К вопросам о самореализации

Объявление

Форум переехал ----> http://selfrealization.info

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Притчи

Сообщений 61 страница 70 из 123

61

ВИЗИТКА

Дзэнский Мастер Кейчу возглавлял главный храм в Киото. Однажды послушник принес ему визитную карточку и сказал, что этот человек хочет видеть его. На карточке было написано: “Китагаки, Губернатор Киото”. Кейчу посмотрел на визитку и проговорил:
– Скажи, что я не могу принять его.
Послушник отнес визитку обратно, и, извинившись, передал слова Мастера.
– Это моя ошибка, – сказал губернатор, и, зачеркнув слова «Губернатор Киото», отдал ее послушнику. – Попроси-ка своего учителя еще раз.
– А, так это Китагаки! – воскликнул Кейчу, снова увидев визитку. – Я хочу видеть этого человека.

62

СЛОВА НЕ НУЖНЫ

Басе, дзэнского Мастера, как-то раз спросили:
– Беседуя с учениками, вы говорите – и при этом выступаете против слов. Вы говорите: «Кто знает, тот молчит!» Но ведь вы не молчите. Как все это понять?
Басе ответил:
– Говорят другие. Я цвету!

63

РЕАЛЬНОСТЬ, А НЕ СОН

Однажды утром Бокудзю проснулся, и сразу же позвал старшего ученика:
– Послушай, мне приснился странный сон. Не мог бы ты растолковать его значение?
– Подождите! Сначала я принесу Вам воды, чтобы Вы могли умыть свое лицо, – ответил ученик.
Он принес полный горшок воды и помог Бокудзю умыться. В это время мимо проходил другой ученик. Бокудзю подозвал его и сказал:
– Послушай, мне приснился сон. Не можешь ли ты дать его толкование?
– Лучше я принесу Вам чашечку чая! – сказал ученик, и ушел.
Еще один ученик, как раз проходивший мимо, и слышавший разговор, подошел к Бокудзю и спросил:
– А что за сон Вам приснился?
И получил в ответ бамбуковой палкой по голове. Два первых ученика и Бокудзю разразились громким смехом.

64

ЛЕКЦИЯ

Мастер дзэн Миеси читал по вторникам часовые лекции.

В очередной вторник Миеси зашел в лекционный зал, готовясь говорить о понимании красоты в дзэн.

Аудитория была уже заполнена.

Но едва Миеси занял свое место и открыл рот, как из соседней деревни стали доноситься потоки жутчайших матов…

Весь час Миеси молчал, а слушатели внимали звукам матерщины из-за холма.

Спустя час Миеси сказал:

– Лекция окончена.

И вышел из зала.

65

ИСКРЕННИЙ ГОЛОС

Когда умер Мастер Банкей, один слепец, живший рядом с храмом, рассказывал своему другу:

– Из-за того, что я слеп, я не могу наблюдать за лицом человека, поэтому я сужу о нем по звуку его голоса.

Обычно, когда я слышу, как кто-то поздравляет другого с его успехами или счастьем, я слышу также тайный голос зависти.

Когда выражается соболезнование о несчастье другого, я слышу удовольствие и удовлетворение, как будто соболезнующий на самом деле доволен, будто в своем собственном мире он остается в выигрыше.

Однако, несмотря на весь мой опыт, в голосе Банкея я слышал одну только искренность.

Когда он выражал счастье, я не слышал в его голосе ничего, кроме счастья; когда он выражал печаль – единственное, что я слышал, была печаль.

66

УКРОЩЕНИЕ ПРИЗРАКА

Одна молодая женщина заболела и была близка к смерти.
– О, я так сильно люблю тебя, – сказала она своему мужу. – Я так не хочу покидать тебя. Не смей жениться на другой женщине после моей смерти. Если ты это сделаешь, я вернусь к тебе призраком и буду постоянно мучить тебя.
Вскоре она умерла. В течение шести месяцев муж исполнял ее последнее желание, а потом встретил другую женщину и полюбил ее. Они решили пожениться. Немедленно после обручения к нему каждую ночь стал являться призрак, укоряя его за то, что он не сдержал слова.

Призрак был очень умен и прекрасно осведомлен. Он точно пересказывал человеку, что происходило между ним и его возлюбленной. Если бывший муж делал своей невесте подарок, призрак подробно описывал его. Он даже повторял все их беседы и описывал подробности их встреч. Это так беспокоило человека, что он уже не мог спать.

Кто-то посоветовал обратиться ему со своей бедой к дзэнскому Мастеру, жившему неподалеку от деревни. В отчаянии бедняга отправился к нему за помощью.

– Похоже на то, что твоя бывшая жена стала призраком и знает обо всем, что ты делаешь, – подытожил Мастер. – Что бы ты ни делал, ни говорил, что бы ни дарил своей любимой, она все знает.

Должно быть, это очень умный призрак. Ты должен восхищаться им. Вот мой совет: когда твоя жена-призрак появится в следующий раз, поторгуйся с ней. Скажи, что она знает о тебе так много, что тебе не удастся ничего скрыть от нее, и что если она ответит правильно на один-единственный твой вопрос, то ты обещаешь разорвать помолвку и навсегда остаться холостяком.

– Что же я должен спросить у нее? – сказал человек.

– Возьми полную горсть соевых бобов и попроси чтобы она точно сказала, сколько бобов у тебя в руке. Если она не сможет ответить, то никогда больше не будет беспокоить тебя.

Вечером, когда призрак появился, человек приветливо встретил его и сказал, что призрак знает обо всем.

– Конечно, – ответил призрак. – И я знаю, что сегодня ты был у дзэнского Мастера.

– Если ты знаешь так много, – требовательно сказал человек, – то скажи мне, сколько бобов в этой руке?

Больше перед ним не появилось ни одного призрака ума.

67

ПРОБУЖДЕНИЕ

Однажды дзэнский наставник Сэцугэн сказал своему ученику Дзидзё:

– Если в течение семи дней и семи ночей ты будешь полностью отдавать себя медитации, но не обретешь пробуждения, то можешь отрубить мне голову и сделать из моего черепа черпак, которым выгребают нечистоты.

Вскоре после этого Дзидзё заболел дизентерией. Взяв с собой ведро, он удалился туда, где его никто не мог видеть, сел на ведро и полностью сконцентрировал свое внимание.

По прошествии семи дней весь мир внезапно показался ему заснеженной равниной, переливающейся в лунном свете, и он почувствовал, что Вселенная стала слишком мала, чтобы вместить его.

Долгое время он пребывал в таком состоянии, пока какой-то звук не привел его в чувство. Он обнаружил, что по всему его телу струится пот, а его болезнь прошла.
После этого Дзидзё написал такое стихотворение:

«Ослепительное, духовное – что это?
Моргнешь, и уже потерял его.
Черпак для нечистот искрится светом;
И все это время был только я».

68

МОЛЧАНИЕ

Четверо учеников дзэн, и близких друзей, обещали друг другу хранить молчание с целью углубления медитации.
Первый день молчали. Их медитация началась благоприятно, но когда пришла ночь и керосиновые лампы стали совсем тусклыми, один из учеников не смог сдержаться и крикнул слуге:
– Поправь эти лампы!
Второй ученик удивился, услышав, что первый заговорил.
– Мы договорились не говорить ни слова, – заметил он.
– Вы, болваны, чего вы разговариваете? – спросил третий.
– Один я молчу, – заключил четвертый.

69

НЕ УМ

Лин-чи сидел на берегу реки, когда к нему подошёл философ, поклонился и задал вопрос: «Какова суть вашего учения?» Лин-чи посмотрел на него и не произнес ни единого слова. Философ подумал про себя: «Он очень стар, наверное, к тому же и глухой» и крикнул:
– Похоже, Вы не слышите меня! Я спрашиваю, какова суть вашего послания?
Лин-чи засмеялся. Философ подумал: «Что-то странное. Сначала он не ответил, теперь смеётся! Может быть он притворяется, что услышал меня? Но поскольку он не ответил на мой вопрос, значит он ничего не услышал». И тогда учёный закричал еще громче:
– Я спрашиваю, какова суть вашего учения?
Лин-чи спокойно сказал:
– Сначала я ответил – безмолвие. Но Вы не смогли этого понять, и мне пришлось спуститься немного ниже. Я сказал – смех, радость. Но Вы не смогли понять даже этого. Поэтому мне приходится спуститься еще ниже. И он написал пальцем на песке: «медитация», сказав: «Это мое учение».
Ученый попросил:
– Не могли бы Вы уточнить свою мысль, сделать её более чёткой. Тогда Лин-чи написал на песке более крупными буквами: «МЕДИТАЦИЯ». Философ становился всё более раздражённым и спросил:
– Вы что, шутите? Я прошу уточнить, детализировать свою мысль, а Вы пишите то же самое, только более крупными буквами. Я профессор философии!
Лин-чи воскликнул:
– Почему же Вы сразу об этом не сказали! И он написал: НЕ УМ.

Профессор стукнул себя по голове и ушёл, даже не попрощавшись.

70

Я ЖИВУ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНЬЮ

Кто-то спросил Бокудзю:
– Что Вы делаете? Какова Ваша религиозная дисциплина?
Он ответил:
– Я живу обычной жизнью - это моя дисциплина. Когда я чувствую голод, я ем. Когда я чувствую, что хочу спать, я сплю.
Спрашивающий был озадачен. Он сказал:
– Но я не вижу в этом ничего особенного.
Бокудзю сказал:
– В этом вся суть. Нет ничего особенного. Все, жаждущие чего-то особенного, являются эгоистами.
Спрашивающий всё ещё был озадачен. Он сказал:
– Но это делают все: когда голодны – едят; когда хотят спать – спят.
Бокудзю рассмеялся и сказал:
– Нет. Когда вы едите, то вы делаете тысячу и одну вещь: вы думаете, мечтаете, воображаете, вспоминаете. Вы не только едите. Когда я ем, то я просто ем: тогда существует только еда и ничего больше. Когда вы спите: вы видите сны, боретесь, имеете кошмары. Когда я сплю, то я просто сплю, не существует больше ничего. Когда есть сон, то есть только сон.

Нет даже Бокудзю. Когда я гуляю, то существует только прогулка, не существует никакого Бокудзю: просто прогулка.