Дживанмукта-гита
Песня освобожденного при жизни
Веди меня от нереального к Реальному
Веди меня от тьмы к Свету
Веди меня от смерти к Бессмертию
Снова и снова я смиренно восхваляю То великое Существо, Которое пронизывает всё творение, сияет повсюду как Сознание, извечно Свободное, Свидетель всех действий, истинное Знание и ничем не отличающееся от моей собственной высшей Сущности.
Получение освобождения ещё при жизни тела называется дживанмукти. Оно означает вполне определённое состояние сознания. Если бы это состояние освобождения отождествлялось со смертью физического тела, то тогда это освобождение, которое бы наступало в результате смерти физического тела, в равной мере достигалось бы и животными, такими как собаки и свиньи.
Джива (индивидуальное я) – это - Сам Шива (Всеобщее Я, Бог). Таким образом, джива зрит себя во всех существах и испытывает единство со всем сущим. Тот, кто видит только эту истину в жизни, считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Как солнце освещает весь мир, так и пронизывающий все творения и неотделимый от них Брахман (Бог) озаряет весь мир. Тот, кто осознаёт это, считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Как луна, которая кажется множественной, отражаясь в воде прудов, озёр, рек и горшков, и всё же при этом является одной единственной сущностью, так и Атман – высшее «Я» – кажется множественным, когда Он принимает различные формы (и всё же является при этом единым и абсолютно неделимым). Только тот, кому ведома истина Атмана, считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Брахман неотъемлемо присущ всему сущему. По этой причине в Нём нет ни различий, ни тождественности, или, другими словами, Он не может быть определён в терминах различий, отсутствия различий или различия-тождественности. Тот, кто зрит Брахмана именно таким, считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Природа Реальности такова: тонкое тело превосходит ограничения пространства. Всевышнее Существо – душа в этом тонком теле. Я – и актёр и переживание. Тот, кто знает, что это так, считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Тот, кто поднялся над чувствами, умом и разумом и осознал своё внутреннее наивысшее «Я» (стал Атма-джнани), считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Тот, чья деятельность свободна от огорчения и страстной увлечённости, и для кого нет ни приемлемого, ни неприемлемого, считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Тот, кто пришёл к заключению: «Мне не известна какая-либо деятельность, которая считалась бы предписанной священными писаниями», или, другими словами, тот, кто никогда не воспринимает себя совершающим деяние при совершении какой-либо деятельности, и понимает, что деятельность как таковая – это Сам Брахман, считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Тот, кто осознаёт и воистину зрит Всевышнего Господа всего творения в образе Того Духа, Который пронизывает всё пространство и, следовательно, всех существ – средоточий деятельности, считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Джива каждого из творений, существующих с незапамятных времён, – это - Сам Шива. Поэтому джива неуничтожима. Познавший эту истину и не испытывающий ненависти ни к одному существу считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Высшее «Я» – это Гуру. Это ты сам. Оно – всё это. Оно – всепронизывающий Дух. Ничто не может нанести ему вред. Таким образом, джива и Шива – одно. Следовательно, они не могут ни уменьшиться, ни увеличиться. Тот, кому ведома эта истина, считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
То, что мудрые зрят посредством внутреннего самоисследования – это их Ум. Когда Ум сосредотачивается на Со-хам – «я есмь – То», он становится Тем. Этот Ум при медитации на «я есмь – То» – это Сам всепронизывающий Шива. Тот, кому ведома эта истина, считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
То, что мудрые зрят посредством медитации – это Дух. Этот Дух называется духовным осознанием и Умом мудреца. Он также называется Пустотой (Шуньей), разрушением (Лайей) и полным разрушением (вилайей). Тот, кому ведома эта истина, считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Тот считается дживанмуктой – освобождённым при жизни, чей Ум всегда наполнен блаженством в результате осознавания, созерцания и медитации, кто всегда пребывает в медитации и свободен от двойственных представлений о бремени и освобождении.
Только тот мудрец, чей Ум поднялся над качествами (гунами) его природы, всегда пребывает в блаженстве, источник которого находится внутри него самого. Такой мудрец, наслаждающийся осознанием Брахмана, считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Узревшие посредством медитации внутренний Свет в своём духовном сердце превзошли Ум и подчинили его. В результате они видят Реальность как Со-хам и Хам-са – «То - есмь я» и «я есмь – То». Тот, кто осознаёт свою Высшую Сущность подобным образом, считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Шива (божественный принцип), шакти (вселенская энергия), микромир, макромир, поле сознания, сердце и безрассудная страсть – всё это в равной мере одна только Высшая Сущность, Атман. Тот, кто осознаёт эту истину, считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Тот мудрец, который превзошёл состояния бодрствования (джаграт), сна со сновидениями (свапна) и глубокого сна без сновидений (сушупти) и всегда пребывает в четвёртом (турия) трансцендентальном состоянии сознания, чей Ум всегда медитирует на Со-хам – «я есмь – То» и растворён в этом переживании, считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Ум, осознающий себя как – То, через переживание Со-хам, пребывает в извечном Духе, будучи подобным бусине, нанизанной на нить Запредельного Сознания. Реальность, представленная мантрой Со-хам, – это - Сам Запредельный Брахман. Она бесформенна. Тот, кому ведома эта истина, считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Ум обусловливает восприятие множественности и различий мирскими людьми и восприятие единства мудрецами. Тот, кто не воспринимает воображаемую множественность и утвердился в восприятии единства, считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Тот, чей Ум осознал эту мудрость и всегда твёрдо придерживается положений этого Учения, ведущего к духовному совершенству, в результате достигает мокши и считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Практикующий йогу обретает превосходный Ум. Поскольку он отрёкся от всего преходящего, внешне он напоминает того, кто пребывает в бездействии. Тот, кто отринул всё преходящее и внешнее, считается дживанмуктой – освобождённым при жизни.
Так заканчивается песня о дживанмукте, спетая Шри Даттатреей.