Потенциальный барьер
автор Энмеркар
"Вода поистине
бескрайней кажется
тому, кто в путь вышел
на судне неверном,
волны морские
их сильно страшат,
а волн жеребец
узде не послушен"
Нейтральность на уровне форм проявляется стихией Бессознательного, нейтрализующей в себе сознательные порывы, являющейся их источником и бездной, в которой они тонут.
Это представление закономерно символизируется понятием водных глубин, и Руна Лагуз (вода, озеро, позднее — logr — водопад) выражает потоки сил, текущих из глубин Бессознательного и в эти глубины.
Мифологически эта Руна соответствует Отцу Ванов Ньёрду и его дочери Фрейе.
Ньёрд, чья сила выражается в Ветрах над Морем, является бинерным соответствием Подземных глубин, богом Небесного Океана, рождая Над-сознательную часть Бессознательного и, таким образом, является Отцом Ванов в том же смысле, в котором Один является Отцом Асов (Сознания). То, что Ньёрд, помимо собственного жилища в Ноатуне, обитает в Асгарде, указывает на его тесную взаимосвязь с Асами, оформляющим началом Мироздания.
Неуправляемый аспект Над-сознаия — Эгир, Йотун, правящий морскими глубинами, устанавливает связь Принципов Лагуз с Изначальной стихией бессознательного.
Фрейя, прекраснейшая богиня, дочь Ньёрда и сестра-близнец Фрейра, составляет вертикальную Пару с Одином (как Фригг — горизонтальную), уравновешивая Творческое начало Великого Аса силой Пластичности, всеединства.
Недаром Фрейя была предметов вечного вожделения Йотунов, она, рождающая Под-сознательную часть Бессознательного, ближе к ним, порождениям изначального Хаоса, чем кто бы то ни было из богов. Неуправляемый аспект Лагуз в этом аспекте — это власть его порывов над сознанием, управляемая Асиньей Лофн.
Таким образом, к символическому полю Лагуз относится как индивидуальное, так и коллективное бессознательное, до-человеческое, безмолвное знание, глубинное ощущение потока жизни, а также стихия Сновидения.
Сновидение, чей мир находится почти всецело в стихии Лагуз, вообще хорошо подчиняется законам, символизируемым этой Руной: оно дает опыт только при условии контроля над ним, в противном случае — его стихия играет сознанием, как разбушевавшееся море — кораблем. Именно образ корабля, ощущающего жизнь на морских волнах, очень точно отражает взаимоотношения Сознания и Бессознательных просторов Сновидения. Плохо приспособленный или мало управляемый корабль обречен либо быть поглощенным морем, либо быть выброшенным на мель, в то время, как хороший корабль, твердо слушающийся руля, доставит из-за моря невиданные богатства и чудеса.
Графическое начертание Лагуз указывает на наличие барьера в переходе потенциальных сил к актуальной реализации: для того, чтобы получить выигрыш энергии, некоторое количество силы нужно сперва затратить. Поэтому переход от смерти к возрождению (на любом уровне) в сфере Лагуз требует активного поиска пути.
Кроме того, включая представление об Интуиции (в ее глубинном смысле) Лагуз определяет способность к воображению, медиумизму и вообще высокой восприимчивости.
В то же время, напоминание о Барьере не лишне и тут: все, что находится в стихии Лагуз, безопасно только постольку, поскольку управляемо.
Еще одним представлением, относящимся к стихии Текущих Вод Лагуз, является идея Великого потока органической жизни, волн этой жизни и ее водоворотов. Поэтому жизненная энергия (в ее текущем аспекте), органическое развитие также входят в сферу Лагуз.
Графически Лагуз соотносится не только с Манназ (который может быть рассмотрен как сумма двух Лагузов), но и с Ансузом, лишенным одной из перекладин (поскольку бессознательное — это еще не все человеческое существо), и с Урузом, также лишенным одного из корней (поскольку Лагуз соответствует жизненным аспектам Нави, ее переходу в Явь).
В связи с вышеизложенным понятно, что магическое применение Лагуз включало развитие интуиции, контроль над сно- и просто видениями, а также нахождение душевного равновесия. Кроме того, Лагуз помогает поискам скрытого, переводя потенциальное в актуальное.
Вероятно, что Сигрдрива отнесла Лагуз к «Рунам целебным», имея в виду ее отношение к источникам жизни, а Голова Мимира указала, что эта Руна украсила «волчьи когти», подчеркивая единство жизни и смерти.
Вместе с тем, неумелое применение Лагуз делает восприимчивость чрезмерной, а человека — капризной игрушкой бессознательных порывов. В этом аспекте Лагуз соответствует Кораблю Нагльфар, везущему мертвецов для битвы с богами, отражая победу бессознательного над сознанием.