В: Вы говорили, что Я можно рассматривать в трёх аспектах: личностном (вьякти), сверхличностном (вьякта) и безличностном (авьякта). Авьякта — это универсальное, реальное, чистое «Я», вьякта — это его отражение в сознании как «я есть», вьякти — это совокупность физических и жизненных процессов. Внутри узких границ настоящего момента сверхличностное осознаёт личность, как во времени, так и в пространстве, причём не только одну личность, а длинную череду личностей, сцепленных вместе нитью кармы. Главным образом это свидетель, а также остаток накопленных переживаний, память, связующее звено (сутратма). Именно характер человека выстраивается и меняется жизнью от рождения к рождению. Универсальное же вне всех имён и форм, вне сознания и характера, это чистое не сознающее себя бытие. Я правильно выразил ваши взгляды?
М: На уровне ума — да. За пределами ментального уровня ни одно слово не может этого выразить.
В: Я могу понять, что личность — это ментальная конструкция, собирательное имя для набора воспоминаний и привычек. Но тот, с кем «случается» эта личность, наблюдающий центр, разве он тоже ментальная конструкция?
М: Личное нуждается в основе, в теле, с которым можно отождествиться, как цвет нуждается в поверхности, чтобы проявиться. Видение цвета отлично от самого цвета — оно одинаково, независимо от того, какой цвет видится. Чтобы видеть цвет, нужен глаз. Цветов много, глаз один. Личное подобно свету в цвете и в глазу, оно простое, единое, неделимое и невоспринимаемое, кроме как в своих проявлениях. Оно постижимо, но невоспринимаемо, неовеществляемо, неделимо. Не материальное и не ментальное, не объективное и не субъективное, оно является корнем материи и источником сознания. За пределами простой жизни и смерти, это всё-включающая и всё-исключающая Жизнь, в которой рождение есть смерть, а смерть есть рождение.
В: Абсолют, или Жизнь, о которой вы говорите, реален или это просто теория для заполнения нашего неведения?
М: И то, и другое. Для ума это теория, само по себе — это реальность. Это реальность в её спонтанном и полном отрицании ложного. Как свет уничтожает тьму самим своим присутствием, так и абсолют уничтожает воображение. Видеть, что всё знание — это форма неведения, — само по себе движение реальности. Свидетель — это не личность. Личность появляется, когда для неё есть основа: организм, тело. В ней абсолют отражается как осознание. Чистое осознание становится самоосознанием. Когда есть я, самоосознание — это свидетель. Когда нет я, которое можно наблюдать, нет и наблюдения. Всё это очень просто, только присутствие личности создаёт сложности. Поймите, что не существует такой вещи, как постоянно отделённая личность, и всё станет ясно. Осознание — ум — материя. Они составляют одну реальность в её двух аспектах: неподвижном и движущемся, и трёх атрибутах: инерции, энергии и гармонии.
В: Что первично: сознание или осознание?
М: Осознание становится сознанием, когда у него появляется объект. Объект всё время меняется. В сознании всегда происходит движение, осознание же само по себе неподвижно и безвременно, здесь и сейчас.