К вопросам о самореализации

Объявление

Форум переехал ----> http://selfrealization.info

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Аналитика

Сообщений 21 страница 30 из 91

21

Алтайское подворье


Расследование журналистов из Томска было проведено в начале мая этого года. Официальных комментариев получить так и не удалось. Но если сложить все факты воедино, то получается, что Путин действительно имеет дорогую «дачу» в алтайских горах, дорога к которой (20 км) обошлась в 4 миллиарда рублей!

Расследование журналистов из Томска было проведено в начале мая этого года. Официальных комментариев получить так и не удалось. Но если сложить все факты воедино, то получается, что Путин действительно имеет дорогую «дачу» в алтайских горах, дорога к которой (20 км) обошлась в 4 миллиарда рублей!

... Ну и двойников он тоже имеет:

В то время, как "оригинал" может восстанавливать здоровье на засекреченной даче, россияне смотрят по телевизорам на одного из его клонов в столице.

22

Америка перейдет на Амеро?

23

Почему мы такие злые?

Почти каждый, кому приходилось возвращаться на родину из других краев, ощущал на себе этот эффект. Едва ступив на родную землю, ты словно входишь в некую особую ауру. Еще никто не оттоптал тебе ног в метро, ничего плохого не сделал, а тело реагирует. Что-то словно сжимается в солнечном сплетении, едва заметно напрягаются плечи, кисти рук и челюсти. Мы чувствуем, что попали в агрессивную среду. Своим мнением о причинах этого делится психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ.

Боевая стойка

Наши зеркальные нейроны, считав нечто по лицам, голосам, взглядам, запаху, мгновенно, минуя сознание, приводят тело в состояние готовности к агрессии. Вы сами можете быть сколь угодно мирным и добродушным человеком, но мозг и тело мгновенно оценивают окружающую среду как небезопасную и приводят бронепоезд на запасном пути в рабочее положение. И наоборот, многие отмечают, что за границей расслабляются, даже если бывают там по работе, несмотря на языковой барьер и непривычную обстановку.

Не забуду, как в командировке по обмену опытом в Англии, мы ехали с английским коллегой по узким улочкам городка, мы спешили, опаздывали на следующую встречу. И тут перед машиной откуда ни возьмись появилась старушенция, бойкий такой божий одуван, с палочкой. И в совершенно неположенном месте, сердито махнув в нашу сторону тростью, начала переходить дорогу. Завизжали тормоза, натянулись ремни, машина встала, коллега, человек довольно эмоциональный, высунулся из окна. Ну, думаю, сейчас я продвинусь в разговорном английском, узнаю, как будет «Куда прешь, старая карга!». Но он шутливо погрозил ей пальцев и сказал заботливо: «Осторожнее!». Дело не в том, что он был вежлив и сдержался. Я сидела рядом и видела, что он совершенно не был разозлен. Небольшой стресс, но раз все обошлось – то и прекрасно. Вслед старушке он покачал головой, как любящий родитель качает, глядя на непоседливого малыша.

Что мешает нам так же реагировать на неизбежные в жизни неприятные неожиданности, мелкие неудобства, чью-то глупость и неосторожность, столкновение интересов – не из-за чего-то очень важного, а по мелочам? Почему русский интернет полон текстов на тему «Нет, ну вы только подумайте, какие все идиоты (сволочи, быдло, хамы)», несколько таких текстов всегда висят на вершинах рейтингов. Поводом может быть что угодно: дети шумели в кафе, а родители их не заткнули, девушки с недостаточно красивыми, на взгляд автора, фигурами, носят открытую одежду, люди, которые неправильно, на взгляд автора, паркуются (переходят улицу), любят неправильную, на взгляд автора, музыку и т.п. На каждый такой пост приходят сотни комментариев одного и того же содержания: «да, как меня тоже бесят эти уроды!», в ответ на которые приходят ответы «да сам ты урод», и пошло-поехало. Тут дело не в дурных манерах, не в низкой культуре, как часто думают, а в чувствах. Ведь действительно бесит. Ярость вспыхивает внутри легко, как спичка. Словно шумные дети или чьи-то голые неидеальные коленки, или провинциал в метро, ошарашено застывший на проходе и озирающийся в поисках указателей, это не просто люди, которые чем-то помешали или не нравятся – они агрессоры. И им надо дать немедленный жесткий отпор.

Причины ярости

Причин у этой ярости много, и они переплетены в такой тесный узор, что не всегда понятно, где кончается действие одного фактора и начинается другого.

Для начала о самой агрессии. Хотя иногда само это понятие воспринимается негативно, да и слова «злость» и «зло» в русском языке однокоренные, в природе агрессия – очень полезное для выживания свойство живых существ. Она предназначена для самообороны, для защиты своей территории и своего потомства, для добычи пропитания (у хищников), для конкурентной борьбы за самку (у самцов). То есть агрессия, хотя и может порой убивать, сама по себе стоит на службе жизни, продолжения рода. При этом природная агрессия всегда очень функциональна и экономна, если на кону не стоит жизнь, используются в первую очередь ее ритуальные формы: угрожающие звуки и позы, силовая борьба без причинения серьезных увечий, обозначение территории знаками и. т. д. Чем менее плодовит и чем опасней вооружен от природы тот или иной вид, тем меньше он может себе позволить игры с агрессией. Городские коты могут скоротать вечерок за кровавой дракой, тигры в тайге – никогда.

Человек сам по себе, от природы, животное слабое. Ни зубов, ни когтей. Поэтому вшитых, инстинктивных программ замены драки на ритуалы у него очень мало, чай не тигр. Поэтому людям пришлось самим изобретать себе способы замены прямой агрессии: от ритуалов вежливости до чемпионатов по футболу, от тонкой иронии до процедуры судебного разбирательства, от государственных границ и дипломатии до демонстраций и профсоюзов. Мы агрессивны, и научились с этим жить, и учимся дальше, потому что когда мы теряем контроль над своей агрессией, это бывает страшно, примеров в истории немало.

Но та разлитая агрессия, о которой мы начали разговор, не похожа на агрессию на страже жизни. Это разлитая «агрессия вообще», никуда и ни с какой конкретной целью, а значит, везде, всегда и по любому поводу, агрессия невроза, одно из определений которого: «регулярная неадекватная эмоциональная реакция на обстоятельства, вызванная психотравмой или дистрессом (длительным, постоянным стрессом)». То есть буквально то, что мы имеем: реакция, явно неадекватная причине, буря в стакане воды, бешенство из-за мелочей.

Что же за психотравма, что за дистресс стоит за этим явлением?

То, что лежит на поверхности – это постоянные мелкие и не очень ограничения в правах. Простой пример: на всех вокзалах у нас теперь стоят на входе металлодетекторы. ОК, страна живет с постоянной угрозой терроризма, пусть так. В Израиле, например, тоже везде стоят. Но. Там при этом все действительно тщательно проверяют. И если у тебя «звенит», никуда ты не пойдешь, пока сотрудники полиции не поймут, что. При этом рамок ставят столько, сколько помещается, работают на досмотре сумок, не покладая рук, очень стараются, чтобы побыстрее. Очередь терпеливо ждет: потому что видно, что это все серьезно и имеет смысл. Что у нас. Широкий вход в вокзал. Посреди стоит одна рамка. Остальное пространство попросту перегорожено столами или барьерами. У рамки дремлют или болтают трое полицейских. Люди, звеня и гремя, не снимая с плеча сумок, проходят внутрь. Никто и не смотрит в их строну, пронести можно хоть базуку. Но если вдруг вы поняли, что ошиблись входом, пришли не туда, и захотите выйти обратно – вас не выпустят. Потому что выход – там. Где там? А вот там, в двухстах метров. Которые вам предстоит, с детьми ими чемоданами, преодолеть сначала туда – до разрешенного выхода, а потом обратно – до той точки, в которую вам надо вернуться. Возможно, опоздав при этом на свой поезд. Почему? Потому что так, и все.

Ограничения, не имеющие под собой никакой разумной основы, конечно, злят. Перекрытие дорог и пробки при проезде первых лиц, закрытие центральных станций метро в выходной, чтобы помешать акциям оппозиции, требование приносить с собой бахилы в больницу и школу, даже дорожки, которые почему-то всегда прокладывают не там, где людям удобно ходить – все это создает постоянный фон дистресса, как будто тебя ежеминутно «ставят на место», дают понять, что ты никто и звать никак. Это особенность общества, выстроенного сверху вниз, по вертикали: здесь права и возможности не принадлежат людям по определению, их спускают сверху. Сколько и каких считают нужным. Здесь у человека нет «своей территории» в принципе, а значит, нет и границ, которые можно было бы охранять. У него в любой момент могут потребовать документы, ему диктуют, где он может и где не может находиться, к нему могут попытаться войти в дом, чтобы проверить, как он растит детей, – он себе не принадлежит. Границы не то чтобы нарушены – они проломлены и стерты очень давно.

Представим себе, что человек решил использовать природную здоровую агрессию, чтобы отстаивать свои границы, когда их кто-то нарушает. Возмутиться, отказаться выполнять дурацкие требования, написать жалобу, подать в суд, наконец. Выясняется, что в вертикальном обществе это почти невозможно. Сами процедуры отстаивания своих прав, если они и есть, очень невнятны и громоздки. Допустим, я хочу, контролируя свою агрессию, то есть цивилизованными методами, отстоять свое право выходить из метро в собственном городе в выходной день там, где мне удобно. На кого мне подавать в суд? На администрацию метрополитена? На полицию? На мэрию? Кто принимает решения и кто может их отменять? Это всегда довольно сложно бывает выяснить. Но даже если я все же подам, меня ждет непредсказуемая по временным затратам волокита: заседания бесконечно могут переносить и отменять. А если суд и состоится, каковы мои шансы его выиграть? При нашем-то правосудии?

Хорошо, попробуем другой путь. Я хочу явочным образом, мирно и ненасильственно, осуществить свое право. То есть все равно пойду, хоть и не велят. Вежливо, никого не обижая. Просто мне тут удобней, тут специальное место для выхода, я заплатил за услуги метрополитена и хочу их получить в полном объеме, доехав куда мне надо, не куда дозволено. Чем закончится? Скорее всего, задержанием и судом, исход которого тоже предопределен. И даже собственные друзья и сослуживцы меня могут осудить: зачем лез, раз не положено? Самый умный?

То есть что получается: практически все наработанные человечеством мирные способы отстаивания своих границ и прав, в вертикальном обществе перекрыты. Мы не можем сменить власть, не можем добиться снятия с должности виновного в нарушении наших прав чиновника, у нас нет возможности воспрепятствовать принятию нарушающих наши права законов и решений. Попытки реализовать свои права явочным порядком автоматически считаются преступлением, и всегда найдется какой-нибудь «закон», по которому мы же окажемся и виноваты.

Но границы-то проломлены! Мы задеты. Мы чувствуем стресс. Агрессия возникла, она не испарится в никуда. Не имея возможности быть отработанной «по существу вопроса», она, как пар, прижатый сверху крышкой, требует выхода.

Зло передается по кругу

Выход разные люди находят разный.

Один из самых частых – перевод агрессии вниз. То есть, получив хамский нагоняй от начальства, нагрубить подчиненному. Выслушав нападки учительницы, отлупить ребенка. Мой сын, впервые самостоятельно совершая далекое путешествие, совершал пересадку в аэропорту Франкфурта, огромном, как целый город. «Но я – рассказывал он – быстро нашел свой самолет на Москву. Надо просто идти туда, где родители кричат на детей». Привычка любой стресс (а авиаперелеты – всегда стресс) сливать вниз по иерархии, на более слабых, на детей, вместо того, чтобы заботиться и снижении стресса для них – типичное, к сожалению, поведение наших соотечественников.

Существуют целые системы, где агрессия идет постоянным потоком сверху вниз: начальство орет на директора школы, она на учителя, учитель за восьмиклассника, тот отвешивает пинка первоклашке. Можно ли ожидать, что, например, сотрудник опеки, которого начальство по телефону только что покрыло матом (реальность, увы) что-то с полученной порцией агрессии быстро сделает и встретит посетителя с улыбкой на лице?

Следующий способ тоже очень частотный: перенаправить агрессию по горизонтали. То есть, проще говоря, злиться на всех вокруг. Любого и каждого, кто вольно или невольно встанет поперек. Но выбор этот тоже чреват: если злиться постоянно и на любого, быстро приобретешь репутацию вздорного человека с плохим характером. И сам себе не будешь нравиться. Поэтому есть хороший вариант: злиться не на всех подряд, а на иных. Неважно, чем иных: манерами, поведением религией, национальностью, полом, особенностями фигуры или речи, имеющих (не имеющих) детей, жителей столицы (провинции), образованных (необразованных), смотрящих ТВ (не смотрящих ТВ), ходящих на митинги (не ходящих на митинги). В ход идут аргументы, строятся длинные и стройные системы доказательств почему испытывать и проявлять агрессию по отношению к ним хорошо и правильно. Находятся единомышленники, и вот уже можно «дружить против», заодно удовлетворят свое чувство принадлежности. Неудивительно, что эта игра в «свой-чужой» как способ перенаправления агрессии очень популярна.

Наконец, можно перенаправить агрессию тоже вверх, но не туда вверх, откуда пришел задевший тебя импульс, это, как мы уже говорили, или невозможно, или опасно, а куда-то там вверх. Как говорится, выстрелить в воздух. Например, ненавидеть «начальство вообще». Ругать власти, не предпринимая ни одной попытки отстоять свои права. Еще хорошо получается ненавидеть правительство другой страны. Это просто, безопасно и очень духоподъемно. Как в старом советском анекдоте: у нас свобода слова, каждый может выйти на Красную площадь и обругать президента США.

Самым одобряемым и «интеллигентным» (а также «христианским») вариантом является попытка погасить агрессивный импульс на себе. Лечь на гранату агрессии, накрыв ее собой. Одно плохо – делать это долго не удается никому. Пусть не за один раз, как граната, но за несколько лет проглатываемая усилием воли агрессия разрушает тело, оборачивается болезнями и выгоранием. Человек или уступает требованиям среды и начинаете исправно, как все, быть проводником агрессии сверху во все стороны, либо научается не чувствовать, усваивает ту самую искусственную «добренькость», которая часто так раздражает в людях, подчеркнуто «культурных» (или подчеркнуто верующих).
Надо быть святым, чтобы поглощая агрессию, не разрушаться и не передавать дальше, а святыми, как известно, поле не засеяно.

Беспомощный агрессор

Впрочем, и этим дело не исчерпывается. Перенаправить-то агрессию можно. Но при этом ты знаешь: ты проблему-то не решил. Нарушенные границы никуда не делись. Ты не защитил себя, своего ребенка, свою территорию, свои права. Стерпел, проглотил. И за это ты ненавидишь и презираешь самого себя. А значит, каждый, вроде бы пустяковый акт нарушения твоих границ (подростки ночью орут под окном), для тебя не просто неприятность и безобразие (спать не дают), это вопрос, который звучит в голове с издевательски-глумливой интонацией: «Ну, и что ты сделаешь? Ты, кто ни на что не способен? Ты, ничтожество?».

Опыта решать такие ситуации нет, отработанных технологий защиты границ нет, даже самих границ нет почти. Страшно. Сложно. Непонятно как. И десятки людей ворочаются в кроватях, матерятся и клянут «этих уродов», но ни один не спустится вниз, чтобы попросить их вести себя тише и ни один не позвонит в полицию, чтобы вызвать дежурный наряд. Потому что: а вдруг они агрессивны? А если они не послушают? Да разве полиция приедет? Да и вообще, что мне больше всех надо, другие же терпят.

Парадокс в том, что на самом деле мы имеем дело не и избытком, а с дефицитом агрессии, здоровой агрессии, способной защитить. Многолетняя привычка пускать эту энергию в боковые русла приводит к тому, что в самой явной, очевидной ситуации, когда нам нужно отстоять свои границы, защитить покой свой и своих близких, мы бессильно злимся и ничего не делаем. Заранее решив, что это невозможно, хотя подростки под окном – это не полицейское государство и, в общем, можно было бы попробовать.

Вспоминается случай: летом по ночам кто-то регулярно катался под окнами на громко тарахтящем мопеде. Мы ворочались, злились, смотрели в окно, долго не решались спуститься вниз. В голове крутились фантазии о том, как наглый хозяин мопеда, моральный урод, специально ездит именно по ночам, упивается своей властью над целым микрорайоном, которому он не дает спать и никто ему ничего не может сделать. Наконец пошли во двор – спать хотелось невыносимо. Уже порядком злой, мой супруг просто встал на пути мопеда и когда тот затормозил, схватил нашего мучителя за шиворот. И тут мы услышали перепуганный голос: «Дяденька, не бейте меня, пожалуйста!». «Моральным уродом» оказался щуплый пацаненок лет 13, который сбивчиво объяснил, что катается по ночам просто потому, что у него прав нет, а про то, что в квартирах так слышно, он просто не подумал: напротив, был уверен, что раз ночь, все спят и никто не узнает. Ну, и понятно, что там за родители, которые не переживали, где ребенок в два часа ночи. Подхватил свой мопед и ушел кататься на пустырь. Мы ему крикнули вслед, чтоб осторожно ездил. Было и смешно, и стыдно за себя и свои фантазии о ком-то крутом и злонамеренном.

Вот тут содержится причина более глубокая и серьезная: неверие в свои силы, сознание своей трусости, презрение и ненависть к себе, неспособному к самозащите, делает каждый случай стократ более болезненным. Чтобы выйти из состояния ничтожества, люди вновь используют агрессию – как способ почувствовать хоть на время свою силу, свое существование. К любой агрессии сверху всегда находятся желающие присоединиться и громко «поддержать» (иногда громче и активнее, чем даже сам агрессор), как будто это символической слияние с «сильным» дает им индульгенцию от ничтожества. И потоки перенаправленной агрессии не иссякают и безудержно плещутся вокруг.
И мы спускаемся с трапа в аэропорту и входим в эту знакомую ауру, и наши плечи, пальцы и челюсти едва заметно сжимаются…

Что делать

Что же делать? Прежде всего, осознавать все это. Осознавать что позиция вечной жертвы – это вовсе не позиция миролюбия и «доброты». Это позиция пассивной, бессильной агрессии, которая разрушает и нас самих, и ткань общества, потому что когда все вокруг «уроды» - какая тут может быть социальная ткань?

Осознавать, что позицию эту мы занимаем вовсе не только потому, что нас в нее загнали, но и по собственному выбору. Она выгодна, при всех минусах, не предусматривает никаких действий и никакой ответственности. Сидеть и привычно злиться на все и всех просто и удобно.

Но если мы хотим когда-нибудь перестать слышать вопрос «А почему в России все такие злые?» и перестать «наслаждаться» разлитой повсюду бессильной злобой, нам нужно вернуть себе свою агрессию, свою здоровую злость, свою способность за себя постоять. Вспомнить или создать заново технологии отстаивания своих границ, научиться не бояться говорить: «я не согласен, мне это не подходит», не бояться «высовываться», научиться объединяться с другими, чтобы отстоять свои права. Не случайно, например, многие отмечают, что толпа людей на протестных митингах, как ни странно, оказывается гораздо более дружелюбной, вежливой и веселой, чем толпа в метро в час-пик. Когда люди осваивают цивилизованный способ выразить свою агрессию прямо по адресу, им не за что злиться на окружающих.

В конечном итоге – задача состоит в том, чтобы заново простроить границы на всех уровнях снизу вверх, переделать вертикальное общество в общество какой-нибудь более интересной и сложной конфигурации. И тогда наверняка окажется, что вовсе мы не злые, а совсем наоборот.

Ссылка

24

25

“Грефу вкололи сыворотку правды”: народ России узнал ход мысли власти

Сегодня российский сегмент интернета взорвался обсуждением откровений главы “Сбербанка” Германа Грефа, который фактически признал, что, предоставив людям доступ к информации, власти не смогут манипулировать ими. “Греф выболтал главный страх сегодняшней “элиты”: они до ужаса боятся собственного народа и нет для них ничего более страшного, чем организованный и свободомыслящий народ” – так оценил признания Грефа один из пользователей.

Скандальная речь главы “Сбербанка” транслировалась в прямом эфире государственного телеканала “Россия 24″ с ежегодного Петербургского экономического форума. В титрах было указано: “Сессия Сбербанка России”, “Выход из управленческого тупика”.  В процессе обсуждений этого “тупика” вдруг выяснилось, что главу самого “народного банка” страны пугает распространение интернета и равный доступ к информации всех слоев населения.
Выложенная в интернет речь Грефа начинается со слов: “Вы говорите страшные вещи: вы предлагаете фактически передать власть в руки населения… Если каждый человек сможет участвовать в управлении – что же мы науправляем?!” – вещает холеный руководитель “Сбербанка”. Аргументы, которыми Герман Греф нашел необходимым продолжить свои рассуждения, говорят о том, что в России наступил новый исторический период: отныне дана отмашка не прятаться за игры в демократию.
“Великий министр юстиции Китая Конфуций начинал как великий демократ, а кончил как человек, который придумал целую теорию конфуцианства” – блистает Греф познанием тонкостей генезиса человека, облеченного властью. Конфуцианство “создало страты в обществе” – заявил притихшей публике глава “Сбербанка”.
“Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления. В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров” – сообщает “Википедия“.
Очевидно, что подобный акцент Грефа на метаморфозах пути Конфуция не случаен – и может быть расценен как попытка легализовать идею отказа от ориентиров на демократические ценности и возврата к четко закрепленной иерархической системе государства. А тот факт, что эта речь адресовалась не узкому кругу посвященных, а транслировалась на всю страну, говорит о том, что общественное мнение пытаются к этой мысли приучить. Авторитет великих мыслителей здесь подтянут на роль аксиомы, не требующей доказательств.
“Великие мыслители – такие как Лао-Цзы – придумали свои теории дао, зашифровывая их, боясь донести до простого народа, потому что они понимали: как только все люди поймут основу своего “я” и самоидентифицируются, управлять – то есть манипулировать ими – будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания…” – делится своим прочтением истории Греф.
Герман Греф – не простой управляющий коммерческим банком: “Сбербанк” с советских времен сохранил позицию “главного банка страны”. И массового: именно в “Сбербанке” аккумулированы свободные средства населения России – за счет почему-то само собой разумеющейся гарантии государства на сохранность этих средств. Между тем, и советский период, и новейшая истории России показали, как бесцеремонно этот банк распоряжался средствами своих граждан в разных критических ситуациях. Кроме того, “Сбербанк” являет собой яркую иллюстрацию к теории Грефа о стратах в их современном исполнении: в этом банке хранят свои сбережения простые граждане России, в то время как власть имущие предпочитают швейцарские банки.
До прихода в “Сбербанк” (точнее – до назначения) Греф успел проявиться не на одном посту в системе нынешней российской власти – поэтому его откровения просто озвучивают “поток сознания” этой власти: “Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность судить напрямую, получать не препарированную информацию – получать ее не через обученных правительством аналитиков, политологов и огромные машины спущенных на головы СМИ?… Как в таком обществе жить?!”. Это слова не отдельного человека или простого российского чиновника – это “крик души” самой власти.
“Любое управление подразумевает манипуляцию” – вот истинная суть его спича и отражение их отношения к людям и управлению” – делает вывод из речи Грефа один из пользователей. Нетрудно заметить, что комментатор услышал в этой речи не мнение самого главы “Сбербанка”, а месседж власти.
“Хотелось бы, чтобы Греф пропустил параграфы о рабовладении и феодализме – и сразу перешел к Конституции РФ, где сказано, что единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим выражением власти народа являются референдум и свободные выборы” – резюмирует другой пользователь. Третий также цитирует Конституцию РФ и с сарказмом отмечает: “Скоро, наверное, и Конституцию включат в федеральный список экстремистских материалов”…
“Грефу вкололи сыворотку правды” – делится открытием четвертый. “Думаю, для общественного блага куда опаснее такие полуобразованные и недалекие циники, почему-то считающие своих современников слепым стадом, нуждающимся в пастухах, а себя сверхлюдьми какими-то. Боюсь, с такими правителями у нас нет шансов построить эффективное общество” – рассуждает пятый.
“Нами правят не дураки и воры, а сумасшедшие, обладающие абсолютной властью” – констатирует следующий комментатор. “Когда-то была в СССР документальная серия – “Обыкновенный фашизм”. Эти откровения здорово подошли бы на его продолжение” – ставит диагноз власти другой. Заочная дискуссия аудитории рунета с Германом Грефом дошла до того, что некоторым пользователям пришлось доказывать необходимость проведения выборов вообще: “Не надо путать монополию преступной группировки во власти с эффективным государством. В развитых странах народ в курсе дел и сам выбирает власть, и ничего страшного в этом нет”.

26

Игорь написал(а):

Выложенная в интернет речь Грефа начинается со слов: “Вы говорите страшные вещи: вы предлагаете фактически передать власть в руки населения… Если каждый человек сможет участвовать в управлении – что же мы науправляем?!”

Вот свинья в ярмолке! Он констиуцию РФ хоть раз читал?  o.O

Сказал-бы он что-нибудь подобное в США.

27

Понятно, что демократические ценности это табу - но ведь общество неоднородно по структуре... Касты - такая же объективная вещь (конечно, относительно объективная, до пробуждения)), как чакры, веды и т.д... только ногами не бейте!))

Многоуровневая структура общества

Многоуровневая структура общества является следствием длительного пути эволюции человека и по сути дела отражает одновременное сосуществование на Земле людей, находящихся на разных этапах духовного развития:

1. "Работники" (условное название) - те, кто нарабатывает основу личности, индивидуальность. Они не могут воспринимать абстрактные модели, их мышление связано исключительно c физическим миром, они способны лишь к четкой и понятной деятельности, желательно - монотонной и однообразной. Интересы исчерпываются физиологическими потребностями и простыми развлечениями. Могут принимать мелкие бытовые решения, но в более глобальных областях следуют за людьми более высоких уровней. Практически не способны к рассуждениям об абстрактных вещах, однако могут наработать качества практической смекалки. Могут проявлять лишь простейшие эмоции.

2. "Купцы" - нарабатывают качества обмена информацией, общения (в различных сферах). Могут воспринимать элементарные абстрактные модели на уровне запоминания и описаний реальности (бытовая психология), не способны их осмысливать и развивать. Рассматривают абстрактные модели (идеологии) как данности, не способны за них самостоятельно сражаться. Занимаются общением друг с другом (и всеми профессиями, основанными на этом - торговлей), оборотом материальных и духовных ценностей (последних - без использования). Образ жизни предусматривает удовлетворение физиологических потребностей и общение, от бытового до сексуального, а также накопление денег как средства удовлетворения потребностей и критерия успешности в общении.

3. "Воины". Это этап дальнейшей наработки личности, проявляющийся в усилении ее границ и самоопределении в обществе. Здесь индивидуальность нарабатывается уже до такой степени, что человек начинает сильно отличаться от остальных, и эти отличия для него весьма существенны, но они еще жестко не оформились, поэтому возникают жесткие взаимодействия с окружением. Нарабатываемые качества - воля, твердость, стойкость, способность удерживать фиксацию.
Взаимодействия могут быть двух типов. В первом случае для человека особое значение приобретает его положение в обществе, его статус среди других себе подобных. Он начинает бороться за власть, за признание его "наиболее сильным" со стороны других. Власть, к которой стремится "воин", основана именно на признании со стороны остальных. Это этап конкуренции друг с другом, при такой конкуренции может выстраиваться иерархия среди "воинов" по степени "силы" (более сильного признают таковым остальные). Образ жизни - постоянная конкуренция, тренировка, воспитание готовности к битве, "дух воина".
Другая часть воинов тяготеет не к индивидуальной конкуренции, а к служении некой идее и к битвам за нее. При этом они не осмысливают идею, а принимают ее как данность и стремятся заставить служить той же идее как можно больше людей. Принцип конкуренции соблюдается и тут, но конкурируют здесь не индивидуумы, а сообщества, объединенные идеями.
"Воины" могут воспринимать абстрактные идеи, но лишь связанные с их кастой или идеологией ("путь воина", "бусидо"), вместе с тем осмысление этих идей им еще недоступно.

4. "Мудрецы". Это этап развития уже собственно "человека разумного", это люди, которым прежде всего интересно работать с информацией и исследовать окружающий мир (как самоценность, а не как средство для достижения более "низкокастовых" целей). На первом этапе, "входа на уровень", человек начинает осмыслять картину мира, которой он пользуется, осознавать ее и исследовать. Это период битв, но уже не методом принуждения, а методом обсуждения и осмысления. (Примерно в этом "диапазоне" находится большая часть современной науки.) На дальнейшем этапе человек может самостоятельно менять используемую модель мира, выбирать между ними, а при завершении входа на уровень - и самостоятельно создавать такие модели.

В какой-то степени уровень человека показывает его способность воспринимать абстрактные понятия, осознавать и строить в сознании сложные многомерные модели. Также с ростом уровня развития повышается сложность переживаемых эмоций: то, что на первых уровнях проявлялось лишь как бинарное ощущение "хорошо"-"плохо", "приятно"-"неприятно", на высших уровнях становится тем сложным переплетением ощущений и тонких чувств, которое так любят описывать поэты.

Наработка качеств каждого уровня происходит крайне медленно и сложно, поэтому в каждый конкретный момент социум можно рассматривать как состоящий из людей разного уровня без учета возможного перехода между ними.

По наблюдениям, соотношение численности людей на соседних уровнях составляет примерно 1:20 - 1:40 (т.е. на одного "воина" приходится 40 "купцов" и 1600 "работников"). Вместе с тем люди схожего уровня склонны общаться в основном между собой, поэтому в круге общения каждого человека обычно оказывается максимальное количество людей своего собственного уровня. По образу же жизни можно сказать, что "высшее низшему непонятно, низшее высшему неприятно".

С помощью массированного внешнего воздействия человека можно временно сместить на соседний уровень, но если уровень выше - он там не удержится (т.к. не способен осознавать, что происходит, и при прекращении воздействия вернется на свой базовый уровень), если ниже - это будет для него неприятно.

В своем естественном состоянии, без целенаправленного внешнего вмешательства общество самопроизвольно складывается в иерархическую структуру. "Работники" создают материальные ценности, "купцы" налаживают систему обмена этими ценностями (изымая их часть), "воины" обеспечивают управление системой (изымая большую часть ценностей), "мудрецы" занимаются познанием окружающего, определяют картины мира и модели, по которым живут предыдущие касты, хранят знания и создают новые технологии. При этом люди каждого уровня нарабатывают необходимые им качества.

Технический прогресс приводит к тому, что все касты становятся вынуждены работать не только с материальными, но и с информационными ценностями, но принцип этой работы не меняется.

Воздействие внешней идеологии "равенства" приводит к тому, что люди низших уровней (каст) начинают целенаправленно лезть в делание высших, с которым они справляться не могут. При попытках занять места 2 и 3 уровней это приводит к проблемам у самих занимающих ("работника", полезшего в мир "купцов", легко облапошат, "купца" в мире "воинов" просто раздавят). Но когда эти касты претендуют на делание "мудрецов", на определение ценностей общества, они уничтожают самый вектор развития людей - вместо знания и мудрости в качестве высшей ценности ставят "победу в конкуренции" и примитивную власть над людьми (каста воинов) или банальные богатство и "успех у др.пола" (каста купцов), высшие же мотивации и ценности отвергаются вследствие непонятности. Это губит общество в целом, поэтому идеология равенства - вирус, разрушающий социум, уничтожающий его вектор развития и приводящий к господству примитивных низкокастовых идеологий в качестве "высших ценностей".

Следует помнить, что социальная структура общества отнюдь не обязательно соответствует уровневой. Так, в случае резкого усиления какой-либо касты из-за определенных условий или внешнего воздействия социальное положение более высоких каст может резко ухудшиться ("воины", дорвавшиеся до безграничной власти, могут захотеть подчинить себе и "мудрецов"). Кроме того, жесткая социальная структура со временем перестает соответствовать реальной сама по себе, вследствие изменений последней. В таком случае рано или поздно общество претерпит преобразование, по мере возможности восстанавливающее естественную структуру. Так, перед революцией в России в низших социальных слоях оказалось огромное множество представителей высших каст, в то же время верхние социальные слои (дворянство) заполнили лица низших уровней. Слом социальных границ после революции во многом исправил данную проблему.

*****

Понимание многоуровневой структуры общества позволяет каждому человеку определить своё реальное место на эволюционной лестнице, определить свои текущие и дальнейшие задачи, понять окружающих людей, их мотивацию, их поведение.

Проходя свою касту, человек нарабатывает ряд качеств, которые в итоге, будучи собранными, дадут некую высшую структуру, "суть" касты. При этом данные промежуточные качества у разных каст в некоторой степени подобны. После сборки "сути" касты человек переходит дальше и начинает нарабывать следующий уровень (т.к. собранная структура уже не требует наработки, не "тянет на себя").

Например, в кастах "купцов" и "воинов" этапы развития внутри касты можно описать примерно так.

1. Вначале человек знакомится с новым уровнем своего развития, с правилами, существующими в касте.
"Купец": это самые простые, примитивные сознания, которые в принципе умеют что-то делать, если их научить, но слабо способны общаться. Они ещё не понимают, чего "хотят в жизни", легко управляемы, обычно безответственны (без внешнего воспитания), но стремятся к взаимодействию с людьми.
"Воин": уже более сложное (в полной мере научившееся общаться) сознание, которому претят ценности предыдущего этапа, и он стремится наработать качества "воина", власти.

2. Затем он пытается осознать себя и окружающий мир на текущем уровне.
"Купец": этап описаний. Человек интересуется всем вокруг, пытается всё это описывать, обговаривать. Этап большого количества обмена информацией описательного характера без её осознавания (пример - пресловутая передача "Дом-2", прямо-таки школа для людей этого этапа).
"Воин": человек, дошедший до этого этапа, изучает, как ему достичь того, что он хочет, как выбрать нужное направление. Он ещё не имеет целеустремлённости, но лишь мечтает о будущей власти и "воинских" качествах, выбирает, куда ему направиться. Это период обсуждений и выяснений, "куда идти" (ещё без собственно движения).

3. Затем он, поняв, что тут нужно делать, начинает накапливать то, что нужно.
"Купец": начинает целенаправленно копить деньги, связи, друзей. Именно к этому этапу относятся люди, которые (без внешнего воздействия) стремятся заполучить побольше половых партнёров, побольше разнообразных друзей, просто побольше денег и вещей.
"Воин": начинает бороться за власть (над собой, над другими). Это этап, когда человек ставит своей целью максимально развить в себе качества "воина", или воспитать себя, или подчинить других. Обычно таковые идут на низовые должности в группировках, начинают заниматься боевыми искусствами, муссируют мораль "смелости", "отваги".

4. Это этап, когда человек обучается не только брать готовое, но и создавать новое.
"Купец": здесь, отработав умение "тащить на себя" мужчин-женщин, деньги, друзей, человек учится создавать новое, "создавать отношения", создавать "свое дело", убеждать человека стать своим другом.
"Воин": став "управителем" чего-либо, человек начинает пробовать эту власть применить (т.е. "создать новую власть", ограничить поведение подвластных как-то ещё). Акцент с собственно власти здесь смещается на "правила", "понятия": если на предыдущем этапе человек стремился просто получить власть, то здесь - принудить подвластных жить по правилам, по понятиям, изменить их поведение. Именно таковые составляют основную часть "пропагандистов морали", "блюстителей чести", именно такие люди, например, в том же ЖЖ постоянно пытаются насадить некие "правила, как должны жить люди". Однако эти их "свои мнения" всегда являются заимствованными, т.е. это адепты готовых систем этики, а не творцы. Среди чиновников именно таковые "проявляют инициативу", придумывая по зову сердца некие новые законы (обычно лишь портящие жизнь людям).

Люди касты "купцов" в норме т.н. "своего мнения" не имеют вообще, их поведение скорее можно назвать инстинктивным (и оттого столько наблюдений, что "капитал аморален", что "сексуально успешные люди часто бывают негодяями"). Поведение с "высказыванием мнения" современным людям этой касты навязано вредоносным воздействием в результате неадекватного воспитания.

5. На этом этапе человек учится своё созданное "новое" делать "живым", т.е. живущим самостоятельно, без дополнительных усилий с его стороны - в том числе посредством выделения сути этого нового, "ядра".
"Купец": это те, кто создаёт успешные фирмы, кто "играючи" заводит новых партнёров и друзей ("люди с огоньком"), кто умеет "вдохнуть жизнь и огонь" в отношения, в фирму, в людей. У таких людей то, что на предыдущем этапе получалось с трудом и усилиями, здесь получается сразу, само собой.
"Воин": это период выделения самой сути "власти", жесткости и управления. На этом этапе человек начинает задумываться о сути морали, правил, принципов (ранее просто ими управлялся или убегал из-под них). Сюда же относятся всевозможные "кодексы чести", "кодексы воина", тут человек пробует выделить из власти "суть", "дух", что обычно и превращается в "понятия", "честь", "мораль", которые впервые создаются тут на основе "спущенной сверху" картины мира (а, будучи готовыми, используются и внедряются людьми предыдущего этапа). В жизни это "начинающие фюреры", которые учатся "зажигать людей идеей".

6. Это этап "роста". Здесь то, что было создано на предыдущем этапе, растёт и развивается. Качество успешно получено, если такой рост сам происходит самостоятельно.
"Купец": это те, кто не только "вдохнёт жизнь и огонь" в отношения, в фирму, в дружбу, но и сможет делать это постоянно.
"Воин": "кодекс воина", который сам заставляет человека вести себя определённым образом, без дополнительных усилий с его стороны, человек на этом этапе уже не принуждает себя "быть честным", а не может без этого жить, он сам растёт в рамках этого "кодекса".

Дальнейшие этапы связаны с завершением сборки "сути" касты - например, "купец" обучается управлению ростом того, что он уже умеет создавать, затем - преобразованию всего вокруг в "растущее" (умение сделать из неуспешного - успешное, из плохого - хорошее), ну и, затем, полной реализации всех своих качеств (возможность создавать, развивать и управлять большими системами связей и взаимоотношений).

Разделение на этапы в некоторой степени условное, но сути это не меняет - каждый следующий этап является закономерным итогом предыдущего: научившись брать и использовать готовое, стоит пробовать создать новое, а потом сделать созданное живым, а потом вдохнуть в живое дух развития, а потом его развивать...

*****

Скорость прохождения касты стремительно увеличивается при приближении к её концу (начиная где-то с 4 этапа), т.к. собираемая структура "сути" начинает стремиться достроиться, тем самым побуждая своего носителя к соответствующему поведению. Первые этапы каждой касты без внешнего направляющего воздействия обычно проходятся довольно долго. Поэтому распределение количества людей по качествам внутри касты представляет собой точно такую же "пирамиду": больше всего будет народа на этапах 2 и 3, людей же, достигших вершины касты, окажется очень мало (как мало в мире супербогачей и сверхуспешных людей, правителей и королей). Кроме того, будет выполняться и общий закон соотношения численности каст (примерно 1:40), таким образом, основная часть населения планеты представлены 2 и 3 этапами касты "купцов" и в меньшей степени 2 и 3 касты "воинов".

Следует обратить внимание, что место на этой "лестнице качеств" определяется качествами сознания, поведение же и успехи человека являются производными. Так, "купец" с собранным качеством "вдыхания жизни и огня" может как быть успешным предпринимателем, так и обычным наёмным работником, который, с другой стороны, каждый свой союз с женщиной может легко превратить в ослепительный роман для обоих. Того же, кто умеет "управлять ростом созданного", очень даже могут заприметить по успехам на работе и поставить руководить финансами в фирме. Человек с почти собранным верхом касты "воинов", скорее всего, добьётся реальной власти, удержит её и будет способен превосходно управлять - но в то же время ему может и не повезти, и он не будет занимать сколь-нибудь значимых постов, хотя вероятность этого неизмеримо ниже, чем для человека начала касты.

На начальном уровне касты "мудрецов" человек стремится познавать окружающий мир, создаёт в своём сознании модели, структуры, концепции, идеологии, участвует в интеллектуальных "битвах" за них. Как и начальный этап любой другой касты, он довольно многочисленный, хотя и гораздо меньше по численности, чем предыдущий аналогичный уровень. Именно на этом уровне обычно находятся реальные учёные, философы, исследователи - те, кто реально может осознавать мир, а не просто служить чужим концепциям (это "воины") или пропагандировать их, не понимая (это "купцы").

Для прохождения каждого качества вовсе не обязательно осваивать его полностью, "поперёк и вдоль" - нет, есть некий "обязательный минимум", которого достаточно для формирования минимально устойчивой структуры. Поэтому то или иное пройденное качество может быть недоработанным, недостаточным для его активного функционирования. Поэтому "мудрец" начального этапа вовсе не обязательно будет именно превосходным "воином" или "купцом", он лишь в принципе сможет работать и на тех уровнях. Есть люди, которые по тем или иным причинам останавливаются на том или ином этапе, тогда они могут проработать его до совершенства, но это бывает редко.

В описании выше указаны те делания, которые являются основной целью жизни и основной мотивацией человека. У людей, прошедших то или иное качество, оно будет иметься (и использоваться при необходимости), но заниматься деланием по его применению ему будет неинтересно.

В начале каждой касты существует некоторый период, когда могущество человека (его способность влиять на окружающий мир) меньше, чем на высших качествах предыдущей касты. Так, начинающий "воин" значительно слабее, чем успешный бизнесмен (у последнего больше возможностей добиться своего в социуме, чем у такого "воина"), но уже к середине касты (примерно уровень 4-5 в "лестнице качеств") способности сопоставимы (например, чиновник средней руки вполне может разрушить и подчинить даже самый успешный бизнес самого успешного "купца"), далее же высшая каста гораздо могущественнее в любом случае. Люди начала уровня "мудрецов" точно так же имеют меньше возможности влиять на мир, чем верхушка третьей касты, но их возможности вполне сопоставимы с продвинутыми "воинами" (могут легко решить разумом проблему, которую такой воин будет долго решать своими способами), а, начиная с определённого уровня, могуществу "мудрецов" никакие действия "воинов" противостоять не могут.

Данная схема структуры общества определена на основе исследований окружающего мира как наиболее точно отражающая процесс развития человека. Прямое подчинение меньших высшим кастам является попросту способом наиболее эффективного развития посредством копирования с высших нужных качеств. При отсутствии внешнего влияния общество складывается естественным образом несколько менее эффективно, но более устойчиво: так, начинающие "мудрецы" занимают места советников и специалистов при успешных "воинах", тем самым переваливая на таких воинов всю ответственность и все проблемы за реализацию своих решений. (Точно так же начинающие "воины" нередко ходят в слугах у успешных "купцов".)

Процесс "подчинения посредством кулаков" характерен для воздействия, оказываемого человеком касты воинов. "Мудрец", которому нужно подчинить кого-либо, будет действовать иным, более результативным методом (в общем его можно описать словами "создание воину условий, в которых он будет вынужден поступить нужным образом").

*****

"Односторонняя" проработка того или иного уровня в некоторой степени предопределит направление развития в проработанную сторону. Кроме того, при необходимости реализации качества этого уровня человек столкнётся с рядом трудностей.

Например, если человек прошёл всю касту "купцов" исключительно работой с финансами и связями (например, в каком-либо "ордене" подобного толка), не занимаясь проработкой стороны общения с противоположным полом и с друзьями, то у него и дальше будут сложности в реализации качеств социального общения. А это, вкупе с наработанными качествами "деятельности в структуре", скорее всего, приведёт к тому, что в качестве места своего дальнейшего развития он выберет какой-нибудь религиозный орден, монастырь, а не проработку уровня "воина" в социуме и в конкуренции между людьми. Он относительно быстро достигнет уровня "мудрецов", но весьма значительные части жизненного опыта у него окажутся непроработанными и сложными в реализации. В результате в том случае, если условия в социуме резко изменятся (например, сейчас роль монашеских орденов ничтожна, а в своё время они подчиняли себе цивилизацию), он получит серьёзные проблемы в своём дальнейшем развитии.

С другой стороны, проработать до конца низшие уровни с более высоких можно проще и быстрее, чем при "законном" движении. Так, для полноценной проработки каких-нибудь качеств "купца" мудрецу потребуется в десятки раз меньше времени, чем "купцу" того уровня. Собственно, во многом ради этого и создавались монастыри: это возможность дать человеку средства быстрого, хоть и однобокого развития, в надежде на то, что он впоследствии с более высокого уровня сам завершит проработку пропущенного. Вместе с тем такая проработка зачастую сопряжена с проблемами отсутствия интереса к пройденным этапам, поэтому обычно к ней вынуждает сама жизнь.

Прохождение касты не всегда выполняется полностью, с первых качеств до последнего. В общем случае можно сказать, что первую половину касты человек нарабатывает базис (развивается вверх), а вторую - расширяет и оттачивает наработанные качества (развивается вширь). Поэтому нередки случаи, когда, наработав нужную основу (этапы 4-5), человек предпочитает продолжить "вертикальное" развитие, интересуясь деланием следующей касты, а не завершает свою текущую задачу, достигая вершин мастерства на своём уровне.

Подобный подход ускоряет развитие, но лишает человека мощной основы и устойчивости. Кроме того, развитие личности в таком случае получается однобоким: прорабатываются лишь некоторые аспекты касты, но отнюдь не весь спектр качеств. С другой стороны, наработать качества предыдущей касты проще и быстрее с более высокой позиции.

Антон Орлов


Ссылка

И что со всем этим делать, т.е. как правильно управлять государством - совершенно не понятно)) Вот хорошо будет, когда все пробудятся - какая разница, роль вождя или домохозяйки исполняется, ни актера, ни зрителя все равно нет!

28

Если коротко - НИКТО, ну т.е. почти никто не понимает, что без негативного нет позитивного, все хотят "кактусы без колючек" (в Музыке "Манифест" Ляписа выложила)))

29

Denim написал(а):

Понятно, что демократические ценности это табу


Как это?  :huh:  Что вы вкладываете в понятие "табу"?

Табу - это запрет. Кто запретил вдруг демократические ценности?


Denim написал(а):

но ведь общество неоднородно по структуре... Касты - такая же объективная вещь

Демократия вовсе не предполагает однородность общества, это коммунизм предполагает однородность общества, только эта идея не работает на практике.


Но касты здесь не при чём.

Касты - это определённые социальные условия по рождению (саstа — «происхождение»): родился в семье неприкасаемых, так будь ты хоть семь пядей во лбу, так неприкасаемым и помрёшь. Родился в семье брахманов, значит всю жизнь будешь брахманом, даже если ты шизоид.

Разве при демократии существует кастовое разделение?

Его даже при извращённом советском социализме не было.

Ну а свинья в ярмолке он (Грефу) ещё и потому, что пытается опрерировать понятиями (о буддизме к примеру), в которых он вообще полный профан,
что называется - слышал звон, да не знает, где он.

Ну, и со знанием конституции своей страны у него большие проблемы.
Это простительно простому обывателю, но недпустимо для главы государственного сбербанка России.

Вобщем, свинья в ярмолке.

30

Lakshmi написал(а):

свинья в ярмолке

Метко!  :cool: