К вопросам о самореализации

Объявление

Форум переехал ----> http://selfrealization.info

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Табель о рангах

Сообщений 11 страница 20 из 97

Опрос

Четырех-ступенчатая система просветления
Режет глаза

5% - 1
Устраивает

70% - 12
Сам такой!

23% - 4
Голосов: 17

11

Asaban написал(а):

Расставление шахматных фигур? А почему и нет! The Show Must Go On

Да!  :cool: Карнавал!

12

Рцы написал(а):

Духовное развитие раннебуддийских монахов предполагало прохождение
следующих стадий,  на каждой из которых достигался определенный
«плод» (пхала):
а) стротапанна («вошедший»); 
б) архата (совершенный);
в) анагамина («невозвращающийся»);
г) сакридагамин («тот,  кто вернется»).
Порядок тут спутанный немного, но суть в том что бы использовать эти обозначения в качестве рангов под вашими никами, вместо гостей и непонятных Дхарма Мохнатых. (Они будут меняться в соответствии с количеством сообщений, если проголосуем "за")


Четыре предложенных ранга для меня хороши лишь тем, что я не знаю ни одного из этих четырёх слов, и потому для меня все участники форума будут одинаковы по рангу. :crazy:

А вот Dharma Mahanti - было очень даже понятно, и звучит как-то мягко, ласкающе.
В прошлом варианте, может быть, можно было изменить только ранг "гость".
Или вообще упразднить ранги, зачем они вообще нужны? :dontknow:

Ранг "местный" - вообще ассоциируется почему-то с тюремным сленгом. :dontknow:

13

Шакти написал(а):

Четыре предложенных ранга для меня хороши лишь тем, что я не знаю ни одного из этих четырёх слов, и потому для меня все участники форума будут одинаковы по рангу.
А вот Dharma Mahanti - было очень даже понятно, и звучит как-то мягко, ласкающе.
В прошлом варианте, может быть, можно было изменить только ранг "гость".
Или вообще упразднить ранги, зачем они вообще нужны?
Ранг "местный" - вообще ассоциируется почему-то с тюремным сленгом.

Голосуй "против"!

14

Рцы написал(а):

Или вообще упразднить ранги, зачем они вообще нужны?


Нигилизм! :D

15

Шакти написал(а):

Четыре предложенных ранга для меня хороши лишь тем, что я не знаю ни одного из этих четырёх слов, и потому для меня все участники форума будут одинаковы по рангу.

Прошу пардонить!  :blush:

«Как ты считаешь, Субхути, придет ли на ум вступившему в поток (сротапанна) такое: мною обретен плод вступления в поток?»
Субхути отвечал: «Нет, конечно, о Благодатный. Вступившему в поток не придет такое на ум: мною обретен плод вступившего в поток. Почему же? Ибо, он не вступил в обладание никакой дхармо-частицей; тем самым он и назван „вступившим в поток“. Он не вступил [в обладание] ни видимыми предметами, ни звуками, ни запахами, ни вкусами, ни осязаемыми предметами, ни мыслимыми объектами. Тем самым он назван „вступившим в поток“. Если бы, о Благодатный, вступившему в поток на ум пришло: мною обретен плод вступления в поток, то это значило бы, что у него имеются и понятия „независимая самость“, „существо“, „живая душа“, „отдельная личность“».

Благодатный сказал: «Как ты считаешь, Субхути, возвращающемуся только раз (сакридагамин) придет ли на ум такое: мною обретен плод возвращающегося только раз?»
Субхути отвечал: «Нет, конечно, о Благодатный. Возвращающемуся только раз на ум не придет такое: мною обретен плод возвращающегося только раз. Почему же? Ибо он не вступил в обладание никакой дхармо-частицей, которая была бы возвращением только один раз. Тем самым он и назван „возвращающимся только раз“».
Благодатный сказал: «Как ты считаешь, Субхути, более невозвращающемуся (анагамин) придет ли на ум такое: мною обретен плод невозвращения?»
Субхути отвечал: «Нет, конечно, о Благодатный. Более невозвращающемуся не придет на ум такое: мною обретен плод невозвращения. Почему же? Ибо он не вступил в обладание никакой дхармо-частицей, которая была бы невозвращением. Тем самым он и назван „невозвращающимся“».

Благодатный сказал: «Как ты считаешь, Субхути, достойному [нирваны] (архату) придет ли на ум такое: мною достигнуто архатство?»
Субхути отвечал: «Нет, конечно, о Благодатный. Архату на ум не придет такое: мною достигнуто архатство. Почему же? Ибо нет никакой дхармо-частицы, которая называлась бы „архат“. Тем самым он и назван „архат“.
Если бы архату пришло на ум: мною достигнуто архатство, то это означало бы, что у него имеются понятия „независимая самость“, „существо“, „живая душа“, „отдельная личность“. Почему же? Я есмь тот, о Благодатный, на кого указал Истинносущий, Достойный [нирваны], Совершенно Просветлённый как на лучшего среди живущих миролюбиво. Я есмь, о Благодатный, архат, избавившийся от страстей.
Но мне на ум не приходит такое: я есмь архат, избавившийся от страстей. Если бы, о Благодатный, мне пришло на ум: я обрел архатство, то Истинносущий не предсказал бы мне: „Субхути — сын из хорошей семьи, лучший среди живущих миролюбиво — нигде не живет“. Тем самым говорится „живущий миролюбиво“».

16

Вступивший в поток (сотапанна) - низшая из четырёх пар благородных личностей. Это тот, кто сбросил первые три путы, привязывающие к сансаре. Благодаря этому он родится ещё максимум 7 раз, и в течение этого срока обязательно обретёт полное освобождение - то есть ниббану. Согласно СН 55.5, под словом «поток» подразумевается Благородный Восьмеричный Путь, т.е. дословно, сотапанна - это тот, кто вступил на Благородный Восьмеричный Путь. В канонических текстах вступивший в поток часто обозначается как тот, кто «обрёл око Дхаммы» (дхамма-чхакку) или как тот, кто увидел и понял схему Взаимозависимого Возникновения.

Всего есть 3 вида вступивших в поток:

1. Тот, кто родится ещё максимум 7 раз, после чего обязательно достигнет освобождения.
2. Тот, кто родится в благородных семьях 2 или 3 раза, после чего обязательно достигнет освобождения.
3. Тот, кто лишь один раз ещё вернётся в мир людей и уже в том рождении обретёт освобождение.

Вступивший в поток может рождаться либо в небесных мирах, либо в мире людей, и неспособен более пасть в нижние миры. Согласно суттам, сотапанна обладает совершенной нравственностью, но несовершенными сосредоточением и мудростью. Тем не менее, он способен совершать проступки, однако не до такой степени, чтобы это привело его к падению в нижние миры.

Вступивший в поток обладает следующими (в должной мере развитыми) качествами:
1. Мудростью
2. Сосредоточением
3. Осознанностью
4. Усердием
5. Верой (по отношению к Будде, Дхамме и Сангхе)

Вступивший в поток не имеет:
1. Воззрений о том, чем является «я» (у него нет убеждений в том, что «я» - это то-то или то-то)
2. Скептических сомнений по отношению к Будде, Дхамме и Сангхе.
3. Привязанности к церемониям и обрядам, веры в то, что за счёт них можно достичь освобождения.

Судя по всему к сотапанне, как к паре благородных, относятся так называемые «Идущий за счёт доверия» и «Идущий за счёт Дхаммы». В канонических комментариях они называются «младшими сотапаннами» (чула-сотапанна) (см. подробнее «благородные личности»).

● В Саньютта Никае 13.1 Будда говорит о том, что тому, кто вступил в поток, осталось пережить ничтожное количество страданий по сравнению с тем объёмом страданий, которые были пережиты прежде в бесчисленных прошлых рождениях.

17

Однажды возвращающийся

 
русский: однажды возвращающийся, единожды возвращающийся, сакадагами, сакадагамин

английский: once returner, sakadagami

пали: сакадагами | sakadāgāmī

Однажды возвращающийся - вторая из четырёх пар благородных личностей. Это тот, кто сбросил первые три путы, привязывающие к сансаре, а также значительно ослабил 4-ую и 5-ую - то есть чувственные желания и недоброжелательность. Благодаря этому сакадагамин вернётся в мир людей всего один раз, где и достигнет полного просветления.

Однажды-возвращающийся - это промежуточная стадия между Вступившим в поток и Не-возвращающимся.

18

Не-возвращающийся

 
русский: не-возвращающийся, анагами, анагамин

английский: non-returner, anagami

пали: анагами | anāgāmī

Не-возвращающийся - это благородный ученик, арья, третьего уровня. Анагамин отбросил 5 низших пут и после смерти рождается в одном из пяти миров «чистых обителей», где и достигает ниббаны. Анагамин никогда более не возващается назад в чувственные миры сферы кама-локи, почему и называется «не-возвращающимся». Говорится, что есть пять видов не-возвращающихся (см. Pug. 42-26):

1. Анагамин, который рождается в одном из миров «чистых обителей» и сразу же отбрасывает оставшиеся 5 пут, достигая полного освобождения.

2. Анагамин, который рождается в одном из миров «чистых обителей» и достигает освобождения по истечении половины срока жизни там, или же после окончания срока жизни там, т.е. в момент смерти.

3. Анагамин, который пригалает усилия к тому, чтобы сбросить последние 5 пут. (сасанкхара-париниббайи).

4. Анагамин, который не прилагает усилий к тому, чтобы сбросить последние 5 пут. (асанкхара-париниббайи).

5. Анагамин, который последовательно перерождается во всех 5 мирах «чистых обителей». После исчетения срока жизни в мире чистых обителей «Авиха» он рождается в мире «Аттапа». После мира «Атаппа» он переходит в мир «Судасса», потом в мир «Судасси», и в конечном счёте, в наивысший мир чистых обителей - «Аканиттха», где сбрасывает последние 5 пут и достигает ниббаны.

● В суттах сказано, что анагамин наделён совершенной нравственностью, совершенным сосредоточением, но несовершенной мудростью.

19

Архат

 
русский: архат, арахант, архант, святой, просветлённый, освобождённый, достойный, пробуждённый

английский: arhat, arahant, enlightened being, worthy one

пали: арахант | arahant

Тот, кто достиг полного пробуждения, ниббаны, включая Будду. Архат уничтожил жажду, злобу, невежество, то есть три корня порока. Он более не родится ни в одном из миров, обрубив все путы, привязывающие к сансаре. В Палийском Каноне слово «арахант» иногда используется как синоним «татхагаты».

После достижения ниббаны пять совокупностей (тело, ощущения, восприятие, умственные формации и сознание) продолжают функционировать, поддерживаемые телесной жизненной силой. Это прижизненное состояние называется ниббаной с остатком. После смерти (париниббаны) архата, пять совокупностей распадаются и так прекращаются всяческие следы существования в обусловленном мире - сансаре, то есть происходит полное освобождение от сансары. Это называется ниббаной без остатка.

Архат не формирует никакой новой каммы. Тем не менее, старая камма может оказывать на него влияние до момента париниббаны.

Три живых существа считаются архатами:

1. Самма-самбудда (или просто Будда). Это тот, кто открыл истину самостоятельно и обучил других.
2. Паччьека-будда - тот, кто открыл истину самостоятельно, но не обучил других.
3. Савакабудда - тот, кто услышал истину прямо или косвенно от Самма-самбудды.

Согласно суттам, архат по своей природе не может:

1. Намеренно лишить жизни живое существо.
2. Взять, подобно вору, то, что ему не было дано.
3. Быть сексуально активным.
4. Сказать намеренную ложь.
5. Накапливать имущество, подобно тому, когда он был домохозяином.
6. Действовать, исходя из жажды.
7. Действовать, исходя из отвращения.
8. Действовать, исходя из невежества.
9. Испытывать страх.

● Архат обладает совершенной нравственностью, совершенным сосредоточением, совершенной мудростью. Если остальные благородные в суттах иногда называются учениками (секкха), то архат таковым уже не именуется, поскольку выполнил всё, что нужно выполнить и нет чего-то такого, что ему ещё необходимо сделать.

20

Благородный, Арья

 
русский: благородный, благородная личность, ученик благородных, арья

английский: noble one, noble person

пали: арья-пуггала (арья) | ariya-puggala (ariya)

Существует 8 типов личностей на 8-ми этапах пробуждения, то есть идущие сверхмирским путём (магга), и достигшие сверхмирских плодов (пхала) этих путей.

Эти восемь типов благородных личностей таковы:

1. Тот, кто вступил на путь Вступления в поток (сотапаттимагга)
2. Тот, кто достиг плода Вступления в поток (сотапаттипхала)
3. Тот, кто вступил на путь Однажды-возвращения (сакадагамимагга)
4. Тот, кто дости плода Однажды-возвращения (сакадагамипхала)
5. Тот, кто вступил на путь Не-возвращения (анагамимагга)
6. Тот, кто достиг плода Не-возвращения (анагамипхала)
7. Тот, кто вступил на путь Архатства (арахаттамагга)
8. Тот, кто достиг плода Архатства (арахаттапхала)

Таким образом их можно сгруппировать по парам:

1. Вступивший в поток (сотапанна)
2. Однажды-возвращающийся (сакадагами)
3. Не-возвращающийся (анагами)
4. Архат (архат)
В суттах также встречается семеричное разделение благородных:

1. «Идущий за счёт доверия» - saddhānusārī
2. «Освобождённый за счёт доверия» - saddhāvimutta
3. «Засвидетельствовавший телом» - kāya-sakkhī
4. «Освобождённый обоими путями» - ubhato-bhāga-vimutta
5. «Идущий за счёт Дхаммы» - dhammānusārī
6. «Достигший видения» - ditthippatta
7. «Освобождённый за счёт мудрости» - paññā-vimutta

В Висуддхимагге эти 7 типов объясняются так (см. Vis.M. XXI, 73):

1. Тот, кто, наполненный решимостью, и считающий пять совокупностей непостоянными, обретает качество доверия, тот, достигая пути вступления в поток, называется «Идущим за счёт доверия».
(в суттах этот тип личности описывается так)

2. На семи высших этапах он называется «Освобождённым за счёт доверия».

3. Тот, кто обладает успокоением и считает пять совокупностей страдательными, обретая качество сосредоточения, считается во всех отношениях «Засвидетельствовавшим телом».

4. Тот, кто после достижения основ бесформенного мира (высших джхан) обрёл высшее достижение (архатство), тот называется «Освобождённым обоими путями».

5. Тот, кто обладая мудростью, и рассматривающий пять совокупностей как безличные, обретает качество мудрости, тот, достигая пути вступления в поток, называется «Идущим за счёт Дхаммы».
(в суттах этот тип личности описывается так)

6. На более высших стадиях он называется «Достигшим видения».

7. На высшей стадии он называется «Освобождённым за счёт мудрости».


Ссылка