К вопросам о самореализации

Объявление

Форум переехал ----> http://selfrealization.info

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Тема Ciati

Сообщений 1 страница 10 из 14

1

Вопросы психологии

Во избежание дискуссий на тему "а кто просветляется" поясняю, что речь идет не о мнимых личностях, а о психологических процессах в проявленном бытии, развивающихся по законам психологии. Психика есть энергетическое тело, подобное физиологическому телу, и своими болезнями причиняет страдания. Мотивами самореализации являются обычно стремление к осознанию истины, стремление к избавлению от страданий и к освобождению от иллюзий. Эти мотивы полностю реализуются только в случае непатологического развития процесса реализации.

К недуальности чаще всего приходят люди с психологическими проблемами, неврозами, внутренними конфликтами, комплексами. Те, для которых со-существование со своим эго мучительно и приносит страдания. Пробуждение, осознание эго-центра, вокруг которого вращаются страхи и внутренние конфликты, нереальным, освобождает от большей части тревог и страхов на сознательном уровне. Если психика более-менее здорова, пробуждение со временем проникает и в бессознательные слои и в целом действует благоприятно, гармонизируя сознательное и бессознательное, устраняя внутренние конфликты и тревогу. Для нездоровой психики пробуждение часто выливается в патологические формы, неврозы и психозы лишь меняют форму, находя для себя удобный способ выражения в новой парадигме. Часто это выражается в фанатичном уходе от реальности во «внутреннюю жизнь» и интенсивную религиозную практику (религиозный невроз), часто — в высокомерие и подсознательное чувство духовного превосходства. В экстремальном случае развивается мания величия, характерная для многих «гуру» и характеризующаяся болезненным высокомерием, непоколебимой убежденностью в собственной правоте и бурной деятельностью по проповедыванию своего учения (при том что учение само по себе может быть вполне верным). Трудность в том, что в силу сопутствующей этим состояниям внутренней убежденности, таким людям практически невозможно обьективно и трезво посмотреть на себя со сороны и осознать болезненное состояние своей психики.

Освобождение от иллюзий происходит на первых порах лишь на сознательном уровне психики, требуется длительное время для его интеграции с бессознательным, и эта интеграция может быть успешной только при отсутствии патологических форм, в при которых бессознательное эго приспосабливается к новой сознательной парадигме и блокирует процесс самореализации на уровне бессознательного. Весь опыт психологии прошлого века говорит о том, какой властью обладает над человеном бессознательное, и наивно было бы полагать, что бессознательное так просто сдаст свои позиции и «просветлится». Как бы не была очевидной потеря индивидуальности на сознательном уровне, как бы не виделось недуальное единство всего, тот факт что, даже просветленные люди в своих снах ощущают себя отдельными личностями, говорит о том, что эго со своей иллюзией личности, с базовыми мотивами и инстинктами, преспокойно продолжает жить на бесознательном уровне, игнорируя все новое видение сознательного уровня и саботируя его. (Исключением здесь являются гуру с манией величия, у которых бессознательное эго полностью входит в роль «самреализовнного гуру», и действительно самореализованные люди, в которых произощла полная дезинтеграция бессознательного эго). У бессознательного эго есть множество стратегий. Одна — яростное сопротивление, затягивание сознательного назад в прошлый образ дуального мышления (навязчивые мысли и эмоции дуалистического содержания). Другая стратегия — подстройка под новый образ себя и новый образ жизни, удовлетворение своих базовых самолюбивых мотивов в новых взглядах и мировоззрении («я есть Бог», «я более просветлен чем многие другие», «я могу делать что захочу, законы и мораль ко мне не применимы» и проч), при этом бессознательное эго может совершенно оставить генерацию навязчивых мыслей и эмоций дуалистического содержания, что будет способствовать укреплению уверенности в «продвинутости» и «просветленности».

Но это не обязательно является проблемой. Наличие базовых мотивов и инстинктов в психике является данностью, ее следует принять и с ней сосуществовать. Надо просто быть бдительными и не пренебрегать присутствием бессознательного. Лучшая стратегия здесь проста — распознавать его присутствие, его мотивы, действия, эмоции и образы им производимые, не подавляя их и не заталкивая обратно в подсознание (это проигрышный вариант), но и не позволяя сознательному поверить им, не позволяя им захватить властьнад сознательным, развиваться в нем и действовать. Опыт показывает, что простое осознание и распознавание эмоций и мыслей, поднимающихся из бессознательного, и стоящих за ними мотивов, без осуждения, достаточны. Остальное разрешится со временем, психика должна прийти в равновесие, внутренние конфликты разрешиться, а на это требуется время и внутренняя работа.

2

Ciati написал(а):

Всё и ничто

Я есть единственное, что существует. Весь мир появаляется и исчезает во Мне, весь мир есть Я. Я смотрю на него и знаю его, но смотрю только на Себя и знаю только Себя. Ничего кроме Меня нет, мир существует только в Моем воображении, он есть лишь формы моего единого сознания. Этот мир реален и не реален. Он реален как проявляюшийся во Мне, он не реален потому, что не существует сам по себе, а есть лишь Мое воображение. Я есть самоосознающий океан, проявленное есть волны на моей поверхности.

Воображаемый Мной мир развивается по законам, которые а нем заложены. В нем возникают разумные существа, способные мыслить и чувствовать и способные осознавать себя, осознавать свое существование, присутствие своего я-сознания. знать свои мысли и чувства. Но у них не может быть своего собственного я-осознания, собственного знания мыслей и чувств. Когда они думают, что смотрят на проявленный мир, знают его и знают себя, это Я в них смотрю на мир и знаю. Я-осознание только одно во всем мире, и оно есть Я. Бытие только одно во всем мире, и оно есть Я.

Разумные существа думают, что каждый из них – отдельное существо со своим собственным осознанием себя. Они не сознают, что это их илюзия, что их осознание тождественно осознанию всего мира и тождественно Мне. Но это не их вина, у них нет вины и нет выбора, потому что нет того, кто выбирает. Мир иллюзий и разделенности был задуман Моей творческой силой, и он прекрасен таков, каков он есть, в нем нет недостатка или ошибки. Иллюзия разделения естественна,  но вызывает у разумных существ страдания, что также естественно приводит их в свое время к пробуждению, освобождению от страданий, осознанию иллюзорности разделенности мира на отдельные обьекты и индивидуумы, осознанию Меня как их собственного бытия и осознанности. Мир естественно развивается от неразумных форм к разумным, а разумные формы развиваются от заблуждения и забвения Меня к осонанию собственного бытия как единого Меня. В первом нет зла, во втором нет добра. Никто не призывается к пробуждению, потому что некого призывать и некому пробуждаться, но все разумное будет пробуждено в свое время, потому что таково развитие проявленного мира.

Мир таков каков он есть, он так задуман и в этом он великолепен. Мое создающее мир начало, Моя творческая сила бесконечно любознательна , она любит играть сама с собой, разыгрывать бесконечно разнообразные сценарии, скрываться от себя, забывать и терять себя, и снова находить. Она есть знание, но хочет испытать заблуждение, она есть любовь и блаженство, но хочет испытать ненависть и страдания, она едина, но хочет испытать двойственность. Но никто не страдает и ничто не разрушается, потому что нет никого, кто бы страдал, и нет ничего, что бы разрушалось.

Сама творческая сила существует лишь в Моем сознании и есть лишь одна из Моих форм. Я есть чистая осознающая потенция. Будучи в сущности ничем, Я есть все и все есть Я. Я есть самоосознающая субстанция всего. Слова не могут описать Меня, разум не может познать Меня. Все проявленное во мне есть лишь случайная игра света и тени в Моем сознании, лишенная собственного существования, смысла и цели, игра, в которой происходит все и не происходит ничего.

3

Варианты практики.

Практик для пробуждения множество, то что быстро срабатывает для одних может быть ловушкой для других, поэтому если не получаются одни (конечно, после длительного периода попыток), можно пробовать другие. Варьирование практики хорошо еще и тем, что позволяет понять, что концепции, присутствующие в этих практиках, но отличающиеся от практики к практике, являются лишь временными и вспомогательными, и таким образом от этих концепций становится легче избавиться. Все недуальные практики по сути очень близки и указывают на одну и ту же реальность, но предлагают лишь разные варианты путей осознавания ее и путей разрушения иллюзий ума.

Предлагается такой вариант практики. Здесь отсутствует вопрошание «кто я». Это не потому что атма-вичара чем то плоха, а просто как альтернативный вариант, для тех, кто потратил годы на вопрошание «кто я» или дзенские медитации и ни к чему не пришел. Конечно нет гарантий что и эта практика сработает. Лучше начинать в состоянии покоя и медитации, когда можно сфокусировать внимание на отдельных ощущениях или мыслях, когда они не следуют сплошным потоком. Потом эта практика легко переносится на повседневную жизнь. Практику можно проводить в несколько этапов так как они разбиты внизу по пунктам. 
Итак:

1. Во время покоя или медитации: при возникновении любого ощущения или мысли замечайте, что это ощущение или мысль вам известна, она вами знается. Всегда любое ощущение или мысль известны, иначе как вы можете сказать что они вами были испытаны? Заметьте, что и сами ваши мысли известны, что каким-то образом знается, известно, что мысли происходят, и известно их содержание. А теперь попробуйте найти кому они известны. Кто этот субьект, которому они известны, который их испытывает? Возникает мысль что «это я», они «мне» известны. А теперь увидьте, что сама эта мысль что «они известны мне», что есть некий «я-субьект» - сама есть мысль и сама известна. Так кому же она известна? Кто ее знает? Это «нечто что знает» невозможно найти, потому что как только вам кажется, что вы это «нечто» нашли, оно в тот же момент становится известным, и вы осознаете, что это лишь еще одна мысль, которая известна, но тот, «кому» она известна, не находится. Вы начинаете понимать, что это «я», осознающий, думающий и делающий субьект, существование которого было всегда для вас очевидным и вы всегда в него верили, есть лишь некая идея или интуитивное ощущение, но это ощущение известно, а кому оно известно уже становится непонятным, вы не можете этого субьекта найти. Нот сам факт что все, что внутри вас происходит, известно – этот факт все равно остается быть, и эта известность никогда не прекращается, она неустранима и несомненна. Известность есть, а субьекта, «меня», кому это известно, нет! Вот это парадокс!

2. Попробуйте остановить мысли и быть в полном покое без ощущений. Теперь нет ничего ЧТО было бы известно. Но удивительно то, что сама известность того факта, что ничего нет, все равно присутствует. Увидьте что эта известность никогда не прекращается и никогда не меняется независимо от того, есть ли какие-нибудь ощущения или мысли или нет. И не важно какие мысли и эмоции испытываются, они все равно все известны, факт их известности всегда присутствует. Остановка ума для этого не нужна, надо просто не верить мыслям о том что есть «вы», которому это все известно, и есть некие «обьекты», которые известны. Держитесь прямого опыта и его голых фактов и не верьте концепциям ума. Главное – не делать из «известности» никакой концепции ума, а осознавать ее и видеть ее в прямом опыте.

3. Здесь вы достигаете ДНА РЕАЛЬНОСТИ, фундаментальнее этого ничего нет, и все что происходит - происходит в этой известности. Все что ощущается, все мысли и ощущения происходят в этой известности, они с ней одно (как можно отделить какое-то ощущение от того факта, что оно известно?). Но сама эта известность не имеет никаких качеств и не может быть понята или узнана, хотя факт ее присутствия абсолютно несомненен. Из-за того что она лишена качеств и никак не проявляется, она не замечается и игнорируется умом. Уму не за что в ней ухватиться. Исследуйте можете ли вы найти какие-нибудь границы в пространстве или времени где эта известность начинается или кончается? Во сне, когда снятся сны, присутствует та же известность, т.к. сон известен. В глубоком сне без сновидений может показаться, что известность прекратилась, но на самом деле прекратилась только память о ней. Нет никаких фактов подтверждающих ее отсутствие в глубоком сне. Если бы она прекращалась, каим образом был известен звонок будильника, который вас пробудил от глубокого сна? Со временем вы будете прсыпаться из глубокого сна в осознании известности и поймете что она непрерывна и в таком глубоком сне.

4. А теперь посмотрите на какого нибудь человека рядом с вами. Вам известно что в комнате горит лампа, и ему это известно. Но вы всегда думали, что у вас «своя» известность, а у него «своя», протому что казалось, что личности, которым было это известно, разные. Но если нет никого кому это известно, а есть лишь чистая «известность», откуда вы знаете, что ваша известность отличается от его известности? И чем она могла бы отличаться? Осознайте что это одна и та же известность. Известность - это не функция мозга. Если бы это было так, то да, у вас бы была своя извесность, а у него своя. Но то, что известность – функция мозга – это идея, концепция ума. Отбросте ее.

5. Попробуйте теперь найти вообще что-то иное в прямом опыте кроме этой известности. Все что происходит в опыте всегда известно автоматически. А можете ли вы найти то, что «извне» вызывает этот опыт? Есть ощущение прикосновения к столу, но возможно ли найти сам стол, который вызвал это ощущение? Этот «стол» - только концепция ума, отбросте ее, перестаньте верить в существование «стола». Да, но тогда откуда же взялось ощущение? Оно является лишь формой, модуляцией известности. Поскольку оно слито с известностью, вообще говорить о каком то ощущении, которе есть само по себе, но становится «известным», бессмысленно. Это лишь еще одна идея ума. В реальности, в вашем прямом опыте, вы не можете ощутить разницу между ощущением и фактом его известности, этой разницы просто нет. Известность и есть ЕДИНСТВЕННАЯ реальность, и все происходит в только в ней. Все что в ней происходит – изменчиво, но эта изменчивость есть лишь ее формы, она сама же неизменна как субстанция всех ощущений и мыслей. Вы приходите к осознанию что "нет не видящего, не видимого, есть только ВИДЕНИЕ" (Махарадж)

6. У многих возникает страх и паника, потому что начинает осознаваться иллюзорность всей концепции «своей личности» со всей ее жизненной историей, ценностями, целями, с внутренне нарисованной такой красивой картиной «себя» (со всеми его «достоинствами» и уникальностью) и проч. Не бросайте, не поддавайтесь страху и не прекращайте практики, просто заметьте что этот страх тоже известен.

7. Как только вы дошли до этого дна реальности и увидели во время этих медитаций иллюзорность ваших прошлых концепций о вашей личности, о внешнем мире, о сознании внутри вашей головы, вы можете эту практику продолжать постоянно в течении дня. Не нужно никаких поисков состояния осознанности, вопрошания «кто я», остановки ума. Просто замечайте, что любое событие, ощущение, мысль всегда известны. Причем известны не зависимо от того, замечаете ли вы этот факт известности или нет. Замечайте что известность неустранима, непрерывна, вечноприсутствует и независима от того осознаете вы ее или нет. Вы не можете ее прекратить или уничтожить и ничто в мире не может. На нее не влияет, какие мысли или эмоции захватывают ваше внимание. Не пытайтесь останавливать мысли или подавлять чувства, просто замечайте факт их известности, факт вечноприсутствия известности, отсутствие субьекта-я, которому это известно, и вспоминайте, напоминайте себе все, что вам открылось в связи с открытием этой известности (не как концепции ума, а как внутреннее видение.). 

8. Со временем это состояние станет для вас простым и естественным, и вы заметите, что мысли и чувства сами по себе успокаиваются без каких-либо усилий просто потому, что пропало «я», вокруг которого эти мысли и чувства вращались. Например, вы слышите оскорбление в «свой» адрес, возникает эмоция обиды, но ей не за что зацепиться, потому что нет «того», кого обидели. Вы просто замечаете, что эмоция обиды известна, и она, как некое течение эмоциональной энергии, сама успокаивается, поскольку не находит вовлечения ума и его согласия с ней. Осознавание известности самоуничтожает все иллюзорные концепции ума, потому что они легко осознаются как лишь умственные идеи, не соответсвующие реальности. Произойдет крушение старой картины мира, построенной на идеях разделения, идеях обьектов и личностей. Последствия этой практики вы увидите сами, не зачем об этом писать, но чем больше вы будете пребывать в этом видении, тем больше вас туда будет затягивать, потому что вы ощутите блаженство, естественность и свободу этого состояния и освобождение от страхов, тревог и страданий, которые были следствием засевшей в голове идеи о существовании вашей личности . Фактически, отбросив искажающие реальность иллюзорные концепции ума, вы легко увидите самоочевидную реальность бытия так как она есть. Со временем последние концепции и ярлыки, такие как "известность", "реальность" и проч., сами отпадут как ненужные. Они были лишь вспомогательными указателями и становятся неужными когда то на что они указывали становится очевидным.

Здесь написано много, но лишь как разьяснения. Сама практика черезвычайно проста: просто замечайте факт известности всех ваших ощущений и мыслей как можно чаще, наблюдайте прямой опыт (чувства, мысли, ощущения), подвергайте сомнениям все ваши концепции и мысли, интерпретирующие этот опыт и не верьте им, доверяйте только фактам прямого опыта. В данном здесь описании практики даны только вопросы и подсказки, ответы вы должны найти для себя сами из вашего опыта и практики.

Отредактировано Ciati (2013-01-28 19:21:03)

4

Суть практики сводится к простой вещи. Она никакого отношения не имеет к мистическим откровениям, остановке ума или измененным состояниям сознания. На самом деле состояние сознания большинства людей уже есть одно из самых измененных состояний сознания, какое можно только себе представить. В процессе эволюции у человека возник рассудок, который позволил ему выживать, но это эволюционное преимущество имело побочный эффект: человек стал верить в реальность содержания своих мыслей, в реальность образов своего воображения. И это совершенно исказило его восприятие реальности - он стал жить в мире образов и идей собственного ума и считать их реальностью. Внешний мир, его обьекты, внутренний мир, личность-субьект, мировоззрения, религии, боги, цели, ценности, проблемы - это все конструкции ума, которые люди воспринимают как реальность, в реальность которых они верят, и которые являются причиной большинства проблем и страданий в мире. Причем большинство из них за долгие годы настолько вьелись в сознание, что стали бессознательными и "очевидными". Люди смотрят в реальность и бессознательно распознают в ней материальные обьекты, людей, себя, не осознавая, что такое распознавание основано на укоренившихся в бессознательном концепциях, простых мыслях-гипотезах, и совершенно отсутствует в реальном прямом опыте. Требуется работа, анализ и бесстрашие, чтобы подвергнуть их сомнению и убедиться, что ничего очевидного в них нет, что они недоказуемы и не являются фактами реальности прямого опыта. Самой ключевой иллюзорной концепцией, вокруг которой вращаются все остальные, является вера в существование личности-субьекта. Как только эта иллюзия развенчана, все нагромождение остальных концепций начинает рассыпаться как карточный дом, из которого удалили карту-фундамент. Как только эти концепции распознаны как иллюзии, как просто мысли ума, не имеющии за собой никакой реальности, они перестают искажать реальность прямого опыта и эта реальность становится самоочевидым фактом бытия, а все проблемы и страдания, вызванные искажающими реальность концепциями, автоматически испаряются. Мысли, эмоции, работа рассудка остаются, но они работают функционально, естественно, как часть общего течения жизни, не искажая восприятие реальности. Остается естественное состояние чистого блаженства бытия.

Когда говорится о "реальности", ум по старой привычке создает некий образ, абстрактную мысль о ней, и начинает ее искать (неявно полагая при этом что есть "некто-я", думающий, ищущий и воспринимающий эту реальность), и в этом состоит основное препятствия большинства практикующих. Факт состоит в том, что реальность не поддается концептуализации ума и описанию языком, а доступна лишь в прямом опыте. И в том что реальность невозможно найти, потому что она не может никогда и никуда потеряться, она уже есть здесь сейчас, нужно просто снять искажающие очки концепций ума, через которые реальность искажается сознанием. Стена, отделяющая человека от видения реальности, состоит из его концепций. Самая главная искажающая концепция - идея ищущего, думающего и делающего "я", которая мысленно разделяет реальность на субьект и обьект, ищущего и искомое, и не позволяет увидеть реальность как неразделимое.

Можно пытаться сформулировать описание реальности (например "реальность есть единое безличное самоосознающее бытие, принимающее формы феноменов (ощущений, чувств, мыслей) прямого опыта"), можно использовать ярлыки (Абсолют, Брахман, единое, высшее Я), но такие описания автоматически являются мыслью и не способны адекватно описать реальность. Это описание может быть только практическим указателем "в сторону" реальности, но даже такое указание всегда будет неточным и неадекватным. Можно определенно сказать что не есть реальность, но невозможно точно сказать, что она есть.

Отредактировано Ciati (2013-01-28 19:27:10)

5

Проникся тем, что как-бы вокруг все происходит, все есть, а меня при этом нет..


Да! И еще понравилось замечание "будто забыл русский язык"
(где-то в другом месте Ciati это писал. Как я понимаю, он и есть автор этой практики).
Уму нравится в это играть, самого себя дурить.

А интересно, "известность" в данном контексте чем-то отличается от"осознания"?

6

Кhechari написал(а):

Уму нравится в это играть, самого себя дурить.
А интересно, "известность" в данном контексте чем-то отличается от"осознания"?

Точно, дурить самого себя и верить в собственное одурение - это главное свойство ума.

"Известность" и "осознанность" - указатели на одно и то же. Другие возможные термины - присутствие, бытие, реальность, таковость, знаемость, видение, ясность, неназываемое, пустота, ни-что и т.д. Термины Абсолют , Брахман, атман, единое, природа Будды, "все что есть" и т.д. тоже возможны, но они менее точны, они могут дезориентировать и приниматься за указатель на нечто внешнее или не присутствующее уже сейчас в прямом опыте. Каждый из них не точен и является только подсказкой, указателем. Используйте для себя тот, который для вас эффективнее работает. Когда увидится то, на что эти термины указывают, сами термины становятся неважными и ненужными.

Отредактировано Ciati (2013-01-28 22:42:00)

7

Является ли эго злом? И надо ли с ним что-то делать?

Эго похоже на крокодила. Является ли крокодил злом? В самом по себе крокодиле нет зла, он есть изумительное творение проявленного мира. Он может причинить боль и страдание, только если с ним неправильно обращаться.

Эго как сущности не существует, это лишь термин, обозначающий конгломерат сознательных и бессознательных мыслей и желаний, образованных вокруг иллюзии отдельной личности. Эго – не сущность, а активность ума. Когда сознание не самореализовано, эго увлекает его своими фантомами, причиняет страдания и вызывает массу жизненных проблем. В этом состоянии на определенном этапе ум осознает эго как источник страданий и вырабатывает суждение - «эго во мне и в других людях есть зло и источник страданий», и находит метод решения этих проблем – борьбу с эго, подавление исходящих от него мыслей и желаний. Достаточно внимательные однако замечают безрезультатность этих попыток, поскольку по сути здесь эго разделяется на два актера  –  один, который «борется с эго», а другой – эго, с которым борятся. Эта «борьба» только укрепляет эго, дает ему огромное поле деятельности, создает иллюзию «духовного пути», «практики духовного очищения», а ему как раз и надо что-то делать, иметь цели, потому что оно само есть просто активность, деятельность, а не сущность, и всегда ищет деятельности для продления себя. Поэтому оно всегда неудовлетворено тем, что есть и ищет что-то, чем заняться, чего «добиться», чего «улучшить».

В процессе самореализации постепенно приходит понимание, что в самом эго нет зла, оно неспособно причинить никакого зла бытию, реальности. Суждение и осуждение эго уходят как отжившие и не соответствующие реальности. Причиной страдания была вовлеченность ума в фантомы эго, а не само эго. Эго есть одна из форм бытия, и прекрасно как любая из его форм. Более того, эго является стимулом к самореализации, поскольку именно страдание, причиняемое вовлеченностью ума в его фантомы, приводит к осознанию его иллюзий и открытию истинной реальности. Эго также является силой, постоянно возвращающей сознание в реальность, потому что каждый раз, когда сознание забывает реальность и начинает верить в фантомы эго, оно наталкивается опять на страдание, которое возвращает его в блаженство пребывания в реальности. Этот процес «кнута и пряника» является естественным мощным катализатором самореализации.

По мере того, как сознание трансформируется и становится полностью реализованным, эго дезинтегрируется, но этот процесс происходит естественно сам по себе и не является целью самореализации или чем то, что достигается практикой. Борьба с эго или подавление его есть лучший способ его продления, да и мысль о неприятии мыслей или желаний эго сама является продуктом эго (эго производит эмоцию или мысль, само же оценивает ее как негативную, не принимает ее и пытается от нее избавиться). Более завуалированной формой проявления эго является мысль о необходимости «принятия» мыслей эго как «принятия того, что есть». И «принятие» и «непринятие» есть действия, реакции, и для них неоходима вера в присутствие «делателя». Бытие не действует, не затрагивается эго и не вовлекается в его иллюзии, для бытия эго не является злом или чем-то, от чего надо избавляться. В бытии, в реальности эго есть просто форма того, что происходит. И в то же время простое видение этого обезоруживает эго,  успокаивает его активность и не дает сознанию поверить в его фантомы и увлечься его желаниями, поскольку эго может продолжать свою активность и захватывать внимание сознания только при наличии веры в реальность своих фантомов.

Отредактировано Ciati (2013-01-29 01:50:24)

8

Самореализация как пробуждение и как процесс.

“Следование внешним предписаниям хорошо для того, чтобы держать в чистоте свои помыслы, но они не приводят ни к истине, ни к действительной реальности. Кто тщательно разглядит веревку, тот перестанет ее бояться, ошибочно принимая за змею. Подобно этому, через различение мудростью достигается истинное знание. Помочь при этом может только истинное исследование и узнавание, а не кропление водой, жертвы храму или даже стократное задерживание дыхания. Успеху предшествует зрелость; время и место имеют второстепенное значение. “ (Шанкарачарья, "Вивекачудамани")

«Очищая сознание, следуя высшей воле - можно достичь Пути. Как зеркало: очищая от грязи, проявляется ясное отражение.» (Будда)

«Яеко: Я вижу что есть много степеней глубины в просветлении.
Роши: Это правда, но мало тех, кто знает об этом важном факте. Многие современные учителя Дзена не знают, что их просветление способно к бесконечному расширению и углублению.» ("3 Столпа Дзен", письма Яеко Ивасаки к Харада Роши»)

К самореализации приводит самоисследование, внутренний анализ, тщательное изучение того, как мы воспринимаем и интерпретируем реальность. Сознание способно отразить реальность, но только при условии, что оно очистится от концепций, искажающих ее восприятие. Процесс критического самоисследования позволяет отделить иллюзорные концепции, через которые мы интерпретируем и преломляем опыт, от данности прямого опыта, от фактов присутствующей реальности. Требуется всего лишь разглядеть веревку реальности и перестать ее интерпретировать как несуществующую змею, иллюзорное видение которой вызывает страх и психологическое страдание. Для этого требуется работа ума, но не в направлении замены одних концепций или верований на другие, а в направлении критического анализа существующих в уме концепций и проверки их на соответствие фактам прямого опыта. Фактически, ум переходит в режим работы на самоуничтожение. Медитация в этом исследовании помогает в том, что позволяет уму сосредоточиться и увидеть где в прямом опыте есть реальность, а где – ее интерпретации, ее преломление через концепции. Учение помогает в том, что дает указатели на то что не есть реальность (нети-нети), и на то что она есть (на то что она есть можно указать лишь косвенно, поскольку реальность не описывается языком и концепциями). В этом состоит практика самореализации.

Ключем к распознанию является указатель на то, что реальность есть нечто неизменное и вечноприсутствующее, не подверженное изменениям, непрерывное, а все что меняется не есть реальность как таковая, а есть лишь ее проявляющиеся формы. Приходит понимание, что ни мысли, не идеи, ни чувства, ни мистические состояния или измененные состояния сознания не являются реальностью, потому что они меняются, приходят и уходят. Тогда все что меняется начинает убираться из сознания, как куски грязи с поверхности зеркала. И когда зеркало сознания достигает определенной степени чистоты, через него все еще загрязненную поверхность начинает смутно просвечивать реальность, и в какой-то момент происходит ее узнавание, распознавание. Этот момент распознавания является критическим и называется пробуждением. В этот момент становится ясно видно что есть реальность, а что есть лишь ее формы, становится очевидной иллюзорность главной формы – идеи «я», существования собственной отдельной личности, идеи, которая разделяла реальность на субьект и обьект, внутреннее и внешнее. Но из-за остающейся загрязненности зеркала сознания проблески реальности то теряются, то опять находятся. Предстоит еще большая работа по полной очистке зеркала, но эта работа после пробуждения идет уже многократно быстрее и естественнее, то что искалось уже найдено, осталось лишь окончательно очистить видение от всех остатков иллюзий. Реально однако этот процесс обычно занимает длительное время. Казалось бы, почему для этого нужно время, если речь идет просто об освобождении от ложных умственных концепций? Причина в том, что только малая часть наших иллюзорных концепций находится на уровне рассудка и присутствует как явные мысли, верования или идеи. Большинство из них за многие годы присутствия и функционирования в уме стали бессознательными и по-видимости самоочевидными. Мы не задумываемся над ними и даже не осознаем их присутствия, но тем не менее интерпретируем и преломляем через них свой прямой опыт. Многие ли среди людей замечают и подвергают сомнению  свое деление мира на внутреннее (я) и внешнее (обьективно существующий внешний мир)? Многие ли сомневаются в реальности существования «материальных» обьектов»? Для большинства это самоочевидная данность, и требуется критический анализ опрямого опыта, чтобы обнаружить, что это видение основано на концепцииях, мировоззрении, принятом нами за очевидное в детстве и глубоко укоренившемся в бессознательном, глубоко заавтоматизировавшимся. Даже простое распознавание их иллюзорности не устраняет их в один момент в силу их заавтоматизированности. И таких бессознательных концепций в нашем уме содержится великое множество, большинство из них поддерживаемые энергией бессознательных желаний и эмоций.

Таким образом, самореализация – это одновременно и одномоментное пробуждение-распознавание – событие вне времени, выход в вечноприсутствующую реальность, и в то же время долгий процесс до и после пробуждения, практика-садхана, процесс очищения сознательного и бессознательного уровней ума от всех остатков иллюзий для того, чтобы реальность отражалась в чистом зеркале сознания без каких-либо искажений. После пробуждения однако в этом процессе теряется делатель, процесс очищения сознания происходит сам по себе, естественно и без усилий, движимый своей внутренней логикой и импульсом к самореализации, к блаженству бытия-осознания, Сат-Чит-Ананда.

Пути к пробуждению индивидуальны, вариантов практик великое множество и их эффективность зависит от особенностей психики, жизненного опыта и жизненной ситуации практикующего.  Иногда пробуждение происходит не в результате долгих поисков или духовной практики, а внезапно, в момент жизненного кризиса, болезни, околосмертного опыта, или вообще без видимых причин. Такие люди часто критикуют практику, считая ее бесполезной (вариант нео-адвайты). Тем не менее в реальности таких меньшинство, большинство людей приходят к самореализации в результате длительной практики (включая большинство учителей недуальности – Махарши, Махараджа и их последователей). Даже большинство представителей неоадвайты признают, что их пробуждению предшествовал длительный период практики медитации (Карл Ренц, утверждающий бесполезность духовных практик, до пробуждения медитировал 20 лет). Чтобы распознать реальность, необходимо научиться распознавать и убедиться на практике, что не есть реальность, именно этому способствует духовная практика до пробуждения.

9

Варианты практики. Часть 2. Практика медитации младенца

«Истинно говорю вам, если снова не станете как дети, не войдете в Царство Божие.» (от Матфея 18.3) (См. прим. (*))

«Когда образы не распознаются, таковая таковость не движется... Как на сновидение, иллюзию, отражение пузырей, как на росу и молнию, так бодхисаттвы смотрят на все проявленное.» (Алмазная Сутра)
«Форма есть пустота» (Праджнапарамита Сутра).

"Природа ума – это ясность, пустота и осознавание" (Будда)

Император Лян У-ди, который был учеником Бодхидхармы и усердно помогал распространению дзэн-буддизма в Китае, как-то спросил у патриарха, что он заслужил своими делами в будущих жизнях? — Ровно ничего, — ответил тот. — Каков же, в таком случае, основной принцип святого Учения? — Да оно пусто, в нём нет ничего святого! — Кто же тогда ты, что стоишь перед нами? — Не знание, — сказал Бодхидхарма (Прим. (**))

"Невнимательные люди – просто глупцы, которые не могут постичь самадхи, повторяющегося снова и снова в их жизни. Они подобны человеку, который ничего не знает о сокровище, находящемся под полом его дома, и ежедневно ходит собирать милостыню." Трипура Рахасья 39-47

Каждый человек испытывает спонтанные состояния самадхи в промежутках между деятельностью ума и во время глубокого сна, но не замечает их и не придает им значения. Поскольку эти состояния внутренней тишины лишены качеств, ум ничего в них не находит и игнорирует их. Однако именно они являются дверью в истинное бытие, в реальность. Это подобно картине камина на стене папы Карло – Буратино принимал ее за реальность, ему и в голову не приходило, что это лишь изображение и за ним скрыта дверь в настоящую реальность. Но стоило ему проделать «дырку» в полотне и внимательно заглянуть в ее пустоту, как он тотчас все понял.

В момент рождения младенец не имеет никаких концепций ума и концепций себя, его опыт есть непосредственное восприятие реальности. Однако в таком состоянии он не способен функционировать и выживать, и со временем у него развивается рассудок и когнитивные функции, интерпретирующие опыт. В принципе эти когнитивные функции нужны только для практического функционирования в реальности, ум - это практический инструмент. Компьютер анализирует данные, распознает образы, создает промежуточные умозаключения, но не верит в их реальность. Поэтому в принципе деятельность ума по распознаванию образов и реагированию на ощущения опыта не является проблемой. Ошибка людей в том, что еще в раннем детстве мы начинаем верить в реальность смыслов мыслей и образов ума, принимать образы и концепции ума за реальность.

Как вариант практики возврата к исходному состоянию чистого опыта бытия предлагается метод «медитации младенца». Проделайте такой простой эксперимент во время медитации, когда вы можете сосредоточится. Представтье, что у вас отшибло память и вы забыли кто вы, где вы, что есть мир и как он устроен, что есть пространство и время, что есть вы и есть ли вы вообще, забыли все ваши понятия и представления. Остановите мысль на минуту и пребудте в своем прямом опыте без всякого его анализа или преломления через ум или суждения. Не ищите "я есть", ни чего не ищите и ни чего не ожидайте, ничего не анализируйте. Сотрите свой ум. В вашем опыте будут присутствовать чистые чувственные ощущения, и эти ощущения будут присутствовать, существовать, будут известны. В моменты, когда не будет никаких ощущений, присутствие и непрерывность существования будут сохраняться, но что именно продолжает существовать будет неизвестно (если возникнет мысль – «я существую» то заметьте – это уже мысль, интерпретация опыта простого существования). Этот опыт трудно передать словами, но будет что-то вроде: «Есть, но неизвестно что и неизвестно кто. Известно, но неизвестно что и неизвестно кому», будет некое невыразимое и неподдающееся пониманию видение ясности, полноты, целостности бытия. Удалив пелену концепций ума, реальность высветится в сознании в своей бескачественной ясности.

ОП! Это было чистое недвойственное бытие, реальность без разделения и двойственности, без присутствия иллюзорного наблюдателя. Это был момент нирвикальпа самадхи. В РЕАЛЬНОСТИ БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕТ! Все остальное сверх этого - преломление опыта чистого бытия через ум, когда ум начинает расщеплять бытие и анализировать - где "я есть", "воспринимающий субьект", где внешний мир, где тело, где ум, где время, где пространство, что происходит во "внешнем мире". Ум начинает распознавать образы (и это само по себе не проблема) и верить в их реальность (здесь начинаются проблемы). А это все уже искажение чистого опыта. Даже простое появление мыслей само по себе есть то же чистое бытие, оно не нарушает самадхи, если бы мы не верили в самосущность образов и понятий этих мыслей.  Представте что вы забыли русский язык, ум пытается думать, а вы не понимаете смысл. Только вера в независимое существование смыслов мыслей есть потеря самадхи. Без иллюзий веры в смыслы и без искажения опыта через ум реальность воспринимается напрямую как она есть.

Такое состояние незнания не есть регрессия в младеческое состояние сознания, в котрорм реальность воспринималась без искажения, но ум не функционировал. Это есть возврат к неискаженному восприятию реальности на новом осознанном уровне. На этом уровне реальность видится без искажений и ясно осознается, а ум при этом работает в полной мере и функционирует в реальности, но таким образом, что больше не искажает ее.

Остается практика - пребывать в этом «незнании» как можно чаще, поначалу в медитациях, затем по мере того как это состояние станет более естественным и требующем меньше усилий, переносить его в повседневную жизнь, при этом в полной мере используя ум для функционирования в реальности, но не веря в его иллюзии. Ум будет по старой привычке возвращаться в состояния веры в собственные химеры, и здесь потребуется усилие, не усилие останавливать ум, а усилие не верить. Со временем ум сам успокоится без усилий, потому что на 90% его деятельность связана с верой в реальность смыслов. Мы верим в реальность денег и как следствие хотим их заработать или боимся потерять, верим в реальность своей личности и в реальность внешнего мира и поэтому постоянно обдумываем ее положение и имидж во внешнем мире, мы верим в реальность смерти и как следствие боимся умереть. Всеэто вызывает страхи и противоестественные желания, потоки мыслей, бурную деятельность и страдание от того что мнимые цели не достигаются. Но кто хоть раз познал блаженство тишины чистого бытия, уже не захочет обратно в мир иллюзий ума.

Простота этого метода только кажущаяся в силу нашей  вросшей глубоко в подсознание привычки преломлять непосредственный опыт через ум. Большинство наших интерпретаций реальности еще с детства стали неявными и подсознательными, мы автоматически подразумеваем существование себя, материального мира, обьектов, личностей и проч., и остановить такое бессознательное интерпретирование не так легко. Поэтому такой путь прямой самадхи прост только теоретически, на практике приходится проделывать настойчивую и тонкую работу.

На самом деле самадхи - это естественное состояние бытия, которое может происходить без усилия воли, как способность видеть, но замутняется и искажается из-за преломление опыта бытия через иллюзии ума, как будто мы смотрим на мир через искажающие очки. Усилие воли нужно для очищения ума от привычки искажать реальность, для снятия искажающих очков ума, тогда самадхи будет действовать естественно и без усилий. Самадхи - это не состояние, которого не было и которое достигается, оно уже есть в нас здесь и сейчас, надо просто убрать то, что мешает нам его осознать и в нем пребывать. Убрать это однако так же трудно, как выкорчевать корни сорняков, чтобы сделать поле чистым, поскольку умственные интерпретации реальности с детства вросли корнями глубоко в бессознательное. В этом и состоит практика.

________________
(*) В синодальном переводе Мф. 18.3 переводится как «и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Вот критическое замечание Иоахима Иеремиаса, известного ученого, знатока арамейского языка, по поводу перевода этого места:
"Иисус неоднократно использует того же типа формулы, говоря о "вхождении".
К этим высказываниям Иисуса, в которых указываются условия допуска в Царство, относится и Мф.18.3 (пар. Мк.10.15 пар. Лк.18.17): άμήν λέγω ύμΐν, έάν μή στραφήτε καί γένησθε ώς τά παιδία, ού μή έισέλθητε είς τήν βασιλείαν τών ούρανών [истинно говорю вам, если не обратитесь и не станете как дети, не войдете в Царство Небесное].
Для понимания этой логии следует прежде всего констатировать, что многократно встречающийся, общепринятый перевод έάν μή στραφήτε, как "если вы не обратитесь", неприемлем с точки зрения языка, так как пассив глагола στρέφεσθαι нигде - ни в Септуагинте, ни в переводах Гекзаплы, ни в Новом Завете – не употребляется в этом значении; единственное исключение – Ин.12.40. Поэтому нужно искать другое истолкование и рассмотреть возможность того, что στραφήτε восходит к арамейским tub, hazar или hadar; эти глаголы часто употребляются вместе с другим глаголом, чтобы выразить наше "снова". И действительно, в Септуагинте мы находим ряд "двухглагольных" высказываний, имеющих смысл "снова" и по структуре аналогичных фразе στραφήτε καί γένησθε ώς τά παιδία, например έπιστραφήσεσθε και όψεσθε (LXX Мал.3.18: "вы снова увидите"), έπιστρέψωμεν καί άνοικοδομήσωμεν (1.4: "мы снова построим"), έπιστράφητε ΰμείς καί άπάρατε είς τήν έρημον (Числ.14.25 ср. Втор.1.40; 2.1: "идите обратно в пустыню"),άνέστρεψεν καί έκάθευδεν (1 Βασ.3.5: "он снова лег спать"). Соответственно Мф.18.3 следует переводить: "Истинно говорю вам, если снова не станете как дети, не войдете в Царство Божие". (Иоахим Иеремиас Богословие Нового Завета,

(**) Бодхидхарма не сказал "я не знаю", потому что в его состоянии чистого бытия не было никакой концепции "я"

Отредактировано Ciati (2013-02-02 06:59:53)

10

Ciati ,

нужно просто снять искажающие очки концепций ума


Да, но как это сделать?

Как вернуться ("обратиться") в состояние созерцающего новорожденного (савикальпа самадхи)?

Или во внутриутробное состояние (нирвикальпа самадхи))?