом должно быть прекращено.

*Принимать, что вселенная – это иллюзия, и не включать в неё принимающего себя – также как иллюзию, является основной ошибкой на пути духовного поиска. С осознанием этой ошибки, поиск прекратится.

*То, что я хочу вам сказать, является поразительно простым – если только слушающий полностью отсутствует.

.

*Указание гуру на Истину подобно тому, как некто, кто сам прошёл путь и знает, куда этот путь ведёт, показывает направление движения. С этой точки зрения он не только важен, но и необходим. Но неверно думать, что гуру отнесёт ученика к месту назначения. Этого он сделать не может и не сделает.

*Окончательная истина заключается в том окончательном понимании, в котором нет того, кто бы достиг понимания этой окончательной истины.

*Важно размышлять над тем, что вы слышите, но бесконечно более важно размышлять над тем, кто слышит это.

*Существует чрезвычайно важный, но очень тонкий аспект духовного развития, который часто упускается из виду. Он заключается в том, что в каждом отельном случае, в зависимости от типа психики каждого человека, развитие происходит спонтанно, в соответствии с природой, и любые намеренные попытки со стороны псевдо-сущности могут привести лишь к ловушкам и препятствиям. Если это иметь в виду, то можно автоматически избежать величайшей духовной опасности, которой является бунт эго. И что же тогда делать индивидууму? Просто позволить истинному пониманию глубоко проникнуть в само его бытие, пассивно и терпеливо, с тем, чтобы все иллюзии и препятствия постепенно отпали сами по себе.

.

*Истинное знание может прийти только тогда, когда есть полная пустота.

*Учения просветлённых Мастеров пытаются описать неописуемое, выразить невыразимое. Трудность заключается в том, что слова могут относиться лишь к дуальности, а объектом их описания в данном случае является ТО, в котором нет ни малейшей тени дуальности.

*Причиной всех человеческих конфликтов и несчастья является ошибочное ощущение обособленности ложной личной индивидуальности от остального мира. И всё же с невероятной бестолковостью человек продолжает искать спасения лишь от этого воображаемого несчастья, а не от этой ложной индивидуальности, являющейся его причиной!

*Чтобы постичь суть истины, наряду с острым интеллектом необходима вера. Вера должны быть такого рода, чтобы она позволяла принять слова гуру как истину самого Бога. Вера – первый шаг, и никакой дальнейший прогресс не возможен, пока этот первый шаг не сделан.

.

*Не существует такой сущности как реализованный человек. Человек не остаётся больше человеком после Самореализации.

*Обладая знаниями, вы можете только претендовать на то, что вы знаете Истину. Истинное знание представляет собой свободу от самого знания после его исчезновения в пустотности постящегося ума.

.

*Существует много рассказов очевидцев о так называемом "переживания после смерти", ошибочно принимаемом за свидетельства того, что происходит после умирания. На самом деле это лишь галлюцинации, переживаемые эго и возникающие от стимулирования определенных центров мозга до – а не после – окончания процесса смерти. Большинство мистических явлений, рассматриваемых как йогические переживания, – того же порядка, это движения в сознании, переживаемые эго. Но когда человек в конечном итоге отказывается от своей жалкой эгоистической индивидуальности, нет больше никаких переживаний чего бы то ни было. Он есть сама Тотальность.

*Причиной связанности является желание, независимо от того, относится оно к какому-то материальному благу или к самореализации.  Мировоззрение человека настолько искажено, что он считает свободное от усилий, непостижимое ощущение удовлетворённости – ненормальным состоянием, которое должно быть достигнуто через желание, посредством некоторых особых положительных "духовных" усилий!

*Истинный гуру не скрывает ничего, что относится к Истине. Он есть сам источник знания, воистину он есть само знание, и каждый волен взять столько, сколько может. Никакой речи о каком-либо личном отдавании или получении нет и не может быть, ибо никакого индивидуума никогда и не существовало.

*Гуру не делает ничего, кроме отрицания ученика как сущности, одновременно с этим отрицая самого себя как гуру.

*Обычно необходим один удар молота за другим, чтобы разрушить ощущение дуальности. Как только дуальность раскалывается, сущностная (основополагающая) Единственность постигается во всей своей полноте, цельный ум начинает функционировать, и наступает огромная радость, поскольку ни один аспект связанности не способен пережить этого понимания, даже концепция связанности и свободы.

*Началом внутренней трансформации является глубокое чувство крайней неудовлетворённости жизнью. Это точка поворота личностного сознания вовнутрь. Это точка на пути поиска источника жизни, откуда нет возврата.

.

*Лишь при абсолютном отсутствии всякой концептуализации можно обрести совершенный покой Абсолютного Присутствия.

*Обычный способ видения абсолютно не соответствует действительности. Для достижения понимания Реальности необходим совершенно особое, интуитивное видение, посредством которого достигается постижение факта, что нет ничего, что можно было бы видеть и никого, кто бы это мог видеть.

*Вместо того, чтобы вовлекаться в мыслительный процесс, проще и эффективнее оставаться в положении радостного принятия. Мысль пришла, попала под наблюдение и оборвалась. Такое наблюдение не требует какого-либо ментального процесса.

*Шутка заключается в том, что просветления желает эго, "я", и в то же время просветление не может произойти, пока "я" не разрушено.

.

*Зеркало отражает вещи благодаря тому, что оно ничего не содержит в себе и ничего не удерживает. Так и Сознание никогда не может быть чем-либо объективным, ибо оно есть зеркало, на которое проецируется вся объективная феноменальность, и без которого ничего не существует.

*Ученик идёт к гуру в поисках просветления как чего-то, чем он мог бы наслаждаться как индивидуум, в то время как просветлённый гуру знает, что их отношения являются в полной мере безличностным процессом, в котором никакие индивидуумы вообще не фигурируют.

*Когда есть только наблюдение и нет наблюдателя, расщеплённый ум превращается в целостной ум, в котором эго исчезает вместе со своей болезнью волеизъявления. Ум растворяет это отсутствие, и то, что остаётся, есть наша истинная природа во всём своём первозданном сиянии.

.

*Страх смерти в действительности является результатом желания увековечить свою индивидуальность. Разве вы не были мертвы до того, как родились?

*Положение человека, с точки зрения добра и зла, которые на самом деле означают удовольствие и страдание, подобно положению блох на горячей сковороде – тот, кто прыгает, должен упасть, а кто падает, должен прыгнуть.

*Если смотреть поверхностно, то кажется неприемлемым факт, что усилия человека понять и осознать Истину не могут быть успешными без помощи и милости кого-то ещё, а именно гуру. Но причина этого в том, что ищущий рассматривает себя как обособленного, автономного индивидуума, а гуру – как ещё одного индивидуума, также имеющего подобное обособленное существование. Пока, однако, такое отношение остаётся господствующим, что бы человек ни делал для достижения освобождения, не только будет абсолютно бесполезным, но и приведёт к усугублению его связанности. Почему? Потому что то, чем человек себя считает – независимой сущностью, – есть не что иное как мимолётная тень в воображении. Пока есть "я", размышляющее и реагирующее как некая сущность, ищущий будет продолжать ходить кругами подобно собаке, гоняющейся за своим хвостом, и оставаться недоступным для помощи и милости гуру.

*Рассматривая собственную деятельность, ум всегда сравнивает и судит: "Это хорошо, это плохо, это ещё какое-то". Такое сравнивание не является наблюдением.

*В вашем естественном, непосредственном внимании или осознании нет никаких границ, нет обособленных предметов проявления, если – и пока – не вмешается мысль и не направит концентрацию на конкретную вещь. И именно это создаёт обособленность вместе с целой цепью других мыслей и реакций, ведущих ко всякого рода конфликтам и несчастьям, которые мы потом истолковываем как связанность. Но осознание того, что такие границы – это лишь продукт мысли, является одновременно и осознанием того, что обособленность, вызванная этими границами, а также последующие конфликты представляют собой иллюзию.

.

*Человек пристрастился к наркотику под названием "интеллект", и под его влиянием с маниакальной настойчивостью подвергает все анализу – посредством размышления и обдумывания, делая простые вещи сложными. От этого пристрастия можно избавиться лишь посредством безусловного отдавания себя процессу чистого восприятия.

*Препятствием на пути естественного взаимопроникновения между человеком и внешним миром является только страх – ужас перспективы быть заглоченным и полностью уничтоженным всегда-присутствующим призраком смерти. Но когда вся панорама проявленного мира, включая того, кто его переживает, видится лишь как зеркальное отражение субъективной РЕАЛЬНОСТИ в сознании, где и чем будет смерть или тот, кто бы её боялся?

*Если какой-то индивидуум считает себя просветлённым, значит, он таковым не является. Непременным условием просветления является уничтожение индивидуального "я". Никакое личностное "я" или индивидуальный феномен никогда не был просветлённым. Личность исчезает вместе со всеми другими феноменами, когда она пробуждается от этого сна существования.

*Вы не есть ум. Это аксиома, что воспринимающий не может быть воспринимаемым. Вы можете воспринимать своё тело; следовательно, вы не есть тело. Вы можете воспринимать свои мысли; следовательно, вы не есть ум. То, что не может быть воспринято или постигнуто, есть то, чем вы ЯВЛЯЕТЕСЬ.

.

*Нет необходимости избегать ложных мыслей или стремиться к истинным, ибо все мысли являются спонтанными, непроизвольными и не имеющими субстанции. Мысль не нужно ни принимать, ни отвергать, её нужно игнорировать – с тем, чтобы она исчезла так же спонтанно, как и возникла.

*Умереть сейчас по отношению к каждому концептуальному переживанию – это смерть, представляющая собой САМУ ВЕЧНОСТЬ.

*Точно так же, как сновидение во время сна не существует нигде, кроме ума (и как причина и как следствие), так и вселенная существует лишь в уме бесконечного Сознания.

*Несмотря на определённую степень интеллектуального понимания, большинству ищущих очень трудно принять полное уничтожение своей личной индивидуальности. Они упорно продолжают выполнять свою дисциплину и практики в надежде на личное освобождение – что на самом деле является противоречием в терминах, ибо освобождение предполагает абсолютное отсутствие индивидуальной сущности.

.

*В истинном принятии воли Бога нет никого, кто бы принимал. Высшее понимание может быть лишь чистым безмолвием. Нет вопроса о "ком-либо", кто бы понимал или принимал что-либо.

*С самого начала ничего не существовало. В действительности никогда не было никакого начала, как и нет никакого конца. Вселенная – это сновидение. Так же, как и тот, кто должен это понять! Вера в себя, на самом деле, является единственным препятствием к пробуждению от заблуждения.

*Именно желание переживать жизнь в качестве обособленной сущности превращает внешний мир в устрашающего многоликого врага.

*Все причины человеческого смятения и неудовлетворённости – желание, жадность, зависть, гордость, страх и т.д. – являются не независимыми феноменами, а лишь различными проявлениями отождествления, эго. И грандиозная шутка заключается в том, что это отождествлённое "я" желает освободиться от всех этих вещей, чтобы "наслаждаться" просветлением, которое не может произойти иначе, как через уничтожение этого самого "я".

.

*Понимание – это всё, но любое усилие понять является препятствием к этому. Данный тупик исчезает сам собой, когда эго признает, что оно попалось в собственную ловушку. Эго уничтожается, будучи разоблачённым как иллюзия, которой оно и является, и это само по себе и есть Понимание.

*Когда семена мышления и концептуализации сжигаются в пепел чистым Пониманием, наступает освобождение от сновидения, которое мы называем пробуждением.

*Когда вы слышите не поверхностное значение слов Истины, а слушаете таким образом, что слушатель в вас исчезает – вместе с говорящим, тогда реальное значение слов может проникнуть глубоко, и ваше ошибочное понимание исчезнет само по себе. Больше нет ничего, что нужно было бы делать.

*Пока буря концептуального мышления не уляжется и ум не научится пребывать в состоянии поста, истинная природа человека остаётся неизвестной и недоступной.

.

*Интеллект крайне необходим для постижения определённых базовых понятий, но существуют строгие границы, за которые он не может выйти. Поэтому лишь тогда, когда интеллект отказывается от всех усилий и признает полную капитуляцию, начинает проявляться интуиция. Пробуждение может произойти лишь спонтанно, само по себе.

*Поиск источника "я" означает не замену одного набора мыслей другим, а избавление от всех мыслей вообще – путём направления внимания на то Я, которое представляет собой постоянное присутствие за пределами ума.

*Пребывай в своём изначальном состоянии целостности, состоянии, в котором ты находился до того, как родился, когда не было знания "я есть" и, следовательно, не было никаких потребностей или желаний. Как только ты окажешься в чистом Осознании, всем страданиям придет конец.

источник

16

Сообщение Уэйна Ликермана (aka Рам Цзы), ноябрь 2010

Привет, мои дорогие!

Сегодня что-то я больше обычного раздражен и настроен воинственно.
Может быть, это из-за перелета и резкой смены часовых поясов, может
быть, из-за погоды, а, возможно, это просто мое глубинное проявление
<<я>>... как бы то ни было, я принимаюсь писать о самой последней фишке
недуальности <<Я не существую>>. Снова и снова я слышу, как людям,
решившим, что они не существуют, говорится, будто это означает
просветление и значит, можно открывать лавочку, помогать другим
осознавать, что и они также не существуют. Это неизбежно, любой
указатель на Истину становится, в конечном счете, токсичным, и это
здорово усложняет мою работу, и, несмотря на роль Безусловной Любви и
Окончательного Приятия, меня это чертовски раздражает.

Много лет я сам использовал тот же указатель. То и дело я говорил:
"Никто во всей истории человечества никогда не был просветленным, и
вам не бывать первыми". Или: "Просветление означает видение того, что
нет никого, кто бы был просветленным". Предназначение таких указателей
вызвать более глубокое исследование природы того, кем вы себя
считаете, .... они никогда не предназначались для буквального
понимания. Но ум всегда ищет что-то прочное, что-то, что он может
ухватить и знать..., даже если это что-то негативное, такое как, "вы
не существуете."

Рамеш часто говорил, что мудрец - это маха-бодхи, верховный
наслаждающийся, высший переживающий. Это прямо противоположно
расхожему представлению, будто просветление пустая монотонность, в
которой все видится иллюзией или тусклостью, серостью, где все
известно, одно и то же.

Чувство <<я>>, то, чем вы знаете себя, в отличие от кресла, является
функциональной реальностью. Это чувство <<я>> у людей в возрасте
примерно 2-2,5 лет захватывается ложным чувством авторства (ЛЧА). ЛЧА
похоже на плющ, который растет на дереве и наконец покрывает его до
такой степени, что вы уже не можете вообразить дерево без плюща. И
чтобы избавиться от плюща, вы решаете, что должны срубить дерево. Но
если вы срубите дерево, что останется восприятию? Вот если избавиться
от плюща, то останется красивое, здоровое дерево, чтобы наслаждаться
им. <<Я>> свободное от паразита ЛЧА действительно красивая вещь.
Средство необходимое для жизни, любви, счастья, печали, боли,
страдания, радости и удивления. Восприятие связано с воспринимающим,
именно <<я>> переживает себя в качестве вас.

С огромной любовью,
Уэйн

17

Вы затронули очень интересный вопрос, написав: "Но когда я говорю об исследовании, я ощущаю какую-то неловкость, поскольку я как бы не "должен" заниматься поиском". Это предположение относится к "я", которое пытается понять учение, гласящее, что нет никакого "я", которое могло бы осуществлять поиск. Так что же это "я" делает? "Я" говорит себе: "Я не должно искать, поэтому я должно прекратить этот поиск". И в этом прекращении поиска "я" продолжает искать - но не в позитивном, а в негативном смысле. "Поиск" и "прекращение поиска" - это две взаимосвязанные противоположности того, что "я" делает как предполагаемая сущность. Это похоже на тупик, но это является тупиком только с точки зрения "я" как исполнителя. Когда учение - гласящее, что поиск, позитивный или негативный, бесплоден, поскольку то, что видится исполнителем, является иллюзией - принимается как таковое (не индивидуальным понимающим), тогда этот тупик исчезает вместе с  "я". С этим исчезновением "я" как ищущего или исполнителя, или самоотдаванием, наступает своего рода эйфория, и все, что бы ни происходило, просто наблюдается и принимается. Эта эйфория как раз и есть тот покой ума, которого "я", ум-интеллект или эго, стремится достичь, но который оно очень скоро отвергает из-за его непривычности, страшась состояния, которое в действительности является нашим естественным состоянием: "благословенное интуитивное понимание", о котором вы говорите. Но оно не может "вытащить меня из моих страданий", поскольку в этом состоянии "я" полностью отсутствует и не нуждается в том, чтобы его вытаскивали из страданий!

        В том же контексте можно рассмотреть "поиск", которым, как вы считаете, вы не должны заниматься. Вы говорите: "С другой стороны, в одной из своих знаменитых сутр Будда подчеркивает, что мы не должны никому верить или доверять, полагаясь лишь на то, чему нас могут научить наши собственные исследования". Говоря откровенно, мой дорогой А., в этом заявлении Будды нет никакой "другой стороны". Будда очень ясно подразумевает, что о чем бы ни говорилось  в писаниях, какими бы "святыми" эти писания ни были, ничто не должно приниматься слепо на веру. Полагаться следует только на то, чему "учат нас наши собственные исследования". Концептуально эти исследования делятся (в Веданте) на три ступени: а) когда вы слышите слова Мастера (или, в современном контексте это может быть "прочтение книги"); б) медитация на услышанном (и устранение сомнений); с) и закрепление в том, чему "нас учат наши собственные исследования". Несомненно, если время и место "созрели" и являются подходящими, эти исследования приведут к принятию исследователем учения о безличностности, к самоотдаванию, к состоянию "не-ума", в котором учение будет постигнуто без присутствия постигающего: все проявленное мироздание и его функционирование представляет собой безличностный и самопорожденный процесс. Если Д. говорит, что "он оставил любой поиск", то на самом деле он подразумевает - и он понимает это - что поиск прекратился. Он действительно постиг это все.

          Все в том же контексте вы опять говорите: "Конечно, я могу доказывать до синевы в лице самому себе: но ведь нет никого, кто бы страдал, но…" Эта ситуация очень схожа с той, когда вы спрашиваете "себя": кто я? Вы можете до синевы в лице допытываться у себя "кто я?", и абсолютно ничего не произойдет, пока остается "я", желающее знать ответ - поскольку ответ, каким бы он ни был (хотя в действительности, нет никакого ответа), будет, естественно, на интеллектуальном уровне. Эта практика самоиcследования не является ни мантрой, ни медитативной практикой. Суть самоисследования заключается в том, что вы не ожидаете ответа; и тогда прекращается вовлеченность ума-интеллекта в процесс концептуализации, основанный на памяти о прошлых разочарованиях или успехах и на создании образов надежды и страха для будущего.

          "Говорить себе", что нет никого, кто бы страдал - значит порождать реакцию: "конечно же, здесь есть ты, чертов дурак, который должен страдать!" В самоисследовании, "Кто я?",  или "Кто может страдать?", или "Кто желает знать?", или…, основным моментом является не то, что "я" должно задавать вопрос и ожидать ответ, а ощущение отсутствия какой бы то ни было феноменальной сущности, само существование которой зависит от чувств или Сознания, и которая, таким образом, не имеет собственного независимого существования. Вообще-то, вначале присутствует "я", ум, который задает вопрос (и ожидает ответа), но если основополагающий принцип - прерывание концептуализирования - не оказывается забытым, первичная ментальная активность, принимающая форму мысли, чувства, восприятия или желания - чего бы то ни было - постепенно уступает место субъективному ощущению "я", которое полностью обособленно от первичной мысли отождествления или восприятия: мысль отождествления уступает место состоянию не-ума (вначале, по крайней мере, временно), свободному от какой-либо концептуализации. Такие периодические субъективные переживания постепенно приводят к свободному от усилий осознанию субъективного "я", истинного исполнителя, в то время как индивидуальная активность уходит все дальше на второй план. И вместе с этим "я" на второй план уходит то страдание, которое было с ним связано.

От Сознания Сознанию. Письма Рамеша Балсекара.
С.

18

Есть один аспект свободы воли, который действителен – это свобода думать, что у вас есть свобода воли. Но это абсолютно не меняет истину, которая в том, что вы не являетесь творцом. Вы творитесь Источником каждое мгновение, и вы не отдельны от Него, кроме как в своей фантазии разделённости. Все ваши усилия изменить жизнь из такой как она есть во что-то другое, тщетны. Вы обречены следовать по пути своей судьбы, запечатленной в момент вашего зачатия. Если вы воплотили в жизнь какие-то планы, то это лишь совпадение с заранее установленным сценарием Судьбы и Милости. Это случилось не из-за вас; не из-за ваших усилий.

19

Рцы написал(а):

Есть один аспект свободы воли, который действителен – это свобода думать, что у вас есть свобода воли. Но это абсолютно не меняет истину, которая в том, что вы не являетесь творцом. Вы творитесь Источником каждое мгновение, и вы не отдельны от Него, кроме как в своей фантазии разделённости. Все ваши усилия изменить жизнь из такой как она есть во что-то другое, тщетны. Вы обречены следовать по пути своей судьбы, запечатленной в момент вашего зачатия. Если вы воплотили в жизнь какие-то планы, то это лишь совпадение с заранее установленным сценарием Судьбы и Милости. Это случилось не из-за вас; не из-за ваших усилий.

Почему?

20

Lakshmi написал(а):

Почему?

Резонный вопрос, ведь усилия тоже часть сценария...