Геше Джампа Тинлей
Сегодня я дам вам учение о том, как медитировать на пустоту. Поскольку у вас уже есть основы теоретического понимания пустоты, теперь вам нужны более точные и четкие инструкции по медитации. Познав пустоту напрямую, вы пресечете все свои омрачения. Именно поэтому постижение пустоты – самое мощное из всех лекарств, которое называется "одним лекарством от сотен болезней".
Одно из уникальных качеств буддизма заключается в том, что он основан на единой, фундаментальной теории. В ней говорится о законах самой природы, законах бытия, которым подчиняются все феномены. Будда сказал: "Пустота феноменов не зависит от появления в мире Будды, поскольку она не была придумана Буддой. Пустота существовала изначально".
Прежде чем объяснить вам, как медитировать напустоту, я перечислю наиболее распространенные ошибки, которые могут иметь место во время медитации. Эти ошибки люди совершали в древние времена, совершают их и сейчас.
Первая ошибка заключается в следующем. Когда во время медитации вы начинаете искать свое "я", вы размышляете: "Голова – не "я", рука – не "я", живот – не "я", нога – не "я", сердце – также не "я". Кроме того, нет никакого "я" вне меня".
Из этого вы заключаете, что "я" найти невозможно, оно необнаружимо. "Я" подобно пространству, в котором нет ни центра, ни краев, и которое нельзя "схватить" или "удержать". Поскольку "я" невозможно удержать, следовательно, оно пусто. Затем, отказавшись от любых концепций, связанных с "удерживанием" или "цеплянием", вы приходите к выводу о том, что все феномены так же непостижимы, как и "я".
Сделав такое заключение, вы входите в бесконцептуальное состояние. В это состояние войти очень легко.
Вы ищете "я" и не можете его найти. Вы думаете: "Я" не существует, потому что я не могу его "схватить". Подобно этому, вы ищете пространство и не можете его найти. С тем же успехом вы ищете стол... "Какая часть стола-"стол"?" – спрашиваете вы, и не находите ответа на этот вопрос. Не обнаружив стола, вы делаете вывод, что его не существует.
В результате вы погружаетесь в медитацию, подобную пространству. В этом состоянии, как в пространстве, нет ни центра, ни краев, нет ничего, за что можно было бы зацепиться, что можно было бы удержать.
Эта медитация – следствие неправильной интерпретации учения. Если вы будете долго ее практиковать, то концепций у вас поубавится. И, на первый взгляд, омрачений у вас также станет меньше... Но в действительности этот метод, как болеутоляющее средство, просто притупляет вашу боль. Он никогда не освободит вас от сансары, поскольку в его основе лежит глубокая убежденность в том, что "я" вообще не существует. А это нигилистическая позиция, так как она не включает в себя понимание взаимозависимого происхождения. Это ошибка. Подобная "неконцептуальная медитация" распространена среди последователей небуддийских школ, например, индуистов.
Еще одна ошибка. Согласно некоторым интерпретациям, во время медитации на пустоту ума следует определить его цвет и форму. Исследовав свой ум, вы не находите у него ни цвета, ни формы. Кроме того, ума, существовавшего в прошлом, сейчас уже нет, поэтому вы не можете обнаружить свой прошедший ум. Ум, который существует в настоящем, ежесекундно меняется. Будущего ума еще нет. Выяснив все это, вы говорите: "Ум – это пустота. Ума не существует".
В данном случае, несмотря на то, что вы употребляете термин "пустота", на самом деле ваши взгляды также основаны на нигилизме.
Если вы будете пребывать в неконцептуальном состоянии, осознавая, что нет ни прошедшего, ни настоящего, ни будущего ума, и так созерцать свой ум без всяких концепций, это не будет постижением абсолютной природы ума, потому что она гораздо глубже... Если бы это было так просто, я бы уже много лет назад постиг природу ума и стал буддой. Но непостоянство ума может понять каждый.
Еще одна ошибка при медитации на пустоту. Некоторые люди начиная медитацию сначала ищут объект отрицания, а затем отрицают его.
Когда они осознают: "Это пустота" и удерживают на этом свое внимание, то в первый момент их медитация верна. [b]Но уже в следующее мгновение у них появляется ощущение, что пустота- это нечто, имеющее истинное существование. Они начинают цепляться за истинность пустоты. "Все феномены пусты от самобытия, но эта пустота существует", – полагают они. Это называется "цеплянием за истинность пустоты", или "лекарством, превращенным в яд". Потому что в этом случае та, якобы истинно существующая пустота, за которую вы цепляетесь[/b], не лечит вас от болезни вашего ума.
А теперь выясним, что такое настоящая медитация на пустоту.
Эта медитация включает в себя четыре сущностных положения, использование которых на практике принесет вам подлинные результаты.* Начинать надо с медитации на пустоту личности, потому что ее постичь гораздо проще, чем пустоту ума. Затем, когда вы поймете пустоту одного феномена-личности, вам легко будет понять и пустоту всех остальных феноменов, потому что в самой пустоте нет никаких различий, отличаются только объекты пустоты. После постижения пустоты "я" вам будет уже легко познать абсолютную природу своего ума. Это та же самая пустота, отличается только ее объект.
Медитация на пустоту включает в себя следующие положения:
1. Выявление объекта отрицания.
2. Определение логического следствия.
3. Установление несуществования объекта отрицания в пяти совокупностях.
4. Установление несуществования объекта отрицания вне пяти совокупностей.
Вывод: развитие глубокой убежденности в пустотности "я" от самобытия. Эта убежденность и есть постижение пустоты.
Выявление объекта отрицания
Итак, первое положение медитации на пустоту – это выявление объекта, подлежащего отрицанию.
Когда вы медитируете на пустоту, не надо сразу искать свое "я", пытаясь ответить на вопрос: "Что такое "я"?", а затем, не найдя его, немедленно заключать, что оно пусто от самобытия. Делать это в самом начале – очень большая ошибка. Это подобно хирургической операции, во время которой вы не знаете, что вырезать из тела.
Сначала вы должны составить себе отчетливое представление о том, из чего состоит опухоль, которую нужно вырезать. Вы должны определить ее границы очень точно – вплоть до тонких нервных клеток. Когда вы ясно увидите, что именно подлежит удалению, это и будет пониманием объекта отрицания. В противном случае во время операции вы либо вместе с опухолью удалите весь орган, либо вырежете только видимую ее часть, не затронув окружающие болезнетворные клетки...
Помните, что во время медитации вы также делаете операцию – полностью, бесповоротно вырезаете сансарическую болезнь из своего ума. Все перечисленные мной ошибки возникают только из-за незнания объекта, который нужно устранить посредством отрицания. Люди, совершающие эти ошибки, в результате своей медитации становятся очень черствыми. Для них нет ни сансары, ни нирваны, ни живых существ, ни сострадания. Эти люди становятся подобны камням.
Пока вам еще рано целенаправленно медитировать на пустоту, но вам можно и нужно размышлять об объекте отрицания, пытаться понять, что это такое – не просто теоретически, а на своем собственном опыте.
Когда это понимание, ясное и отчетливое, дойдет до вашего сердца, это будет очень важным событием в вашей жизни. После этого постичь пустоту будет не так трудно. Самое трудное в медитации на пустоту – это первое положение.
Как медитировать на объект отрицания?
Для начала попытайтесь понять, каким вы воспринимаете свое "я". Каким "я" предстает вашему уму? Различают два вида цепляния* за истинность "я" – врожденное цепляние и приобретенное, или искусственное, цепляние.
* "Цепляние" в данном случае означает возникновение уверенности в реальности являющегося уму объекта. – Прим. ред.
Искусственное цепляние за независимое существование "я" основано на приобретенных вами в процессе этой жизни догмах и стереотипах мышления. Но цепляние за истинное существование или самобытие, – врожденное чувство. Вы с ним родились.
Эта концепция есть у всех без исключения живых существ с момента их рождения. Независимо от того, попадают они под влияние догм или нет, все они в равной степени цепляются за истинность своего "я". Даже у крошечных насекомых, если вы к ним прикоснетесь, тут же появится эта концепция, и они попытаются поскорее убежать от вас, почуяв грозящую им опасность. Вы ведете себя точно так же: каждый раз, когда в вашем уме возникают какие-либо негативные эмоции, вы цепляетесь за свою "самость".
Итак, когда вы видите объект, его восприятие смешивается с цеплянием за истинность этого объекта. На самом деле вам является не что иное, как смесь самого объекта и концепции его самобытия, подобная смеси воды с молоком.
Почему мы все воспринимаем именно так? Потому что неведение, которым мы страдали в течение множества жизней, оставило в нашем сознании очень глубокий отпечаток. Из-за наличия этого внутреннего фактора мы приписываем всем окружающим нас феноменам истинное существование. Например, своим ментальным сознанием мы воспринимаем чашку как нечто, наделенное самобытием. При этом вне нас никакой самосущей чашки нет – есть лишь чашка, имеющая взаимозависимое происхождение. Тем не менее, она кажется нам имеющей самобытие, потому что в нас наличествует отпечаток неведения, который является внутренней причиной этого самообмана.
Еще раз подчеркну, что все виды вашего восприятия ложны.
Вплоть до вступления на путь медитации все, что вы воспринимаете, будет казаться вам наделенным самобытием. А на путь медитации вы вступите только после того, как постигнете пустоту напрямую.
Но с другой стороны, воспринимаемые вами явления – не полная галлюцинация. Они подобны иллюзии, но не являются полной иллюзией... Иллюзия – это нечто, не имеющее под собой основы. Когда же вы смотрите на окружающий мир, там, снаружи, действительно что-то есть – какая-то чашка, какой-то стол, какая-то Москва... Однако вы воспринимаете Москву и чашку не так, как следовало бы – не как то, что имеет взаимозависимое происхождение, а как нечто самосущее. Это и есть самообман. В вас возникает цепляние за эту ложную видимость. Вы действительно верите в то, что все феномены обладают самобытием. Такое цепляние и называется неведением. Видимость – это не неведение, а лишь причина его возникновения.
Однако те, кто действительно постиг пустоту, знают, что между видимостью явлений и их истинной формой существования есть несоответствие. И поскольку явления вовсе не таковы, какими они нам кажутся, эти люди воспринимают все феномены как нечто иллюзорное.
Теперь, чтобы определить, что такое цепляние за истинность, вам необходимо понять, что такое видимость истинного существования, или самобытия.
Для этого вы должны провести эксперимент.
Эксперименты проводят не только ученые, но и буддисты, потому что они дают вам возможность в чем-то убедиться на собственном опыте, а не просто слепо верить в учение. Если вы убедите себя в том, что никакого самобытия нет, потому что Будда так сказал, это будет неверно. Вам нужно самим это осознать. Буддизм – это не что иное, как раскрытие вашего собственного ума с помощью мудрости. Это настоящая наука, и, честно говоря, наука очень высокого уровня.
Эксперимент заключается в том, что вы должны представить, что вы пошли в какое-нибудь людное место и начали говорить им всякие глупости. Люди начнут над вами смеяться. Вы услышите в свой адрес: "Какой он дурак!" или "Какая она дура!" Именно эта реакция, как правило, вам больше всего неприятна. Но кому она неприятна? Вашему "я".
Чем больше над вами будут потешаться, тем больше в вас будет разгораться раздражение. Но в этот момент вы должны сразу же посмотреть вглубь себя и задаться вопросом: "Кто сделал мой ум несчастным? Каким мой ум в данный момент воспринимает мое "я"?"
Именно тогда, когда вас называют дураком, когда вас в чем-то обвиняют, когда над вами смеются, в вашем уме возникает наиболее отчетливый образ самосущего "я".
В эти минуты в вас с особенной силой проявляется цепляние за свое истинное существование... Это ощущение, что "я" находится прямо в вашем теле, что его можно обнаружить, что оно "здесь". И это очень конкретное, очень независимое "я"... Не просто наименование, которое мы накладываем на тело и ум, а некое "я", которое существует со стороны объекта, вне зависимости от любых названий. Вам, несомненно, явится это "я", и вы, конечно же, начнете за него цепляться. Итак, исследуйте этот момент. Это произойдет на таком грубом уровне, что для вас будет совершенно очевидным.
Затем, по мере дальнейших исследований, все больше углубляясь в самоанализ, вы начнете видеть, что истинно существующими кажутся вам все без исключения феномены. Иногда вы цепляетесь за эту видимость, а иногда просто ее воспринимаете. Однако всем до единого феноменам вы приписываете самобытие. Это чувство не зависит от временных причин, от каких-либо рассуждений или доказательств... Им обладает с момента своего рождения каждый человек, будь то тибетец, американец или русский. Кто угодно расстроится, если перед большим скоплением народа ему скажут: "Ты дурак!" У каждого человека свой характер, но это чувство присуще всем.
Итак, в ходе своего эксперимента вы убеждаетесь в том, что подобное чувство у вас действительно возникает. Позже, во время медитации, вы воссоздаете эту ситуацию в своей памяти. Вы представляете себе, что находитесь перед большой аудиторией, и кто-то ни с того ни с сего обвиняет вас в воровстве. Вы задумываетесь:
"Какие ощущения я буду испытывать?" Вашей первой реакцией будет возмущение: "Как он посмел меня обвинять, ведь я ничего не украл! Меня даже не было в этом доме!" У вас возникнет отчетливая видимость своего "я". Во время медитации вы должны попытаться выявить этот образ, всплывающий в подобных ситуациях. Каким "я" кажется вашему уму? Вы никогда не обращаете внимания на свой ум, никогда не задумываетесь о том, как он воспринимает ваше собственное "я"...
Конкретное, "плотное" "я" предстает перед вами не сразу. Сначала вы удостоверяете некую основу для обозначения "я". Поскольку появляется основа, то появляется и соответствующая концепция... В большинстве случаев основой для обозначения "я" служит ваше тело. Во время медитации добейтесь того, чтобы образ этого "я" всплыл в вашем уме, а затем проверьте, каким образом вы начинаете за него цепляться. Но это займет у вас немало времени.
Эта практика будет для вас очень хорошей тренировкой, подготовкой к медитации на пустоту.
Как я уже говорил, одно лишь пресечение всех возникающих в уме мыслей и концепций еще не является медитацией на пустоту. Погружение в "ничто", в котором вашему сознанию не является ни единый феномен, ни единая концепция, может привести вас к нигилизму.
На самом деле явления существуют, но не так, как вы полагаете. И поэтому сначала вы должны составить себе отчетливое представление об объекте отрицания. Его отсутствие и называется медитацией на пустоту.
Но в связи с этим возникает вопрос: [b]существует ли объект отрицания, или же его не существует?
Если объекта отрицания не существует, какой смысл его устранять?[/b]
Если у вас дома никого нет, как вы можете кого-то оттуда выгнать?
Если же объект отрицания существует, то отрицать его – нигилизм, потому что в этом случае вы устраняете нечто существующее.
Вы должны знать ответ на этот вопрос – тогда вы поймете эту тему несколько глубже.
Представьте, что в вашем доме в темной комнате лежит свернутая кольцом веревка. Когда вы к ней случайно прикасаетесь, у вас возникает ощущение, что это змея. Вы начинаете в ужасе бегать по дому в полной уверенности, что она вот-вот вас укусит. Но змеи-то нет... Подобно этому, в действительности все феномены лишены какого бы то ни было самобытия. Есть лишь некоторые основы для обозначения объектов, точно так же, как в вашем доме есть веревка – основа, которой вы даете обозначение "змея".
Почему вы присваиваете ей это обозначение? Потому что вы убеждены, что у вас дома действительно существует змея. И все время ее боитесь... Чтобы избавиться от страха, что змея вас укусит, вам нужно освободиться от навязчивой мысли о том, что по вашему дому ползает змея. И поэтому, хотя змеи у вас дома нет, вам все равно необходимо отрицать ее существование. Таков ответ на этот вопрос. Несмотря на то, что объекта отрицания не существует, нам все равно нужно его устранить, потому что мы воображаем, что он есть.
Для этого вы должны в первую очередь установить, что такое объект отрицания, то есть змея. Что из себя представляет настоящая змея? Каковы ее свойства? Если эта змея существует, то она должна существовать так, что ее присутствие будет очевидным. И не обнаружив этих признаков, вы убедитесь: в вашем доме ее точно нет.
Что такое самобытие? Это ваша концепция о том, что воспринимаемое вами явление существует со стороны объекта, вне зависимости от наименования, данного ему вашей мыслью. Этот мысленный образ и есть объект отрицания.
Для того чтобы показать живым существам, каково реальное существование вещей, Будда привел один очень хороший пример, который, я уверен, расширит границы вашего мышления. Представьте себе, что на безоблачном ночном небе сияет полная луна. Ее отражение появляется на поверхности океана. Но как бы ни было прекрасно это отражение, в нем нет самой луны. Луна не погружалась в океан. То, что вы видите в океане – всего лишь ее отражение...
Попытайтесь понять, что таковы и все феномены. Отражение луны существует. Никто не говорил, что его не существует. Отражение луны имеет взаимозависимое происхождение. Оно возникает при соединении двух факторов – луны и океана. И несмотря на то, что это отражение кажется нам настоящей луной, оно пусто от истинно существующей луны. Взаимозависимое отражение луны не противоречит тому факту, что в нем отсутствует истинно существующая луна. Поскольку отражение луны имеет взаимозависимое происхождение, то есть зависит от луны и океана, оно не может быть истинно существующей луной. Поскольку это отражение пусто от истинного существования, оно должно быть взаимозависимым.
Подобным же образом существуют и все феномены – включая и геше Тинлея. Его рука – не геше Тинлей. Его рука подобна отражению луны. Его голова-не геше Тинлей. И одежда – также не геше Тинлей. И ум – не геше Тинлей, и речь – не геше Тинлей. Нет геше Тинлея, который существовал бы со стороны объекта. Как же он существует?
Он существует исключительно в силу наименования мыслью. Это наименование присваиваете ему не только вы. Он может существовать также в силу того, что сам дает себе наименование – "я".
Основами для обозначения "геше Тинлей" служат его живот, руки и все остальное, но самыми важными из них являются его лицо и его характер, так как без них вы не сможете отличить геше Тинлея от других.
Когда вы видите все эти характеристики, ваш ум моментально накладывает на эту основу обозначение "геше Тинлей". Затем геше Тинлей уже является вам существующим со стороны объекта, плотным и конкретным. Когда вы дотрагиваетесь до его руки, вы думаете: "Я прикасаюсь к геше Тинлею". Но в действительности вы прикасаетесь не к геше Тинлею, а к его руке. Рука – это не геше Тинлей. Вы не можете взять за руку самосущего геше Тинлея. К истинно существующему геше Тинлею вы также не можете прикоснуться, потому что он подобен радуге. Радугу схватить невозможно. Тем не менее, что является вашему уму? Образ конкретного, "истинно существующего" геше Тинлея. Это и есть объект отрицания.
На какой бы феномен вы ни смотрели, вы видите то же самое – как дети, которые видят отражение луны в океане и думают, что это сама луна, упавшая в воду... Объектом вашего восприятия служит видимость самобытия или истинного существования явлений. Удостоверение вами этой видимости как реальной, или цепляние за нее, возникает из-за веры в то, что вещи существуют именно так, как вы их воспринимаете.
Как вы помните, различают три вида восприятия. Первый из них – цепляние за являющуюся уму видимость объекта – называется неведением. Это значит, что вы воспринимаете отражение луны как некую самосущую, ни от чего не зависящую луну...
Второй вид восприятия – это простое познание объекта, без цепляния за его истинность. Это бывает, когда вы спокойны, умиротворены и настолько расслаблены, что вас клонит ко сну. Тогда вы, к примеру, удостоверяете существование "я", но не связываете с ним представления о самобытии. С другой стороны, вы не постигаете при этом и отсутствие у "я" самобытия. Подобное восприятие не является корнем сансары. Это просто концепция объекта.
Наконец, третий вид восприятия – это постижение отсутствия у объектов самобытия.
Подобное видение вещей появляется после познания пустоты. Именно тогда вы отчетливо поймете, что то, что вы видите в океане – всего лишь отражение луны...
Но отражение луны – это классический пример древности. В наше время хорошим примером может послужить кинофильм.
Когда вы смотрите какой-либо фильм, какими вам кажутся происходящие на экране события? Вы наделяете их реальным, истинным существованием. Когда герои фильма плачут, вы тоже плачете вместе с ними... С другой стороны, создатели этой картины знают, что все происходящее на экране – всего лишь проекция кинопленки. Несмотря на то, что герои фильма и его сюжет воспринимаются как бы существующими со стороны объекта, кинематографисты отдают себе полный отчет в том, что это не так.
Если вы имеете некоторое представление о процессе киносъемки, вы можете на минуту забыться, увлечься сюжетом, почти начать переживать из-за героев, но потом тут же поймаете себя на этом и скажете: "Как же глупо с моей стороны было забыть о том, что герой этой картины совершенно пуст от самобытия!" Зная, хотя бы даже в общих чертах, как создавался фильм, во время его просмотра вы будете осознавать пустотность героев от истинного существования.
Давайте проанализируем, как мы воспринимаем предмет, к которому у нас вот-вот возникнет привязанность.
Допустим, женщина увидела в магазине шубу и уже почти к ней привязалась. Какой ей кажется эта шуба? Она кажется ей красивой шубой, существующей со стороны объекта. И она думает: "Да, эта шуба действительно прекрасна". Она просит: "Можно мне ее погладить? О, я прикоснулась к этой шубе!"
Но к чему она в действительности прикоснулись? К каким-то электронам и протонам, которые также имеют номинальное существование. Она прикоснулась лишь к некой основе для обозначения объекта... Ведь в шубе нет ни единого атома шубы. В ней нет ни единого атома того, к чему действительно можно привязаться. Но если шуба лишена истинного существования, как же вы можете ее купить, а потом – носить? Буддисты не говорят, что шубы вовсе не существует. Она существует – номинально, как события кинофильма.
Можно сказать, что вся наша человеческая жизнь подобна сновидению – не полному, но сновидению. Где все те шубы, которые были у вас раньше? Сейчас их у вас больше нет... Разве у вас не возникает ощущение, что они вам приснились?
Однажды Будда рассказал своим ученикам о женщине, которой приснился сон, что она родила детей и была очень счастлива... Потом ее дети умерли, и она очень страдала... Но проснувшись, женщина поняла, что как ее счастье, так и страдание не имело под собой никакой основы.
До тех пор, пока вы не пробудитесь от сансарического сна, с вами будет происходить то же самое, что и с той женщиной. У вас будут рождаться дети, и вы будете испытывать счастье. Когда они умрут, вы непременно будете страдать. Этот процесс будет идти по кругу...
А когда ваш сансарический сон закончится, когда вы проснетесь, познав пустоту, то поймете, что как для временного счастья, так и для депрессии не было никакой основы. Ваш ум освободится от подобных понятий. Вам будет нечего достигать и нечего терять, потому что нет ничего истинно существующего, того, что вы могли бы достичь.
В настоящее время ваш ум постоянно рвется во внешний мир в поисках счастья. Он полагает, что где-то там, вовне, есть нечто, что может подарить вам счастье...
Но вы ничего не можете достичь, не можете даже прикоснуться ни к единому объекту, потому что вне вас нет ничего, что имело бы истинное существование. Все явления – лишь отражения вашего сознания, или данные им обозначения.
Теперь посмотрим на это с другой стороны. Если геше Тинлея не существует со стороны объекта, от кого же вы получаете учение? Учения не существует, вас не существует... Кто же тогда говорит, и кто слушает?
На самом деле все это не так. Геше Тинлей существует, и вы существуете. И учение о пустоте существует. Вы его слушаете, а я вам его даю. И все это происходит как будто в кинотеатре. Все это подобно отражению луны. Все это пусто от истинного существования.
Пустота геше Тинлея от истинного существования есть абсолютная истина, а взаимозависимый геше Тинлей есть относительная истина. Лама Цонкапа говорил: "Никогда не пренебрегайте относительной истиной". То, что геше Тинлей существует и вы существуете – правда. Если нечто существует, это не значит, что оно должно существовать непременно со стороны объекта.
Если геше Тинлей имеет взаимозависимое происхождение, от чего он зависит? От своих пяти совокупностей. В частности, основой для обозначения "геше Тинлей" является его тело. Следовательно, когда тело идет, можно сказать, что геше Тинлей идет. Нет никакого самосущего геше Тинлея, но номинальный геше Тинлей идет, потому что идет основа для его обозначения. Когда основа для обозначения "геше Тинлей" сидит, вы говорите: "Геше Тинлей сидит".
Ваша ошибка заключается в том, что чаще всего вы думаете, что сидит самосущий геше Тинлей. Такого геше Тинлея не существовало изначально. Но взаимозависимый геше Тинлей, подобный отражению луны, подобный радуге, может сидеть... Когда основа для обозначения "геше Тинлей" улыбается, вы говорите: "Геше Тинлей улыбается". Когда он вам мило улыбается, вы забываете, что он – всего лишь обозначение, данное вашим умом. Точно так же вы иногда увлекаетесь фильмом и полностью погружаетесь в происходящее на экране, забывая, что это всего лишь кино. Тогда вы верите в истинное существование воспринимаемых вами объектов и начинаете испытывать различные ощущения...
То же самое и с вашим "я". Когда идет одна из основ для его обозначения – ваше тело, вы говорите: "Я иду". Когда другая основа для обозначения – ваш ум – не способна правильно мыслить, вы говорите: "Какой же я дурак!" Как вы в это время себя воспринимаете? Вы называете "дураком" свое конкретное, самосущее "я".
Таким образом, займитесь анализом, стараясь понять, как вы воспринимаете свое "я" и как за него цепляетесь. Постарайтесь получше узнать самих себя. И тогда на каком-то этапе вас осенит: "Ага! Мое "я" является мне таким-то". Подобно этому, если вы будете смотреть фильм неосознанно, то увлечетесь и начнете плакать, переживать из-за героев, даже зная, что это всего лишь фильм. Но исследовав свое восприятие этого фильма, вы осознаете, что увидели в нем нечто, существующее со стороны объекта...
Вам необязательно медитировать над этим формально. Вы можете исследовать видимость своего "я" и окружающих явлений, даже занимаясь своими повседневными делами.
В это время постоянно проверяйте, как вы воспринимаете вещи и как цепляетесь за их самобытие. Тогда постепенно вам будет становиться все яснее: [b]каждое явление, в том числе и "я", видится мне как нечто, существующее со стороны объекта, вне зависимости от наименования мыслью.[/b] Это и есть объект отрицания. Вы должны понять, что эта видимость ложна, и ваше цепляние за нее также ложно.
Предположим, в ваш дом забрался вор и что-то украл. Вам известно только то, что вор – русский мужчина. Это верно. Но, с другой стороны, русских мужчин очень много. Как зовут этого вора: Андрей, Олег или Сергей? Чтобы определить его личность, вы должны суметь отличить Сергея от Олега. Если вы станете утверждать: "Вор – русский мужчина", то это будет означать, что вы еще не поняли объекта отрицания. Как все русские мужчины могут быть ворами? И может ли милиция арестовать всех русских мужчин? Если милиция посадит всех русских мужчин в тюрьму, это также будет крайностью нигилизма.
Итак, объект отрицания – это не что-то внешнее, существующее вне вас. Занявшись углубленным анализом, вы сможете распознать видимость самобытия и поймете, что присваиваете это самобытие всем окружающим вас явлениям.
Цепляние за объект отрицания – образ обладающего самобытием "я" – возникает в вашем уме спонтанно, без всякой на то причины, в те моменты, когда вы испытываете страх и другие сильные чувства. То, что вы в это время наделяете самобытием, и есть объект отрицания.
Я очень подробно объяснил вам, в чем заключается первое положение медитации на пустоту, так что сейчас мы на этом остановимся.
После выявления объекта отрицания вам необходимо перейти ко второму положению медитации.
Определение логического следствия*
* В западной логике – основной логической посылки. – Прим. ред.
Если объект (будующего) отрицания существует, из этого следует, что он может существовать либо среди основ для обозначения "я", то есть в пяти психофизических совокупностях, либо отдельно от них. Других вариантов не дано.
Установление несуществования объекта отрицания в пяти совокупностях
(Обратите внимание, что ищется отсутствие объективного "Я")
Если обладающее самобытием "я" едино с пятью совокупностями, то это противоречит логике. Поскольку "я" – одно, в этом случае пять совокупностей также должны представлять собой одно целое.
С другой стороны, так как совокупностей пять, и они различны, то, если "я" едино с ними, у вас должно быть пять различных "я".
Теперь допустим, что объект отрицания наличествует в одной из пяти совокупностей. Проанализируем, где именно можно обнаружить это конкретное "я", существующее со стороны объекта, вне зависимости от данного ему названия.
Сначала возьмем совокупность формы, то есть наше тело. Наша голова – не "я", руки – не "я", живот – не "я", ноги – не "я", внутренности – также не "я". Ни в одной части тела нельзя найти ни единого атома, который являлся бы этим "я"...
Если предположить, что все тело – это "я", то, поскольку тело состоит из различных частей, этих "я" должно быть много. А если "я" – одно, значит, и тело должно быть неделимым. Из всего этого следует, что тело – совокупность формы – не является тем конкретным, независимым и существующим со своей стороны "я", которое вы обычно воспринимаете.
Затем исследуйте совокупность ощущения. Приятное ощущение – это не "я". Неприятное ощущение – не "я". Нейтральное ощущение – также не "я". Если бы приятное ощущение было "я", то, по логике, "я" всегда ощущалось бы вами как нечто приятное. Если бы им было неприятное ощущение, то "я" не могло бы испытывать никаких приятных чувств... Очевидно, что в совокупности ощущения "я" не существует.
Далее проанализируйте совокупность различения. Это способность отличать одно от другого: "Это хорошо, это плохо..." Каждая из вещей, которые мы различаем, не похожа на остальные.
Если бы ваше "я" являлось этой совокупностью, то, поскольку "я" – одно, для вас все было бы единым, и различающей способностью вы бы не обладали... Из этого вы делаете вывод, что отождествление "я" с совокупностью различения – это также логическое противоречие.
После этого исследуйте совокупность волевых импульсов. Это кармические отпечатки, или ментальные факторы, относящиеся ко вторичному сознанию – любовь, сострадание и так далее...
Вы выясняете, что ни один из кармических отпечатков и вторичных видов ума не является "я". Позитивная карма – это не "я", и негативная карма – не "я", так как это опять же противоречит логике. Исследовав все свои чувства, вы понимаете, что ни в одном из них нет ни атома самосущего "я". Вам становится ясно, что и в этой совокупности "я" нет.
Наконец, в ходе своих поисков вы изучаете пятую совокупность – совокупность сознания. К ней относятся шесть первичных видов ума – ментальное сознание, зрительное сознание и так далее...
Ни одно из них не является "я". Логика здесь та же: если "я" – это совокупность сознания, то поскольку первичных видов ума шесть, должно быть шесть "я". Но каждый из шести видов первичного сознания существует отдельно от всех остальных; они не одно и то же.
Ментальное сознание здесь заслуживает особого рассмотрения, поскольку многие философы древности считали, что именно оно является "я". Они верили, что именно поток ментального сознания переходит из одной жизни в другую. Однако и ментальное сознание – не "я". Если бы оно было вашим "я", то, поскольку ментальное сознание невидимо для других, вас никто не смог бы увидеть... Так что это также логическое противоречие.
Кроме того, поток ментального сознания состоит из отдельных моментов, где каждый предшествующий момент отличается от последующего. Если один момент сознания отличается от другого, то какой именно момент можно назвать самосущим "я"?
Если обладающее самобытием "я" – это один момент ментального сознания, то оно уже не может являться другим его моментом. С другой стороны, поскольку ментальное сознание состоит из множества различных моментов, то "я" также должно быть много. Итак, вывод ясен: в ментальном сознании "я" не существует.
В результате такого анализа вы придете к заключению, что среди пяти совокупностей нет ни единого атома, ни единого момента сознания, который был бы объектом отрицания – "я", обладающим самобытием.
Более того, соединение этих пяти совокупностей также не является "я". Некоторые, например, считают, что чай – это соединение воды, заварки, молока и сахара. Когда вода, заварка, молоко и сахар смешиваются, на первый взгляд кажется, что они образовали особое новое вещество – "чай". Но на самом деле цвет чая – это просто сочетание других цветов. Ничего субстанционального в этом чае нет. Чай – это всего лишь название, данное основе – соединению всех его компонентов.
Подобно этому, соединение пяти совокупностей – не само "я", а лишь основа для его обозначения.
Итак, в вас должна зародиться сильная убежденность в том, что обладающего самобытием "я" в пяти совокупностях не существует.
Установление несуществования объекта отрицания вне пяти совокупностей
Вне пяти совокупностей также нет того "я", которое чувствует себя их хозяином и говорит: "Это моя совокупность ощущения, это моя совокупность формы" и так далее.
Нет "я", которое царило бы где-то над вашей головой, обозревая ваши пять скандх. Такое "я" – это также заблуждение.
Если бы оно существовало, то стояло бы особняком, отдельно от ваших тела и ума. Но в этом случае вы не могли бы сказать: "я иду", поскольку "я" не было бы связано с вашей совокупностью формы. Вы не могли бы сказать: "я думаю", так как "я" не имело бы ничего общего с вашей совокупностью сознания.
Если бы "я" существовало вне пяти совокупностей, вы не могли бы установить взаимозависимость, или относительную достоверность вашего "я" – то, что "я" способно ходить, сидеть, чувствовать... И окружающие не могли бы вас воспринимать, поскольку они видят только вашу совокупность формы – одну из основ для обозначения "я".
К тому же, если бы "я" существовало отдельно от пяти совокупностей, его можно было бы обнаружить – например, над вашей головой или где-либо еще... Но если вы ищете подобное "я" и не находите его вне своих пяти скандх, то из этого явственно следует, что отдельно от основы для обозначения "я" никакого "я" нет.
Вывод. В результате такого анализа вы приходите к убеждению, что "я", обладающего самобытием, нет ни в пяти совокупностях, ни отдельно от них.
Ваш ум постигает, что того объекта отрицания, который вы воспринимали изначально, вообще не существует.
Познание пустоты не лишает этот объект существования, [color=red]потому что его никогда и не было...
Его не было в прошлом, нет теперь, и в будущем никогда не будет. Вы говорите себе: "Из-за своего неведения я верил в то, чего никогда не существовало. Но когда я провел анализ, то обнаружил, что самобытия не было, нет и не будет". [/color]
Сохраняя эту непоколебимую убежденность, вы сосредоточиваетесь на простом отсутствии объекта отрицания. То отрицание, которое вы производите, называется "неаффирмативным негативом", или "отрицанием, вместо которого ничего не утверждается". Вы погружаетесь в медитативное равновесие, подобное пространству.
Почему это состояние уподобляют пространству? [b]Пространство – это простое отсутствие формы.
Подобно этому, медитация на пустоту – простое отсутствие отрицаемого[/b], взамен которого ничего не утверждается.
Путем простого отрицания вы открываете для себя реальность. Пребывайте в этом переживании реальности, то есть на отсутствии самобытия, с помощью шаматхи – однонаправленного сосредоточения.
Помните, что медитативное равновесие при созерцании пустоты обязательно должно сопровождаться двумя факторами. Это, во-первых, пустотность восприятия, когда вам не является ни один объект относительного мира, даже ваше взаимозависимое, чисто номинальное "я", и, во-вторых, глубокая убежденность в пустоте от самобытия.
Оставайтесь в этом медитативном равновесии как можно дольше. Затем, когда ваша убежденность начнет ослабевать, вернитесь к основным положениям анализа, доказывающим несуществование объекта отрицания, и быстро повторите их про себя. Когда уверенность снова обретет силу, вновь сосредоточьтесь на пустоте. Просто расслабьте свой ум и пребывайте на этом отрицании, как вода в чаше. Когда вода в чаше успокаивается, в ней появляется ясное отражение луны...
Точно так же, когда поверхность вашего ума неподвижна, в нем отражается пустота.
Но эта пустота также иллюзорна и существует лишь номинально... Поэтому не думайте, что являющаяся вам пустота есть "истинная" пустота, не цепляйтесь за нее. Если вы уцепитесь за нее, это будет ошибкой – "цеплянием за истинность пустоты". Не настраивайтесь на то, что вы должны познать некую конкретную пустоту, кроме которой ничего не существует.
Пустота – это простое отсутствие объекта отрицания – самобытия явлений.
Если вы будете культивировать эту медитацию, то день от дня она будет все стабильнее, а убежденность в пустоте – все сильнее...
Если вы уже достигли шаматхи, или безмятежности ума, то с ее помощью вы сможете развить випашьяну. А если нет, то посредством аналитической медитации на пустоту вы постигнете воззрение и постепенно избавитесь от возбуждения и вялости ума, развив в себе шаматху – способность к беспрепятственному однонаправленному сосредоточению на отсутствии самобытия.
На первых порах не занимайтесь однонаправленной концентрацией на пустоте более пяти минут – это будет пустой тратой времени.
Иначе вы будете воображать, что медитируете на пустоту, но на самом деле увлечетесь неконцептуальной медитацией. Вы должны найти объект отрицания, устранить его и пребывать на этом отрицании. Таким образом вам следует поддерживать это медитативное равновесие. Тогда постепенно пустота станет для вас все более понятной.
взаимозависимое происхождение
В аналитической медитации на пустоту используют различные логические рассуждения, и для максимального эффекта вы должны применять их все.
Однако царем всех этих рассуждений считается обоснование взаимозависимого происхождения. Оно гласит: "я"пусто от самобытия (безобъектно), поскольку "я" имеет взаимозависимое происхождение. Я неоднократно приводил это рассуждение раньше, но сейчас повторю его для удобства вашей медитации.
Как известно, под самобытием "я" подразумевается "я", существующее со стороны объекта, вне зависимости от обозначения мыслью.
Если нечто зависит от обозначения мыслью, оно уже не может существовать самостоятельно, или "по своей природе". Оно искусственно, поскольку не является независимым или самосущим.
Если "я" существует со стороны объекта, вне зависимости от обозначения мыслью, то есть имеет самобытие, то "я" не должно зависеть от обозначения мыслью.
Но вполне очевидно, что "я" существует в зависимости от обозначения мыслью.
В данном случае, когда мы говорим о взаимозависимом происхождении, мы имеем в виду три его уровня.
Первый, грубый уровень взаимозависимого происхождения – это зависимость от причин. Поскольку "я" зависит от причин, может ли оно существовать со стороны объекта, независимо от всего остального?
Причина возникновения "я" – это не само "я". Так как его возникновение зависит от других факторов, "я" не может существовать со стороны объекта.
Итак, поскольку "я" зависит от причин, следовательно, оно не может быть независимым, потому что зависимость и независимость – это дихотомия.
Второй уровень взаимозависимого происхождения – это зависимость от частей.
В отличие от первого уровня взаимозависимости, который верен лишь для непостоянных объектов, второй уровень распространяется на все феномены – как непостоянные, так и постоянные. Пространство, например, не зависит от причин, но зависит от своих частей или направлений – южного, северного и так далее. Поэтому оно не может быть независимым и существующим со стороны объекта.
Подобно этому, "я" зависит от своих частей – то есть пяти совокупностей, а также частей этих совокупностей. Исходя из этого, вы говорите: ""Я" не существует со стороны объекта, поскольку оно зависит от пяти совокупностей".
Наконец, третий уровень взаимозависимого происхождения – это зависимость от обозначения мыслью.
Все феномены пусты от самобытия, потому что они зависят от обозначения их мыслью. Они представляют собой всего лишь название, присвоенное неким основам.
Поскольку все феномены существуют номинально, и "я" – это всего лишь ярлык, присвоенный телу и уму, как может "я" существовать со стороны объекта, вне зависимости от обозначения мыслью?
Зависимость от обозначения мыслью и независимость от обозначения мыслью, то есть существование со стороны объекта- это несовместимое противоречие.
Итак, "я", несомненно, является обозначением, которое мысль накладывает на достоверную основу.
Поскольку "я" существует номинально, оно совершенно определенно пусто от самобытия.
Поскольку "я" пусто от самобытия, оно должно иметь взаимозависимое происхождение и существовать номинально.
Номинально существующее "я" и "я", пустое от самобытия – это не противоречие.
Субстанциональное "я" не могло бы быть пустым от самобытия, потому что его субстанцию можно было бы обнаружить.
Но поскольку никакого субстанционального "я" нет, поскольку "я" существует лишь номинально, то, если вы не находите его в процессе анализа, в этом нет противоречия, так как нечто номинальное во время поиска обнаружить невозможно.
Следовательно, между абсолютным и относительным существованием нет никакого несоответствия. Понимание относительного существования "я" помогает вам понять его абсолютное существование.
Что такое относительное существование "я"? Это "я", существующее просто номинально, но, тем не менее, тесно связанное с достоверной основой для его обозначения.
Что такое абсолютная природа "я"?
Поскольку "я" зависит от обозначения мыслью, оно не может существовать со стороны объекта, вне зависимости от обозначения мыслью.
Подобное "я" пусто, то есть сфабриковано вашим умом. Вы воспринимаете его, но в действительности его не было, нет и не будет. Пустотность от самобытия и есть абсолютная истина.
Из всего этого вы делаете вывод: "Поскольку "я" зависит от обозначения мыслью, оно не может иметь самобытия. Это невозможно, потому что "я" – это ярлык, который накладывается на пять совокупностей.
Так как "я" – ярлык на пяти совокупностях, ни одна из них и ни одна из составляющих эти совокупности частиц не может быть "я", существующим со стороны объекта, вне зависимости от обозначения мыслью. Поэтому я полностью уверен в том, что "я" пусто от такого способа существования"
Когда у вас появится нерушимая убежденность в пустоте, когда вы ясно и отчетливо поймете для себя логику, связанную со взаимозависимым происхождением, то не сможете сдержать слез.
Осознание иллюзорности явлений в повседневной жизни
Во время постмедитативного периода вы должны поддерживать в себе осознание любой видимости как иллюзорной.
По-настоящему иллюзорными явления предстанут перед вами только тогда, когда ваша убежденность в пустоте станет непоколебимой – и естественным образом, в силу этой убежденности, любая видимость явится вам как нечто, подобное иллюзии. Но добиться этого сразу же вы не сможете.
Поэтому для начала во время постмедитативных периодов исследуйте: какими вам кажутся явления, и как они на самом деле существуют? Скажите себе: "Все это подобно отражению луны в воде. Я воспринимаю вещи как нечто существующее со стороны объекта, но на самом деле они имеют взаимозависимое происхождение, существуют просто номинально".
Когда вы смотрите телевизор, иногда вы забываете о том, что все происходящее в фильме – иллюзия. И если на экране телевизора вдруг возникнет искаженное злобой лицо человека, который заорет вам: "Дурак!" – вы рассердитесь и выключите телевизор. Но когда вы поймете, что все это нереально, иллюзорно, то вам станет все равно: пусть говорят что угодно. Тогда слова останутся для вас просто словами... Они не причинят вам сердечную боль. Ваш ум пребудет в покое. Так будет происходить процесс вашего исцеления.
Постигнув, что такое иллюзорная видимость явлений, вы поймете также и то, что существует огромная разница между иллюзорной видимостью и полной галлюцинацией. В иллюзорном существовании непреложно действует закон причины и следствия. Не думайте, что из-за иллюзорности явлений можно пренебречь кармой. Карма существует, однако она так же, как и все остальное, подобна иллюзии. Все ваши переживания иллюзорны, но они существуют.
Когда Будда сказал, что все подобно иллюзии, подобно сновидению, Ананда возразил ему: "Известно, что тот, кто совершил убийство во сне, не накопил негативную карму. Раз так, то убийство в состоянии бодрствования также не принесет негативной кармы, – ведь и это подобно сну". В ответ Будда произнес: "Живое существо, которое убивают в сновидении, не обладает иллюзорным сознанием. Это всего лишь мысленный образ, который возникает во сне. Но в бодрствовании, хотя живые существа подобны иллюзии, они, тем не менее, наделены иллюзорным сознанием. Поэтому, если их убить, они испытают иллюзорное страдание".
Самобытия у страдания нет, но иллюзорное страдание существует. Следовательно, в результате убийства вы накопите иллюзорную карму и должны будете встретиться с ее иллюзорными последствиями... Итак, каждый феномен существует лишь номинально, но взаимосвязь между причиной и следствием бесспорна.
Заключение:
Я надеюсь, что эта книга принесет пользу многим людям. То, что я вам передал - подобно ключу, которым вы сможете открыть ларец с сокровищами . Используйте эти знания, но не для того, чтобы поразить других своим интеллектом или произвести на них впечатление.
Не демонстрируйте это лекарство, а принимайте его, чтобы побороть свои омрачения.
http://www.psylib.ukrweb.net/books/tinle01/index.htm