К вопросам о самореализации

Объявление

Форум переехал ----> http://selfrealization.info

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Притчи

Сообщений 41 страница 50 из 123

41

Однажды монах прогуливался по лесу. Неподалёку он заметил охотника, который целился в оленя. Монах подбежал к нему и стал умолять не убивать оленя.

— Почему? — удивился охотник.

— Если ты убьёшь его, то в следующей жизни можешь родиться оленем. Таков закон кармы.

Охотник задумался и не стал убивать оленя, опустив своё ружьё. Он посмотрел на монаха: тот был хорошо и аккуратно одет, имел прекрасные манеры и добрые черты лица, он ощущал, что от монаха исходит аромат блаженства и безмятежности.

В этот же миг охотник направил ружьё на монаха. Монах спросил его:

— Боже мой, что ты делаешь?!

— Ты сам сказал, таков закон кармы: если я убью тебя, то в следующей жизни буду монахом. Ты мне понравился.

42

У Ананды был брат, совсем глупый и неспособный. Но он тоже хотел учиться у Будды. И однажды, нарушив запрет Ананды, он подошёл к Будде и со слезами стал умолять дать ему личную практику.

— Но, — сказал он, — я ничего не умею. Я не могу даже запомнить больше четырёх слов сразу.

— Хорошо, — сказал Будда, — четырёх слов достаточно. Мы даже сгруппируем их в две фразы по два слова, чтобы тебе не пришлось слишком напрягать свой ум. Вот, возьми эту метлу и иди подметать полы. Когда будешь подметать влево, говори: «Подметаю пол», а когда метла пойдёт вправо, говори: «Духовно расту».

Этот человек достиг просветления, и раньше своего много знающего брата, ведь, как известно, согласно легендам, Ананда обрёл просветление последним, уже после смерти своего Учителя.

43

"Лунная Тантра"

Тибетская ночь. На горе около пещеры стоят два налджорпы.

- Чему ты улыбаешься? - спрашивает один другого.

- Да вот, любуюсь Луной.

- Чем любуешься?

- Луной, - налджорпа показывает на Луну пальцем, но его собеседник даже не поднимает головы.

- Какой Луной? - спрашивает он.

- Да вот же она, - удивляется налджорпа, - прямо перед вами, желтая такая.

- Желтая?! О, наг тебя за ногу. Надо кому-нибудь рассказать. Через полчаса вокруг налджорпы собирается толпа.

- О, Гуру, расскажи нам о Луне, - робко просит делегат от толпы.

- Какого нага тут рассказывать? - горячится налджорпа. - Поднимите головы и все увидите сами.

Кто-то, не отрывая от налджорпы преданных глаз, торопливо царапает на свитке :"Стоит лишь поднять голову - и взору откроется Луна, желтый круг на фоне черного неба..."

- Ты чего это пишешь?- настороженно спрашивает налджорпа.

- Кто-то должен сохранить учение для потомков, а если не я, то кто?

- Какое, дакини тебя за ногу, учение?! ПРОСТО ПОДЫМИ ГОЛОВУ!!!

"Поднять голову - не сложно, а просто..." - вновь начинает строчить новоявленный тантрист,

но налджорпа бьет его снизу кулаком в подбородок и перед глазами пишущего мелькает желтое пятно.

- Что это было, Учитель???

- Луна.

- Боже, я увидел Луну. Я увидел Луну! Луну!!!

- Он увидел Луну, - волнуется толпа и начинает водить вокруг потирающего подбородок луновидца хоровод.

Налджорпа, между тем, машет на все это дело рукой и уходит прочь, любуясь полнолунием.

Через две тысячи лет кто-то читает "лунную тантру" и тяжело вздыхает: "А толку-то,- думает он. - В те времена Гуру был рядом и всегда мог дать тебе по зубам в нужный момент.

Некоторые, правда, утверждают, что одной книги достаточно, и что они собственными глазами видят Луну каждую ночь, но кому можно верить в наше время?

44

Малая сутра о Малункье

Так я слышал. Однажды Благословенный (Будда) находился в роще Джеты — в монастыре Анатхапиндики.

И вот сыну Малункьи, находившемуся в уединении, в сосредоточении, пришла в голову такая мысль:

«Есть вопросы из области мнений, которые Благословенный оставил без ответа, не разъяснил, отклонил: вечен мир или не вечен; имеет мир границу или не имеет; одно ли и то же душа и тело, или тело — одно, а душа — другое; существует ли Татхагата после смерти или не существует; или ни существует, ни не существует.

На все это Благословенный не отвечал.

И не нравится это мне, не устраивает это меня, что Благословенный не отвечает на эти вопросы.

Пойду-ка я к Благословенному и спрошу об этом.

Если Бхагаван ответит мне на них, то буду я учиться у Благословенного брахманскому житию. А если не ответит, то оставлю ученичество и вернусь к худшему».

И вот к вечеру достопочтенный сын Малункьи вышел из сосредоточения, пришел к Благословенному, приветствовал и сел возле.

И сидя возле Благословенного, достопочтенный сын Малункьи рассказал ему, о чем думал в уединении.

- «Если Благословенный знает ответы на эти вопросы, то пусть он их мне скажет. А если не знает, то что же? Для того, кто не знает, лучше будет и говорить прямо: не знаю, мол, не вижу».

- «А говорил я разве тебе, сын Малункьи: пошли, мол, сын Малункьи, учись у меня брахманскому житию, а я тебе объясню: вечен мир или не вечен; имеет мир границу или не имеет; одно ли и то же душа и тело, или тело — одно, а душа — другое; существует ли Татхагата после смерти или не существует; или ни существует, ни не существует?».

- «Не было этого, почтенный».

- «Или, может, ты мне говорил: я, почтенный, стану учиться у Благословенного брахманскому житию, а Благословенный мне объяснит: вечен мир или не вечен; имеет мир границу или не имеет; одно ли и то же душа и тело, или тело — одно, а душа — другое; существует ли Татхагата после смерти или не существует; или ни существует, ни не существует?».

- «Не было, почтенный».

-«Итак, ты согласен, сын Малункьи, что ни я тебе не говорил об этом, ни ты мне не говорил об этом. А если так, никчемный ты человек, с чего ты вздумал оставлять ученичество?

Представь, сын Малункьи, что кто-то скажет: „До тех пор не стану учиться у Благословенного брахманскому житию, покуда Благословенный не объяснит мне: вечен мир или не вечен; имеет мир границу или не имеет; одно ли и то же душа и тело, или тело — одно, а душа — другое; существует ли Татхагата после смерти или не существует; или ни существует, ни не существует“.

Не успеет Татхагата объяснить ему это, как человек этот умрет.

Представь, сын Малункьи, что человека ранило пропитанной ядом стрелой и друзья-знакомые, кровные родственники привели к нему врача, хирурга.

А человек этот скажет: „Не дам я до тех пор вынуть эту стрелу, пока не узнаю, что за человек меня ранил: кшатрий ли он, брахман ли, вайшья ли, шудра ли;

пока не узнаю, как его имя, кто он родом, пока не узнаю, чернокожий ли он, смуглокожий ли или с кожей золотистого цвета;

пока не узнаю, из какого меня ранили лука — простого или самострела;

пока не узнаю, что за тетива на луке — из дерева ли арка, тростниковая ли, пеньковая ли, жильная ли, из молочайного ли дерева;

пока не узнаю, какое у стрелы древко — вставное или накладное; пока не узнаю, что за оперение у стрелы — из перьев ли коршуна, или цапли, или сокола, или павлина, или мягкоклювой птицы;

пока не узнаю, какой жилой оно примотано — воловьей ли, буйволиной ли, оленьей ли, обезьяньей ли;

пока не узнаю, что за наконечник — игольный ли, бритвенный ли, расплющенный ли, каленый ли, «телячий зуб» ли, «олеандровый лист» ли“.

Не успеет человек все это узнать, как умрет он.

Вот так же, сын Малункьи, и с этими вопросами: не успеет Татхагата все это объяснить, как человек умрет.

Какое бы мнение ни было, сын Малункьи: вечен мир или не вечен; имеет мир границу или не имеет; одно ли и то же душа и тело, или тело — одно, а душа — другое; существует ли Татхагата после смерти или не существует; или ни существует, ни не существует, а брахманское житие остается.

Какое бы мнение ни было, сын Малункьи: вечен мир или не вечен; имеет мир границу или не имеет; одно ли и то же душа и тело, или тело — одно, а душа — другое; существует ли Татхагата после смерти или не существует; или ни существует, ни не существует — есть рождение, есть старость, есть смерть, есть печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние и их уничтожение, очевидное уже в этой жизни, я и указую.

Потому, сын Малункьи, не разъясненное и знайте как неразъясненное, разъясненное мною знайте как разъясненное.

Вот что, сын Малункьи, мной не разъяснено: вечен мир или не вечен; имеет мир границу или не имеет; одно ли и то же душа и тело, или тело — одно, а душа — другое; существует ли Татхагата после смерти или не существует; или ни существует, ни не существует.

Почему, сын Малункьи, это мной не разъяснено? В этом нет смысла, это не служит брахманскому житию, отвращению, бесстрастию, пресечению, умиротворению, постижению, просветлению, успокоению, потому это мной не разъяснено.

А вот что, сын Малункьи, мной разъяснено: вот страдание, вот причина страдания, вот прекращение страдания, вот путь, ведущий к прекращению страдания.

Почему, сын Малункьи, это мной разъяснено? В этом есть смысл, это служит брахманскому житию, отвращению, бесстрастию, пресечению, умиротворению, постижению, просветлению, успокоению, потому это разъяснено.

Потому, сын Малункьи, неразъясненное и знайте как неразъясненное,
а разъясненное мною знайте как разъясненное».

Так сказал Благословенный. Достопочтенный сын Малункьи восхищенно воспринял сказанное им.

45

Однажды один Гуру дал своему ученику мантру, велел держать ее в секрете и повторять про себя. Это была мантра «ОМ ШРИ РАМ ДЖЕЙ РАМ ДЖЕЙ ДЖЕЙ РАМ».
Ученик вернулся в родную деревню, пришел на берег реки, чтобы в тишине помедитировать, повторяя мантру. Но на берегу реки он увидел целую процессию людей, которые шли друг за другом, громко распевая «ОМ ШРИ РАМ ДЖЕЙ РАМ ДЖЕЙ ДЖЕЙ РАМ». «Что за ерунда, – подумал тот ученик, – Гуру дал мне мантру, велел держать в секрете и повторять про себя, а тут целая толпа людей просто кричит ее во полный голос?! Здесь что-то не так».
Он вернулся к Гуру и рассказал ему о своих сомнениях.
«Хорошо, – сказал Гуру, – я дам тебе одно задание. Вот тебе камень. В течение месяца ходи по миру и спрашивай у разных людей, сколько денег они дадут тебе за этот камень. Но не продавай его. Через месяц придешь ко мне и сам ответишь на свой вопрос».
И ученик пошел бродить по свету. В какой-то деревне он встретил старушку. «Вот, – сказал ученик, – у меня есть камень. Если я захочу его продать, сколько денег ты мне дашь за него?»
«Красивый камушек, – сказала старушка, – пожалуй, я купила бы его, чтобы с ним играли мои внуки и дала бы тебе за него пол рупии».
Ученик пошел дальше. Через некоторое время он встретил кузнеца и задал тот же вопрос. Кузнец посмотрел на камень, подумал, что для каких-нибудь целей тот может ему пригодиться и предложил десять рупий.
Потом ученик пришел в небольшой городок, зашел в ювелирную лавку и там ему уже давали сто. И наконец он пришел в крупный город, нашел самую лучшую ювелирную мастерскую и показал свой камень. «Где ты взял такой огромный бриллиант! – вскричал ювелир. – Да ему просто цены нет».
Разные люди, повертев камень в руках, оценивали его совершенно по-разному, исходя из собственной компетенции... И тут вдруг ученик понял всю ценность данной ему мантры.

46

Саракани сутта: О Саракани

В это время недавно скончавшийся Саракани из клана Сакьев был объявлен вступившим в поток [самим] Благословенным, не способным более родиться в нижних мирах, направляющимся к само-пробуждению.

По этому случаю, ряд Сакьев при встрече друг с другом или собравшись в компанию, были возмущены, раздражены и говорили с издёвкой:

- «Чудное дело, поразительно! Теперь кто угодно может стать вступившим в поток, если уж Благословенный объявил таковым недавно скончавшегося Саракани, не способным более родиться в нижних мирах, направляющимся к само-пробуждению! Как же так, если Саракани пал в своём обучении и начал пить!?»

- «Маханама, мирянин, который уже давно принял прибежище в Будде, Дхамме и Сангхе - как он может оказаться в нижних мирах?

1. Маханама, вот человек наделён непоколебимой верой в Будду: "В самом деле он Благословенный, достойный, во истину само-пробуждённый, совершенный в знании и поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый, благословенный".

Вот он наделён непоколебимой верой в Дхамму: "Дхамма превосходно разъяснена Благословенным, видимая здесь и сейчас, не зависящая от времени, приглашающая пойти и увидеть, ведущая к цели, познаваемая мудрыми самостоятельно".

Вот он наделён непоколебимой верой в Сангху: "Сангха учеников Благословенного, идущих по хорошему пути, идущих по прямому пути, идущих по верному пути, идущих по совершенному пути - другими словами четыре пары или восемь типов личностей - это Сангха учеников Благословенного: достойная даров, достойная гостеприимства, достойная подношений, достойная уважения; несравненное поле заслуг для мира".

Он легко и быстро совершенствует мудрость и достигает освобождения.

За счёт прекращения умственных загрязнений, он пребывает в состоянии освобождённого ума, свободный от загрязнений, и освобождённый мудростью, зная и проявляя эти состояния самостоятельно, прямо здесь и сейчас.

Этот человек полностью освобождён от рождения в аду, в утробе животного, в мире голодных духов, неспособный более пасть, освобождённый от состояний лишений.


2. Вот другой случай, когда человек наделён непоколебимой верой в Будду… Дхамму… Сангху.

Он легко и быстро совершенствует мудрость и не достигает освобождения.

Уничтожив пять нижних пут, он переродится спонтанно [в мире Чистых Обителей] где обретёт Освобождение и [никогда более] не вернётся назад в этот мир.

Этот человек полностью освобождён от рождения в аду, в утробе животного, в мире голодных духов, неспособный более пасть, освобождённый от состояний лишений.


3. Вот другой случай, когда человек наделён непоколебимой верой в Будду… Дхамму… Сангху.

Он не продвигается легко и быстро в совершенствовании мудрости и не достигает освобождения.

И всё же, уничтожив три [нижние] путы и ослабив жажду, злобу и невежество, он является однажды-возвращающимся, который лишь единожды вернётся в этот мир и положит конец страданиям.

Этот человек полностью освобождён от рождения в аду, в утробе животного, в мире голодных духов, неспособный более пасть, освобождённый от состояний лишений.

4. Вот другой случай, когда человек наделён непоколебимой верой в Будду… Дхамму… Сангху.

Он не продвигается легко и быстро в совершенствовании мудрости и не достигает освобождения.

И всё же, уничтожив три [нижние] путы, он является вступившим в поток, не способным родиться в нижних мирах и направляющимся к само-пробуждению.

Этот человек полностью освобождён от рождения в аду, в утробе животного, в мире голодных духов, неспособный более пасть, освобождённый от состояний лишений.

5. Вот другой случай, когда человек даже не имеет непоколебимой веры в Будду… Дхамму… Сангху.

Он не продвигается легко и быстро в совершенствовании мудрости и не достигает освобождения.

Но у него есть следующие качества: качество доверия, качество усердия, качество осознанности, качество сосредоточения, качество мудрости.

И с помощью мудрости он рассмотрел и до определённой степени согласился с тем, что провозгласил Татхагата.

Этот человек полностью освобождён от рождения в аду, в утробе животного, в мире голодных духов, неспособный более пасть, освобождённый от состояний лишений.

6. Вот другой случай, когда человек даже не имеет непоколебимой веры в Будду… Дхамму… Сангху.

Он не продвигается легко и быстро в совершенствовании мудрости и не достигает освобождения.

Но у него есть следующие качества: качество доверия, качество усердия, качество осознанности, качество сосредоточения, качество мудрости.

И даже если у него есть хотя бы доверие и симпатия к Татхагате, то этот человек также полностью освобождён от рождения в аду, в утробе животного, в мире голодных духов, неспособный более пасть, освобождённый от состояний лишений.

Маханама, если бы эти великие саловые деревья могли бы различать что является хорошо сказанным от того, что является плохо сказанным, я бы провозгласил эти великие саловые деревья вступившими в поток… направляющимися к само-пробуждению, так что уж говорить о Саракани из клана Сакьев!

Маханама, Саракани из клана Сакьев выполнил обучение в момент смерти».

источник

47

Однажды к дзэнскому наставнику Банкэю явился посетитель и признался, что у него от рождения - грубый нрав, который ему, несмотря на все усилия, не удается сдерживать.
Дзэнский наставник сказал: "Какой интересный подарок вы получили при рождении. У вас и сейчас грубый нрав? Если так, то покажите мне его, и я вылечу вас".
"Сейчас его нет, - сказал гость. - Но он возникает неожиданно, когда что-то происходит".
"В таком случае ваш буйный нрав обитает отнюдь не внутри вас", - сказал Банкэй.

48

Об отсутствии действующего лица:

Один человек умер и пошел на Небеса. Ангел встретил его возле жемчужных ворот и сказал:

- Для того, чтобы пройти через эти ворота, ты должен набрать 100 очков.
Ты говори мне все добрые дела, которые ты сделал на земле, а я буду говорить, сколько очков ты набрал.

- Хорошо, - сказал мужчина, - я прожил со своей женой пятьдесят лет и ни разу не изменил ей, даже в моем сердце.

- О, это прекрасно! - сказал ангел. - За это ты получаешь целых три очка!

- Три очка?! - изумился мужчина. - Ну, хорошо, я ходил в церковь всю свою жизнь, регулярно давал десятины и участвовал в служениях.

- Великолепно! - сказал ангел. - Это достойно двух очков.

- Только два?!! - воскликнул мужчина. - Ну, а что ты скажешь об этом: я организовал бесплатную столовую и работал в доме престарелых.

- Фантастика! Это достойно четырех очков, - сказал ангел.

- Четыре?!! - закричал в отчаянии мужчина. - Ну, в таком случае попасть на Небеса можно только по благодати Божьей!!!

- Проходи!

49

Притча о отвлечении, рассказанная Буддой:

Человек пересекал поле, на котором жил тигр. Он бежал со всех ног, тигр за ним.

Подбежав к обрыву, он стал карабкаться по склону, уцепившись за корень дикой лозы, и повис на нем.

Тигр фыркал на него сверху.

Дрожа, человек смотрел вниз, где, немного ниже другой тигр поджидал его чтобы съесть.

Только лоза удерживала его.

Две мышки, одна белая, другая черная, понемногу стали подгрызать лозу.

Человек увидел возле себя ароматную землянику. Уцепившись одной рукой за лозу, другой он стал рвать землянику. Какая же она была сладкая!

50

Однажды ученик спросил Будду:

— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?

Будда ответил:

— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты должны сделать?

Ученик сказал:

— Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала сухая ветка.

Будда сказал:

— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это все равно, что ветка с дерева упала на вас. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путем, будто ничего и не случилось.